Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:16, курсовая работа
Цель работы – показать, что выражением отношений между личностью и государством служит институт прав и свобод человека и гражданина.
Задача, которую я ставлю в этой работе – дать ответ на следующие вопросы:
что такое личность в современном понимании;
в чем проявляется связь личности и конкретного государства (институт гражданства);
в чем выражается взаимосвязь личности, государства и права;
что такое правовой статус личности;
что такое права и свободы человека и гражданина, их понятие и классификация;
каково содержание прав и свобод человека и гражданина.
Ведение 3
1. Теоретико - методологические основы взаимосвязи государства и
личности в работах отечественных и зарубежных ученых 5
1.1 Особенность правового положения гражданина в государстве 5 1.2 Взаимосвязь личности, государства и права 8
2. Анализ законодательной практики защиты прав и свобод
личности в Российской Федерации 15
2.1 Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина
в Российской Федерации
2.2 Роль государства в обеспечении реализации прав и свобод человека
и гражданина в Российской Федерации 21
2.3 Взаимная ответственность личности и государства в Российской
Федерации 25
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 43
Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектов притязания государства. Она обеспечивает так называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности.
К личным (гражданским) правам и свободам человека относят: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора места жительства; свободу совести; свободу выбора национальности и выбора языка общения. По существу, этот блок прав охватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы всякого демократического общества.
Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства, его представителей либо частных лиц; во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью.
По сути дела все остальные права, так или иначе, объединяются вокруг этого стержневого права. Например, такие права, как право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, равно как право на свободу от жестоких видов обращения и наказания, выступают в качестве дополнительных инструментов, обеспечивающих его эффективную реализацию. Государство обязано признать эти права и создавать благоприятные для жизни человека условия всеми имеющимися средствами. Не случайно преступления против жизни и здоровья личности составляют категорию особо тяжких уголовно наказуемых деяний.
Право на достоинство является, по существу, основной целью всех остальных прав человека.
Каждый человек представляет собой высшую ценность как существо, наделенное разумом, волей и чувствами. Достоинство—признание за человеком этой ценности независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие. Достоинство субъективно (чувство собственного достоинства) и в то же время объективно (всеобщее признание и уважение личности). Каждый человек имеет право на то, чтобы никто не умалял его достоинство.
Достоинство как субъективное право человека включает в себя охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства личности осуществляется государством. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам охрану достоинства личности. Эта гарантия дается любому человеку, т. е. Конституция ставит знак равенства между понятиями «человек» и «личность». Охраняется достоинство не только взрослого и дееспособного человека, но и ребенка, а также душевнобольного. Достоинство гарантируется и защищается личными правами (правом на свободу и личную неприкосновенность, правом на защиту чести и доброго имени и пр.).
Основные постулаты учения о свободе легли в основу российской Конституции, а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так, в ч. 2 ст. 17 устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а в ч. 3 — что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Такой подход способствует глобальной унификации прав и свобод, обеспечивает соответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим ценностям.
Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело — свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова.
В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) — он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.
Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы.
Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция.
Конституционное право на защиту чести и доброго имени гражданина возлагает на всех граждан и должностных лиц обязанность воздерживаться от вмешательства против воли человека в его частную жизнь, а в случае необходимости требовать от компетентных органов ограждения его чести и доброго имени от незаконных посягательств.
Частная жизнь (в некоторых правовых и литературных источниках—личная жизнь) представляет собой жизнедеятельность человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций, граждан; свободу уединения, размышления, вступления в контакты с другими людьми или воздержания от таких контактов; свободу высказываний и правомерных поступков вне сферы служебных отношений (п.2 ст.23 Конституции РФ); тайну жилища, дневников, других личных записей, переписки, других почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, содержания телефонных и иных переговоров; тайну усыновления; гарантированную возможность доверить свои личные и семейные тайны священнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения. «Неприкосновенность» и «тайна» - два понятия, характеризующие природу данного института.
Запрет проникновения в жилище означает недопустимость не только вхождения в него вопреки воле проживающих в нем лиц, но и иных форм получения сведений о том, что происходит в жилище. В частности, по общему правилу недопустимы использование современных технических средств для прослушивания разговоров, ведущихся в жилище, и визуальные наблюдения за жилищем. Имеется в виду недопустимость установки в жилище микроаудиозаписывающей и видеоаппаратуры, использование чердаков, подвалов, каналов вентиляции для установки аудио- и видеоаппаратуры, фиксирующей все происходящее в жилище, дистанционного наблюдения за жилищем. Такие действия возможны лишь на основании и в порядке, установленном законом. В комментарии к статье 23 Конституции были названы законы Российской Федерации, допускающие негласную оперативно-розыскную деятельность.
Каждому человеку предоставляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. Фактически это право личности на свободное этническое самоопределение, реализуемое как возможность выбора собственной культурной идентичности и право удовлетворять интересы и запросы, связанные с этнической принадлежностью.
Сюда же примыкает право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Право на сохранение и развитие национальных особенностей позволяет самореализоваться каждой личности как человеку, как гражданину, как представителю определенного народа; дает возможность народам развивать свой язык, культуру, сохранять традиции, поддерживать национальные обычаи.
Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах каждого государства, как и право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну (ст.27 Конституции РФ). Указанное право не носит абсолютного характера; свобода передвижения может стать объектом предусмотренных законом ограничений, необходимых
для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья населения либо прав и свобод других лиц.
Одной из фундаментальных духовных свобод является свобода совести. Свобода совести означает право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы и осуществлять атеистическую пропаганду.
Свобода совести признается во всех демократических конституциях. Гарантии свободы совести и религии включают: 1) равноправие граждан независимо от их отношения к религии, не допускающее ограничений прав граждан по мотивам конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и ненависти на религиозной почве; 2) отделение религиозных и атеистических объединений от государства; 3) светский характер системы государственного образования; 4) равенство религий, религиозных объединений перед законом.
Личные права и свободы
выступают в качестве эффективных
инструментов самозащиты человека от
давления и вмешательства извне
в его частную жизнь и
Политические права
и свободы – важная категория
субъективных прав и свобод гражданина.
В отличие от личных, политические
права и свободы направлены не
на обеспечение автономии
Эта категория прав создает условия для укрепления связей между гражданином, государством и обществом. В юридической литературе встречаются их деление на: «1) правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов посредством различных форм представительной и непосредственной демократии (избирательное право, право петиций); 2) правомочия по активному участию в жизни общества (свобода слова и печати, свобода собраний и манифестаций, право на объединение»1.
Политические права
признаются лишь за гражданами, то есть
обладание политическими
Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Не случайно гарантиями и, одновременно, конкретными формами реализации этого стержневого политического права является целый ряд других прав: права избирать и быть избранным, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к публичным функциям и должностям, а также на участие в отправлении правосудия.
Избирательное право – важнейший демократический институт, одна из форм свободного выражения воли народа и его участие в политическом процессе.
В качестве элементов избирательного права выступают: «1) право избирать (свободное и ответственное волеизъявление на выборах и на референдумах); 2) право быть избранным в органы государственной власти; 3) право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверие.
Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое место, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Свобода слова включает несколько взаимосвязанных структурных элементов: во-первых, это свобода каждого человека публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами; во-вторых, это собственно свобода печати и других средств массовой информации, свобода от цензуры и права создавать и использовать органы информации, позволяющее материализовать свободу выражения мнений; в-третьих, это право на получение информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей права граждан, то есть на свободу доступа к источникам информации.
Хотя в большинстве
современных конституций
Право на объединение в общественные организации в числе других политических прав и свобод обеспечивает участие индивида в общественно-политической жизни. Это право, известное также под названием свобода союзов и ассоциаций, представляет собой право образовывать любой союз в рамках требования закона. Общественные объединения создаются в результате волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов для достижения общих целей. Обычно это право предполагает принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправие. По общему правилу закон определяет виды объединений, подлежащих регистрации; а также формы надзора за общественными объединениями.
В числе политических прав следует указать и право на обращение; именуемое еще правом петиций.
Суть этого права усматривается в возможности граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в компетентные государственные органы. Обращения, имеющие форму жалобы, чаще всего сводятся к требованию устранить нарушение субъективного права гражданина, допущенное в результате неправомерного действия (или бездействия) властей. По этому анализируемому праву соответствует обязанность должностных лиц в установленном порядке и в установленные сроки принять по ним обоснованные и законные решения. В отличие от жалобы предметом предложения или заявления может быть общественный интерес, требование оценки государственным органом какого-либо политического или иного события.