Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенно тар диплом.docx

— 86.25 Кб (Скачать файл)

 

Основным международным  договором, в соответствии с которым  осуществляется таможенное регулирование на таможенной территории таможенного союза является Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. А также целый блок международных договоров – это соглашения, подготовленные непосредственно в развитие ТК ТС. По состоянию на 1 августа 2010 года подписано 12 соглашений:

 

Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов  государств-членов таможенного союза  от 21 мая 2010 года;

 

Соглашение о требованиях  к обмену информацией между таможенными  органами и иными государственными органами государств-членов таможенного  союза от 21 мая 2010 года;

 

Соглашение о представлении  и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21 мая 2010 года;

 

Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного  союза от 21 мая 2010 года;

 

Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения  сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года;

 

Соглашение о некоторых  вопросах предоставления обеспечения  уплаты таможенных пошлин, налогов  в отношении товаров, перевозимых  в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов  и перечисления взысканных сумм в  отношении таких товаров от 21 мая 2010 года. (Обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенные в таможенные органы Казахстана, пока не принимаются таможенными органами Беларуси и России);

 

Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении  товаров, пересылаемых в международных  почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года;

 

Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств-членов таможенного союза  определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года;

 

Соглашение о свободных  складах и таможенной процедуре  свободного склада от 18 июня 2010 года;

 

Соглашение об особенностях использования транспортных средств  международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также  железнодорожного подвижного состава  общего пользования, осуществляющего  перевозку грузов и (или) багажа для  внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза от 18 июня 2010 года;

 

Соглашение по вопросам свободных (особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и  таможенной процедуры свободной  таможенной зоны от 18 июня 2010 года;

 

Соглашение о порядке  перемещения физическими лицами товаров для личного пользования  через таможенную границу таможенного  союза и совершения таможенных операций, связанных с выпуском таких товаров  от 18 июня 2010 года.

 

Все перечисленные соглашения до их вступления в силу после ратификации  временно применяются с 6 июля 2010 года – дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного  союза от 27 ноября 2009 года.

 

2.2 Сравнительный анализ  таможенно-тарифного регулирования  в России до вступления в  Таможенный союз

 

Анализируя российскую систему  таможенно-тарифного регулирования  до вступления в Таможенный союз, можно  сделать вывод, что в целом  она соответствовала международным  требованиям, однако имела ряд особенностей.

 

Во-первых, обращено внимание на сравнительно высокий, в том числе  на фоне других стран СНГ, уровень  тарифной защиты внутреннего рынка: средневзвешенная ставка ввозных пошлин составляла в 2008 г. 11,17%. Причем в отличие от большинства стран мира указанная величина в России в текущем десятилетии имела тенденцию к росту.[23]

 

Во-вторых, указано на существенную долю импорта, охваченного международными тарифными пиками (на долю позиций  со ставками свыше 15% в 2006 г. приходилось 18,4% их общего числа) и неадвалорными пошлинами (26% его стоимости в 2007 г.).

 

В-третьих, констатируется сравнительно низкая степень дифференциации (разброса ставок) импортного тарифа, что затрудняет реализацию структурных задач тарифной политики и не в полной мере соответствует  потребностям динамично развивающейся  российской экономики. Отмеченное, вкупе с большим числом тарифных пиков и неадвалорных ставок, говорит о преимущественно фискальной направленности национального таможенного тарифа.

 

В-четвертых, в качестве характерной  черты российской таможенно-тарифной политики называется сохранение экспортных пошлин на широкий круг товаров. Несмотря на трехкратное сокращение числа  облагаемых пошлинами товаров в 2005-2007 гг. (отменены на многие виды продукции  с высокой добавленной стоимостью), к концу 2007 г. вывозные пошлины действовали  в отношении 397 товарных позиций (на уровне 10 знаков ТН ВЭД). Экспортные пошлины  служат для нашей страны инструментом изъятия природной ренты (нефть  и газ), ограничивают вывоз ряда товаров (аграрные товары, лес круглый, лом  и отходы металлов), пополняют доходы бюджета (полимеры, металлы, рыба и морепродукты).

 

В целом для России фискальная функция таможенных пошлин играет огромную роль. В 2007 г. объем поступлений от взимания таможенных пошлин (ввозных  и вывозных) составил почти 30% общей  суммы доходов федерального бюджета. Этот показатель не имеет аналогов в зарубежной практике, за исключением 4-5 беднейших или карликовых африканских  государств.

 

Отличительной чертой таможенно-тарифного  регулирования в РФ является частое изменение ввозных и вывозных таможенных пошлин. В 2007 г., например, были изменены ставки импортных пошлин по 1570 тарифным позициям. С одной стороны, изменения позволяют учитывать  сдвиги в структуре товарных потоков, решать задачи развития национальной экономики, но с другой – создают  неопределенность и риски для  отечественных и зарубежных предпринимателей.[24]

 

Несмотря на положительные  сдвиги последних лет, система таможенного  контроля в РФ нуждается в существенном улучшении. Сохраняется проблема "серого", или недостоверно декларируемого импорта  (искажение номенклатуры товаров, занижение таможенной стоимости), что особенно характерно при ввозе товаров народного потребления. Из-за незаконного ввоза потери несет федеральный бюджет, ухудшается внутренняя конкурентная среда, поскольку недобросовестные импортеры получают неоправданные ценовые преимущества, стимулируется коррупция, увеличиваются расходы потребителей.

 

Вступление России в Таможенный союз-это большой шаг к решению  многих таможенно-тарифных проблем  в России. Происходит принятие важных соглашений, в первую очередь к ним относятся соглашения, подписанные 25 января 2008 г.: "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе", "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран", "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" и др. Некоторые положения, регулирующие указанные вопросы, содержатся также в Протоколе "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", подписанном 11 декабря 2009 г.

 

Таможенный союз является особой формой международного сотрудничества. Его основные цели - формирование единого  экономического пространства стран-участниц, упрощение и унификация таможенных процедур и др. Однако их достижение требует длительной совместной работы органов государственной власти, международных организаций, некоммерческих организаций и представителей бизнеса. Формирование таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана рассчитано на длительный период - до 2012 г. В течение этого срока будут поэтапно проводиться мероприятия, направленные на достижение целей Таможенного союза, в частности, запланировано принятие ряда соглашений по вопросам взаимодействия органов государственной власти, валютного регулирования, регулирования взаимоотношений коммерческих субъектов и др. Отмена таможенного контроля на границе с Белоруссией планируется на 1 июля 2010 г., а на границе с Казахстаном - 1 июля 2011 г. В настоящее время уже сделаны существенные шаги к указанной цели.

 

Если товар экспортируется за пределы таможенной территории Таможенного  союза, к нему применяются ставки вывозных пошлин страны, в которой  он был произведен. Взимание пошлин по соответствующим ставкам обеспечивается таможенными органами страны, с территории которой осуществляется фактический  вывоз товаров (ст. 3 Соглашения "О  вывозных таможенных пошлинах в отношении  третьих стран").

 

Таким образом, осуществление  таможенного контроля, взимание таможенных платежей, обеспечение соблюдения таможенного  законодательства должно будет полностью осуществляться на внешней границе Таможенного союза.[25]

 

Особый интерес вызывает налоговое регулирование коммерческих операций между налогоплательщиками  стран-участниц.

 

В Таможенном союзе устанавливается  единое таможенно-правовое регулирование  и дифференцирование мер таможенно-тарифного  регулирования. Реализация указанных  мер возлагается на таможенные органы. В отношении налогового регулирования  предусмотрена возможность каждой из стран устанавливать собственные  ставки косвенных налогов, однако соблюдение налогового законодательства обеспечивается налоговыми и иными органами государственной  власти стран - участниц Таможенного  союза. В связи со сказанным, видимо, в будущем будет совершенствоваться союзное и национальное законодательство, регулирующее взаимодействие органов  государственной власти стран-участниц, а также гармонизация их национального  законодательства (в первую очередь  налогового).

 

2.3 Основные направления  таможенно-тарифной политики России  на 2011-2013 года

 

Основные направления  таможенно-тарифной политики на 2011 год  и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства  Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления  проекта федерального бюджета и  проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  на очередной финансовый год и  плановый период» в соответствии с положениями Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года.

 

Качественное изменение  условий осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных  и организационно-процедурных управленческих решений.

 

Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность  механизма функционирования наднациональных  органов таможенного союза, полностью  отвечающего задачам, стоящим как  перед союзом в целом, так и  каждой из стран-участниц. Это требует  внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих  действенно согласовывать позиции  сторон в рамках ТС и учитывать  их в рамках решений наднациональных  органов.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе