Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенно тар диплом.docx

— 86.25 Кб (Скачать файл)

 

Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики любой  страны состоит в обеспечении  благоприятных условий в сфере  ВЭД для эффективного развития отечественного бизнеса. Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринационального  экономического развития, здесь действуют  и факторы, вытекающие из общего процесса интернационализации экономической  жизни. Во внешнеэкономической политике проявляются противоречивое взаимодействие двух основных тенденций в развитии современных международных экономических  отношений – с одной стороны, гармонизации развития этих отношений, а с другой – обострения конкурентной борьбы на международной арене.[5]

 

В связи с этим во внешнеэкономической  политике реализуются два основных ее направления: протекционизм и  либерализация внешнеэкономической  деятельности. Протекционизм состоит  в защите отечественного бизнеса  и внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции (пассивный  аспект протекционизма) и/или поддержке  отечественного бизнеса в его  экспансии на рынках зарубежных государств (активный аспект протекционизма). Либерализация  связана со снятием всевозможных видов барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Обычно понятие либерализации ВЭД связывается с понятием открытости национальных экономик.

 

Исходя из стратегических целей и направлений внешнеэкономической  политики решение тактических задач  государственного регулирования ВЭД  осуществляется на нескольких уровнях:

 

1. наднациональном уровне, то есть на основе двусторонних и многосторонних соглашений и в сотрудничестве с международными организациями;

 

2. национальном уровне, где его можно разделить на несколько направлений:

 

- государственное регулирование  ВЭД по отраслям: предполагает  создание более благоприятных  условий для перспективных экспортных  отраслей, контроль над экспортом  стратегически важных товаров,  защиту временно убыточных отраслей;

 

- государственное регулирование  ВЭД по регионам: предусматривает,  в частности, поддержку развития  внешнеэкономической деятельности, экспортных отраслей в отдельных  регионах, например, путем создания  специальных экономических зон.

 

государственное регулирование  ВЭД на уровне участников - отдельных  хозяйствующих субъектов; то есть непосредственно  осуществление процедур предоставления лицензий, экспортно-импортного контроля, предоставление экспортных государственных  заказов.

 

Органы регулирования  можно разделить на органы общей  компетенции и специальные. К  первым относятся Президент, Федеральное  собрание, Правительство России. Центральным  государственным органом регулирования  ВЭД является Министерство экономического развития и торговли, которое отвечает за разработку и проведение единой государственной социально-экономической  политики в целом, определяет и разрабатывает  эффективные методы развития экономики, организует и координирует инвестиционную политику, организует разработку и  контролирует выполнение федеральных  программ. В систему Министерства входят: Внешнеэкономические объединения, Всероссийская академия внешней  торговли, Всероссийский научно-исследовательский  конъюнктурный институт, Объединение  информационного обеспечения и  автоматизированной обработки данных. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет институт уполномоченных в регионах. [6]В структуре Министерства важное место занимают торговые представительства за рубежом. Кроме того, регулирование некоторых вопросов находится в ведении таких органов, как Министерство финансов, Центральный банк, Министерство науки и технологий, Государственный таможенный комитет. К организациям, содействующим внешнеэкономической деятельности относится Торгово-промышленная палата и ее представительства за рубежом.

 

Торгово-политическое содействие государства развитию внешнеторговой деятельности. Мировая торговля, несмотря на постоянную тенденцию к все большей ее либерализации, не является рыночным механизмом, предполагающим абсолютную свободу участников. Имея многовековые традиции и обычаи, она представляет собой вполне определенное правовое пространство, в рамках которого можно действовать только при условии выполнения сложившихся правил. [7]

 

В настоящее время в  мире существует множество союзов и  организаций со статусом международных, региональных, отраслевых, которые  заняты разработкой, совершенствованием торговых процедур, правил, типовых  документов, а также осуществляют контроль за соблюдением установившегося порядка и согласованных совместных обязательств и требований. Помимо международных организаций регулирование торговых отношений осуществляется на двустороннем межгосударственном уровне, путем заключения межправительственных соглашений и протоколов.

 

Одной из наиболее авторитетных и представительных международных  организаций такого рода является Всемирная  торговая организация, функционирующая  с 1 января 1995 г. и выступающая правопреемницей  действовавшего с 1948 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Полноправными  участниками ВТО являются 125 стран, еще 13 государств рассматривают в  качестве кандидатов в члены организации.

 

Целью ВТО является проведение политики, направленной на максимальную либерализацию внешней торговли. Правилами ВТО регулируется свыше 90 % объема мировой торговли, а основа ее позиции – это режим наибольшего  благоприятствования в торговле. Стремление к свободной торговле, освобожденной от пут высоких  таможенных барьеров и администрирования  порядка передвижения товаров через  национальные границы, связано с  тем, что мировое хозяйство, основанное на принципе режима наибольшего благоприятствования  в торговле, может стать более  эффективным с точки зрения рационализации размещения ресурсов и достижения более  высокого уровня материального благосостояния. Реализация принципа сравнительных  издержек приведет к тому, что каждая страна должна будет ориентироваться  в своей специализации на те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, обменивая их на товары, издержки производства которых выше относительно других стран. При условии, что каждая страна будет придерживаться этого принципа, мировое сообщество сможет в полной мере использовать преимущества международной специализации, получая больший реальный доход за счет рационального использования мировых ресурсов.[8]

 

Антиподом либерализации  является протекционизм – политика, направленная на защиту национального  производства и рынка через систему  таможенных барьеров, ограждающих национальных производителей от конкуренции с  более дешевыми иностранными товарами на внутреннем рынке.

 

Либерализм во внешней  торговле, напротив, направлен на стимулирование конкуренции, ограничение монополий, поскольку конкуренция иностранных  фирм вынуждает местные фирмы  переходить на более энерго- и ресурсосберегающие технологии, снижать издержки, внедрять достижения технического прогресса, повышать качество производства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство экономистов оценивают свободную торговлю как экономически обоснованное явление.

 

Российские участники  внешнеторговой деятельности могут  на добровольной основе объединяться в ассоциации и другие союзы по любому принципу, включая отраслевой и территориальный. Но при этом должны соблюдаться требования российского антимонопольного законодательства, и их образование не должно сопровождаться монополизацией и разделом внутреннего рынка, и не допускаться их использование для осуществления ограничительной деловой практики на внешнем рынке. Недопустима и дискриминация в любой форме российских и иностранных лиц в зависимости от их участия в составе объединений.

 

В закон включены специальные  разделы, предусматривающие комплекс мероприятий со стороны Правительства  в целях содействия развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. Правительство обязано ежегодно разрабатывать программу развития внешнеторговой деятельности и предоставлять  ее на утверждение в Федеральное  Собрание вместе с бюджетом на следующий  год.[9]

 

На законодательном уровне устанавливается обязательность информационного  обслуживания участников внешнеторговой деятельности по широкому кругу вопросов, имеющих непосредственное отношение  к их работе на внешних рынках. Такая  информация будет предоставляться  как российским, так и иностранным  лицам МВЭС России.

 

Реализация на практике основных положений закона позволит восполнить тот правовой вакуум, который до последнего времени сохраняется  в одной из важнейших сфер российской экономики, послужит фундаментом для  совершенствования всего внешнеэкономического законодательства России. Это будет  способствовать улучшению делового климата для российских и иностранных  участников внешнеторговой деятельности, инвестиционного климата для  расширения притока российского  и иностранного капитала в экономику  страны и послужит гарантом соблюдения интересов государства в целом.

 

Используемые государством методы регулирования внешнеторговой деятельности можно классифицировать следующим образом:

 

Экономические: таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины), налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, режим приграничной торговли, специальные  льготы), валютные (валютный курс, обязательная продажа валютной выручки), стимулирующие  экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).

 

Административные: количественные ограничения (лицензирование, квотирование), запретительные (запрет экспорта и  импорта отдельных товаров, эмбарго  на торговлю с отдельными странами), контроль качества (сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, санитарный, экологический), таможенно-административные требования (перечень документов для  таможни, контроль импортных цен, система  методов определения таможенной стоимости товаров, определения  стран происхождения товаров) валютный контроль (система уполномоченных банков – агентов валютного контроля, паспорт сделки).

 

Торгово-политические: создание благоприятных условий для доступа  на внешний рынок (межправительственные торговые и другие соглашения, участие  в международных торговых и таможенных союзах и организациях, включая ВТО), программирование ВЭД (федеральные  программы, региональные программы, отраслевые программы), разработка ответных мер  по защите экономических интересов  РФ), содействие развитию ВЭД (организация  выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций), рекламные компании по развитию экспорта, информационное обеспечение.[10]

 

Таможенно-тарифное регулирование  основано на применении импортного и  экспортного тарифа. Таможенный тариф  – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу России. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования  взаимосвязей внутреннего и мирового рынка

 

Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными  пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного  регулирования ВТД. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения  таможенной стоимости ввозимых товаров  и взимание пошлин, правила определения  страны происхождения товара, пределы  полномочий органов исполнительной власти.

 

Экспортный таможенный тариф  представляет собой инструмент регулирования  экспорта. Его применяют отдельные  страны, обладающие исключительными  природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых  рынках. Экспортные пошлины в ряде случаев способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения  государством дополнительных валютных поступлений. Однако применение экспортных пошлин к тем или иным экспортным товарам может осуществляться государством не только в целях получения дополнительных доходов в инвалюте, но и как  средство ограничения вывоза определенных групп товаров, что в настоящее  время характерно практически для  большинства бывших субъектов бывшего  СССР. [11]

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе