Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:27, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в изучении таможенных режимов как института таможенного права, выявлении наиболее используемых видов таможенных режимов и рассмотрение возможностей оптимизации их количества.
Исходя из этой цели были поставлены следующие основные задачи дипломной работы :
раскрыть теоретические основы и природу административно-правовых режимов;
исследовать таможенные режимы как разновидности административно-правовых режимов
Введение
3
Глава 1 Административно-правовые режимы как институт административного права.
6
Административные режимы, общая характеристика
6
Таможенный режим как вид административно-правового режима
26
Глава 2 Таможенные режимы
33
2.1 Основные таможенные режимы
33
2.2 Таможенные режимы переработки
51
2.3 Специальные таможенные режимы
57
2.4 Иные таможенные режимы
68
Заключение
74
Список литературы
77
По юридической природе среди них следует различать
нормативные, содержащие первичные «режимные»
нормы, акты нормативного правоприменения
и чисто правоприменительные. Под нормативно-
Административно-правовые режимы регулируются двояким образом. Они являются либо составной частью более общих тематических законов и подзаконных актов, либо выражаются в специальных актах. Один или несколько специальных актов такого рода создают юридическую основу для серии конкретно-оперативных распорядительных указаний, приказов и распоряжений. Их связь и последовательность принятия и реализации крайне необходимы, поскольку в противном случае не удается обеспечить юридико-операциональную деятельность граждан и юридических лиц.
Понятие административно-правовых режимов включает в себя самые разнообразные направления юридического регламентирования деятельности как юридических, так и физических лиц. Сюда входят как вопросы, касающиеся разрешения и лицензирования отдельных видов деятельности, режимы проживания, а также режимы, обеспечивающие интересы государственной целостности и безопасности страны. Их детальное рассмотрение заслуживает отдельного всестороннего исследования.
В данном разделе мы
Чрезвычайные режимы – это специальные правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования органов власти на территории, где возникла чрезвычайная ситуация. Главное в их содержании то, что они изменяют правовой статус субъектов этой территории, систему органов исполнительной власти, устанавливают меры, которые используются для урегулирования ситуации.
Законодательство закрепляет три основные разновидности чрезвычайных режимов: 1) «особое», 2)чрезвычайное, 3)военное положение. Из них наибольшее внимание законодатель уделил режиму чрезвычайного положения (далее – ЧП).
Правовую основу чрезвычайного положения, конституционных норм (ст.ст. 56, 88, 102 – Конституции РФ), составляют Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991г10, а также законодательные акты, в основном регламентирующие деятельность отдельных органов государственного управления в условиях ЧП, - Законы РФ «О милиции»11, «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»12, «О безопасности»13.
Режим чрезвычайного положения при наличии чрезвычайной ситуации вводится в установленном законом порядке компетентными государственными органами, иными словами, существуют фактическое (чрезвычайная ситуация) и юридическое (правовой акт) основания возникновения данного правового режима.
Главное в его содержании: 1)ограничение прав и свобод граждан, коллективных субъектов права; 2)изменение системы государственной власти путем образования новых исполнительных органов, перераспределения компетенции, предоставления дополнительных полномочий.
Цели введения режима ЧП – нормализация в кратчайшие сроки обстановки, устранение угроз безопасности, восстановление законности, нормальной деятельности, оказание помощи пострадавшим гражданам, организациям, ликвидация последствий беспорядков, эпидемии, катастрофы, стихийного бедствия.
Законодательство РФ, определяя основания объявления ЧП, дает характеристику возможных обстоятельств, используя следующие критерии:
Закон РСФСР «О чрезвычайном положении»14 различает два вида ЧП:
1)вызванное попытками
2)порождаемое стихийными
Согласно ст. 88 Конституции РФ, Президент Российской Федерации имеет право издавать указ о введении чрезвычайного положения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. «Чрезвычайный» указ сохраняет свою силу в течение 24 часов при работающем парламенте и в течение 72 часов – в период между сессиями. После утверждения данного указа Советом Федерации он действует в течение названного в нем срока, но может быть отменен досрочно.
Согласно ст.10 Закона РСФСР «О чрезвычайном положении»15 в указе об установлении режима ЧП должны быть названы:
Акт о введении ЧП доводится до населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его в законную силу, за исключением обстоятельств, требующих неотложных мер по спасению населения, когда ЧП вводится незамедлительно и без предупреждения.
Срок режима ЧП, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 дней, а вводимого на части ее территории – 60 дней. По истечении этого срока ЧП прекращается или продлевается на тот же срок в таком же порядке, как ЧП устанавливается. Чрезвычайная ситуация видоизменяет общественные отношения, являющиеся объектом управленческого воздействия и тем самым влияет на систему исполнительной власти.
Чрезвычайное законодательство России предусматривает:
во-первых, введение прямого президентского правления, при котором органы исполнительной власти территории, на которой введено ЧП, ставятся в прямое подчинение Президенту либо назначаемому им органу;
во-вторых, создание специальных временных органов – временных администраций, комитетов, штабов, комендатур, являющиеся федеральными органами исполнительной власти, которым могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов государственной власти территории, где введено ЧП.
Увеличение полномочий органов исполнительной власти в условиях чрезвычайного положения происходит одновременно с ограничением прав и свобод граждан. При этом Конституция закрепляет перечень прав и свобод, которые не при каких обстоятельствах не могут быть ограничены. В соответствии со п.3 ст.56 Конституции РФ не подлежат ограничению права на жизнь, на достоинство, на неприкосновенность частной жизни и ряд других прав и свобод. Раздел IV Закона РСФСР «О чрезвычайном положении»16 фиксирует меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения. К данным мерам закон относит особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения, усиление охраны общественного порядка и особых объектов, запрещение публичных акций, ограничение свободы печати проверку документов и др. В случаях необходимости могут применяться такие меры, как временное выселение граждан, введение особого порядка распределения продуктов питания, мобилизация ресурсов предприятий, организаций, отстранение от работы руководителей государственных учреждений. Вместе с тем регулируются гарантии прав и ответственность граждан и должностных лиц.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ «ОБ обороне»17 военное положение вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностях с объявлением состояния войны, а также при наличии непосредственной угрозы вооруженного нападения другого государства или группы государств на Российскую Федерацию.
Регулирование режима военного положения определяется характером и степенью угрозы общественной и государственной безопасности, жизни и здоровью граждан во время войны. В период военных действий разрушаются нормальные общественные взаимосвязи, изменяется работа управленческого механизма. Социальная среда в районе военных действий практически выходит из-под нормативного воздействия обычного законодательства. В этой связи на режим военного положения возлагаются задачи стабилизации общественных отношений, обеспечения работы государственных институтов, общественного порядка и общественной безопасности. Кроме того, режим военного положения должен обеспечить успешное действие вооруженных сил.
«В случае агрессии против Российской Федерации, - установлено в ст. 87 Конституции, - Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом»
Военное положение вводиться вплоть до прекращения состояния войны, вторжения, нападения, блокады территории России или отдельных ее местностей или устранения реальной угрозы перечисленных действий. Руководство на территории страны или в ее отдельных местностях, объявленных на военном положении, может передаваться специальным органам или даже военным властям.
Необходимо четко разграничить режим чрезвычайного положения, при котором угроза безопасности исходит от внутренних социальных конфликтов, и режим военного положения, призванный способствовать преодолению внешней угроз, достижению победы над воюющей стороной.
Хотя в исключительных случаях и в условиях чрезвычайного положения, вызванного стихийным бедствием, Президент РФ может принимать меры по привлечению вооруженных сил для обеспечения безопасности, социально-правовая функция этих воинских частей отличается от той, которую они выполняют при военном положении. В условия чрезвычайного положения они играют вспомогательную роль, выполняют распоряжения и приказы гражданских властей.
Военным положением обусловлено ограничение ряда прав граждан и организаций, связанных с передвижением, проведением собраний, митингов, забастовок, использованием транспортных, радиопередающих средств, хозяйственной деятельностью и др. Одновременно могут быть возложены дополнительные обязанности, ужесточено административное принуждение (вплоть до расстрела на места).
Отсутствие федерального конституционного закона о военном положении является очевидным недостатком современного законодательства. Существующий Закон РФ "О безопасности"18, отчасти восполняя данный пробел, дает нормативные характеристики безопасности и ее объектов, субъектов ее обеспечения, принципов и элементов системы безопасности, угрозы безопасности, когда ранее осуществляемые превентивные меры дополняются ситуационными. Режим безопасности подвижен в разных временных измерениях. Четкое регулирование функций исполнительных органов сочетается с определением полномочий Президента, парламента, Совета безопасности и других органов, а также их взаимоотношений.
Законодатель дает следующие определение безопасности, это - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности законом относятся, личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст.1 Закона РФ «О безопасности»19).
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории РФ. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.