Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Зарождение и развитие теории
разделения властей…………………….5
- Исторические предпосылки возникновения
теории разделения властей…………………………………....................................................................5
- Современное развитие теории разделения
властей…………………...…13
Глава 2. Анализ реализации разделения
и применения властей в Российской Федерации…………………………………………………………………………18
2.1 Особенности взаимодействия
различных ветвей власти в
современной России……………………………………………………………………………..18
2.2 Отражение принципа развития
власти в Конституции РФ………………...21
Заключение………………………………………………………………………..47
Список использованной литературы…………………………………………….49
Введение
Феномен власти многомерен. Власть вездесуща,
всеобъемлюща: она пропитывает, пронизывает
нас. Власть – это мы, наша исходная, извечная,
непреодолимая погруженность в среду
обитания.
Теория разделения властей
является достаточно актуальной на современном
этапе, особенно для Российского государства.
Связано это с тем, что в советское время,
на протяжении длительного исторического
периода данная тема не находила отражения
в отечественной правовой концепции, более
того сам факт разделения властей отрицался
как идеологически несоответствующий
общей стратегической цели социалистического
государства. К настоящему моменту мы
уже можем говорить об определенных результатах
в изучении данного вопроса, как в теоретическом,
так и в практическом плане.
Исследование разделения властей
в современном Российском государстве
представляет интерес ещё и потому, что
Россия встала на путь построения современного
конституционного государства, а принцип
разделения властей положен в основу организации
государственной власти в Российской
Федерации сравнительно недавно. Поэтому
не обойтись без исторического и сравнительно-правового
анализа конституционной практики разделения
властей в зарубежных государствах, отечественного
конституционного развития. Чтобы понять,
как работает принцип разделения властей
в современном российском государстве,
необходимо рассмотреть систему государственных
органов с точки зрения разделения властей.
Исследование разделения властей предполагает
рассмотрение «основных ветвей власти»
- законодательной, исполнительной, судебной,
механизмов их взаимодействия и форм влияния
друг на друга.
Цель нашего исследования - проанализировать
разделение властей как принцип деятельности
демократического государства.
Исходя из темы и цели исследования, в
своей работе мы решали следующие задачи:
- Изучить зарождение и развитие теории
разделения властей;
- Проанализировать, как реализуется теория
разделения властей в Российской Федерации.
- Выявить особенности взаимодействия
различных ветвей власти в современной
России.
Объектом исследования является государственная
власть, форма организации высшей государственной
власти, а также совокупность правовых
норм и законов, регулирующих компетенцию,
порядок образования, деятельности и взаимодействия
ее органов.
Предметом исследования выступают теоретические
и историко-правовые аспекты развития
теории разделения властей.
Степень разработанности поставленной
проблемы в исследовании носит разноплановый
характер. С одной стороны - теория разделения
властей имеет более чем двухвековую историю,
а с другой стороны - с учетом эволюции
взглядов на проблему единства и разделения
государственной власти - представляет
собой перманентный процесс, поэтому возникает
необходимость исследования данной проблемы
с учетом новых приоритетных задач, стоящих
перед современным демократическим государством.
Идеи о разделении государственной власти
нашли свое отражение в трудах древних
мыслителей, таких как Платон, Аристотель,
Полибий и др.
Ограничение абсолютной власти государя
моральными критериями, божественной
властью, законами и другими факторами
было воспринято древнерусскими и российскими
мыслителями - митрополитом Иларионом
Киевским, Владимиром Мономахом, Даниилом
Заточником, В.Н. Татищевым, М.М. Щербатовым
и другими. Отдельные взгляды на разделение
властей, как оптимальном способе организации
государственной власти, концептуально
оформились в работах Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье,
Дж. Мэдисона, Г.Ф. Гегеля, Б. Констана, и
других. Проблема разделения и взаимодействия
властей в государственном механизме
активно разрабатывалась видными российскими
государственными деятелями: М. Сперанским,
а также декабристами - Л.И. Пестелем, Н.М.
Муравьёвым. В работах Н.Н. Ворошилова,
В.М, Гессена, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова,
С.А. Котляревского, Л.А. Тихомирова, Б.Н.
Чичерина исследуемая проблема получила
особую актуализацию. После длительного
периода неприятия теории разделения
властей в Советском государстве, как
на концептуальном уровне, так и в практике
её реализации, необходимость возврата
к этой теории была осознана и обоснована
в конце 80-х- начале 90-х гг. XX века А.М, Барнашовым,
К.С. Бельским, Б.М. Лазаревым, Ю.А. Тихомировым,
В.Е. Чиркиньш.
Сегодня проблема разделения властей
в Российском государстве чаще исследуется
применительно к федеральному уровню
функционирования государственной власти.
Для решения поставленных задач в своей
работе мы использовали следующие методы:
сбор и анализ литературы, методы анализа
и синтеза, сравнительно-исторический
метод и др.
Наше исследование структурно состоит
из введения, двух глав, выводов, одной
схемы, заключения и списка литературы.
Глава 1. Зарождение
и развитие теории разделения власти.
- Исторические предпосылки
возникновения теории разделения властей.
Разделение власти – одно из
принципиальных условий и основной механизм
функционирования всех видов политической
и неполитической власти, связанный
с другим, столь же фундаментальным процессом
– передачей власти. Развитие власти возникает
из свойства власти быть отношениями
между субъектом (первым, или активным),
от которого зависит волевой импульс,
побуждение к действию, и субъектом (вторым,
или пассивным), который воспринимает
этот импульс и осуществляет побуждение,
становится носителем власти, ее исполнителем.
Эта простейшая структура разделения
и передачи власти обычно усложняется,
особенно в институциональном политическом
(а также неполитическом – экономическом,
правовом, идеологическом и др.) процессе,
когда второй субъект передает волевой
импульс власти следующему субъекту и
т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс,
получивший наименование командования,
или распоряжения, и составляющий сущность
власти).
На всем протяжении истории
политических идей обнаруживаются усилия,
направленные на ослабление господства.
Они выразились в поисках идеальной конституции,
которая должна была установить упорядоченное
сообщество. Эти поиски вскоре привели
к пониманию того, что идеальна только
«средняя» конституция. Поэтому идея смешанной
конституции «стара так же как и сама политическая
теория»; она является родоначальницей
всех учений о сдерживании власти. [Законодательство
эпохи империализма и буржуазно-демократических
революций // Российское законодательство
Х-ХХ вв. М.. 2004]
Такой же процесс разделения
власти и ее передачи имеет место на институциональном
уровне, когда субъектами власти выступают
учреждения государства или других политических
(и неполитических) инстанций, т.е. разделение
власти между принимающими решения и исполняющими
их органами – правительством, его аппаратами,
ведомствами, учреждениями и т.д. вплоть
до исполнителей, которыми может быть
общество в целом либо его части и те
или иные институты (вооруженные силы,
органы надзора и пресечения, система
образования, сфера материального производства
и т.д.). Институциональный процесс разделения
власти поэтому имеет и функциональный
смысл разделения и распределения труда
в политической системе общества. Такое
институционально – функциональное
разделение власти исторически сложилось
на самых ранних стадиях формирования
государства и вылилось в специализацию
власти разных лиц и институтов, в которой
рано обнаружились две устойчивые тенденции:
концентрация власти в одних руках или
в одном институте и потребность разделить
власть, труд и ответственность. Отсюда
и два следствия, вытекающие их этого двойственного
отношения к власти: борьба за власть уже
разделенных институтов и против ее разделения,
с одной стороны, и стремление упорядочить
отношения разделенных властей и избавить
общество от столкновения между ними
– и с другой. Отсюда же и характерное
для политической истории общества совмещение
функций на ее ранних этапах: вождя и военачальника
(король – воин, князь – предводитель
дружины, епископ – рыцарь, глава ордена
и т.п.).
Первое крупное разделение
власти развело политическую и религиозную
(духовную, жреческую) власти, власть государства
и церкви. Оно же сопровождалось и длительной
борьбой за унификацию власти, преобладание
светской власти над религиозной или господство
церкви в светской жизни общества. Соперничество
между ними продолжалось многие столетия,
все средневековье и начало Нового времени
как в поныне, при этом исход его далеко
не однозначен в разных регионах мира.
Западная, преимущественно христианская
его часть решила спор о власти в пользу
светской, государственной, восточная
во многих случаях (в некоторых мусульманских
странах) – в пользу значительного политического
влияния религиозных начал жизни общества,
его политико – правовой системы и культурного
уклада. [Законодательство
эпохи империализма и буржуазно-демократических
революций // Российское законодательство
Х-ХХ вв. М.. 2004]
Наряду с тем, в самом
светском государстве рано началось
разделение профессиональных функций
власти. Уже Аристотель отмечал
существование в нем законодательного
органа – магистратуры (исполнительного
учреждения) и судебного органа.
Происходило разделение власти
между центральным и местным управлением
(самоуправление), формировалась все более
сложная политическая система общества,
властей разных уровней и с разными функциями.
Развитое разделение власти в конце
концов одной из организационных основ
государства Нового времени, которое функционирует
как система функционально разграниченных,
но и связанных между собой учреждений,
аппаратов и органов власти.
Феодальная организация власти
с объединенными в лице властелина законодательных,
исполнительных и судебных функций включала
функциональное и территориальное разделение
власти между монархическим центром и
провинциальными (городскими) парламентами,
местным самоуправлением, с сословным
представительством частично избранных,
частично включенных в него «по праву»
из числа именитых горожан. Децентрализованное
феодальное средневековое государство
допускало заметное укрепление местных
парламентов, которые особенно укрепились
в Западной Европе в XII-XVII вв. и впоследствии
стали структурной и социальной основой
возникновения парламентов и в государственных
центрах абсолютистских монархий.
Другой основой разделения
власти стали различные королевские советы,
обычно очень замкнутые и узкие, нередко
олигархического типа несмотря на их совещательные
функции, как это имело место в Верховном
тайном совете в России послепетровского
периода, когда из восьми членов совета
(«верховников») шестеро представляли
две знатнейшие фамилии – Долгоруких
и Голициных. Помимо того, существовали
и эпизодические сборы (ассамблеи) правящих
феодальных верхов, феодальные союзы (лиги),
такие, как земские соборы в России, также
готовившие в будущем более совершенные
формы разделения власти.
Решающий этап институционального
и функционального разделения государственной
власти наступил в начальный период Нового
времени (XII-XVII вв.). В этот период феодальное
децентрализованное государство уступило
место централизованным абсолютистским
монархиям в большинстве стран Западной
Европы. Центральная власть теперь нуждалась
в более развитом и эффективном аппарате
управления и обороны, который неизбежно
должен был быть специализирован и
разделен. [Лазарев Б.М. «Разделение
властей» и опыт Советского государства
// Коммунист. 2008]
Развивавшаяся в то время торговая
и промышленная буржуазия поддержала
на первых порах абсолютистский монархический
центр способствовала его укреплению,
но при этом получила и доступ к власти,
которая оказалась до известной меры разделенной
и между сословиями и классами, и доступ
был открыт прежде всего в нарождавшиеся
центральные – парламентские (законодательные
и представительные) структуры.
Дальнейшее разделение властей
шло несколькими параллельными путями:
- Происходила централизация
парламентских структур, смещение парламентаризма
в центр со всей идеологией и техникой
формирования представительной власти
(ее выборностью, принципами организации
и т.п.);
- Укреплялась и совершенствовалась
центральная правительственная исполнительная
власть и особенно ее аппаратов, кадров
государственных служащих;
- Завершалось формирование возникшей
в феодальном средневековье системы надзора
и отправления правосудия, передачи судебных
функций от властвующей феодальной (сеньориальной)
верхушки – специализированным судебным
органом.
Этот объективный процесс получил
теоретическое обоснование в политическо
– философской теории разделения власти
и сопровождался проектами гражданского
общества и правового государства и конституционного
строя, реализация которых была необходима
условием эффективного разделения власти
и в свою очередь зависела от ее разделения
на три относительно автономные, взаимосвязанные
и контролирующие друг друга власти.[Лазарев Б.М. «Разделение
властей» и опыт Советского государства
// Коммунист. 2008]
Идея смешанной конституции
никогда не была утрачена в
Англии и занимала политическую
мысль в XVII века. Таким образом, не
только Джон Локк стремился к «умеренной
монархии», хотя и он был самым знаменитым
представителем рационально – естественноправового
и механически – естественнонаучного
представления о дифференциации функций.
Напротив, разделение властей и смешанная
конституция создают основу для сословного
выравнивания власти короля, дворянства
и народа. Возникает смешанная конституция,
центр тяжести которой на протяжении XIXвека
перемещался а пользу парламентской системы
правления, не будучи до сих пор
оттесненным. В предложенном Локком проекте
политического устройства общественные
договоры и договоры о господстве,
обоснованные секулярными и естественно
правовыми мотивами служат защите обосновнности
(понимаемой как совокупность жизни, свободы
и владения), Поэтому законодательство,
и преимущественно одобрение налогов,
находится в компетенции парламента, а
тем самым в руках сословий. Они должны
противодействовать обособлению исполнительной
власти, остающейся в компетенции короны.
Ей подчиняются и две другие власти –
федератива (проведение внешней политики),
свободная от всякой связанности с законами,
и прерогатива – своего рода не связанное
ничем чрезвычайное правою.[Проблемы теории
государства и права: Учебник 2-е издание;
Марченко М.Н.; 2009]