Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенно тар диплом.docx

— 86.25 Кб (Скачать файл)

 

Во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы  продвижения позиции России в  таможенном союзе, усилить обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

 

Повышение отдачи от участия  России в таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным  условиям функционирования ТС (включая  возможное увеличение транзакционных издержек для отдельных российских участников внешнеэкономической деятельности, ущемление интересов некоторых  групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный 4 перелив финансовых средств, «перетекание» внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными  издержками). [26]

 

Важнейшим направлением, снижающим  риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран  таможенного союза, должно стать  создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической  деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.

 

В-третьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость  более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения  инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей  функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с  приоритетами промышленной политики.

 

С ростом инвестиционной активности в российской экономике в посткризисный  период должна усилиться стимулирующая  функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для  переноса высокотехнологичных производств  на территорию России, развитие производственно-технологической  кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым  технологиям, машинам, оборудованию для  крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения  иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных таможенных и административных процедур, при получении международных инвестиционных товарных кредитов и прямых вложений капитала.

 

С учетом задачи ускорения  перехода к инновационной экономике  должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной  промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной  продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования  и роста конкурентоспособности  отечественных производств в 5 целях  сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.[27]

 

 

 

Глава 3. Совершенствование  таможно-тарифного регулирования

 

3.1 Совершенствование таможенно-тарифных  мер регулирования ВЭД

 

Эволюция российского  таможенного тарифа на протяжении последних  лет состоит в снижении среднего уровня ставок. Если в 2001 г. среднее  значение российского тарифа составляло 14,1%, то в 2002 г. это значение уменьшилось  до 12%, а в 2008 г. оно составляло 10,96%. Однако снижение среднего уровня тарифа еще не дает правильного представления  о том, действительно ли произошло  уменьшение реальной протекционистской  защиты внутреннего рынка страны. Для этого необходимо выяснить, в  какой мере произошло снижение пошлин в российском таможенном тарифе, активно  воздействующих на торговлю, насколько  это снижение затронуло систему  тарифного протекционизма страны и  не происходило ли это снижение за счет сокращения таких ставок, которые  потеряли свое значение.

 

В Российской Федерации в 2001 г. ставки таможенного тарифа свыше 10% составляли более 46% от общего количества ставок. В 2008 г. их количество уменьшилось до 38,9%. Основной ставкой российского таможенного тарифа в 2008 г. была ставка 5%, которая составляла 41,3% от общего количества ставок. Вторая по частоте встречаемости (23,4%) – ставка тарифа 15% и третья – ставка тарифа 10%, которая встречается в 19,5% случаев. Сравнение тарифов 2001 г. и 2008 г. показывает, что происходит их «стягивание» в зону 5–15% за счет уменьшения ставок 20–30%.[28]

 

Проведенные мной исследования показали, что основное различие современного российского тарифа и тарифа стран  ЕС заключается в том, что в  тарифе стран ЕС смешанные ставки занимают 15%, а в России только 0,1%; в тарифе стран ЕС отсутствуют  комбинированные ставки, а в российском тарифе их доля составляет 12,2%; в тарифе стран ЕС специфические ставки составляют 5%, а в российском тарифе – 2,9%; в товарных группах тарифа ЕС могут встречаться как смешанные, так и специфические ставки по отдельным позициям.

 

Следует отметить, что в  российском таможенном тарифе не встречаются  так называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.

 

А между тем это эффективная  мера защиты внутреннего рынка страны. Так, в таможенном тарифе США количество используемых мегатарифов на агропродовольственном рынке равно 19, что составляет примерно 2% от общего количества таможенно-тарифных позиций для сельскохозяйственных товаров. Импорт сельскохозяйственной продукции ЕС ограничивается 141 мегатарифом, Японии – 142. Следует отметить, что в ЕС большинство мегатарифов относится к сельскохозяйственным товарам. Анализ показывает, что в ЕС высокие средние ставки пошлин характерны для таких групп сельскохозяйственных товаров, как сахарная свекла, сахарный тростник, заменители сахара (подсластители), зерновые культуры, мукомольно-крупяная продукция, животные корма. Мегатарифы на данные группы товаров высоки в силу того, что большая часть ставок на входящие в них товарные позиции установлена на высоком уровне. Максимальная ставка таможенного тарифа ЕС в размере 540% взимается с ввозимой измельченной или сухой сахарной свеклы. В ЕС очень высокие ставки таможенных пошлин установлены также на виноградный сок, бананы, готовые или консервированные грибы. В Японии из 142 применяемых мегатарифов 49 являются самыми высокими по сравнению с тарифами ЕС. Самая высокая средняя пошлина приходится на молочную группу и составляет 322%. Мегатарифы применяются почти к 2/3 товарных позиций данной группы, причем для 20 из них ставки пошлины превышают 500%.

 

Присоединение России к ВТО  влечет за собой определенные обязательства  в области таможенно-тарифного  регулирования, которые связаны в том числе со снижением средней ставки импортного таможенного тарифа.

 

Если обязательства по переговорам механически отнести  к моменту вступления России в  ВТО, то через несколько лет средняя  ставка российского таможенного  тарифа должна снизиться до 6–8%, что  нежелательно для России, для которой  очень важной остается фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования.[29]

 

В настоящее время Правительством РФ принято решение о возможном  вступлении России в ВТО в составе  таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершается разработка ЕТТ и правовых документов в сфере  нетарифного и технического регулирования. Утвержден базовый перечень ЕТТ  более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован  проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных подсубпозиций.

 

Конкретные предложения  по совершенствованию национального  таможенно-тарифного регулирования, которое в настоящее время  выполняет преимущественно фискальные функции, а таможенный тариф выступает, по сути, дополнительным налогом на потребителей и промышленность, заключаются  в следующем.

 

1. Подчинить структуру  и ставки таможенного тарифа  РФ целям и задачам разработанной  Концепции социально-экономического  развития страны до 2020 г. и формируемой  на ее основе национальной  промышленной политики. Речь, прежде  всего, идет о более тщательном  учете состояния и специфики  отдельных отраслей и производств,  по отношению к которым таможенно-тарифное  регулирование может в различной  степени и комбинации выполнять  протекционистские, структурные,  стимулирующие или фискальные  функции. Положение конкретных  отраслей и производств на  внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их  конкурентоспособности. С точки зрения критерия конкурентоспособности на внутреннем рынке различные виды выпускаемой в России продукции сведены в диссертации в пять основных групп, требующих соответствующей расстановки акцентов в таможенно-тарифном регулировании импорта.

 

2. Сделать акцент на использовании импортного таможенного тарифа как инструмента разумной защиты уязвимых для импорта сегментов внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей, в том числе придать большую гибкость и адресность таможенному тарифу путем выделения новых товарных подпозиций на уровне национальных знаков товарной номенклатуры для идентификации наиболее чувствительных к импорту товаров, дифференциации уровней ставок пошлин вплоть до их дробления в зависимости от экономической целесообразности, широкого применения сезонных и временных пошлин, тарифных квот, иных специальных тарифных мер.

 

3. С целью стимулирования производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний и переноса обрабатывающих производств на территорию РФ ("импорт производств вместо импорта товаров") более последовательно проводить в жизнь принцип эскалации таможенного тарифа, снизив уровень обложения импортных материалов, комплектующих изделий и компонентов, используемых для выпуска готовых изделий в РФ (хотя здесь возможны и исключения, требующие, например, сохранения высокого уровня пошлин на материалы и комплектующие для создания благоприятных условий для развития соответствующих отечественных производств), а также более активно применять специальные таможенные режимы (переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления).

 

4. Упорядочить действующие  системы тарифных преференций  и тарифных льгот для повышения  эффективности регулирующей функции  таможенного тарифа, в том числе  пересмотреть существующие преференции  в пользу развивающихся стран,  соотнеся круг получателей преференций  и их размер с уровнем экономического  развития этих государств, а также  проводимой политикой в отношении  нашей страны.

 

5. Улучшить качество таможенного  администрирования, прежде всего,  за счет осуществления более  полного таможенного контроля  ввозимых товаров, упрощения технологии  таможенного оформления, приведения  процедур пропуска грузов через  границу в соответствие с унифицированными  международными нормами. Исключительно  важным моментом является ускорение  перехода на электронное декларирование  и электронный документооборот  при таможенном оформлении, что  позволит снизить издержки этого  процесса и сократить время  прохождения товаров, особенно  транзитных, через таможни.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе