Таможенная товарная экспертиза качества и информационного обеспечения пива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проведение таможенной товарной экспертизы качества и информационного обеспечения пива, поступающего по импорту. Для этого необходимо было выполнить следующие задачи:
- оценить состояние и перспективы развития производства, торговли и потребления пива марки «Велкопоповицкий Козел»;
изучить структуру и классификацию пива марки «Велкопоповицкий Козел», согласно ТН ВЭД РФ;
- изучить ассортимент и потребительские свойства пива марки «Велкопоповицкий Козел»;
- определить объекты и методы исследования;
- провести товарную таможенную экспертизу качества пива марки «Велкопоповицкий Козел».

Содержание

Введение 4
1. Обзор литературы 6
1.1 Состояние и перспективы развития производства, торговли и 6
потребления пива
Факторы формирующие качество и ассортимент пива 13
Классификация и характеристика ассортимента пива 16
Способы и виды упаковки пива и условия его хранения 20
1.5 Правила приемки и методы отбора проб пива. Методы,
используемые при проведении товарной таможенной экспертизы пива
марки «Велкопоповицкий Козел» 23
2. Практическая часть 26
2.1 Определение группы, кода, единиц измерения, позиций, 26
субпозиций и ставок ввозных таможенных пошлин пива
2.2 Анализ ассортимента пива 28
2.2.1 Показатели широты, полноты и устойчивости ассортимента
пива марки «Велкопоповицкий Козел» 28
2.2.2 Структура ассортимента пива марки «Велкопоповицкий
Козел» в денежном и натуральном выражении 32
2.3 Анализ штрихового кодирования пива 33
2.4 Анализ информации, содержащейся на упаковке пива марки
«Велкопоповицкий Козел» 35
2.5 Классификация пива по ТН ВЭД РФ 35
3 Экспериментальная часть 3 8
3.1 Объекты и методы исследования качества пива марки 38
«Велкопоповицкий Козел»
3.2 Проведение товарной таможенной экспертизы качества пива 39
3.2.1 Химический состав и пищевая ценность пива марки
«Велкопоповицкий Козел» 39


3.2.3 Исследование органолептических показателей качества пива
марки «Велкпоповицкий Козел» 42
3.2.4 Анализ показателей безопасности пива 44
3.3 Расчет интегрального показателя качества пива 45
Выводы и предложения 47
Список используемых источников 49

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание слабоалк.docx

— 96.86 Кб (Скачать файл)

В сокращении рынка пива в первом квартале 2010 года также сыграла свою роль погода. Зима 2009-2010 годов на Европейской  территории России, в Уральском регионе, Западной и Центральной Сибири была очень холодной и снежной. Однако, если сопоставить влияние сезонности для производства пива и минеральной  воды, которая подвержена влиянию  погодных условий еще больше чем  пиво, то в 2010 году превалирующая роль роста акциза для пивного рынка  будет очевидной.

Оценки  независимых  исследовательских  компаний  подтверждают причины снижения, но говорят о большем сокращении рынка. Николай Мирошниченко, эксперт компании Nielsen, так комментирует ситуацию:

«Несмотря на жаркое лето 2010 года, пивной рынок  переживает очевидный спад. Объемы продаж за январь-июль 2010 года снизились на 9.3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Не последнюю роль в этом сыграла и инфляция: активное повышение акцизов привело к тому, что Экспорт российского пива существенно сократился. Главным образом падение было связано с сокращением поставок в Казахстан. С одной стороны, экономический кризис привел к падению продаж российского пива, которое позиционируется в премиальном сегменте. С другой стороны, основной импортер - российская «Балтика» интегрировала свои подразделения, сосредоточившись на развитии локального производства российских брендов. На наш взгляд, такое решение было обусловлено падением локального производства, а также стремлением сократить издержки на логистику и акцизные отчисления, с тем, чтобы сделать российские бренды более доступными.

По данным компаний падение рынка в натуральном  выражении тоже было более глубоким, чем говорит официальная статистика. Так, в отчете Efes говорится о падении рынка на 10.7% за полугодие и на 9.4% за второй квартал, Carlsberg сообщает, что рынок просел на 9% (во втором квартале -на 7%). В то же время, глава Carlsberg Group Йорген Буль Расмуссен отмечал, что рыночные условия немного улучшились к концу этого периода и динамика потребления становится более позитивной, что наряду с теплой погодой привело к более умеренному сокращению во втором квартале -порядка 7% [5].

На производственные показатели пивоваренных компаний в 2010 году существенное влияние оказал рост отгрузок дистрибуторам в конце 2009 года в преддверии повышения акцизов. Например, если принять за базу четвертый квартал 2008 года, то превышение отгрузок составило 17,8% (или 7,69 млрд. руб.), а превышение выпуска пива в натуральном выражении - 6% (или 13,8млн. дал), хотя рыночных предпосылок для такого роста не было. Даже если отнести эти избыточные объемы к началу 2010 года, то показатели все равно будут низкими, в связи с падением рынка пива. Так в первом квартале 2010 года выпуск пива по оперативным данным Росстата сократился на 21,7% (или на 47,3 млн. дал), а в денежном выражении отгрузки производителей упали на 28% (или 11,46 млрд. руб.) [11].

Данные  о выручке в 2009 году по типам пивоваренных предприятий демонстрируют опережающий  рост малых производителей. Значительная часть региональных компаний, согласно классификации Росстата относится  к крупным предприятиям (более 250 человек работающих и выручка  более 1000 миллионов рублей) и их нельзя отделить от компаний с федеральным  масштабом деятельности. Но по оставшимся категориям наблюдается следующая  динамика:

- Средние  производители пива (101-250 чел. и  выручка до 1000 млн. руб.) в 2009 году  увеличили совокупную выручку  на 33% до 3,932 млрд. руб. что составляет 1,6% в общем ее объеме (1,2% в 2008 году), при этом их количество  уменьшилось с 28 до 27.

- Малые  предприятия (16-100 чел. и выручка  до 400 млн. руб.) увеличили совокупную  выручку на 21% до 2,111 млрд. руб. что  составляет 0.9% в общем ее объеме (0,7% в 2008 году), при этом их количество  уменьшилось с 73 до 67.

- Наконец,  микропредприятия (до 15 чел. и выручка  до 60 млн. руб.) увеличили совокупную  выручку на 6% до 705 млн. руб. что  составляет 0,29% в общем ее объеме (0,28% в 2008 году), при этом их количество  выросло со 119 до 129.

Очевидно, что на итоговые показатели производителей пива в 2010 году отрицательное влияние  оказывал эффект сравнительно высокой  базы конца 2009 года, когда дистрибуторам  и розничным сетям направлялись избыточные объемы продукции. Кроме  того, рост цен на сырье, безусловно, отразился на себестоимости и  привел к новому витку роста розничной  стоимости пива, которая заметно  вырастет уже в конце 2011 - начале 2012 года. Этот процесс может частично нивелировать рост доступности пива, который происходит с улучшением покупательской способности [8].

 

1.2 Факторы формирующие качества  и ассортимента пива

 

 Основными факторами, формирующими качество пива, являются: сырье и используемые технологии производства [2].

Традиционно в России в качестве сырья для  производства пива используют: солод  пивоваренный ячменный светлый, темный, карамельный и жженый; воду питьевую; хмель; хмель молотый гранулированный  и экстракты хмеля, разрешенные  к использованию органами Минздрава  России; сахар-песок, сахар-сырец или  сахар жидкий и другие сахаросодержащие продукты, разрешенные органами Минздрава  России; дрожжи пивные низового и верхового  брожения; несоложеные зернопродукты (ячмень, крупу рисовую, крупу кукурузную). Допускается использование аналогичного импортного сырья, качество которого соответствует  требованиям нормативных документов России [5].

Ячмень (Hordeum sativum) является наиболее распространенным сырьем для производства пива как по составу экстрактивных веществ, так и их сбраживаемости. Однако многие народы в качестве углеводосодержащего сырья для производства пива используют рожь, пшеницу, кукурузу, просо. Высокая пленчатость зерна ячменя и повышенное содержание гемицеллюлоз играет положительную роль при фильтровании пивного сусла, обусловливая пористость фильтрующего слоя дробленого солода.

К ячменю, используемому для солодоращения, наиболее важными требованиями являются: хорошая прорастаемость зерна (не менее 90—95%), невысокая пленчатость (не более 10% массы зерна), достаточная крупность  и выровненность, умеренное содержание белка (не ниже 8 и не более 12%) и высокое  содержание крахмала (до 65%) [17].

От исходного  качества и состава ячменя в значительной степени в дальнейшем зависят потребительские достоинства и устойчивость пива в хранении. Чем выше пленчатость зерна, тем ниже экстрактивность и вкусовые свойства пива за счет горьких веществ, содержащихся в оболочках.

Особенно  слабоэкстрактивным бывает пиво из ячменя с пониженной крахмалистостью. Это  во многом связано с повышенным содержанием  белка, в накоплении которого наблюдается  обратная зависимость с количеством  крахмала. С одной стороны, высокое  количество белка препятствует разрыхлению  эндосперма и извлечению из него экстрактивных  веществ, с другой — способствует помутнению пива. Низкобелковые ячмени (ниже 8%) дают пиво со слабой пеной и  неполным вкусом.

Несоложеные (непроращенные) материалы, как правило, высокоуглеводистые, применяются для  увеличения экстрактивности, создания определенного вкуса и снижения себестоимости пива. Раньше пиво вырабатывали в России только из ячменя, и введение несоложеных материалов считалось  его фальсификацией. Однако в настоящее  время для производства различных  сортов пива используют рисовую сечку, ячменную муку, ячменную и кукурузную обезжиренную крупу, сою, пшеницу, обрушенный ячмень, а также свекловичный сахар  и глюкозу. Общее количество добавляемых  несоложеных материалов может колебаться от 15 до 50% массы ячменного солода (если по рецептуре не предусмотрено  добавление ферментных препаратов, то количество несоложеных материалов не должно превышать 15%). Рис применяют  из-за высокого содержания в нем  крахмала (в среднем 68%) и преобладания в составе белковых веществ нерастворимого в воде белка оризина (около 70% суммы  азотистых соединений, которые составляют 7—9% массы зерна). Кукуруза отличается высоким содержанием экстрактивных  веществ (82—90%), нерастворимостью преобладающих  белков (зеина и глютенина) и свертыванием при кипячении остальных белков, перешедших в сусло. Для улучшения  пенообразования и повышения  пеностойкости пива в рецептуру  включают сою, содержащую гликозид сапонин. Свекловичный сахар и глюкозу  обычно добавляют в процессе варки  сусла с хмелем для придания пиву нужного вкуса и содержания спирта [18]. Ферментные препараты (грибной солод), получаемые чаще всего из плесневых  грибов Aspergillus oryzae, обязательно применяют при выработке пива из солода с добавлением несоложеного сырья. Это необходимо потому, что ферменты солода при высушивании инактивируются и для гидролиза полисахаридов, содержащихся в несоложеных материалах, ферментов солода недостаточно для полного осахаривания крахмала зерновых добавок. Активность этих препаратов превосходит активность ферментов солода по осахаривающей способности в 3—4 раза, по разжижающей — в 8—10 раз, по декстринирующей — в 10—20. по протеолитической — в 15—20 раз. Применяют также ферменты гриба Trichothecium roseum для более активного разрушения клеточных стенок эндосперма [4,11].

Хмель —  Humulus lupulus L (двудомное многолетнее растение из семейства коноплевых) используют для придания пиву характерного хмелевого аромата, специфического горьковатого привкуса и биологической стойкости при хранении. Хмель принимает участие и в формировании таких показателей качества, как цвет, прозрачность и пено-образование.

Для изготовления пива используют хмелевые шишки, которые  представляют собой высушенные женские неоплодотворенные соцветия. Наиболее ценной частью хмеля является лупулин (хмелевая мука) — липкие зернышки светло желтого цвета, накапливающиеся на внутренней стороне чешуек. В технологическом отношении наиболее валены горькие кислоты и смолы (10—26% массы сухого хмеля), а также дубильные вещества (2—5%) и эфирное масло (0,2—1%) [16].

Горькие вещества хмеля — это комплекс безазотистых соединений сложного химического  состава: горькие а- и р-кислоты, мягкие а- и (3-смолы, твердые у-смолы. Изучены  а-кислота гумулон (СНО.), обладающая наибольшей горечью, и Р-кислота  лупулон (С26Н3804).

Горькие кислоты при длительном хранении хмелевых шишек, особенно в неблагоприятных условиях, окисляясь, переходят в мягкие, а затем в твердые смолы. Последние имеют менее горький, но грубый и неприятный вкус, предающий пиву. Горьким веществам хмеля свойственна высокая антибиотическая активность по отношению к микроорганизмам (молочнокислым бактериям и сарцинам), спонтанно развивающимся при изготовлении пива и ухудшающим его качество.

Наибольшую  антибиотическую активность имеют  ос-кислота и а-смолы. Твердые  у-сшэлы антибиотической активностью  не обладают [14].

Относящиеся к группе катехинов дубильные  вещества хмеля обусловливают терпкость  вкуса сусла, его прозрачность и  интенсивность окраски.

Эфирное масло хмеля, представляющее собой  смесь ароматических углеводородов  и терпенов, играет определенную роль в образовании аромата пива, несмотря на то, что в процессе кипячения  сусла большая часть эфирного масла улетучивается. Разработаны  технологии производства молотого гранулированного хмеля, позволяющие уменьшить расход хмеля на 15% и хмелевых экстрактов (применяют в соотношении 1:1) [3].

Вода  — ее солевой состав и свойства играют большую роль в формировании показателей качества пива, и к  ней предъявляют следующие требования по: жесткости, активной кислотности (рН), вкусу и запаху, механической и  микробиологической чистоте. При этом учитываются состав и соотношение  в воде минеральных веществ, в  том числе для светлых сортов пива применяют только мягкую воду (0,1—1,8 мг-экв/дмЗ), для темных — умеренно жесткую (1,8— 3,5 мг-экв/дмЗ). По остальным  показателям вода, используемая в  пивоварении, должна соответствовать  показателям, предъявляемым к питьевой воде. Дрожжи для сбраживания сусла  в пивоварении применяют пивные низового и верхового брожения [8].

1.3 Классификация и характеристика ассортимента пива

Согласно  ГОСТ 51 174—98 «Пиво. Общие технические  условия», в России

вырабатывается  пиво двух типов — светлое и  темное, которые различаются по цвету, вкусу, аромату и применяются различные технологии. Светлое пиво производят с использованием светлого солода, который получают высушиванием проросшего ячменя в течение 16 ч при постепенном повышении температуры с 25—30 до 75—80 °С. В готовом виде светлый солод имеет светлую окраску, сладковатый вкус, солодовый аромат [14]. Темное пиво вырабатывают из темного солода, который получают из проросшего зерна путем высушивания его в течение 24—48 ч при температуре 105 °С в конце процесса сушки. Этот солод имеет коричнево-желтую окраску; диафарина — высокоферментативного солода, который получают при наиболее мягком температурном режиме, постепенно возрастающем до 50—60 °С, в условиях хорошей вентиляции. Такой солод имеет светлую окраску; карамельного солода, который по окраске делят на светлый, средний, темный [2].

По массовой доле сухих веществ в начальном  сусле пиво подразделяют на следующие  группы:

- для  светлого (от 8% до 20%);

- для  темного (от 12% до 21%);

Пиво  с малым содержанием алкоголя имеет массовую долю сухих веществ  начального сусла (плотность) до 5 %, со средним — до 12 %, крепкое —  свыше 14 %.

По способу  обработки пиво делят на непастеризованное  и пастеризованное, которое проходит термическую обработку [11].

Пиво  делится по цвету на светлое и  темное, а по концентрации на слабое с исходным суслом 5 %, среднее до 12% и крепкое свыше 14%. В зависимости  от способа брожения оно делится  на пиво низового брожения и пиво верхового  брожения. В редких случаях встречается  пиво самопроизвольно сброженное.

В настоящее  время большая часть мирового производства пива получается при низовом брожении. Это или светлое или темное пиво разной концентрации;   в   мировом   производстве   преобладает   светлое   пиво пильзенского типа. Оно было создано после основания пильзенского пивоваренного завода. Отличительные качества 12%-го пива завода «Праздрой» приобрели такую популярность, что именно оно с большим или меньшим успехом стало производится во всем мире и постепенно вытеснило остальные типы пива низового брожения. Англичане, сохранив традиции, пьют в основном пиво верхового брожения, которое составляет 90% от общего производства.

Отечественное производство пива включает светлые  и темные сорта. К светлым сортам относятся Жигулевское, Невское, Солодов, Сибирская корона, Три медведя, Три  толстяка и т.д. К темным - Балтика-7, Красный Восток, Медовое и т.д. Двойное золотое пиво с солодовым  вкусом и хмелевым ароматом готовят  из 15%-го сусла.

Информация о работе Таможенная товарная экспертиза качества и информационного обеспечения пива