Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:27, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в изучении таможенных режимов как института таможенного права, выявлении наиболее используемых видов таможенных режимов и рассмотрение возможностей оптимизации их количества.
Исходя из этой цели были поставлены следующие основные задачи дипломной работы :
раскрыть теоретические основы и природу административно-правовых режимов;
исследовать таможенные режимы как разновидности административно-правовых режимов
Введение
3
Глава 1 Административно-правовые режимы как институт административного права.
6
Административные режимы, общая характеристика
6
Таможенный режим как вид административно-правового режима
26
Глава 2 Таможенные режимы
33
2.1 Основные таможенные режимы
33
2.2 Таможенные режимы переработки
51
2.3 Специальные таможенные режимы
57
2.4 Иные таможенные режимы
68
Заключение
74
Список литературы
77
Товары могут помещаться под таможенный режим реимпорта любым лицом вне зависимости от того, кто его вывозил.
Использование товаров в производственных или коммерческих целях за пределами страны не является препятствием для их помещения под таможенный режим реимпорта при условии выполнения вышеназванных условий.
Указанные товары могут также подвергаться операциям по обеспечению их сохранности, мелкому ремонту, приведению в порядок при условии, что стоимость их, определяемая на момент вывоза, не увеличилась в результате таких операций.
При реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза таможенный орган возвращает уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин и налога на экспорт (ч. 1 ст. 34 ТК РФ), если:
— товары вывозились и ввозятся одним и тем же лицом, оплатившим вывозную таможенную пошлину или налог на экспорт;
— в таможенный орган, производящий таможенное оформление, представляется ГТД, на основании которой начислялись и взимались таможенные пошлины, и письменное подтверждение таможенного органа, которому они уплачивались, о фактическом поступлении платежей на счет таможни.
При реимпорте товаров, экспортируемых с территории РФ после 1 января 1992 г., декларант уплачивает таможенному органу суммы НДС, которые были возвращены в связи с экспортом, либо от которых товары были освобождены в связи с экспортом, а также акцизы по ставкам, действовавшим на момент вывоза товаров.
Помещение товаров под рассматриваемый режим практикуется при обратном ввозе товаров, находившихся на консервации за рубежом.
Экспорт товаров — таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию (ст. 97 ТК РФ).
Экспорт товаров регулируется не только главой №14 ТК РФ. Большое значение в регламентации этих вопросов имеют указы Президента РФ, среди которых в первую очередь следует назвать Указы Президента РФ от 6 марта 1995 года №245 «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации»39 и от 30 ноября 1995 года №1204 « О первоочередных мерах по поддержке экспортеров»40, Федеральный закон « О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»41, Федеральную программу развития экспорта42, одобренную постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 года №123.
Ослабление режима государственного регулирования в осуществлении экспортной деятельности предприятиями нашло отражение в Указе Президента РФ от 6 марта 1995 г. №245, согласно которому количественные и иные нетарифные ограничения импорта могут устанавливаться только в отношении отдельных товаров и в строго ограниченных законом случаях, а также не допускается ограничение экспорта товаров и услуг до выполнения экспортерами обязательного объема поставок на внешний рынок. В Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»43 статьей 15 предусмотрено, что количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ для обеспечения национальной безопасности РФ, выполнения международных обязательств России с учетом состояния на внутреннем рынке и защиты внешнего рынка РФ.
Государственное регулирование экспорта осуществляется с помощью валютного контроля за экспортными поступлениями сделок, который был введен в начале 1994 года.44 На экспортера возлагается обязанность обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Зачисление экспортной выручки в иностранной валюте на иной счет допускается только при получении специального разрешения ЦБ РФ. Экспортер должен оформить паспорт сделки, содержащий сведения о внешнеторговой сделке, необходимые для контроля за валютными поступлениями.
К мерам государственного регулирования относится и регистрация экспортных контрактов, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 1 июля 1994 г. №758, установившим Порядок регистрации контрактов на экспорт товаров в Российской Федерации45.
Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других установленных требований. Обязанность уплаты вывозных (экспортных) пошлин, предусмотренная постановлением Правительств РФ от 31 декабря 1991 г. №91 « О введении экспортного тарифа отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации», была отменена с 1 апреля 1996 г. на все товары, за исключением нефти и газового конденсата.
При экспорте товары освобождаются от налогов, либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации (ст.98 ТК РФ).Так, при экспорте товаров непосредственно предприятиями-изготовителями такие товары освобождаются от уплаты НДС и акцизов в порядке, определяемом Государственной налоговой службой Российской Федерации, а при экспорте другими предприятиями сумма уплаченных НДС и акцизов возвращается налоговыми органами по подтверждению таможенных органов.
Сбор за таможенное оформление товаров, помещаемых под режим экспорта, по общему правилу, уплачивается в размере 0,15 процента таможенной стоимости товаров: 0,1 процент – в рублях и 0,05 процента – в иностранной валюте.
Важным условием выпуска товаров в таможенном режиме экспорта является неизменность их состояния с момента принятия таможенной декларации (ст. 99 ТК РФ). Исключение составляют изменения состояния товаров вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
Как правило, режим экспорта используется при выполнении контракта по поставкам отечественной продукции за рубеж. Экспорт стимулирует поступление валюты в страну, развитие конкурентоспособных производств.
Изучение данного таможенного режима, а также практика таможенных органов показывает наличие определенных недостатков в сфере законодательного регулирования процедуры возврата валютной выручки, полученной за исполнение экспортного контракта, в результате которых значительные средства незаконно остаются за границей. По данным платежного баланса за 2000 год объем не поступившей экспортной валютной составил более 5 млрд. долларов США46. Подобный результат достигается также путем занижения цен экспортируемых товаров, приводя к скрытой утечке капитала из страны. Это означает, что законодательные усилия должны быть сосредоточены на устранении данных узких мест посредством развития системы мониторинга экспортно-импортных финансовых потоков, внесением дополнений в действующие таможенное и административное законодательство в части усиления ответственности за нарушение порядка возврата валютной выручки и как балансирующая мера – либерализация валютного законодательства, затрагивающая легальные формы оттока капитала.
Стоит еще отметить существование такой положение, когда товар, помещенный под режимом экспорта, проходит таможенные процедуры на многих таможенных постах прежде чем достичь места назначения. Представляется разумным определить специализированные таможенные посты для ускорения процедур таможенной очистки и более быстрого движения товаров к их получателям.
Также необходимо предусмотреть возможность беспрепятственного и льготного вывоза товаров, являющихся долей инвестора и репатриации полученной им прибыли, что бы гарантировало инвестору его финансовые вложения.
Реэкспорт товаров — таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики (лицензирования и квотирования).
Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного органа, представляемого в порядке, установленном ГТК РФ.
Таможенное оформление иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории России в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, осуществляется только с разрешения ГТК России и только в случае обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов внесением причитающихся сумм на депозит таможни, в которой будет производиться таможенное оформление товаров.
При вывозе реэкспортируемых товаров, согласно ст. 101 ТК РФ, "уплаченные ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат возврату при условии, если:
Одновременно законодатель предусмотрел вариант и заявления таможенного режима "реэкспорт товаров" при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. Такая ситуация, в частности, возникает при участии иностранных фирм в проводящихся в России международных аукционах. В этих случаях ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются, если товары заявляются таможенному органу России в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта (ч. 1 ст. 101 ТК РФ), однако срок вывоза ограничен шестью месяцами со дня принятия таможенной декларации. В случае нарушения указанного срока таможенные пошлины и налоги уплачиваются вместе с процентами с них по ставкам, устанавливаемым ЦБ России по представляемым этим банком кредитам. Вместе с тем ТК РФ допускает возможность взимания вывозных пошлин и налогов при реэкспорте товаров в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 101 ТК РФ).
Помещать под таможенный режим реэкспорта можно и товары, заявленные изначально под другой таможенный режим, например таможенный склад, однако сделать это можно по российскому законодательству не позднее 2-х лет с момента ввоза товаров. При этом реэкспортируемые товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменения вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, после подтверждения факта вывоза товаров заявителем режима, уплаченные ввозные пошлины и налоги возвращаются.
Транзит товаров — таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст. 35 ТК РФ).
В целях учета перемещаемых по стране грузов подается заявление и получается разрешение таможенного органа на транзит товаров.
Разрешение на транзит дает таможенный орган отправления товаров. В отдельных случаях, например при транзите подакцизных товаров, перевозимых автотранспортом, разрешение выдается только после внесения причитающихся денежных средств на депозит таможенного органа или предъявления банковской гарантии.
Существуют условия помещения товаров под таможенный режим транзита:
Имеется ограничение по срокам нахождения товара на территории России: исходя из возможностей транспортного средства, намеченного маршрута, других условий, это время должно определяться из расчета не более 1 месяца на каждые 2000 километров.
Если у таможенных органов имеются сомнения в том, что перевозчик товаров или транспортное средство не могут гарантировать нормальной доставки товаров, таможенный орган вправе допустить помещение товаров под таможенный режим транзита лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, применения таможенного сопровождения или перевозки товаров таможенным перевозчиком, обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов внесением причитающихся сумм на депозит таможенного органа отправления.
Ответственность за соблюдение таможенных правил, все возникающие расходы несет перевозчик товаров.
Расходы, возникшие у перевозчика в связи с обеспечением надлежащего оборудования транспортного средства либо перевозкой товаров таможенным перевозчиком, государственными органами Российской Федерации не возмещаются.
Транзит товаров производится с разрешения таможенного органа Российской Федерации, за исключением случаев, когда Правительство Российской Федерации устанавливает ограничения транзита товаров в качестве ответной меры на дискриминационную или другую ущемляющую интересы российских лиц акцию иностранных государств и их союзов (ст. 37 ТК РФ).
В случаях, когда соблюдение законодательства Российской Федерации о таможенном деле не может быть обеспечено мерами, предусмотренными статьей 36 настоящего Кодекса, таможенные органы Российской Федерации предоставляют разрешение на транзит товаров только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, включая внесение на депозит причитающихся сумм.
Документы на товары, подлежащие вручению таможенному органу назначения, доставляются в том же порядке, что и товары, к которым они относятся.
Меры, принимаемые вследствие аварии или действия непреодолимой силы. При аварии или действии непреодолимой силы товары могут быть выгружены. В этом случае перевозчик обязан:
Таможенные органы Российской Федерации не возмещают перевозчику расходов, понесенных в связи с принятием мер, предусмотренных настоящей статьей.
Ответственность за транзит товаров согласно ст. 40 ТК несет перевозчик. При выдаче без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрате товаров или недоставлении их в таможенный орган назначения перевозчик должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта, за исключением случаев, когда товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо недостача произошла в силу естественного износа иди убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения вследствие неправомерных, по законодательству Российской Федерации, действии органов или должностных лиц иностранного государства (ст. 40 ТК РФ).