Таможенные режимы как административно-правовой регулятор внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:27, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования состоит в изучении таможенных режимов как института таможенного права, выявлении наиболее используемых видов таможенных режимов и рассмотрение возможностей оптимизации их количества.
Исходя из этой цели были поставлены следующие основные задачи дипломной работы :
раскрыть теоретические основы и природу административно-правовых режимов;
исследовать таможенные режимы как разновидности административно-правовых режимов

Содержание

Введение
3
Глава 1 Административно-правовые режимы как институт административного права.
6
Административные режимы, общая характеристика
6
Таможенный режим как вид административно-правового режима
26
Глава 2 Таможенные режимы
33
2.1 Основные таможенные режимы
33
2.2 Таможенные режимы переработки
51
2.3 Специальные таможенные режимы
57
2.4 Иные таможенные режимы
68
Заключение
74
Список литературы
77

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенные режимы переработки.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Орловская Региональная Академия Государственной Службы

 

 

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

ГРОМОВ А.В.

 

 

Таможенные режимы как административно-правовой регулятор внешнеэкономической деятельности

 

 

дипломная работа

студента факультета юриспруденции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент  Орлов И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Орел 2001

 

Содержание

стр.

 

Введение 

3

Глава 1  Административно-правовые режимы как институт административного права. 

6

    1. Административные режимы, общая характеристика

6

    1. Таможенный режим как вид административно-правового режима

26

Глава 2 Таможенные режимы

33

               2.1  Основные таможенные режимы

33

               2.2  Таможенные режимы переработки

51

               2.3  Специальные таможенные режимы

57

               2.4  Иные таможенные режимы

68

Заключение 

74

Список  литературы 

77


 

 

Введение

 

Актуальность темы

 Либерализация  сферы внешнеторговых отношений, отказ от  государственной монополии, а также предоставление  предприятиям  права самостоятельного выхода на внешний  рынок потребовало юридической регламентации нового порядка взаимоотношений участников внешнеторговых операции и уполномоченных государственных органов. Принятый в 1993 году Таможенный кодекс Российской Федерации1 (далее – ТК РФ) во многом способствовал устранению пробелов в законодательстве, введя в законные рамки и упорядочив возникшие правоотношения в области внешней торговли.

Таможенные режимы, являясь важнейшим институтом таможенного права, согласно ст. 22 ТК РФ, определяют порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст. 23 ТК РФ действуют 15 видов таможенных режимов, каждый из которых представляет собой систему правовых норм, регулирующих разнообразные правоотношения в сфере ВЭД.  Таможенные режимы являются серьезным инструментом в руках государства, позволяющий ему выстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром,  во многом определять направление развития внешней торговли и ее качественное содержание.

В  этой связи законодательные усилия государства, направленные на   углублением юридической регламентацией порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, позволяют создать более понятную и эффективную систему таможенного оформления, упорядочивает и стимулирует внешнеэкономическую деятельность, снижают  количество правонарушений, связанных с уплатой таможенных платежей, обеспечивают достойное представление страны в современном мире.

 

Историографический обзор

Научной базой данного дипломного исследования являются разработки отечественных ученых, где на теоретической основе  описывается природа административно-правовых режимов (Тихомиров Ю.А. 1998г.), дается характеристика административных режимов как института административного права (Розанов И.С., 1996г.), а также исследуются особенности каждого конкретного вида административных режимов, условия их применения, дается определение места и роли таможенных режимов в системе административного права (Бахрах Д.Н1., Кармолицкий А.А.).

На уровне исследования таможенного законодательства, изучались работы (Дюмулен И.И., Лодыженский К.Н., Менделеев Д.И., Сандровский К.К.,  Максимцев Н.А., Габричидзе Б.Н., Драганова В.Г., Козырина А.Н.), в которых раскрывается юридическая сторона функционирования существующих видов таможенных режимов, исследуются особенности и условия их  применения на практике.

На уровне изучения проблемы эффективности таможенных режимов, оптимизации их количества всесторонних исследований не проводились.

Цель дипломного исследования состоит в изучении таможенных режимов как  института таможенного права, выявлении наиболее используемых видов таможенных режимов и рассмотрение возможностей оптимизации их количества.

Исходя из этой цели были поставлены следующие основные  задачи дипломной работы :

  • раскрыть теоретические основы и природу административно-правовых режимов;
  • исследовать таможенные режимы как разновидности административно-правовых режимов;
  • выявить особенности и проблемы  применения таможенных режимов на практике;
  • на основе развивающейся теории и практики предложить варианты оптимизации  использования таможенных режимов.

Объектом исследования является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России, его юридическая регламентация.

Предметом исследования выступают таможенные режимы как регуляторы внешнеэкономической деятельности.

Методологической базой дипломной работы являются общие и специальные научные методы. Использованы диалектические методы познания, методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, историко-логические подход к рассмотрению объекта исследования.

Перечень материалов, использованных в ходе изучения проблемы: Законы Российской Федерации и ряда зарубежных стран, указы Президента и постановления  Правительством РФ, регулирующие сферу внешнеэкономических отношений, а также инструкции Государственного таможенного комитета РФ. Фактологической базой выступили материалы Орловской таможни.

Структура работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, двух глав, включающих пяти параграфов, заключения и списка литературы.

Положения,  выносимые на защиту

  • административно-правовые режимы являются частью общеправового режима;
  • таможенные режимы реализуются как один из видов административного режима;
  • таможенные режимы, являясь регулятором ВЭД, требуют совершенствования своей правовой регламентации в целях развития внешней торговых отношений.

 

Глава 1  Административно-правовые режимы как институт административного права

1.1 Административные режимы, общая характеристика

Рассмотрение различных видов таможенных режимов, условий и особенностей их функционирования в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности невозможно без выявления и анализа  правового фундамента, на котором строится вся система административно-правовых режимов. Самым общим понятием в этой системе выступает правовой режим, как основа любой регламентированной законом деятельности. В современной юридической литературе даются различные определения данного понятия.

Так, например, И.И. Матузов и А.В. Малько в содержательной статье по данному вопросу рассматривают правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Это система условий и методов осуществления правового регулирования, как бы "распорядок" действия права, это -функциональная характеристика права2.

Вместе с тем, Д. Н. Бахрах под правовым режимом понимает совокупность правил, закрепленных в юридических нормах,  регулирующие определенную деятельность людей3. Специальное правовое регулирование связано с объектами деятельности (режим наркотических, автотранспортных средств, культурных ценностей и др.), временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего – сочетанием этих факторов. Понятие правового режима сопоставимо с понятием правового статуса. Последнее означает права и обязанности субъекта, связывает их с какими-то лицами, а правовой режим характеризует деятельность и  с нею связывает права и обязанности ее участников.

Правовой режим – это комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств4. Он задается параметрами двоякого рода: во-первых, особой специальной значимостью общественных отношений, их специфическими целями и задачами; во-вторых, использованием особых принципов, форм и методов деятельности, отражающихся в системе прав и обязанностей субъектов. Понятие режима «несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе  и то, сто правовой режим выражает известную степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности»5.

Режимы могут быть межотраслевыми, то есть урегулированными несколькими отраслями права (например, режим законности, предпринимательства)  и отраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми и др.).

Среди правовых режимов выделяются общие, универсальные и производные, вторичные режимы.

К первым, лежащим в самой основе правовой действительности, в глубине правовой материи относятся режимы отраслей права. Правовой режим отрасли права представляет собой совокупность юридических средств регулирования – отраслевой юридический инструментарий. Он опосредован отраслевым методом правового воздействия и базируется на принципах, специфичных для данной отрасли.

 Профессор Д. Н. Бахрах  понимает административно-правовой  режим как определенное сочетание  административно-правовых средств  регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия. Такое воздействие отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции6. И.С. Розанов определяет административно-правовой режим как установленную в        законодательном порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения граждан и юридических лиц, а также порядок  реализации  ими своих прав в определенных условиях (ситуациях), обеспечения и поддержания суверенитета  и обороны государства, интересов безопасности и охраны общественного порядка специально  создаваемыми   для   этой   цели   службами   государственного управления.7

Назначение   административно-правовых   режимов - регулирование   особых   государственных   состояний   с   помощью системы специальных средств. К таким средствам относятся:

 а)  правовые акты и  нормы,  устанавливающие особый порядок деятельности в тех или иных сферах; 

б) уполномоченные государственные органы, специально создаваемые  или  наделенные  полномочиями  формировать   и поддерживать    соответствующий    режим; 

  в)    детальная,  своего рода    операциональная    регламентация    действий субъектов права  и  их  взаимоотношений  между собой;

 г) строгая система контроля  и  ответственности  за  деятельностью рамках административно-правового режима;

д) более широкое применение ограниченно-разрешительных и запретительных методов, сочетаемых в необходимых случаях со строго целевым стимулированием субъектов права

 е) наличие специальных организационных, технических материальных и финансовых средств (техники, ресурсов и т.п.).8

Во всех специальных административно-правовых режимах следует различать две взаимосвязанные стороны: содержательную и формальную. Содержательная сторона – это причины и цели существования режима, его организационные, экономические элементы, связанные с ним действия. А юридическая сторона – кто, на какой срок, на какой территории устанавливает режим, процедура его введения, отмены, изменения, система «режимных» обязанностей и прав.

Что касается конкретных параметров административно-правовых режимов, то они могут существенно различаться. И это проявляется в наличии большего или меньшего количества запретов и позитивных обязываний, или более развернутой сетью льгот и дозволений. Они различаются масштабом свободы граждан и организаций в использовании своих возможностей для реализации субъективных прав, по глубине изменений в конституционном статусе граждан и организаций и организаций, по времени и территории действия и другим критериям.

Административно-правовые режимы различают по территориальному критерию: общегосударственные (например, секретность), региональные (такой как закрытого административно-территориального образования). По времени действия существуют режимы постоянные и временные, ситуационные (например, чрезвычайное положение). В ряде случаев полезно различать режимы по объектам, средствам деятельности: заповедников, ядов, валюты.

Можно также поделить их на централизованные и децентрализованные в зависимости в зависимости от порядка их введения.

Профессор Ю.А. Тихомиров приводит следующую классификацию административно-правовых режимов. “По критерию цели режимов их можно разделить на три большие группы. Первая группа охватывает административно-правовые режимы для определенных государственно-правовых состояний (чрезвычайного, военного, положения, охраны государственной границы, таможенных границ, регулирования внешнеторговой деятельности, включая протекционизм и др.). Вторая группа включает в себя функциональные административно-правовые режимы, призванные обеспечить функции управления и сферы деятельности (налоговой, санитарной, экологической и т.д.). Третья группа режимов включает легализующие режимы, касающиеся как официальной регистрации юридических и физических лиц, так и регламентации нормативных требований к видам деятельности”9.

Информация о работе Таможенные режимы как административно-правовой регулятор внешнеэкономической деятельности