Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:40, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
Основным международным договором, в соответствии с которым осуществляется таможенное регулирование на таможенной территории таможенного союза является Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. А также целый блок международных договоров – это соглашения, подготовленные непосредственно в развитие ТК ТС. По состоянию на 1 августа 2010 года подписано 12 соглашений:
Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года;
Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года. (Обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенные в таможенные органы Казахстана, пока не принимаются таможенными органами Беларуси и России);
Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года;
Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств-членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года;
Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года;
Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также железнодорожного подвижного состава общего пользования, осуществляющего перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза от 18 июня 2010 года;
Соглашение по вопросам свободных (особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года;
Соглашение о порядке
перемещения физическими лицами
товаров для личного
Все перечисленные соглашения до их вступления в силу после ратификации временно применяются с 6 июля 2010 года – дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.
2.2 Сравнительный анализ
таможенно-тарифного
Анализируя российскую систему
таможенно-тарифного
Во-первых, обращено внимание на сравнительно высокий, в том числе на фоне других стран СНГ, уровень тарифной защиты внутреннего рынка: средневзвешенная ставка ввозных пошлин составляла в 2008 г. 11,17%. Причем в отличие от большинства стран мира указанная величина в России в текущем десятилетии имела тенденцию к росту.[23]
Во-вторых, указано на существенную долю импорта, охваченного международными тарифными пиками (на долю позиций со ставками свыше 15% в 2006 г. приходилось 18,4% их общего числа) и неадвалорными пошлинами (26% его стоимости в 2007 г.).
В-третьих, констатируется сравнительно низкая степень дифференциации (разброса ставок) импортного тарифа, что затрудняет реализацию структурных задач тарифной политики и не в полной мере соответствует потребностям динамично развивающейся российской экономики. Отмеченное, вкупе с большим числом тарифных пиков и неадвалорных ставок, говорит о преимущественно фискальной направленности национального таможенного тарифа.
В-четвертых, в качестве характерной
черты российской таможенно-тарифной
политики называется сохранение экспортных
пошлин на широкий круг товаров. Несмотря
на трехкратное сокращение числа
облагаемых пошлинами товаров в
2005-2007 гг. (отменены на многие виды продукции
с высокой добавленной
В целом для России фискальная функция таможенных пошлин играет огромную роль. В 2007 г. объем поступлений от взимания таможенных пошлин (ввозных и вывозных) составил почти 30% общей суммы доходов федерального бюджета. Этот показатель не имеет аналогов в зарубежной практике, за исключением 4-5 беднейших или карликовых африканских государств.
Отличительной чертой таможенно-тарифного регулирования в РФ является частое изменение ввозных и вывозных таможенных пошлин. В 2007 г., например, были изменены ставки импортных пошлин по 1570 тарифным позициям. С одной стороны, изменения позволяют учитывать сдвиги в структуре товарных потоков, решать задачи развития национальной экономики, но с другой – создают неопределенность и риски для отечественных и зарубежных предпринимателей.[24]
Несмотря на положительные сдвиги последних лет, система таможенного контроля в РФ нуждается в существенном улучшении. Сохраняется проблема "серого", или недостоверно декларируемого импорта (искажение номенклатуры товаров, занижение таможенной стоимости), что особенно характерно при ввозе товаров народного потребления. Из-за незаконного ввоза потери несет федеральный бюджет, ухудшается внутренняя конкурентная среда, поскольку недобросовестные импортеры получают неоправданные ценовые преимущества, стимулируется коррупция, увеличиваются расходы потребителей.
Вступление России в Таможенный
союз-это большой шаг к
Таможенный союз является
особой формой международного сотрудничества.
Его основные цели - формирование единого
экономического пространства стран-участниц,
упрощение и унификация таможенных
процедур и др. Однако их достижение
требует длительной совместной работы
органов государственной
Если товар экспортируется
за пределы таможенной территории Таможенного
союза, к нему применяются ставки
вывозных пошлин страны, в которой
он был произведен. Взимание пошлин
по соответствующим ставкам
Таким образом, осуществление таможенного контроля, взимание таможенных платежей, обеспечение соблюдения таможенного законодательства должно будет полностью осуществляться на внешней границе Таможенного союза.[25]
Особый интерес вызывает
налоговое регулирование
В Таможенном союзе устанавливается
единое таможенно-правовое регулирование
и дифференцирование мер
2.3 Основные направления
таможенно-тарифной политики
Основные направления
таможенно-тарифной политики на 2011 год
и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены
во исполнение постановления Правительства
Российской Федерации от 29 декабря
2007 г. № 1010 «О порядке составления
проекта федерального бюджета и
проектов бюджетов государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации
на очередной финансовый год и
плановый период» в соответствии
с положениями Концепции
Качественное изменение
условий осуществления
Во-первых, необходимо обеспечить
эффективность и оперативность
механизма функционирования наднациональных
органов таможенного союза, полностью
отвечающего задачам, стоящим как
перед союзом в целом, так и
каждой из стран-участниц. Это требует
внедрения соответствующих
Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе