Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:40, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
Главная стратегическая задача
внешнеэкономической политики любой
страны состоит в обеспечении
благоприятных условий в сфере
ВЭД для эффективного развития отечественного
бизнеса. Помимо факторов, вытекающих
из собственно внутринационального
экономического развития, здесь действуют
и факторы, вытекающие из общего процесса
интернационализации
В связи с этим во внешнеэкономической
политике реализуются два основных
ее направления: протекционизм и
либерализация
Исходя из стратегических
целей и направлений
1. наднациональном уровне, то есть на основе двусторонних и многосторонних соглашений и в сотрудничестве с международными организациями;
2. национальном уровне, где его можно разделить на несколько направлений:
- государственное регулирование
ВЭД по отраслям: предполагает
создание более благоприятных
условий для перспективных
- государственное регулирование
ВЭД по регионам: предусматривает,
в частности, поддержку
государственное регулирование ВЭД на уровне участников - отдельных хозяйствующих субъектов; то есть непосредственно осуществление процедур предоставления лицензий, экспортно-импортного контроля, предоставление экспортных государственных заказов.
Органы регулирования
можно разделить на органы общей
компетенции и специальные. К
первым относятся Президент, Федеральное
собрание, Правительство России. Центральным
государственным органом
Торгово-политическое содействие государства развитию внешнеторговой деятельности. Мировая торговля, несмотря на постоянную тенденцию к все большей ее либерализации, не является рыночным механизмом, предполагающим абсолютную свободу участников. Имея многовековые традиции и обычаи, она представляет собой вполне определенное правовое пространство, в рамках которого можно действовать только при условии выполнения сложившихся правил. [7]
В настоящее время в мире существует множество союзов и организаций со статусом международных, региональных, отраслевых, которые заняты разработкой, совершенствованием торговых процедур, правил, типовых документов, а также осуществляют контроль за соблюдением установившегося порядка и согласованных совместных обязательств и требований. Помимо международных организаций регулирование торговых отношений осуществляется на двустороннем межгосударственном уровне, путем заключения межправительственных соглашений и протоколов.
Одной из наиболее авторитетных и представительных международных организаций такого рода является Всемирная торговая организация, функционирующая с 1 января 1995 г. и выступающая правопреемницей действовавшего с 1948 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Полноправными участниками ВТО являются 125 стран, еще 13 государств рассматривают в качестве кандидатов в члены организации.
Целью ВТО является проведение
политики, направленной на максимальную
либерализацию внешней
Антиподом либерализации является протекционизм – политика, направленная на защиту национального производства и рынка через систему таможенных барьеров, ограждающих национальных производителей от конкуренции с более дешевыми иностранными товарами на внутреннем рынке.
Либерализм во внешней
торговле, напротив, направлен на стимулирование
конкуренции, ограничение монополий,
поскольку конкуренция
Российские участники внешнеторговой деятельности могут на добровольной основе объединяться в ассоциации и другие союзы по любому принципу, включая отраслевой и территориальный. Но при этом должны соблюдаться требования российского антимонопольного законодательства, и их образование не должно сопровождаться монополизацией и разделом внутреннего рынка, и не допускаться их использование для осуществления ограничительной деловой практики на внешнем рынке. Недопустима и дискриминация в любой форме российских и иностранных лиц в зависимости от их участия в составе объединений.
В закон включены специальные
разделы, предусматривающие комплекс
мероприятий со стороны Правительства
в целях содействия развитию внешнеторговой
деятельности и ее стимулированию.
Правительство обязано ежегодно
разрабатывать программу
На законодательном уровне устанавливается обязательность информационного обслуживания участников внешнеторговой деятельности по широкому кругу вопросов, имеющих непосредственное отношение к их работе на внешних рынках. Такая информация будет предоставляться как российским, так и иностранным лицам МВЭС России.
Реализация на практике основных
положений закона позволит восполнить
тот правовой вакуум, который до
последнего времени сохраняется
в одной из важнейших сфер российской
экономики, послужит фундаментом для
совершенствования всего
Используемые государством методы регулирования внешнеторговой деятельности можно классифицировать следующим образом:
Экономические: таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины), налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, режим приграничной торговли, специальные льготы), валютные (валютный курс, обязательная продажа валютной выручки), стимулирующие экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).
Административные: количественные ограничения (лицензирование, квотирование), запретительные (запрет экспорта и импорта отдельных товаров, эмбарго на торговлю с отдельными странами), контроль качества (сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, санитарный, экологический), таможенно-административные требования (перечень документов для таможни, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определения стран происхождения товаров) валютный контроль (система уполномоченных банков – агентов валютного контроля, паспорт сделки).
Торгово-политические: создание
благоприятных условий для
Таможенно-тарифное регулирование основано на применении импортного и экспортного тарифа. Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу России. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования взаимосвязей внутреннего и мирового рынка
Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования ВТД. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.
Экспортный таможенный тариф
представляет собой инструмент регулирования
экспорта. Его применяют отдельные
страны, обладающие исключительными
природными ресурсами и достаточно
устойчивыми позициями на мировых
рынках. Экспортные пошлины в ряде
случаев способны повышать экспортные
цены без ущерба для размера вывоза
и служить источником получения
государством дополнительных валютных
поступлений. Однако применение экспортных
пошлин к тем или иным экспортным
товарам может осуществляться государством
не только в целях получения
Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе