Введение.
Международное экономическое
сотрудничество - объективный процесс
развития многообразных экономических
связей между государствами. Посредством
внешнеэкономических связей осуществляется
международное разделение труда, обмен
его результатами между разными
странами. С целью ускорения экономического
развития страны необходимо увеличивать
масштабы внешнеторгового обмена во
всех формах.
Важнейшим элементом системы
государственного управления внешнеэкономическими
связями является таможенная структура
в целом и таможенно-тарификационный
механизм, в частности.
В послереволюционной России
и в дальнейшем - в Союзе ССР
- процесс становления и развития
таможенного дела и законодательства
о нем носил сложный и противоречивый
характер. Хотя в целом в этот
период - с октября 1917 г. и по 1991 г.
- был накоплен ценный и полезный
опыт, без учета и использования
которого невозможно создать и продолжать
совершенствовать современное российское
таможенное право. Статус таможенной службы,
как и других таможенных институтов,
функции, полномочия, организационная
структура не оставались неизменными
в период с 1917 до 1991 года - они приспосабливались,
видоизменялись (правда, не всегда достаточно
динамично) в соответствии с внутренними
и внешними экономическими интересами
и потребностями государства.[19]
Таможенная политика представляет
собой целенаправленную деятельность
государства по регулированию внешнеторгового
обмена через установление соответствующего
таможенного режима перемещения
товаров и транспортных средств
через таможенную границу.
История российской таможенной
системы очень обширная. В данной
работе рассматривается деятельность
таможенной службы СССР на различных этапах
ее развития.
Цели данной работы: проанализировать
таможенную систему СССР, изучить этапы
ее развития.
Среди задач можно выделить:
- дать характеристику
таможенной системы СССР в 1920-1950 гг.;
- определить общие тенденции
становления таможенной системы СССР
в 1950-1990 гг.;
- выявить направления таможенно-тарифной
политики СССР;
Объектом исследования будет
выступать таможенная система СССР.
В данной работе я использовала
источники: В.А. Острога, История таможенного
дела в Беларуси; В.Ю. Саяпин, Таможенная
служба; В.А. Острога, Таможня и ВЭД 2004 г.,
Л.Н. Марков, Очерки по истории таможенной
службы; сайт Федеральной таможенной службы
и другие.
Глава 1
Таможенная система СССР.
Общая характеристика
- Общая характеристика развития таможенного дела в 1920-1950 гг.
На момент Октябрьской
революции таможенное дело в России
регулировалось Уставом 1910 года. Руководство
и управление им осуществлялось образованным
в составе Министерства Финансов в 1864
г., Департаментом таможенных сборов, который
к этому времени находился в довольно
плачевном состоянии. Большинство таможен
было закрыто, а их служащие эвакуированы.
Таможенная система России
практически была разрушена. Но, как
и любое государство, Советская республика
нуждалась в атрибутах своей суверенности.
По этой причине возобладало понимание
необходимости возобновить деятельность
таможенных учреждений. В сентябре 1917
года на съезде таможенных служащих был
образован ЦК профсоюза таможенных работников,
который более года осуществлял фактическое
руководство таможенным ведомством при
поддержке Наркома Финансов. В начале
1918 года возобновил работу Департамент
таможенных сборов при Наркомате финансов.[21]
29 мая 1918 года СНК СССР
издал декрет «О разграничении прав центральных
и местных советских властей по собиранию
пошлин и регулированию деятельности
местных таможенных учреждений». В преамбуле
декрета говорилось, что обложение таможенной
пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых
через границу, принадлежит исключительно
центральной государственной власти.
Таможенные учреждения признавались органами
центральной советской власти и управлялись
Наркоматом Финансов. Никакие гражданские
и военные власти, профессиональные и
общественные организации, указанные
в декрете, не имеют права вмешиваться
в деятельность таможен. Местные Советы
имели право осуществлять общий надзор
за деятельностью таможенных учреждений,
не вмешиваясь при этом в распорядительную
и административную части работы. В этих
целях Советы могли назначать при таможенных
учреждениях комиссаров и из числа служащих
таможен и из числа лиц, к составу не принадлежащих.
Следует при этом отметить, что комиссары
не имели функций распорядительного характера
и были вправе осуществлять лишь общий
надзор за деятельностью таможен.
В соответствии с декретом
СНК о внешней торговле от 11 июня
1920 года Наркомат торговли и промышленности
был преобразован в Народный комиссариат
внешней торговли.
12 ноября 1920 года СНК РСФСР
издал декрет «О порядке приёма,
хранения, отпуска импортных и
экспортных товаров», который послужил
основой для Таможенного Устава
СССР 1924 года.
Декрет СНК от 31 марта
1922 года утвердил Временное положение
о местных таможенных учреждениях,
согласно которому Наркомат внешней
торговли и Наркомат финансов
совместно согласовывали перечень
таможенных округов. Начальники
округов подчинялись исключительно
Наркомату внешней торговли, а
руководимые Главным таможенным
управлением таможенные учреждения
подразделялись на таможни 1,2,3
разрядов и таможенные посты.
В 1922 году Главное таможенное
управление объединяло 283 местных
таможенных учреждений (134 таможни
и149 таможенных постов). В системе
таможен в 1922 году работало 4850
человек. Возрождение таможенных учреждений
в СССР было связано с новой экономической
политикой (НЭП) и оживлением торговли.
За этим последовало установление торгово-экономических
связей Советской России с зарубежными
государствами и увеличение объема внешней
торговли. В апреле 1922 г. открылась международная
Генуэзская конференция по экономическим
и финансовым вопросам. Делегация СССР
в составе которой, были видные государственные
деятели того времени Г.В. Чичерин, Л.Б.
Красин, М.М. Литвинов, В.В. Воровский, использовала
свое участие в конференции для прорыва
дипломатической и экономической изоляции
советского государства. В местечке Рапалло
был подписан договор с Германией о восстановлении
российско-германских, дипломатических
отношений и развитии торгово-экономических
связей.
В первые месяцы
Советской власти, а затем и
в период военного коммунизма
(1918-1921 годы) таможенным пошлинам
отводилась весьма скромная роль.
Объяснялось это тем, что Наркомат
внешней торговли в эти годы
не продавал, а распределял товары.
С переходом к НЭПу, с расширением
внешней торговли, предоставлением
права самостоятельного выхода
на мировой рынок хозяйственным
и государственным организациям
возникла необходимость в восстановлении
таможенно-тарифного дела. СНК РСФСР
14 февраля 1922 году утвердил Таможенный
тариф по европейской торговле для привозных
товаров, 11 апреля 1922 года – Таможенный
тариф по азиатской торговле и 15 июля 1922
года – Таможенный тариф по отпускной
торговле.
По причине
товарного дефицита и голода
в стране тарифы были довольно
либеральными, будучи призванными
в кратчайшие сроки наполнить
внутренний рынок импортной продукцией.
Их недостатком считать сложность
и запутанность, что затрудняло
расчеты. Сколько-нибудь устойчивых цен
не существовало ни внутри страны, ни за
границей. Сведения о себестоимости товара
были недостоверными, а качество товара
– низким.
Согласно
этим решениям в данный период
были запрещены к вывозу многие
продукты питания «первой необходимости»
(хлеб в зерне всякий, горох,
фасоль, бобы и чечевица, картофель,
мука, крупа всякая, отруби, крахмал,
макароны и некоторые другие).[12]
В годы
гражданской войны был значительно
ослаблен правовой статус таможенных
органов, обсуждался «даже проект
о превращении Московской таможни
в народные бани». К счастью, такие веяния
не нашли реального воплощения. Возвращение
в 1922 году к тарифным методам регулирования
внешнеторговых операций обусловило повышение
роли таможенной системы в государственном
управлении, практически «реанимировало»
таможенные органы.
Позитивное воздействие
на развитие внешнеторговых связей советского
государства оказала денежная реформа,
проведенная в 1922-1924 гг. В основе
ее лежало введение в оборот твердой
валюты - советского червонца. В 1922 г. были
утверждены первые советские таможенные
тарифы по европейской привозной
и вывозной торговле. Новый таможенный
тариф, введенный в январе 1924 г., значительно
повысил пошлины на предметы роскоши
и некоторые другие товары. В тоже
время закреплялся принцип льготного
или беспошлинного ввоза оборудования
для промышленности и сельского
хозяйства. В 1924 г. был принят Таможенный
устав СССР. Он закрепил сложившуюся
систему управления таможенным делом
на всей территории страны и структуру
таможенных органов. Функции управления
осуществлял Народный комиссариат
внешней торговли (НКВТ). В его
состав входили Главное таможенное
управление (ГТУ) и Таможенно - тарифный
комитет (ТТК). Таможенно-тарифный комитет
занимался разработкой вопросов о введении
новых и изменением действующих ставок
таможенных пошлин; составлением новых
и изменением старых списков товаров,
запрещенных к ввозу и вывозу; решением
вопросов по применению таможенного тарифа;
рассмотрением жалоб по вопросам применения
таможенного тарифа; составлением заключений
по всем проектам законов, торговых договоров,
конвенций и соглашений по вопросам таможенно-тарифного
регулирования внешнеторговой деятельности.
В пределах своей компетенции ТТК принимал
постановления, которые приобретали юридическую
силу после утверждения СНК. При рассмотрении
споров, имеющих отношение к таможенно-тарифному
регулированию, ТТК вносил свои постановления
на утверждение НКВТ. На Главное таможенное
управление при НКВТ СССР были возложены
функции по организации борьбы с контрабандой
на территории Советского государства.
Управление таможенным делом на всей территории
СССР было возложено на НКВТ, который осуществлял
свои задачи в центре и на местах через
входящие в состав НКВТ Главное таможенное
управление и иные учреждения и через
состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный
комитет. НКВТ открывал и упразднял таможенные
учреждения, определял их месторасположение,
присваивал таможням разряды.[8]
В марте
1922 года Совнарком утвердил Временное
положение о местных таможенных
учреждениях. В соответствии с
ним Наркомат внешней торговли
по согласованию с Наркоматом
финансов определялся состав
таможенных округов, а все таможенные
учреждения подразделялись на
таможни первого, второго, третьего
разрядов и таможенные посты.
В 1922 году было сформировано
восемь таможенных округов: Петрозаводский,
западный, Сибирский, Туркестанский,
Семипалатинский, Южный, Украинский,
Закавказский. В их состав вошли
134 таможни и 149 таможенных постов.
Помимо таможенных округов создавались
два таможенных участка – Петрозаводский
и Крымский.
Таможенный
устав СССР 1924 года включал в
себя 283 статьи в составе шести
разделов. Его основой стал декрет
Совнаркома от 12 ноября 1920года «О
порядке приема, хранения, отпуска
импортных и экспортных товаров».
С введением в действие Таможенного
устава законодательно закрепилась
сложившаяся к этому времени
структура таможенных органов.
Ст.1 Устава определяла: «Управление
таможенным делом на всей территории
СССР принадлежит Наркомату внешней
торговли, который осуществляет
свои задачи как в центре, так и на местах
через входящее в его состав Главное таможенное
управление и иные учреждения и состоящий
при НКВТ Таможенно-тарифный комитет».
В союзных республиках непосредственное
наблюдение за деятельностью таможенных
учреждений возлагалось Уставом на уполномоченных
НКВТ при Совнаркомах. Руководство таможенными
учреждениями на местах поручалось районным
таможенным инспекторским управлениям
во главе с районными таможенными инспекторами.
На инспекторов возлагалось общее руководство
деятельностью таможенных учреждений
района и контроль за исполнением ими
требований нормативных документов. В
целом Таможенный устав предусматривал
четырехзвенную структуру таможенных
органов:
- Наркомат внешней торговли
(НКВТ), Главное таможенное управление
(ГТУ);
- уполномоченные НКВТ
при Совнаркомах союзных республиках;
- районные таможенные
инспекторские управления;
- таможни и таможенные
посты.
Таможни
первого разряда создавались
при железнодорожных станциях
и в портах с большим грузооборотом.
Таможни второго разряда –
на шоссейных дорогах и в
небольших речных и озерных
портах. Таможни третьего разряда –
на грунтовых дорогах. В отдаленных от
таможен пунктах в качестве их филиалов
при необходимости учреждались таможенные
посты. При этом таможенные посты осуществляли
пропуск через границу пассажиров с ручной
кладью, багажа, международных почтовых
отправлений. Таможни третьего разряда
оформляли и контролировали ввозимые
в страну и вывозимые из нее грузы, если
это не требовало специальной технической
экспертизы. Таможни первого и второго
разрядов осуществляли все виды таможенного
оформления и контроля. Руководство таможенными
учреждениями осуществляли управляющие.
При них действовали рабочие органы –
технические совещания, в состав которых
входили помощники управляющих и инспекторы.
Техническое совещание являлось консультативным
органом, тогда как всю ответственность
за деятельность таможни (отделения ГТУ,
инспекторского управления таможенного
поста) нес управляющий. В 20-е годы контрабандные
товары наводнили не только рынки приграничных
районов, но и проникли вглубь страны.
Устав действовал четыре года и был заменен
первым Таможенным кодексом СССР, утвержденным
в декабре 1928 г., который закрепил в качестве
главной задачи и функции таможенной службы
контроль за соблюдением монополии государства
на внешнюю торговлю.[13]
В конце 20-х годов обозначился
курс политического руководства
СССР на свертывание НЭПа, его рыночных
отношений и переход к планово-распределительной
системе хозяйствования. Этот курс отразился
и на таможенной системе. Таможенный тариф,
принятый в мае 1930 года, содержал всего
122 статьи ввозимых товаров, подлежащих
обложению. В 1929 -1930 гг. была проведена
широкомасштабная перестройка работы
таможен. Это свелось к упрощению их функций
и структуры, изъятию служебных и складских
помещений. Контрольные и фискальные функции
таможенных органов подменялись контрольно-учетными
(контрольно-инспекторскими) функциями.
Не избежали таможенные органы потерь
многих таможенных работников ходе "чисток
государственных учреждений от классово
- чуждых элементов" и необоснованных
репрессий в 30-е годы.
Приказом Народного комиссариата
внешней торговли СССР от 8 мая 1934 г.
были утверждены правила ношения
унифицированной формы одежды и
знаки различия. Знаки различия
носились на левом рукаве форменного
обмундирования. В начале Великой
Отечественной войны почти 90% личного
состава таможенных органов были
призваны в армию и на флот, записались
в народное ополчение, ушли в партизанские
отряды. На 1 сентября 1941 г. действовали
37 таможен и таможенных постов, личный
состав которых насчитывал 318 человек,
в управлении числилось всего 37 человек.
В годы войны на первый план
выдвинулись задачи таможенного
оформления и пропуска грузов, поставляемых
союзниками по антигитлеровской коалиции
(вооружение, боевая техника, транспортные
средства, медикаменты, продовольствие
и другие товары). Грузы перевозились
на судах советского торгового флота,
а также морскими транспортами США, Англии,
Канады и других стран. Они следовали в
составе конвоев.
1.2 Общая характеристика
развития таможенного дела в
СССР в 1950 - 1990 гг.
Таможенная служба не избежала
многочисленных реорганизаций и
сокращений штатной численности, которые
в эти годы сотрясали армию, милицию
и другие силовые структуры. Позитивную
роль в кодификации нормативно-правовой
базы осуществления таможенного дела
сыграл Таможенный кодекс СССР, утвержденный
в мае 1964 года. Основные функции таможенных
учреждений по-прежнему были сконцентрированы
на осуществлении контроля за соблюдением
государственной монополии на внешнюю
торговлю, совершении таможенных операций,
борьбе с нарушениями таможенных правил
и контрабандой. В русле этих направлений
в последующие годы развивалась нормативно-правовая
база деятельности таможенных учреждений.
В частности, была усилена административная
ответственность за контрабанду валюты
и валютных ценностей (1971 г.), осуществлены
мероприятия по недопущению незаконного
вывоза из страны культурных ценностей
(1976 г.), введены новые правила таможенного
контроля за вещами лиц, пересекающих
государственную границу СССР (1977г.)[8]