Таможенное дело в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Международное экономическое сотрудничество - объективный процесс развития многообразных экономических связей между государствами. Посредством внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена во всех формах.
Важнейшим элементом системы государственног

Вложенные файлы: 1 файл

история тд.docx

— 63.39 Кб (Скачать файл)

Таможенная служба четко  реагировала на ослабление напряженности  в мире в 50 - 60-е годы, разрядку в  международных отношениях, пробивавшую  дорогу в 70 - 80-е годы. Прежде всего потому, что они адекватно влияли на развитие внешнеторгового оборота, культурных, туристических связей Советского Союза с зарубежными странами. Среднегодовые темпы прироста оборота внешней торговли СССР составляли: в 1961 -1970 гг. -8,2%; в 1971 -1989 гг. -15,6%. Постоянно росло число торговых партнеров СССР. В 1982г. их было свыше 140 стран мира.  Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической и торгово-тарифной политики СССР стало сотрудничество с социалистическими странами Восточной Европы в рамках Совета экономической взаимопомощи - СЭВ - межправительственной экономической организации, созданной в 1949 году. Между таможенными службами этих стран были заключены двух- и многосторонние договора и соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи, унификации таможенного законодательства. Координацию действий в сфере таможенной политики и таможенного дела осуществляли ежегодные конференции руководителей таможенных ведомств. Усиливались тенденции либерализации погранично-таможенного режима. В 50-60-е годы ГТУ неоднократно меняло правила пропуска ручной клади и багажа лиц, следовавших через государственную границу СССР с целью их упрощения и унификации.

Из зарубежных стран прибыло более 35 тысяч участников на Фестиваль молодежи и студентов прошедший летом 1957 г. в Москве. Это грандиозное мероприятие значительно увеличило нагрузки на таможенную службу страны.

В 1961 году был утвержден  Таможенный тариф СССР по привозной  торговле. Он также отразил тенденции  к либерализации торгово-политических отношений СССР с зарубежными  партнерами. В 1973 г. был отменен огульный, массовый досмотр лиц, мест ручной клади  и багажа при пересечении границы  страны, упрощены таможенные формальности. Эти меры содействовали увеличению пассажиропотоков, развитию туристических  связей, привлечению зарубежных участников международных массовых культурных, спортивных мероприятий, проводимых в СССР. Весной 1980 г. в новое здание международного аэропорта "Шереметьево-2" переехала Шереметьевская таможня. Ее личный состав увеличился до 200 человек. Во время проведения Олимпийских игр в Москве летом 1980 г. таможенники работали в напряженном режиме. В число объектов таможенной инфраструктуры входили склады временного хранения, таможенные склады. Началось строительство большого грузового терминала "Шереметьево-Карго". Это позволило значительно увеличить объемы грузов, подлежащих таможенному оформлению. В новых условиях появились возможности качественно улучшить оснащение таможни техническими средствами таможенного контроля. Так, при проведении таможенного досмотра грузов и отдельно следующего багажа пассажиров стала применяться рентгенотехника. Это дало ощутимые результаты: резко возросло количество заведенных дел о контрабанде. На дальнейшее развитие торгово-политических отношений СССР с зарубежными государствами был направлен таможенный тариф, утвержденный в апреле 1981 г. Он расширил ввоз товаров на преференциальной и беспошлинной основе, а также ужесточил правила ввоза в страну наркотических и психотропных веществ. Развитие внешнеторгового товарооборота, пассажирских и туристических потоков сопровождалось увеличением объемов работ таможенных органов.  За 20 лет с 1954 по 1974 гг. увеличился пропуск через границу грузов - в семь раз, транспортных средств - в три раза, пассажиров всех категорий - в пять раз, их багажа - в шесть раз, международных почтовых отправлений - в 20 раз. Штаты таможенных учреждений выросли за эти годы только в два раза - с 1063 до 2135 человек. Выполнение этих работ обеспечивалось, прежде всего, путем упрощения таможенных формальностей, совершенствования методов контроля. Совершенствовались формы и методы повышения общетеоретической и профессиональной подготовки кадров.  В январе 1989 г. был открыт Институт повышения квалификации и переподготовки работников таможенных учреждений. Значительными событиями в истории советской таможенной системы насыщена вторая половина 80-х годов. 12 февраля 1986 г. Совет Министров СССР своим решением вывел таможенную систему страны из ведомственного подчинения МВТ. Было создано Главное управление государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР. Был определен его статус - общесоюзный орган государственного таможенного контроля.[8]

Правопреемником ГУ ГТК стал Таможенный комитет СССР. Указом Президента СССР от 15 июня 1991 г. было утверждено и  введено в действие Положение  о нем. С началом деятельности комитета совпало введение в действие с 1 июля 1991 г. Закона СССР "О Таможенном тарифе" и нового Таможенного  кодекса СССР. Но срок этого действия оказался непродолжительным. Он был  прерван распадом СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1951 г. были установлены  персональные звания для личного  состава таможенных учреждений СССР и соответствующие знаки различия - петлицы. В 1987 г. была изменена форма  личного состава таможенных органов  СССР и введены новые наплечные  знаки отличия.

Петлицы, введенные в 1951 году:

  • Рядовой состав (а) Средний начальствующий состав - советник таможенной службы II ранга
  • Высший начальствующий состав - Государственный советник таможенной службы I ранга

 Наплечные знаки, введенные  в 1987 году:

  • Государственный советник таможенной службы III ранга
  • Советник таможенной службы I ранга
  • Инспектор таможенной службы II ранга[8]

Вывод к главе: Пришедшее в октябре 1917 года к власти в России новое правительство скептически отнеслось и к дореволюционной системе таможенных органов, и к выработке концепции таможенного дела. Практическая реализация идеи государственной монополии внешней торговли не оставила места для широкого применения таможенно-тарифной практики и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли.

 В период военного  коммунизма неоднократно высказывались  предложения о необходимости  закрытия таможенных учреждений.

Переход в начале 20-х годов XX века к НЭПу реанимировал многие утраченные функции таможенных органов и  обусловил интенсивное структурное  развитие таможенной системы. На рубеже 20-30-х годов, в СССР начинают складываться командно-бюрократические методы управления. Система управления таможенным делом постепенно упрощалась. Структура таможенных органов, сложившаяся во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном Кодексе 1964 года, с очень незначительными изменениями сохранилась до середины 80-х годов XX века. В период осуществления внешнеэкономических реформ (1986-1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы, который можно рассматривать, как попытку трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима.

Логическим завершением  данного этапа является принятие в 1991 году нового Закона СССР о таможенном тарифе. Но создать новую таможенную систему на практике так и не удалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Основные направления  деятельности таможенных органов СССР

    1. Таможенное законодательство СССР

За все время существования  СССР было издано три документа, которые  в своё время регулировали деятельность таможенных органов. Первый документ - Таможенный Устав СССР 1924 г.

Исторические факты свидетельствуют  о том, что в советское время  таможенным мероприятиям и таможенной охране в условиях существования  государственной монополии внешней  торговли придавалось большое значение.

Народный комиссар внешней  торговли Л.Б. Красин предлагал утвердить  Таможенный Устав СССР. Он считал, что  таможенная охрана имеет своей целью  только контроль за ввозом и вывозом товаров с целью ограждения страны от вывоза определенных товаров или ввоза нежелательных товаров.

Утвержденный Президиумом  ЦИК СССР 14 декабря 1924 года Таможенный устав СССР состоял из 6 разделов, 283 статей.

 Устанавливалось, что  управление таможенным делом  в СССР принадлежит Наркомату  внешней торговли через входящее  в его состав Главное таможенное  управление и иные учреждения  и через Таможенно-тарифный комитет.[13]

 Главное таможенное  управление имело задачами выработку  всех таможенных мероприятий  общего характера, инструкций  и разъяснений к ним, а также  организацию и руководство борьбой  с контрабандой на всей территории  СССР.

В непосредственном подчинении Главного таможенного управления состояли районные таможенные инспекторы. Инспекторы осуществляли общее руководство  за деятельностью таможенных учреждений своего района, контролировали исполнение таможенными учреждениями постановлений, инструкций и распоряжений, касающихся монополии внешней торговли, расследовали жалобы на неправомерные действия сотрудников  таможен, обладая правом устранения виновных от должности.

 Таможни делились на 3 разряда.

 Четко Таможенный устав  определял запреты в действиях  таможенных служащих. Например, участвовать  в организациях, выполняющих работу  по погрузке, разгрузке пассажирского  багажа и почтовых посылок  и т.д.

 В 1920 году были изданы  правила, регламентирующие операции  по досмотру грузов, провозимых  через границу морем, по железной  дороге и грунтовым дорогам  и воздушным путем.

 Таможенный устав определил  условия для досмотра грузов: словесные заявления. Предъявление  грузовых документов и т. д.

 Таможенный устав установил  определенные льготы для различных  предприятий, учреждений и лиц.  В нём закреплялись положения,  касающиеся понятия и признаков  простой и квалифицированной  контрабанды и мер наказания за неё, действовавшие на момент принятия устава.[13][7]

 Под контрабандой понималось  всякое перемещение через государственную  границу товаров, ценностей, имущества  помимо таможенных учреждений  или через таковые, но с сокрытием  от таможенного контроля. Подробнее про контрабанду я расскажу в другой главе.[4]

 В январе 1925 года была  закончена разработка проекта  реорганизации таможенного аппарата  на местах. На территории СССР  было создано 11 районных таможенных  инспекторских управлений.

Таможенный Кодекс 1928г.

Утверждение Таможенного  устава СССР 1924 года вызвало критические  замечания в печати. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 19 декабря 1928 года был утверждён Таможенный кодекс СССР, просуществовавший с некоторыми изменениями 36 лет.

 Таможенный кодекс  имел 4 раздела и 188 статей.

 В первом разделе  Таможенного кодекса «Организация  таможенного управления» очень  четко были определены цели  деятельности таможенных учреждений: основная современная и перспективная,  исторически традиционная – взимание  таможенных сборов и дополнительная  – совершение всех других таможенных  операций. Управление таможенным  делом на всей территории СССР  принадлежало НКВД, осуществлявшего  эти задачи через входящее в его состав ГТУ.

 Шире, чем в Таможенном  уставе 1924 года, уточнялись полномочия  ГТУ; разработка вопросов касающихся  таможенной политики, участие в  разработке проектов международных  договоров и конвенций; разработка  проектов таможенных тарифов  и разрешение вопросов, связанных  с их применением и т.д.

 Второй раздел Таможенного  кодекса СССР «О таможенных  операциях» твердо устанавливал, что «грузы допускаются к пропуску  через границу на основании  постановлений о государственной  монополии внешней торговли, понимая  под «грузом» всякого рода  предметы, переправляемые через границу».

 В зависимости от  вида транспорта, перевозящего грузы  морем, по железной дороге, по  грунтовым дорогам, рекам и  озёрам, воздушным путем, устанавливались  основные моменты таможенного  оформления грузов, причем особенно  подробно были закреплены в  кодексе правила таможенного  оформления грузов, перевозимых  морским путем, а другие виды  перевозок – в общих чертах.

При пропуске пассажирских вещей и почтовых отправлений  для личного потребления устанавливались  списки и нормы вещей, пропускаемых без лицензии, но с оплатой таможенных пошлин.

 С некоторыми сокращениями, но достаточно подробно Таможенный  комитет СССР регулировал вопросы  ответственности за нарушения  таможенных правил.

 Третий раздел Таможенного  кодекса СССР подробно развивал  понятие административно-наказуемой  контрабанды, отмечая 12 возможных  вариантов её. Помимо уже известного  определения контрабанды, контрабандой  также считалось получение из-за  границы грузов, хотя бы при  наличии установленных разрешений  и с уплатой пошлины, если  ввоз или получение этих грузов  связано с незаконным вывозом,  переводом или пересылкой за  границу валютных и фондовых  ценностей.

 Когда в 1929 году  в печати вновь был поднят  вопрос о том, что таможенная  охрана не нужна, что таможенные  пошлины имеют лишь фискальное  значение, а для защиты интересов  страны достаточно и монополии  внешней торговли, потребовались  новые аргументы для защиты  таможенной системы.

 Новшеством кодекса  было также приравнивание к  контрабанде совершение всякого  рода подготовительных действий  перечисленных в Таможенном кодексе.[14]

 В 1929 году были утверждены  правила пропуска через  границу  предметов, подлежащих рассмотрению  органов ГТУ по делам печати  и издательства.

Экономический кризис к 20-30-м  годам, поразивший многие страны, вызвал бойкот советских товаров.

 В 1930 году был принят  Свод таможенных правил СССР, значительная часть которого  просуществовала свыше 30 лет.

 В 1932-1934 годы был  упорядочен ускоренный пропуск  через границу грузов обобществленного  сектора и централизованного  производства расчетов по таможенным  пошлинам за эти грузы. Вместе  с тем, были четко сформулированы  цели таможенной проверки и  досмотра грузов:

  • фактический контроль, за выполнением специальных постановлений по ввозу и вывозу грузов;
  • выявление всех ненормальностей и дефектов, влекущих потери во внешнеторговых операциях;
  • установление данных для исчисления таможенных сборов;
  • получение всех сведений для таможенной статистики.

Информация о работе Таможенное дело в СССР