Таможенное дело в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Международное экономическое сотрудничество - объективный процесс развития многообразных экономических связей между государствами. Посредством внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена во всех формах.
Важнейшим элементом системы государственног

Вложенные файлы: 1 файл

история тд.docx

— 63.39 Кб (Скачать файл)

В сфере взимания пошлин встречались очень интересные случаи. Так,  в приказе по ЗапТО от 11.7.1922 г. «О взятии пошлины» отмечалось, что пошлины почему-то не берутся, с тех, кто заявляет: 1. Предметы предназначены начальникам учреждений; 2. Образцы товаров; 3.  Личные вещи; 4. Подарки разным должностным лицам.[20]

В тарифе 1924 г. пошлины были значительно повышены на предметы роскоши  и некоторые другие товары. Но последовательно  проводился принцип льготного или беспошлинного ввоза оборудования для промышленности, сельскохозяйственных машин и инвентаря и беспошлинного ввоза семян, удобрений и средств борьбы с вредителями. Тариф, таким образом, исходил из внутренней обстановки в стране, потребностей восстановительного периода. В сравнении с тарифом 1903 г. новый тариф был значительно демократичнее, что подтверждают следующие данные. Если в период 1908 -1912 гг. пошлиной облагалось 95% всего привоза, то в 1924 -1925 гг. - 65%.

1 февраля 1927 г. был утвержден  очередной привозной тариф. Он  состоял из двух разделов: „А" - товары, разрешенные к привозу;  „Б" - товары, запрещенные к привозу. Однако после того как в стране в 1929-1930-х гг. была установлена планово-распределительная система, значение таможенных пошлин и в целом таможенной службы стало падать. В целом по системе было уволено 15% сотрудников, изъято 40% складских и 50% служебных помещений.

21 мая 1930 г. Совнарком  СССР утвердил таможенный тариф  по привозной торговле, утвердивший  новую номенклатуру товаров и  новый принцип взимания пошлин  – со стоимости товара, а не  с веса как было ранее. В  1932 г. в этот тариф была введена  двухколонная система, установлены  минимальные и максимальные ставки  таможенных пошлин. В 1937 г. в  тариф были внесены изменения,  согласно которым резко снизились  минимальные ставки. Для всех  видов сырья, промышленного оборудования, машин, станков установлены пошлины  в размере 1% с их цены.

Таким образом, наряду с образованием рынка и нового внешне-торгового хозяйства складывался и механизм его таможенного регулирования. Период становления не обошелся без издержек. Новая экономическая политика, новые подходы к внешней торговле оказали влияние на таможенно-тарифную политику и ее проявление в Советском государстве. Однако в конце 20-х и в 30-е годы ХХ века  деятельность таможенной службы была сведена лишь к контролю и пропуску товаров, грузов и пассажиров. Таможенный механизм регулирования внешней торговли и производства товаров не работал. В этот период в СССР таможенная политика перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, так как таможенные пошлины на импортируемые товары стали покрываться из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок.[20]

    1. Опыт таможенных органов СССР в сфере борьбы с контрабандой

Определение контрабанды  и мер наказания за незаконный провоз товаров через границу  в законодательном порядке было направлено к укреплению позиций  советского государства в области  монополии внешней торговли и  против ущерба, наносимого внешней  торговле советской республики. Этим же декретом давалось определение квалифицированной  контрабанды; согласно декрету квалифицированной  контрабандой признавалось:

а) провоз контрабандных  товаров помимо таможенных учреждений на лошадях, вьючных животных и других средствах передвижения;

б) сокрытие контрабандных  товаров в особо приспособленных  помещениях, а также прикрытие  товаров документами, относящимися к другому грузу;

в) наложение на контрабандные  товары поддельных клейм или других таможенных знаков, а также и настоящих, но снятых с других товаров;

г) совершение контрабанды  вооруженными лицами;

д) участие в шайке, организованной для провоза контрабанды;

е) провоз контрабанды должностными лицами при исполнении ими своих  служебных обязанностей или при  участии должностных лиц и 

ж) провоз оружия, взрывчатых веществ, военного снаряжения, летательных  аппаратов, телеграфного и радиотелеграфного  имущества и аннулированных ценных бумаг.[4]

Каковы причины, порождавшие  контрабанду? В первую очередь −  слабость экономического развития, тяжелое  экономическое положение населения, дефицит промышленных и продовольственных  товаров, предметов первой необходимости, да и просто жажда наживы.

Многие контрабандисты были вооружены и без боя редко  сдавались. В первой половине 1920-х  гг. контрабандисты при задержании оказывали вооруженное сопротивление.

Для борьбы с контрабандой советское правительство предпринимало  самые решительные экономические, политические и административные меры. При таможнях начали формироваться  специальные «летучие отряды по борьбе с контрабандой». В инструкции для  бойцов этих отрядов отмечалось, что  «Летучий отряд имеет бдительное наблюдение, не только за водворением  из-за границы товаров, но и за невывозом за границу. С этой целью таможенные сотрудники располагаются позади погранлинии в секретных местах… имеют право осматривать как проходящие обозы, так равным образом и поезда в пределах семиверстной полосы, а вне ее при участии милиции…».

8 декабря 1921 г. СНК РСФСР  утвердил «Декрет о борьбе  с контрабандой», в соответствии  с которым была создана Центральная  комиссия по борьбе с контрабандой. Несколько ранее при таможнях  начали формироваться специальные  «летучие отряды» по борьбе  с контрабандой.

15 декабря 1921 г. была  опубликована Инструкция о «летучих  отрядах». В ней, в частности,  отмечалось:

1. В целях более успешной  борьбы с контрабандой при  тамнадзорах и Крупных тампунктах организуются особые летучие отряды ...

2. Летучий отряд состоит из 5 - 10 сотрудников,

3. Начальник «летучего  отряда» ... действует самостоятельно, а  во всём подчиняясь заведующему надзором ...

4. Пограничный район, подлежащий  ведению летучего отряда, определяется  в пределах не менее 21 и не  более 50 верст от черты границы  в окружности.

5. Сотрудники летучего  отряда должны быть вооружены,  но к оружию прибегать с  возможной осмотрительностью...»

С 23 января 1922 г. охрана границ и борьба с контрабандой были возложены  на ГПУ, в помощь которой были приданы  части Красной Армии. В апреле 1922 г. была создана Минская районная комиссия по борьбе с контрабандой. [7]

Для успешной борьбы с контрабандой специалисты предлагали, наряду с усилением охраны границы и административными мерами, провести ряд экономических, мероприятий. Принимались строгие меры ответственности за контрабанду, активные контрабандисты высылались из погранполосы, проводилась антиконтрабандная пропаганда, открывались кооперативы с недорогими дефицитными товарами «контрабандного» ассортимента и т.д.

В результате с 1925 г. наметилась устойчивая тенденция снижения уровня потребительской контрабанды, а к началу 1930-х гг. с ней было в основном покончено.

Эффективность борьбы с контрабандой иногда нивелировалась низкой исполнительской  дисциплиной сотрудников, служебными злоупотреблениями, отсутствием надлежащей материально-технической базы. В  этот период практически во всех таможнях можно было найти множество нарушений. Так, при ревизии осенью 1922 г. Себежской таможни вскрылись следующие негативные факты: конфискованные товары не продавались с аукционов, а отсылались в окружное управление; изделия из драгоценных металлов хранились в холщёвом мешке на складе, а не в ящике под замком; при отсылке конфиската в округ или Москву не делались отметки об их получении; во временное пользование сотрудникам таможни и иных учреждений передавалось много конфискованных вещей и мебели.

С осени 1922 г. таможенные органы в поисках контрабанды начали производить во всех крупных населенных пунктах Беларуси частые и систематические облавы. С лета 1923 г. развернулись широкомасштабные конспиративные проверки заклейменных товаров в городах и местечках восточной части БССР.[4]

Несмотря на эти сложнейшие условия, слабую материально-техническую  обеспеченность, в 1923 г. таможенники  среди ведомств, оперировавших на границе, провели наибольшее количество задержаний контрабанды − 56% (погранохрана − 21%, ГПУ − 19%, милиция − 4%).

Период активной противоконтрабандной деятельности таможенных органов, был закончен. Согласно статистике из четырех органов, ответственных за борьбу с контрабандой, на долю таможен приходилась большая часть задержанного: по данным  1922 г. эта цифра составляла      46,7 %.[7]

Вывод: За время существования СССР было принято три главных законодательства: таможенный устав 1924 г., таможенный кодекс 1928 г. и таможенный кодекс 1964 г. В СССР  осуществлялась единая таможенная политика,  являющаяся составной частью  внешней и внутренней  политики   Союза   ССР. Республики   на   основе   принципов   федерализма,  экономической самостоятельности и взаимной ответственности Союза ССР и республик участвуют  в формировании и проведении в жизнь таможенной политики через своих представителей в высших органах государственной власти  и  управления  Союза ССР и иным образом в соответствии с настоящим  Кодексом,  Законом  СССР   "О   таможенном   тарифе"   и   другими   законодательными актами Союза ССР.     Порядок перемещения через таможенную границу СССР  товаров и иных  предметов,  таможенные  обложение,  оформление,  контроль  и другие средства проведения в жизнь таможенной политики  составляют  таможенное дело. Таможенное дело  развивается в направлении гармонизации   и унификации  с общепринятыми в международной практике нормами и стандартами   при   активном   участии   СССР   в    международном сотрудничестве по вопросам таможенного дела. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таможенная система Советского государства в своём развитии прошла несколько этапов. Всего я выделила два.

      1 этап.

Пришедшее в октябре 1917 года к власти в России новое правительство  скептически отнеслось и к  дореволюционной системе таможенных органов, и к выработке концепции  таможенного дела. Практическая реализация идеи государственной монополии  внешней торговли не оставила места  для широкого применения таможенно-тарифной практики и сделала систему таможенного  контроля чисто вспомогательным  инструментом регулирования внешней  торговли.

 В период военного  коммунизма неоднократно высказывались  предложения о необходимости  закрытия таможенных учреждений.

Переход в начале 20-х годов XX века к НЭПу реанимировал многие утраченные функции таможенных органов и  обусловил интенсивное структурное  развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 годы происходит формирование сложной, многоступенчатой системы  управления таможенным делом.

На рубеже 20-30-х годов, в СССР начинают складываться командно-бюрократические  методы управления. В основу внешнеторговой политики вновь ложится принцип  государственной монополии. В этих условиях таможенные органы постепенно начали утрачивать свои наиболее существенные функции, перестали играть роль фискальных учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощалась.

         2 этап.

Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-х годов и получившая юридическое  закрепление в Таможенном Кодексе 1964 года, с очень незначительными  изменениями сохранилась до середины 80-х годов XX века. В период осуществления внешнеэкономических реформ (1986-1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы, который можно рассматривать, как попытку трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую систему (структуру) ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима.

Логическим завершением  данного этапа является принятие в 1991 году нового Закона СССР о таможенном тарифе. Но создать новую таможенную систему на практике так и не удалось.[10]

 


Информация о работе Таможенное дело в СССР