Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:17, дипломная работа
В настоящее время электронное таможенное декларирование товаров (прежде всего ЭД2) получает все более широкое распространение среди российских участников внешнеэкономической деятельности. Немаловажную роль в распространении электронного декларирования играет текущая стратегия развития таможенной системы, реализуемая ФТС России во исполнение поручений высшего руководства страны. Так, в рамках поручения Президента РФ к концу 2010 года ФТС России обеспечила техническую готовность всех таможенных постов к приему деклараций в режиме ЭД2.
Реализация всех этих задач способствует развитию электронного декларирования.
2012 год стал для таможенных
органов во многом
Во их исполнение ФТС разработаны отдельные планы мероприятий, предусматривающих в том числе внесение изменений в нормативные правовые акты ФТС России в части минимизации количества проставляемых оттисков личных номерных печатей и штампов, в целях сокращения времени производства таможенного оформления процедуры таможенного транзита.
С 17 июня 2012 года было введено обязательное ПИ по автомобильному транспорту. Однако, как показывает практика, вступление в силу с 17.06.2012 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 не оказало значительного влияния на сокращение очередей и времени нахождения транспортных средств в зонах таможенного контроля.
В целом с 17.06.2012 в результате комплексной и планомерной работы по введению обязательного предварительного информирования в многосторонних автомобильных пунктах пропуска (далее – МАПП), не допущено случаев снижения пропускной способности и, соответственно, роста очередей в пунктах пропуска на сопредельной стороне, а также не отмечено значимых претензий и нареканий на работу должностных лиц МАПП со стороны водителей, представителей перевозчиков, АСМАП19, участников ВЭД и других заинтересованных лиц и организаций.
К основным проблемным вопросам и предложениям по использованию предварительной информации следует отнести:
а) отсутствие квалификации действий (ответственности) перевозчиков при непредставлении либо представлении некорректной предварительной информации;
б) при приеме предварительной информации, поданной через портал ФТС России, имели место факты отсутствия сведений, являющихся обязательными: номера транспортных средств, VIN-номера20, номера и даты CMR21, страны отправителя и получателя, номера контейнеров;
в) нестабильная в отдельных случаях работа информационно-программных средств, используемых в технологии предварительного информирования;
г) необходимость организации диспетчеризации въезда, размещения и выезда транспортных средств с территории пунктов пропуска для обеспечения эффективной пропускной способности.
В настоящее время ФТС России проводится заключительный этап комплексного тестирования модернизированной версии автоматизированной системы «Пограничный пункт пропуска» (АС «ПП») с учетом необходимого в рамках Федерального закона от 28.12.2010 N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации" взаимодействия с ведомствами.
В целом подтверждена работоспособность данного программного средства, однако существуют определенные проблемы с работой электронных сервисов Ространснадзора и Россельхознадзора (ветеринарный контроль), требующих урегулирования в нормативных актах и технологических картах межведомственного взаимодействия. Подготовлена 31 технологическая карта межведомственного взаимодействия. Указанные карты предусматривают получение из 25 федеральных органов исполнительной власти сведений, необходимых для осуществления таможенного контроля.
Реализация многих задач, поставленных перед таможенными ораганми ФТС России способствует развитию электронного документооборота. Но вместе с тем присутствует ряд факторов объективного характера, которые не самым лучшим способом влияют на развитие электронного декларирования.
Во-первых, это обязательность оформления и представления отдельных документов на бумажных носителях, в силу законодательных, правовых, международных норм. К таким документам относят сертификаты происхождения товаров, применение транспортного законодательства, конвенции МДП и т.д.
Во-вторых, это правовые нормы российского законодательства, которые базируются на принципах бумажного документооборота. Например, это организация взаимодействия по представлению информации в части применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров22.
В-третьих, это недостаточное адаптированность информационных систем федеральных органов исполнительной власти.
В-четвёртых, это невозможность использования субъектами хозяйствования единой электронной подписи во взаимодействии со всеми федеральными органами исполнительной власти. Универсальной ЭЦП, которая принимается всеми электронными торговыми площадками, и с помощью которой можно было бы подавать отчётность во все государственные органы пока не существует. Этот вопрос технический и сейчас решается.
В- пятых, как мне кажется, стоит заострить внимание на вопросе формализации бумажных документов.
Решение проблемы не только
в желании или не желании таможенного
органа или его должностного лица
принять электронную копию
Формально такой аргумент имеет место и на первый взгляд является весьма весомым. Но это только на первый взгляд и при условии отсутствия желания решить эту проблему. Ведь на самом деле формализация документа по своей сути это приведение информативной части документа к одной, общей для всех форме. Форме, когда каждому полю формализованного документа соответствует только ему присущая информативная нагрузка. Чтобы было понятно — электронная копия декларации на товары это по сути формализованный образ ее бумажного варианта.
Сейчас основная часть бухгалтерской документации ведется в 1С-бухгалтерии, в этом же программном продукте составляются товаро-транспортные документы. То есть декларант изначально имеет набор электронных документов, формализованных в соответсвии с требованиями программы 1С. Для того, что бы создать документ, формализованный в соответствиями с требованиями альбома форматов ФТС, вовсе не обязательно набивать его вручную. Достаточно воспользоваться программой-конвертером, и она с легкостью переведет электронный документ из одного формата в другой, требуемый таможенной службой. Таким образом, формализация документа станет легкой и быстрой. Примерно тоже самое и с электронными документами на ввозимые товары, с той лишь разницей, что здесь необходимо требовать соблюдение определенных форматов от иностранных контрагентов. Для серьезной организации не будет большой трудностью при заключении контракта обговорить, в том числе, и условия предоставления электронных документов в определенном виде.
А теперь для полного удобства для пользователей ЭД-услуг некоторых информационных операторов (например «Альта-Софт») доступен новый сервис – формализация документов.
Услуга заключается в преобразовании документов, предоставленных декларантом, в специализированный электронный XML-формат, который применяется при передаче электронных документов через Интернет. Другими словами, получив от отправителя файлы сопроводительных документов (в том числе, и в сканированном виде), декларант не занимается его расшифровкой и ручным вводом, а пересылает на формализацию. Через некоторое время от оператора приходит ответ в нужном для декларирования виде. Таким образом, декларанту больше не нужно тратить время на рутинные операции.
Так же стоит заострить внимание на вопросе о переходе на 100% электронный документооборот при таможенном декларировании товаров к 2014 году. В пункте 4 статьи 322 закона «О таможенном регулировании в РФ» есть норма, которая предусматривает, что до 1 января 2014 года декларация в таможенные органы подаётся в письменном виде или в электронной форме. Дата определена. Таможенное законодательство РФ в соответствии с законом «О таможенном регулировании» состоит из Таможенного кодекса, федерального закона, решений комиссий Таможенного союза, постановлений правительства и т.д. Поэтому в данном случае закон конкретизирует порядок применения правовых норм на территории РФ. В рамках реализации статьи 322 действительно предусмотрен переход на электронное декларирование в РФ с 2014 года. В таможенных службах других государств-членов Таможенного союза переход будет осуществляться в соответствии с их национальным законодательством по мере готовности. В настоящее время ведётся работа по разработке проекта постановления правительства РФ, которое будет регламентировать случаи, когда декларирование товаров будет осуществляться в электронном виде, а также случаи, когда будет допускаться применение бумажного декларирования.
Комплексный подход к решению задач, поставленных перед таможенными органами России и Таможенного союза станет залогом успешного распространения технологий электронного декларирования и оптимизации осуществления таможенных процедур таможенного контроля товаров, которые перемещаются участниками ВЭД через таможенную границу Таможенного союза.
Для создания благоприятных условий применения электронного декларирования требуется развитие системы электронного межведомственного взаимодействия и получение сведений о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контролирующих органов Российской Федерации, а не от участников внешнеэкономической деятельности.
Необходимо завершить работу по формированию базы данных разрешительных документов, внедрение которой должно повысить эффективность таможенного контроля при их проверке.
Также необходимо сократить перечень документов, представляемых при декларировании товаров, в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений.
Основные направления работы Таможенного союза на период до 2015 года:
а) внедрение принципа первичности электронных документов и сведений в электронном виде;
б) сокращение времени обработки ТС в пункте пропуска;
в) использование интегрированных программных средств, автоматизирующих функции госконтролю в пунктах пропуска;
г) оснащение пунктов пропуска современными техническими средствами, системами видеонаблюдения с целью сокращения контрольных проверочных операций в пунктах пропуска;
д) внедрение уникального идентификатора участника ВЭД, уникального идентификатора поставки, создающего систему «сквозного» контроля за перемещением товарных партий;
е) приоритетная обработка грузов, перевозимых таможенными перевозчиками и УЭО;
ж) сокращение общего количества документов, необходимых для декларирования и таможенного контроля одной поставки до 4 при экспорте и 5 при импорте, их фактическое предоставление в бумажном или электронном виде только в случае, если на это есть указание в соответствии с системой управления рисками.
На 2013 год согласно решению коллегии ФТС России намечены следующие наиболее важные мероприятия:
а) введение с 1 января 2014 года обязательного электронного декларирования;
б) утверждение порядка информационного обмена между декларантами (таможенными представителями) и таможенными органами в рамках декларирования товаров в электронной форме;
в) подготовка предложений о введении обязательного предварительного информирования в отношении товаров, перемещаемых различными видами транспорта (помимо автомобильного23).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания данной дипломной работы было проведено исследование становления таможенного декларирования на основе электронных документов и с использованием средств электронного обмена, а так же современная ситуация данного вопроса. На основе всего вышенаписанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день общество активно внедряет прогрессивные технологии, в т.ч. и в области таможенного дела. За 4 года электронное предоставление сведений для таможенного декларирования товаров возросло почти до 100 %, а в некоторых таможенных органах показатель достигает абсолютной величины. Государство, в сотрудничестве с другими странами и странами-участницами Таможенного союза, продолжает «безбумажные» технологии и адаптировать техническую базу, правовую и информационную.
Идет активное развитие института
предварительного информирования. Создаются
все новые законопроекты, которые
в скором времени должны вступить
в силу, а некоторые уже вступили. Среди
плюсов, без сомнения, оптимизация таможенного
контроля, минимизация нелегального ввоза
товаров, сокращение времени нахождения
транспортных средств с грузами в пунктах
пропуска, увеличение их пропускной способности.
Еще до прибытия товаров на таможню соответствующие
службы имеют на руках сведения, дающие
возможность оптимизировать таможенные
процедуры. Одним из преимуществ является
и отсутствие трудностей с бумажными документами,
поскольку все необходимые для таможенного
оформления материалы передаются на пункты
пропуска в электронном виде, в том числе
контракты, инвойсы, товаросопроводительны
Однако до максимальной эффективности работы этой системы еще далеко. Для обмена данными между службами таможни разработаны не все регламенты предоставления документов. Законодательные акты в этом вопросе требуют серьезной доработки, в частности, в вопросах юридической значимости электронных аналогов документов, а также электронной цифровой подписи. Серьезного внимания требует и обеспечение безопасности процедуры, поскольку информация в сети Интернет может быть подвержена компьютерным атакам, а несанкционированный доступ к ней угрожает участникам ВЭД и компаниям, осуществляющим международные перевозки грузов.
Активно внедряется технология удаленного выпуска. Создаются центры электронного декларирования (ЦЭДы). Особенностью работы ЦЭД является использование так называемой технологии «удаленного выпуска», которая обеспечивает декларирование товаров вне зависимости от их местонахождения и привязки к расположению таможенных постов. При применении этой технологии документальный контроль, т.е. обработка документов и сведений, заявленных в электронной декларации, осуществляется в ЦЭД, а фактический контроль товаров и их выпуск в соответствии с заявленной таможенной процедурой – в том таможенном органе, в котором они размещены.