Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 21:57, курсовая работа
Международное экономическое сотрудничество - объективный процесс развития многообразных экономических связей между государствами. Посредством внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена во всех формах.
Важнейшим элементом системы государственног
В сфере взимания пошлин встречались очень интересные случаи. Так, в приказе по ЗапТО от 11.7.1922 г. «О взятии пошлины» отмечалось, что пошлины почему-то не берутся, с тех, кто заявляет: 1. Предметы предназначены начальникам учреждений; 2. Образцы товаров; 3. Личные вещи; 4. Подарки разным должностным лицам.[20]
В тарифе 1924 г. пошлины были значительно повышены на предметы роскоши и некоторые другие товары. Но последовательно проводился принцип льготного или беспошлинного ввоза оборудования для промышленности, сельскохозяйственных машин и инвентаря и беспошлинного ввоза семян, удобрений и средств борьбы с вредителями. Тариф, таким образом, исходил из внутренней обстановки в стране, потребностей восстановительного периода. В сравнении с тарифом 1903 г. новый тариф был значительно демократичнее, что подтверждают следующие данные. Если в период 1908 -1912 гг. пошлиной облагалось 95% всего привоза, то в 1924 -1925 гг. - 65%.
1 февраля 1927 г. был утвержден очередной привозной тариф. Он состоял из двух разделов: „А" - товары, разрешенные к привозу; „Б" - товары, запрещенные к привозу. Однако после того как в стране в 1929-1930-х гг. была установлена планово-распределительная система, значение таможенных пошлин и в целом таможенной службы стало падать. В целом по системе было уволено 15% сотрудников, изъято 40% складских и 50% служебных помещений.
21 мая 1930 г. Совнарком
СССР утвердил таможенный
Таким образом, наряду с образованием рынка и нового внешне-торгового хозяйства складывался и механизм его таможенного регулирования. Период становления не обошелся без издержек. Новая экономическая политика, новые подходы к внешней торговле оказали влияние на таможенно-тарифную политику и ее проявление в Советском государстве. Однако в конце 20-х и в 30-е годы ХХ века деятельность таможенной службы была сведена лишь к контролю и пропуску товаров, грузов и пассажиров. Таможенный механизм регулирования внешней торговли и производства товаров не работал. В этот период в СССР таможенная политика перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, так как таможенные пошлины на импортируемые товары стали покрываться из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок.[20]
Определение контрабанды и мер наказания за незаконный провоз товаров через границу в законодательном порядке было направлено к укреплению позиций советского государства в области монополии внешней торговли и против ущерба, наносимого внешней торговле советской республики. Этим же декретом давалось определение квалифицированной контрабанды; согласно декрету квалифицированной контрабандой признавалось:
а) провоз контрабандных товаров помимо таможенных учреждений на лошадях, вьючных животных и других средствах передвижения;
б) сокрытие контрабандных
товаров в особо
в) наложение на контрабандные товары поддельных клейм или других таможенных знаков, а также и настоящих, но снятых с других товаров;
г) совершение контрабанды вооруженными лицами;
д) участие в шайке, организованной для провоза контрабанды;
е) провоз контрабанды должностными лицами при исполнении ими своих служебных обязанностей или при участии должностных лиц и
ж) провоз оружия, взрывчатых веществ, военного снаряжения, летательных аппаратов, телеграфного и радиотелеграфного имущества и аннулированных ценных бумаг.[4]
Каковы причины, порождавшие
контрабанду? В первую очередь −
слабость экономического развития, тяжелое
экономическое положение
Многие контрабандисты были
вооружены и без боя редко
сдавались. В первой половине 1920-х
гг. контрабандисты при задержании
оказывали вооруженное
Для борьбы с контрабандой
советское правительство
8 декабря 1921 г. СНК РСФСР
утвердил «Декрет о борьбе
с контрабандой», в
15 декабря 1921 г. была
опубликована Инструкция о «
1. В целях более успешной борьбы с контрабандой при тамнадзорах и Крупных тампунктах организуются особые летучие отряды ...
2. Летучий отряд состоит из 5 - 10 сотрудников,
3. Начальник «летучего отряда» ... действует самостоятельно, а во всём подчиняясь заведующему надзором ...
4. Пограничный район, подлежащий ведению летучего отряда, определяется в пределах не менее 21 и не более 50 верст от черты границы в окружности.
5. Сотрудники летучего
отряда должны быть вооружены,
но к оружию прибегать с
возможной осмотрительностью...
С 23 января 1922 г. охрана границ и борьба с контрабандой были возложены на ГПУ, в помощь которой были приданы части Красной Армии. В апреле 1922 г. была создана Минская районная комиссия по борьбе с контрабандой. [7]
Для успешной борьбы с контрабандой специалисты предлагали, наряду с усилением охраны границы и административными мерами, провести ряд экономических, мероприятий. Принимались строгие меры ответственности за контрабанду, активные контрабандисты высылались из погранполосы, проводилась антиконтрабандная пропаганда, открывались кооперативы с недорогими дефицитными товарами «контрабандного» ассортимента и т.д.
В результате с 1925 г. наметилась устойчивая тенденция снижения уровня потребительской контрабанды, а к началу 1930-х гг. с ней было в основном покончено.
Эффективность борьбы с контрабандой иногда нивелировалась низкой исполнительской дисциплиной сотрудников, служебными злоупотреблениями, отсутствием надлежащей материально-технической базы. В этот период практически во всех таможнях можно было найти множество нарушений. Так, при ревизии осенью 1922 г. Себежской таможни вскрылись следующие негативные факты: конфискованные товары не продавались с аукционов, а отсылались в окружное управление; изделия из драгоценных металлов хранились в холщёвом мешке на складе, а не в ящике под замком; при отсылке конфиската в округ или Москву не делались отметки об их получении; во временное пользование сотрудникам таможни и иных учреждений передавалось много конфискованных вещей и мебели.
С осени 1922 г. таможенные органы в поисках контрабанды начали производить во всех крупных населенных пунктах Беларуси частые и систематические облавы. С лета 1923 г. развернулись широкомасштабные конспиративные проверки заклейменных товаров в городах и местечках восточной части БССР.[4]
Несмотря на эти сложнейшие условия, слабую материально-техническую обеспеченность, в 1923 г. таможенники среди ведомств, оперировавших на границе, провели наибольшее количество задержаний контрабанды − 56% (погранохрана − 21%, ГПУ − 19%, милиция − 4%).
Период активной противоконтрабандной деятельности таможенных органов, был закончен. Согласно статистике из четырех органов, ответственных за борьбу с контрабандой, на долю таможен приходилась большая часть задержанного: по данным 1922 г. эта цифра составляла 46,7 %.[7]
Вывод: За время существования СССР было принято три главных законодательства: таможенный устав 1924 г., таможенный кодекс 1928 г. и таможенный кодекс 1964 г. В СССР осуществлялась единая таможенная политика, являющаяся составной частью внешней и внутренней политики Союза ССР. Республики на основе принципов федерализма, экономической самостоятельности и взаимной ответственности Союза ССР и республик участвуют в формировании и проведении в жизнь таможенной политики через своих представителей в высших органах государственной власти и управления Союза ССР и иным образом в соответствии с настоящим Кодексом, Законом СССР "О таможенном тарифе" и другими законодательными актами Союза ССР. Порядок перемещения через таможенную границу СССР товаров и иных предметов, таможенные обложение, оформление, контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики составляют таможенное дело. Таможенное дело развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми в международной практике нормами и стандартами при активном участии СССР в международном сотрудничестве по вопросам таможенного дела. [11]
Заключение
Таможенная система Советского государства в своём развитии прошла несколько этапов. Всего я выделила два.
1 этап.
Пришедшее в октябре 1917 года
к власти в России новое правительство
скептически отнеслось и к
дореволюционной системе
В период военного
коммунизма неоднократно
Переход в начале 20-х годов
XX века к НЭПу реанимировал многие утраченные
функции таможенных органов и
обусловил интенсивное
На рубеже 20-30-х годов, в СССР начинают складываться командно-бюрократические методы управления. В основу внешнеторговой политики вновь ложится принцип государственной монополии. В этих условиях таможенные органы постепенно начали утрачивать свои наиболее существенные функции, перестали играть роль фискальных учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощалась.
2 этап.
Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном Кодексе 1964 года, с очень незначительными изменениями сохранилась до середины 80-х годов XX века. В период осуществления внешнеэкономических реформ (1986-1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы, который можно рассматривать, как попытку трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую систему (структуру) ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима.
Логическим завершением данного этапа является принятие в 1991 году нового Закона СССР о таможенном тарифе. Но создать новую таможенную систему на практике так и не удалось.[10]