Таможенное дело в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Международное экономическое сотрудничество - объективный процесс развития многообразных экономических связей между государствами. Посредством внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена во всех формах.
Важнейшим элементом системы государственног

Вложенные файлы: 1 файл

история тд.docx

— 63.39 Кб (Скачать файл)

Введение.

Международное экономическое  сотрудничество - объективный процесс  развития многообразных экономических  связей между государствами. Посредством  внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, обмен  его результатами между разными  странами. С целью ускорения экономического развития страны необходимо увеличивать  масштабы внешнеторгового обмена во всех формах.

Важнейшим элементом системы  государственного управления внешнеэкономическими связями является таможенная структура  в целом и таможенно-тарификационный  механизм, в частности.

В послереволюционной России и в дальнейшем - в Союзе ССР - процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Хотя в целом в этот период - с октября 1917 г. и по 1991 г. - был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и использования  которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное российское таможенное право. Статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная  структура не оставались неизменными  в период с 1917 до 1991 года - они приспосабливались, видоизменялись (правда, не всегда достаточно динамично) в соответствии с внутренними  и внешними экономическими интересами и потребностями государства.[19]

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового  обмена через установление соответствующего таможенного режима перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу.

История российской таможенной системы очень обширная. В данной работе рассматривается деятельность таможенной службы СССР на различных этапах ее развития.

Цели данной работы: проанализировать таможенную систему СССР, изучить этапы ее развития.

Среди задач можно выделить:

- дать характеристику  таможенной системы СССР в 1920-1950 гг.;

- определить общие тенденции становления таможенной системы СССР в 1950-1990 гг.;

- выявить направления таможенно-тарифной политики СССР;

Объектом исследования будет  выступать   таможенная система СССР.

В данной работе я использовала источники: В.А. Острога, История таможенного  дела в Беларуси; В.Ю. Саяпин, Таможенная служба; В.А. Острога, Таможня и ВЭД 2004 г., Л.Н. Марков, Очерки по истории таможенной службы; сайт Федеральной таможенной службы и другие.

 

 

 

Глава 1

Таможенная система СССР. Общая характеристика

    1. Общая характеристика развития таможенного дела в 1920-1950 гг.

На момент Октябрьской  революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 года. Руководство  и управление им осуществлялось образованным в составе Министерства Финансов в 1864 г., Департаментом таможенных сборов, который к этому времени находился в довольно плачевном состоянии. Большинство таможен было закрыто, а их служащие эвакуированы.

Таможенная система России практически была разрушена. Но, как и любое государство, Советская республика нуждалась в атрибутах своей суверенности. По этой причине возобладало понимание необходимости возобновить деятельность таможенных учреждений. В сентябре 1917 года на съезде таможенных служащих был образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года осуществлял фактическое руководство таможенным ведомством при поддержке Наркома Финансов. В начале 1918 года возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов.[21]

29 мая 1918 года СНК СССР издал декрет «О разграничении прав центральных и местных советских властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений». В преамбуле декрета говорилось, что обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, принадлежит исключительно центральной государственной власти. Таможенные учреждения признавались органами центральной советской власти и управлялись Наркоматом Финансов. Никакие гражданские и военные власти, профессиональные и общественные организации, указанные в декрете, не имеют права вмешиваться в деятельность таможен. Местные Советы имели право осуществлять общий надзор за деятельностью таможенных учреждений, не вмешиваясь при этом в распорядительную и административную части работы. В этих целях Советы могли назначать при таможенных учреждениях комиссаров и из числа служащих таможен и из числа лиц, к составу не принадлежащих. Следует при этом отметить, что комиссары не имели функций распорядительного характера и были вправе осуществлять лишь общий надзор за деятельностью таможен.

В соответствии с декретом СНК о внешней торговле от 11 июня 1920 года Наркомат торговли и промышленности был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли.

12 ноября 1920 года СНК РСФСР  издал декрет «О порядке приёма, хранения, отпуска импортных и  экспортных товаров», который послужил  основой для Таможенного Устава  СССР 1924 года.

 Декрет СНК от 31 марта  1922 года утвердил Временное положение  о местных таможенных учреждениях,  согласно которому Наркомат внешней  торговли и Наркомат финансов  совместно согласовывали перечень  таможенных округов. Начальники  округов подчинялись исключительно  Наркомату внешней торговли, а  руководимые Главным таможенным  управлением таможенные учреждения  подразделялись на таможни 1,2,3 разрядов и таможенные посты.  В 1922 году Главное таможенное  управление объединяло 283 местных  таможенных учреждений (134 таможни  и149 таможенных постов). В системе  таможен в 1922 году работало 4850 человек. Возрождение таможенных учреждений в СССР было связано с новой экономической политикой (НЭП) и оживлением  торговли. За этим последовало установление торгово-экономических связей Советской России с зарубежными государствами и увеличение объема внешней торговли. В апреле 1922 г. открылась международная Генуэзская конференция по экономическим и финансовым вопросам. Делегация СССР в составе которой, были видные государственные деятели того времени Г.В. Чичерин, Л.Б. Красин, М.М. Литвинов, В.В. Воровский, использовала свое участие в конференции для прорыва дипломатической и экономической изоляции советского государства. В местечке Рапалло был подписан договор с Германией о восстановлении российско-германских,  дипломатических отношений и развитии торгово-экономических связей.

 В первые месяцы  Советской власти, а затем и  в период военного коммунизма (1918-1921 годы) таможенным пошлинам  отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что Наркомат  внешней торговли в эти годы  не продавал, а распределял товары. С переходом к НЭПу, с расширением  внешней торговли, предоставлением  права самостоятельного выхода  на мировой рынок хозяйственным  и государственным организациям  возникла необходимость в восстановлении  таможенно-тарифного дела. СНК РСФСР 14 февраля 1922 году утвердил Таможенный тариф по европейской торговле для привозных товаров, 11 апреля 1922 года – Таможенный тариф по азиатской торговле и 15 июля 1922 года – Таможенный тариф по отпускной торговле.

      По причине  товарного дефицита и голода  в стране тарифы были довольно  либеральными, будучи призванными  в кратчайшие сроки наполнить  внутренний рынок импортной продукцией. Их недостатком  считать сложность  и запутанность, что затрудняло  расчеты. Сколько-нибудь устойчивых цен не существовало ни внутри страны, ни за границей. Сведения о себестоимости товара были недостоверными, а качество товара – низким.

      Согласно  этим решениям в данный период  были запрещены к вывозу многие  продукты питания «первой необходимости» (хлеб в зерне всякий, горох,  фасоль, бобы и чечевица, картофель,  мука, крупа всякая, отруби, крахмал,  макароны и некоторые другие).[12]

      В годы  гражданской войны был значительно  ослаблен правовой статус таможенных  органов, обсуждался «даже проект  о превращении Московской таможни в народные бани». К счастью, такие веяния не нашли реального воплощения. Возвращение в 1922 году к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций обусловило повышение роли таможенной системы в государственном управлении, практически «реанимировало» таможенные органы.

Позитивное воздействие  на развитие внешнеторговых связей советского государства  оказала денежная реформа, проведенная в 1922-1924 гг.  В основе ее лежало введение в оборот твердой  валюты - советского червонца. В 1922 г. были утверждены первые советские таможенные тарифы по европейской привозной  и вывозной торговле. Новый таможенный тариф, введенный в январе 1924 г., значительно  повысил пошлины на предметы роскоши  и некоторые другие товары. В тоже время закреплялся принцип льготного  или беспошлинного ввоза оборудования для промышленности и сельского  хозяйства. В 1924 г. был принят Таможенный устав СССР. Он закрепил сложившуюся  систему управления таможенным делом  на всей территории страны и структуру  таможенных органов. Функции управления осуществлял Народный комиссариат  внешней торговли (НКВТ). В его  состав входили Главное таможенное управление (ГТУ) и Таможенно - тарифный комитет (ТТК). Таможенно-тарифный комитет занимался разработкой вопросов о введении новых и изменением действующих ставок таможенных пошлин; составлением новых и изменением старых списков товаров, запрещенных к ввозу и вывозу; решением вопросов по применению таможенного тарифа; рассмотрением жалоб по вопросам применения таможенного тарифа; составлением заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В пределах своей компетенции ТТК принимал постановления, которые приобретали юридическую силу после утверждения СНК. При рассмотрении споров, имеющих отношение к таможенно-тарифному регулированию, ТТК вносил свои постановления на утверждение НКВТ. На Главное таможенное управление при НКВТ СССР были возложены функции по организации борьбы с контрабандой на территории Советского государства. Управление таможенным делом на всей территории СССР было возложено на НКВТ, который осуществлял свои задачи в центре и на местах через входящие в состав НКВТ Главное таможенное управление и иные учреждения и через состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет. НКВТ открывал и упразднял таможенные учреждения, определял их месторасположение, присваивал таможням разряды.[8]

      В марте  1922 года Совнарком утвердил Временное  положение о местных таможенных  учреждениях. В соответствии с  ним Наркомат внешней торговли  по согласованию с Наркоматом  финансов определялся состав  таможенных округов, а все таможенные  учреждения подразделялись на  таможни первого, второго, третьего  разрядов и таможенные посты.  В 1922 году было сформировано  восемь таможенных округов: Петрозаводский, западный, Сибирский, Туркестанский,  Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский. В их состав вошли  134 таможни и 149 таможенных постов. Помимо таможенных округов создавались  два таможенных участка – Петрозаводский и Крымский.

      Таможенный  устав СССР 1924 года включал в  себя 283 статьи в составе шести  разделов. Его основой стал декрет  Совнаркома от 12 ноября 1920года «О  порядке приема, хранения, отпуска  импортных и экспортных товаров». С введением в действие Таможенного  устава законодательно закрепилась  сложившаяся к этому времени  структура таможенных органов.  Ст.1 Устава определяла: «Управление  таможенным делом на всей территории  СССР принадлежит Наркомату внешней  торговли, который осуществляет  свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление и иные учреждения и состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет». В союзных республиках непосредственное наблюдение за деятельностью таможенных учреждений возлагалось Уставом на уполномоченных НКВТ при Совнаркомах. Руководство таможенными учреждениями на местах поручалось районным таможенным инспекторским управлениям во главе с районными таможенными инспекторами. На инспекторов возлагалось общее руководство деятельностью таможенных учреждений района и контроль за исполнением ими требований нормативных документов. В целом Таможенный устав предусматривал четырехзвенную структуру таможенных органов:

- Наркомат внешней торговли  (НКВТ), Главное  таможенное управление  (ГТУ);

- уполномоченные НКВТ  при Совнаркомах союзных республиках;

- районные таможенные  инспекторские управления;

- таможни и  таможенные  посты.

      Таможни  первого разряда создавались  при железнодорожных станциях  и в портах с большим грузооборотом.  Таможни второго разряда –  на шоссейных дорогах и в  небольших речных  и озерных  портах. Таможни третьего разряда – на грунтовых дорогах. В отдаленных от таможен пунктах в качестве их филиалов при необходимости учреждались таможенные посты. При этом таможенные посты осуществляли пропуск через границу пассажиров с ручной кладью, багажа, международных почтовых отправлений. Таможни третьего разряда оформляли и контролировали ввозимые в страну и вывозимые из нее грузы, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможни первого и второго разрядов осуществляли все виды таможенного оформления и контроля. Руководство таможенными учреждениями осуществляли управляющие. При них действовали рабочие органы – технические совещания, в состав которых входили помощники управляющих и инспекторы. Техническое совещание являлось консультативным органом, тогда как всю ответственность за деятельность таможни (отделения ГТУ, инспекторского управления таможенного поста) нес управляющий.  В 20-е годы контрабандные товары наводнили не только рынки приграничных районов, но и проникли вглубь страны. Устав действовал четыре года и был заменен первым Таможенным кодексом СССР, утвержденным в декабре 1928 г., который закрепил в качестве главной задачи и функции таможенной службы контроль за соблюдением монополии государства на внешнюю торговлю.[13]

В конце 20-х годов обозначился  курс политического руководства  СССР на свертывание НЭПа, его рыночных отношений и переход к планово-распределительной системе хозяйствования. Этот курс отразился и на таможенной системе. Таможенный тариф, принятый в мае 1930 года, содержал всего 122 статьи ввозимых товаров, подлежащих обложению. В 1929 -1930 гг. была проведена широкомасштабная перестройка работы таможен. Это свелось к упрощению их функций и структуры, изъятию служебных и складских помещений. Контрольные и фискальные функции таможенных органов подменялись контрольно-учетными (контрольно-инспекторскими) функциями. Не избежали таможенные органы потерь многих таможенных работников ходе "чисток государственных учреждений от классово - чуждых элементов" и необоснованных репрессий в 30-е годы.

Приказом Народного комиссариата внешней торговли СССР от 8 мая 1934 г. были  утверждены правила ношения  унифицированной формы одежды и  знаки различия.  Знаки различия носились на левом рукаве форменного обмундирования. В начале Великой  Отечественной войны почти 90% личного  состава таможенных органов были призваны в армию и на флот, записались в народное ополчение, ушли в партизанские отряды. На 1 сентября 1941 г. действовали 37 таможен и таможенных постов, личный состав которых насчитывал 318 человек, в управлении числилось всего 37 человек.

В годы войны на первый план выдвинулись задачи таможенного  оформления и пропуска грузов, поставляемых союзниками по антигитлеровской коалиции (вооружение, боевая техника, транспортные средства,  медикаменты, продовольствие и другие товары).  Грузы перевозились на судах советского торгового флота, а также морскими транспортами США, Англии, Канады и других стран. Они следовали в составе конвоев.

1.2 Общая характеристика  развития таможенного дела в  СССР в 1950 - 1990 гг.

Таможенная служба не избежала многочисленных реорганизаций и  сокращений штатной численности, которые  в эти годы сотрясали армию, милицию  и другие силовые структуры. Позитивную роль в кодификации нормативно-правовой базы осуществления таможенного дела сыграл Таможенный кодекс СССР, утвержденный в мае 1964 года. Основные функции таможенных учреждений по-прежнему были сконцентрированы на осуществлении контроля за соблюдением государственной монополии на внешнюю торговлю, совершении таможенных операций, борьбе с нарушениями таможенных правил и контрабандой. В русле этих направлений в последующие годы развивалась нормативно-правовая база деятельности таможенных учреждений. В частности, была усилена административная ответственность за контрабанду валюты и валютных ценностей (1971 г.), осуществлены мероприятия по недопущению незаконного вывоза из страны культурных ценностей (1976 г.), введены новые правила таможенного контроля за вещами лиц, пересекающих государственную границу СССР (1977г.)[8]

Информация о работе Таможенное дело в СССР