Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:40, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
Снижая или обнуляя
ставки вывозных таможенных пошлин, государства
снижают уровень налоговой
Аргентина. В целях поддержки сельскохозяйственных предприятий принято решение о снижении экспортных пошлин на пшеницу, кукурузу, свежие фрукты и овощи, мясо.
Индия. Экспортная пошлина на железную руду снижена до 5%, а на железнорудную мелочь отменена.
Китай. С целью укрепления своих позиций на мировом рынке вольфрама Китай с 1 июля 2009 г. снизил на 5% экспортные пошлины на вольфрам.
Снятие и приостановление запрета на экспорт товаров. Цель введения данных мер идентична повышению вывозных пошлин.
Белоруссия. До 01.10.2009 было приостановлено действие запрета на экспорт необработанных шкур и дубленых кож.
Болгария. С 22 января 2009 г. в Болгарии снят запрет на экспорт необработанной древесины в страны, не входящие в Европейский союз, который был введен в апреле 2008 г. По оценке экспертов Правительства Болгарии, данная мера позволит национальным производителям необработанной древесины в условиях мирового экономического кризиса иметь более широкие возможности реализации своей продукции. (При этом продолжает действовать запрет на экспорт обгорелой хвойной и широколиственной древесины с диаметром тонкого края более 4 см всех видов, а также обгорелой древесины для топки).
Некоторые из принятых в
указанном периоде мер носят
явно протекционистский характер: повышение
ввозных таможенных пошлин на наиболее
чувствительные для национальных экономик
товары; снижение или отмена экспортных
таможенных пошлин; введение технических
барьеров; лицензирование импорта; дискриминация
при осуществлении
Пострадавшие от введения
протекционистских мер
Рядом государств принимались активные меры в сфере поддержки национального экспорта, включающие массированную финансово-кредитную поддержку экспорта, налоговые льготы, организационно-информационную и техническую поддержку малого и среднего бизнеса. Данные меры ориентированы на преодоление кризиса путем создания стимула для расширения производства и выхода на новые рынки.
Стоит отметить, что если
в 2009 году антикризисные меры являлись
в основном компенсационными, направленными
на ограничение потерь компаний, то
в I квартале 2010 года иностранные государства
значительно сократили
Некоторыми государствами в 2010 году были приняты так называемые «послекризисные» меры, направленные на посткризисное развитие страны и на поддержание национальных секторов экономики.[19]
Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования на современном этапе
2.1 Нормативно-правовая основа
таможенно-тарифного
Особое место в нормативной
базе таможенно-тарифного
Комплексный характер таможенного законодательства находит свое выражение в системе принципов правового регулирования таможенно- тарифной политики. Часть этих принципов представляют собой административно-правовые принципы регулирования внешнеторговой деятельности и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К числу таких принципов российским таможенным законодательством отнесены следующие:
- принцип охраны
- принцип защиты экономических
интересов Российского
- принцип дифференциации
в правовом регулировании
Наряду с административно-
Исторически формирование системы
нормативно-правового
Все законодательство, касающееся
организации и функционирования
таможенного союза условно
Базовые документы, определяющие суть и этапы создания ТС, его цели, задачи(7 международных договоров).
Акты, определяющие меры таможенно-тарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(9 международных договоров и 6 решений комиссии ТС).
Акты, определяющие меры нетарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(5 международных договоров и 6 решений комиссии ТС).
Акты, касающиеся таможенного регулирования на таможенной территории ТС( 18 международных договоров и 21 решение комиссии ТС).
Акты, определяющие единый порядок надзора(контроля) за безопасностью товаров(продукции) во взаимной торговле с третьими странами(12 международных договоров и 3 решения комиссии ТС).
Акты, регулирующие вопросы взимания налогов во внутренней торговли государств- членов ТС(5 международных договоров).
Акты, определяющие ведение статистики и внутренней торговли государств-членов ТС(5 международных договоров).
Акты, определяющие ведение статистики внешней и внутренней торговли государств-членов ТС(3 международных договора).
Акты, касающиеся органов ТС, в частности комиссии ТС(2 международных договора и 3 решения комиссии ТС).
Таким образом, нормативную базу таможенного союза составляют:
Международные договоры государств-членов таможенного союза трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) - 72 договора;
Решения Комиссии таможенного союза (носящие нормативный характер и непосредственно принимаемые в государствах-членах таможенного союза) – более 42-х решений.
В целях формирования правовой базы таможенного союза подписаны международные документы, направленные на унификацию таможенного администрирования, включая определение порядка декларирования, а также таможенного оформления и таможенного контроля товаров, уплаты таможенных платежей на единой таможенной территории, обеспечение единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров и страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. [22]
Основными международными актами,
регулирующими эти
Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;
Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;
Протокол от условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;
Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года;
Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;
Далее Решениями Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 18 и 19 утверждены:
Единая Товарная номенклатура
внешнеэкономической
Единый таможенный тариф таможенного союза;
Следующими значимым документом, регулирующим эти правоотношения является Решение Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». А также ряд Соглашений, принятых в 2008-2009 году и определяющих единые правила определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров.
Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе