Анализ законодательной практики защиты прав и свобод личности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – показать, что выражением отношений между личностью и государством служит институт прав и свобод человека и гражданина.
Задача, которую я ставлю в этой работе – дать ответ на следующие вопросы:
что такое личность в современном понимании;
в чем проявляется связь личности и конкретного государства (институт гражданства);
в чем выражается взаимосвязь личности, государства и права;
что такое правовой статус личности;
что такое права и свободы человека и гражданина, их понятие и классификация;
каково содержание прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

Ведение 3
1. Теоретико - методологические основы взаимосвязи государства и
личности в работах отечественных и зарубежных ученых 5
1.1 Особенность правового положения гражданина в государстве 5 1.2 Взаимосвязь личности, государства и права 8

2. Анализ законодательной практики защиты прав и свобод
личности в Российской Федерации 15
2.1 Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина
в Российской Федерации
2.2 Роль государства в обеспечении реализации прав и свобод человека
и гражданина в Российской Федерации 21
2.3 Взаимная ответственность личности и государства в Российской
Федерации 25
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Государство и личность..doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Осуществляемое в настоящее  время обновление общественных отношений  в стране создает новую ситуацию и для государства, и для личности. В современной литературе государство  нередко признается как форма  и механизм взаимосвязей и взаимодействия множества людей. Утверждается также, что «…государство призвано выявить всеобщие интегрированные потребности, интересы и цели жизнедеятельности своих сограждан, представить и нормативно закрепить всеобщую волю, выражая ее в форме законов – обязательных правил поведения»2.

  В настоящее время перед   Российским  государством  объективно стоит задача не только закреплять в законах формальные правила поведения индивидов и организаций, но и обеспечить их практическую реализацию с использованием правовых средств. Имеется в виду создание стимулирующих условий для обязательного исполнения требований юридических норм всеми участниками государственного регулирования, поддержания посредством законности и правопорядка необходимого всем гражданам уровня свободы и безопасности.


Отказ от монопольного положения  государственной собственности, признание  равноправия различных форм собственности  – эти и подобные им меры способствуют развитию инициативы людей, их социальной активности. Словом, происходящие в  обществе изменения создают новые возможности для граждан, влияют на их ценностные ориентации, социальные установки, социальную активность. Как видно, в создавшихся условиях требуется внесение новых моментов в концепцию личности.

Связь личности с государством отчетливо просматривается при анализе его признаков.

Во-первых,  государственная  публичная власть выступает  как официальный уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между личностью и обществом преимущественно носят государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

Во-вторых, государство  – это территориальное устройство общества. Соответственно этому действуют  законодательные, исполнительные органы, административно-управленческий аппарат. Как видно, действие нормативных, правовых актов по кругу лиц связано в основном с территориальными пределами их действия. Акты федеральных органов распространяются, как правило, на всех лиц, находящихся на этой территории. Представляется, что в рассматриваемом плане, достаточно отчетливо просматривается связь государства, права и личности.

В-третьих, государство  отличается от других организаций (политических, религиозных и других) тем, что издает законы и подзаконные акты, содержащие нормы права. Система юридических норм, являясь инструментом государства, прежде всего, служит организованности общества, при которой реализуется демократия, экономические возможности граждан и организаций, свободы личности. На основании нового российского законодательства в стране проводятся референдумы, свободные выборы. Государство посредством права стремится согласовать интересы различных социальных групп, личности, общества, установить взаимную с личностью ответственность. Это проявляется, прежде всего, в установленных государством законодательных ограничениях своей активности по отношению к личности, в наличии реальных мер ответственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед личностью, объектом (статьи 136, 137, 138, 139, 141, 143, 144 УК РФ и другие). В свою очередь, свобода личности, согласно действующему законодательству, регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

В-четвертых, характерным  признаком государства являются налоги, которые всегда были главным  источником пополнения казны. Налоги – это обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые с граждан и юридических лиц. «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», - закрепляется в Конституции России 1993 г. (статья 57).   В этой сфере оптимальное соотношение интересов государства и личности состоит в установлении таких налогов, чтобы, с одной стороны, не страдали интересы государства, а с другой, поддерживались интересы производителей материальных благ, людей, реализующих свои знания и способности в различных областях общественной жизни.

В-пятых, одним из важнейших  признаков государства и является суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной  арене. Очевидно, верховенство в рамках страны «преломляет» интересы и государства, и личности. Имеется в виду способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, определять права и обязанности граждан, осуществлять юрисдикцию, то есть деятельность по рассмотрению и разрешению различных социально-правовых конфликтов с учетом приоритета прав человека и гражданина. Для выполнения этой функции существует система процедур, призванных защитить права человека, обеспечить достоинства личности.

В целом, речь идет об особом характере взаимоотношений человека и  государственной власти, при котором личность выступает не как объект команд и распоряжений, а как равноправный партнер государства.

Нужно заметить: личность взаимодействует с государством именно через право. Законы, другие нормативно-правовые акты определяют ее юридическое состояние, права, обязанности, ответственность. Право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов.

Право, следовательно, необходимая  предпосылка осуществления свободы  личности в условиях правопорядка в  обществе. При тоталитарном режиме преобладает не право, а практическая (нередко политическая) целесообразность, практикуются закрытые формы судебного разбирательства. Существенным фактом права является его способность обеспечить от произвола и рядового гражданина, и представителей «правящей государственной элиты». Более конкретно связь права и личности  рассматривается посредством использования понятий «правоспособность», «дееспособность», «деликтоспособность», «правовой статус». Они отражают существенные свойства,  связи и отношения личности и правовой системы.

Следовательно, «права человека – права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек. Предпосылка возникновения прав человека – объективная потребность в обеспечении общих для всех людей условий существования (права на жизнь, права на пищу, на свободу передвижения, права на создание семьи и другие). Такие права имеют отношения к человеку как к существу биологическому, отражают постоянство основополагающих качеств человеческого рода. Такие права существуют независимо от конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Они имеют высший социальный статус, выступают внешним критерием оценки любого политического строя»1.          

Такова характеристика прав человека. Что означают права гражданина?


Непреходящее историческое значение имело провозглашение свободы и  правового равенства всех людей во французской «Декларации прав человека и гражданина» в 1789 г. проводимое в «Декларации»  различие между правами человека и правами гражданина по сути дела означает различие между человеком (членом гражданского общества) и политическим человеком – гражданином государства, членом политического государства.

В юридической литературе общепризнано положение о том, что права  гражданина – это такие права  человека, которые находятся под  охраной и защитой  государства. Именно государственное признание прав  человека

превращает их в права  гражданина. Следовательно, государственное  признание прав человека, законодательное  закрепление их в нормативно-правовых актах конкретных стран придает  им новое свойство. Они становятся правами гражданина.

Надо учитывать и  то, что на территории любого государства  находятся не только граждане этого  государства, но и иностранцы, а также  лица без гражданства. Соответственно, права человека распространяются как  на граждан данной страны, так и  на иных лиц. С учетом этого надо также говорить о правах человека и правах гражданина.

Отмечу, что на международной  арене все более непосредственно  начинает выступать индивид. Нередко  международные документы прямо  адресуются отдельному человеку, закрепляя  его неотъемлемые права и свободы. Индивид в ряде случаев может непосредственно защищать свои права перед международными органами. Это показатель международной правосубъектности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ законодательной практики защиты прав и свобод личности в Российской Федерации

2.1 Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

         Сложные связи, возникающие между  государством и индивидом, и   взаимоотношения людей друг с  другом фиксируются  государством  в юридической форме – в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. Это одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности.

         «Правовой статус человека и гражданина может быть охарактеризован как система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в конституциях и иных нормативно-юридических актах. Права и обязанности – основной исходный элемент права. В них не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности»1.

         Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода  отношений  для  поддержания  существующего  строя,  для  его

нормального функционирования. Правовой статус индивида различается в зависимости от того, выступает ли он в качестве гражданина, иностранца либо лица  без гражданства. Для большинства населения, находящегося под юрисдикцией   данного    государства,  предпосылкой  обладания   правами  и


обязанностями является  гражданство, как  определенное  политико–правовое

состояние человека. Гражданство  является для индивида юридическим  основанием пользоваться правами и  свободами и выполнять установленные  законом обязанности, т.е. основанием правового статуса гражданина.

         Права и обязанности в правовом государстве фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и личности, основанную на демократических принципах. Юридические права и обязанности определяют важнейшие параметры поведения личности в структуре общественных связей общества.

          Правовой статус, природа прав  и обязанностей как ключевые  понятия правовой науки привлекают  пристальное внимание юристов.  Существует несколько подходов  к определению правового статуса  личности. В структуру правового  статуса включается различный набор элементов.

Такие ученые как С. А. Комаров и А. В. Малько  выделяют в структуре правового статуса  следующие элементы1:

1) права и обязанности;

2) законные интересы;

3) правосубъектность;

4) гражданство;

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы;        

7) система гарантий  прав и свобод личности .

          Однако  включать непосредственно в правовой  статус личности гражданство  не совсем уместно. Ведь гражданство  – предпосылка, определяющая   правовой    статус    индивида    без    каких – либо    изъятий.


Известно,  что  иностранцы,  как   и  лица  без  гражданства,  проживающие  в данном государстве, также обладают правовым статусом, но в ограниченном объеме (такого рода ограничения определяются конституцией либо законодательством той или иной страны).

        В структуру правового статуса  включают и общую правоспособность, гарантии, законные интересы, юридическую  ответственность и другие. На  мой взгляд, ряд дополнительных  элементов следует считать либо  предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами,  вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, без обязанности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Интерес – это категория внеправовая, или «доправовая», и закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права»1. Поэтому, думается, следует ограничить    понятие правового  статуса  категориями  прав  и обязанностей,

которые позволяют четко  определить его структуру.

         Возникает еще один вопрос, связанный  с содержанием правового статуса: включаются ли в него процессуальные права человека, либо они являются способом обеспечения правового статуса?

По моему мнению, включение в  правовой статус индивида принципов  судопроизводства неоправданно. Правовой статус состоит из субъективных, в  том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами  и  петициями, на  защиту  своих прав и свобод всеми способами,


не запрещенными законом, на обращение  в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Однако объективно-правовые принципы этих процедур (административных, судебных, организационных) находятся за пределами субъективных прав, а значит и правового статуса.

Государство создает  систему органов по защите прав человека, в основу которых должны быть положены определенные принципы (они будут  раскрыты в последующих главах работы, посвященных гарантиям прав человека и  гражданина). В систему учреждений, защищающих права человека, входят судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека) и другие, а также устанавливаются конкретные юридические механизмы и процедуры такой защиты.

Информация о работе Анализ законодательной практики защиты прав и свобод личности в Российской Федерации