Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 21:57, курсовая работа
Международное экономическое сотрудничество - объективный процесс развития многообразных экономических связей между государствами. Посредством внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена во всех формах.
Важнейшим элементом системы государственног
После Великой Отечественной войны работа советских таможен была подчинена главной задаче – восстановлению экономики. Как никогда остро встал вопрос о сохранности грузов и их скорейшем продвижении к потребителю.
Огромную роль в
развитии советской таможенной
системы в послевоенные годы
сыграли демобилизованные
В 1953 году были утверждены
новые Правила таможенного
В 1961 году Совет Министров СССР утвердил новый тариф СССР, а с 1 января 1965 года были отменены таможенные пошлины на товары, ввозимые и происходящие из развивающих стран Азии, Африки, Латинской Америки, что явилось дальнейшим совершенствованием советской таможенно-тарифной политики.[14]
Таможенный Кодекс 1964г.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 года был утвержден Новый Таможенный Кодекс СССР.
Таможенный кодекс
СССР 1964 года подтвердил, что управление
таможенным делом в СССР
Принципиально важным
явилось указание о том, что
министр внешней торговли
Отражением связей
советского таможенного права
с международным правом
В сравнении с Таможенным
кодексом СССР 1928 года Таможенный
кодекс СССР 1964 года стал меньше
по объему (в нем 120 статей собранных
в 3 раздела) и точнее по
В кодексе четко
определены права и
В 1971 году Указом
Президиума Верховного Совета
СССР была усилена
В 1976 году в связи
с Законом СССР «Об охране
и использовании памятников
Принятие Конституции
СССР 1977 года послужило
Утверждение Министерством
внешней торговли и
Самое непосредственное
влияние на совершенствование
таможенного права оказали
Постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1981 года был утвержден новый таможенный тариф СССР, который регулирует порядок начисления пошлин на ввозимые в СССР товары с учетом огромных масштабов внешней торговли СССР в новых условиях. Значительно расширены группы товаров и виды имущества, освобождаемого от платы таможенной пошлиной. Уточнен список предметов, запрещенных к ввозу в СССР и вывозу из СССР, что имеет большое значение.
Важной правовой основой для деятельности таможенных органов СССР явился принятый 24 ноября 1982 года Закон о государственной границе СССР. Этот Закон неоднократно подчеркивал роль таможенных органов и закреплял их участие и взаимодействие с пограничными войсками в охране границы, в пресечении незаконного перемещения через границу взрывчатых, отравляющих, радиоактивных, наркотических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, запрещенных к ввозу вывозу, а также контрабанды.
Реформой таможенного дела в СССР явилось создание в 1986 году Главного управления государственного таможенного контроля.
К завершению, можно сделать вывод: в СССР осуществлялась единая таможенная политика, являющаяся составной частью внешней и внутренней политики Союза ССР. Республики на основе принципов федерализма, экономической самостоятельности и взаимной ответственности Союза ССР и республик участвуют в формировании и проведении в жизнь таможенной политики через своих представителей в высших органах государственной власти и управления Союза ССР и иным образом в соответствии с настоящим Кодексом, Законом СССР "О таможенном тарифе" и другими законодательными актами Союза ССР. Порядок перемещения через таможенную границу СССР товаров и иных предметов, таможенные обложение, оформление, контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики составляют таможенное дело. Таможенное дело развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми в международной практике нормами и стандартами при активном участии СССР в международном сотрудничестве по вопросам таможенного дела.[15]
В истории советской таможенной системы 1922 г. имел особое значение, поскольку активная хозяйственная и внешнеторговая деятельность Советского правительства сопровождалась разработкой таможенно-тарифной политики и защитой государственной монополии внешней торговли от нападок и искажений.[1]
Правительство Советской России – Совет народных комиссаров (СНК РСФСР), заботясь о защите экономических интересов на границе, издало ряд регулирующих таможенные процедуры постановлений, публиковавшихся в ведомственном бюллетени «Таможенный вестник». Первым правительственным документом стало постановление от 29 декабря 1917 года (11 января 1918 года) «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров», позволявшее перемещение товаров через границу исключительно с разрешения Отдела внешней торговли Народного Комиссариата торговли и промышленности (НКТиП). Исследователи таможенного дела в те годы придавали тарифной работе важный смысл. Считали, что «таможенной законодательство в своём развитии прошло две стадии: первую – до начала 1922 г., когда полученный в наследие от прошлого старый таможенный аппарат играл лишь вспомогательную роль при НКВТ, и вторую – с введением в 1922 г. тарифа, когда необходимо было сорганизовать таможенный аппарат с уже определившимися его функциями.[19]
До 1922 г. советские таможенные
учреждения руководствовались
Рассмотрением законодательных предложений об установлении новых и изменении существующих ставок таможенных пошлин занимался совещательно-координационный Таможенно-тарифный комитет (ТТК) при НКВТ. В его компетенцию входило: составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров; вопросы применения тарифа, дача заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенно-тарифной сфере. Правовой статус ТТК закреплялся в Таможенном уставе 1924 г. и Таможенном кодексе 1928 г.[14]
В связи с переходом
к НЭПу и возросшей потребностью
в развитии внешнеторговых связей возникла
острая необходимость в налаживании
таможенного механизма
Это диктовалось разрухой в стране, вызванной первой мировой и гражданской войнами, а также экономической блокадой империалистических государств. Но чрезмерный протекционизм задерживал развитие рынка, отрицательно сказывался как на восстановлении и развитии металлургической и металлообрабатывающей промышленности, так и на искусственном поддержании элементов натуральных отношений в сельском хозяйстве. В основу тарифа были положены фискальные цели. Подчас на товары, которые не производили в стране и были крайне необходимы для восстановления народного хозяйства, устанавливались повышенные пошлины. Это было связано с тем, что тариф создавался наспех. В последующем были внесены дополнения, которые позволили более рационально регулировать внешнюю торговлю в тесной связи с потребностями промышленности и сельского хозяйства и с учетом сложившегося в стране рынка. Стабилизировался и таможенный доход. Значительно были повышены пошлины на предметы роскоши и понижены на все виды металлов и металлические изделия (земледельческие орудия труда, ручные ремесленные инструменты), на писчебумажные товары. Существовала даже идея установления «таможенного рубля» - особого курса рубля для взимания таможенных сборов.[18]
Подготовку таможенно-
В 1922 г. учреждается первый
таможенный тариф РСФСР, в марте
по привозной торговле, а в октябре
по отпускной. Таможенный тариф 1922 г. просуществовал
до начала 1924 г. Советское государство,
вводя тариф, проводило активную
таможенную политику с целью увязки
внутренних цен с мировыми. В процессе
становления таможенному
Помимо специальных целей защиты одних отраслей хозяйства и поощрения развития других, таможенно-тарифная политика (протекционизм) страны преследовала и стратегические задачи предоставления режима наибольшего благоприятствования советским товарам на мировом рынке и укрепления международно-политических интересов страны.
13 марта 1922 г.
вышел Декрет Центрального
Исполнительного Комитета «О
внешней торговле», где было
указано, что все ввозимые из-
В отличие от других государств
социалистическое государство не преследовало
целей превратить таможенные пошлины
в источники поступления