Анализ реализации разделения и применения властей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования - проанализировать разделение властей как принцип деятельности демократического государства.
Исходя из темы и цели исследования, в своей работе мы решали следующие задачи:
Изучить зарождение и развитие теории разделения властей;
Проанализировать, как реализуется теория разделения властей в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Зарождение и развитие теории разделения властей…………………….5
Исторические предпосылки возникновения теории разделения властей…………………………………....................................................................5
Современное развитие теории разделения властей…………………...…13
Глава 2. Анализ реализации разделения и применения властей в Российской Федерации…………………………………………………………………………18
2.1 Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России……………………………………………………………………………..18
2.2 Отражение принципа развития власти в Конституции РФ………………...21
Заключение………………………………………………………………………..47
Список использованной литературы…………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

№2 курсовая.docx

— 83.39 Кб (Скачать файл)

С принятием Конституции России 12 декабря 1993  г.  в  развитии,  точнее, применении теории разделения властей в нашей стране  начался  новый,  третий период, который продолжается вплоть до настоящего времени.

  Конституция  РФ  1993  г.  не  только  декларировала  принцип  разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг  относящихся  к их ведению вопросов, их компетенцию.

  Согласно  Конституции,   законодательным   и   представительным   органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент.  Он  состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95).

  Исполнительную власть  в  стране  осуществляет  Правительство  Российской Федерации (ст. 110).

  Судебная    власть    осуществляется    «посредством    конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118).  В системе  государственных  органов,   осуществляющих   судебную   власть,   в конституционном порядке выделяются следующие.

  Конституционный Суд  Российской Федерации  выступает  как  судебный  орган конституционного  контроля,  «самостоятельно  и  независимо   осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».

  Верховный Суд Российской  Федерации является «высшим судебным  органом  по гражданским, уголовным,  административным  и  иным  делам,  подсудным  судам общей юрисдикции» (ст. 126 Конституций РФ).

  Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации выступает  как высший судебный орган «по  разрешению  экономических  споров  и  иных  дел,  рассматриваемых арбитражными судами» (ст. 127 Конституции РФ).

  В системе высших  властных структур современного  российского  государства особое место занимает институт президентства.

  Согласно  Конституции  РФ,  президент  является  главой  государства.  Он выступает как  гарант  Конституции,  а  также  «прав  и  свобод  человека  и гражданина». В установленном Конституцией  РФ  порядке  президент  принимает меры по охране  суверенитета  России,  ее  независимости  и  государственной целостности; определяет основные направления внутренней и  внешней  политики государства; обеспечивает «согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти"  (ст.  80 Конституции РФ).

  В  соответствии  со  своими   конституционными   полномочиями   президент назначает  с  согласия  Государственной  Думы   Председателя   Правительства России;  принимает  решение   об   отставке   правительства;   имеет   право председательствовать   на   заседаниях   правительства;    по    предложению Председателя Правительства  РФ  назначает  на  должность  и  освобождает  от должности заместителей Председателя Правительства и министров;  представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения  на  должность  председателя Центрального банка России, а также ставит вопрос о его освобождении.

 

 

 

 


 

     

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе.

Принцип разделения властей воплощен в Российской Федерации в ходе радикальных демократических реформ. Главное  содержание этого                                                         принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными органами может быть установлен демократический режим правления. Как известно, существуют  три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

 

Заключение

В данной работе рассмотрены вопросы, касающиеся теории разделения властей, концепция разделения властей в российской науке, рассмотрены роль и функции ветвей российской власти, а также проблемы связанные с взаимодействием властей и принципом разделения властей. Современное Российское государство, позаимствовав из мировой конституционной практики общедемократические и общеправовые принципы, сохранило многие традиции и институты советского государства и даже возродило некоторые дореволюционные традиции. Россия закрепила в своей Конституции общепризнанный принцип разделения властей, но в его реализации предпочитает идти своим путём, строить свою «систему сдержек и противовесов», учитывая свои исторические традиции и национальные особенности.

 На основании данного  исследования можно сделать вывод  о том, что период становления  российской государственной власти  продолжается и в настоящее  время.

 Необходимо отметить, что система разделения властей  постоянно совершенствуется: осуществляются  работы по судебной реформе, введен  институт полномочных представителей  президента России в федеральных  округах с целью повышения  эффективности деятельности федеральных  органов государственной власти  и совершенствования системы  контроля за исполнением их  решений (Указ Президента РФ от 13 мая 2000 года №849), и т.д.

 В связи с выше  изложенным можно надеяться, что  со временем возрастет эффективность  функционирования государственной  власти и принцип разделения  властей приобретет более четкие  очертания.

 Разделение властей  является одним из важнейших  гарантов сохранения общества  права, государственной стабильности  и социального благополучия. Все системы принципов и институтов разделения властей направлены на то, чтобы исключить злоупотребление властью, ограничить вмешательство властных структур в определенные сферы общественной жизни.

        

Каковы же результаты? Прежде всего, теория разделения властей явилась одним из основных гарантов прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделении властей - это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил.  Вообще, сейчас трудно судить о результатах применения теории разделения властей в России на практике, потому что применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства. Поэтому некоторые перечисленные мной «результаты применения теории разделения властей» относятся, скорее, к результатам применения всех новых, прогрессивных государственно-правовых концепций, органично взаимосвязанных друг с другом

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Нормативно-правовые акты  и другие официальные документы

1. Конституция Российской  Федерации. Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская  газета, 1993, 25 декабря.

2. Федеральный конституционный  закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О  Конституционном Суде РФ" (редакция  от 05.04.2005) // СЗ РФ, 1994, №13.

3. Федеральный конституционный  закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" (редакция  от 01.06.2005 г.) " // СЗ РФ, 1997, №51, ст.5712, 1998, №1.

4. Федеральный конституционный  закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе РФ" (редакция  от 05.04.2005) // 1997, №1.

5. Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О порядке  формирования Совета Федерации  ФС РФ" // СЗ РФ, 2000, № 32.

6. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-I "О прокуратуре  РФ" (в редакции от 4 ноября 2005 года  № 138 ФЗ) // Ведомости СНД и ВС  РФ, 1992, №8, Российская газета, 2005, 7 ноября.

7. Декларация от 12 июня 1990 г. N 22-1 «О Государственном Суверенитете  Российской Советской Федеративной  Социалистической Республики»

8. Указ Президента РФ  от 09 марта 2004 года №314 "О структуре  федеральных органов исполнительной  власти" (в редакции от 23.12.2005) // Российская газета, 2004, 12 марта.

9. Указ Президента РФ  от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной  конституционной реформе в Российской  Федерации"

10. Указ Президента РФ "О Конституционном Суде Российской  Федерации" от 7 октября 1993 г.

11. Указ Президента РФ "О реформе представительных  органов власти и органов местного  самоуправления в Российской  Федерации" от 9 октября 1993

12. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".- М., 1994. Ст. 1.]

Научная литература

  1. Азаркин Н.М. Из истории политической и правовой мысли. — М., 1988. С.78
  2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов./ М.В. Баглай – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2005.
  3. 16 Барнашев А.Ш. Теория разделения властей: Становление, развитие, применение. — Томск, 1988. С.55
  4. Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной российской государственности / Разделение властей: история и современность / Отв. Ред. М.Н. Марченко –М., 1996. С. 357, 359
  5. Два трактата об управлении – 2-ой трактат // Дж. Локк.
  6. Дружинин Н. М. Декабрист Никита Муравьев. — М.: 1933.
  7. Законодательство эпохи империализма и буржуазно-демократических революций // Российское законодательство Х-ХХ вв. М.. 1994
  8. Кашанина, Т.В. Основы российского права: учебник для вузов. / Т.В. Кашанина – М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 2004.
  9. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник. / Е.И. Козлова – М.: Юристъ, 2000.
  10. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В. Д. ) – М.: 2002 г.
  11. Комментарий к Конституции РФ Общ.ред. Кудрявцева М.1996
  12. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета, 1993, 25 декабря.
  13. Конституционный суд как гарант разделения властей: сборник документов. – М.: Институт права и публичной политики, 2004. – с.24
  14. Лазарев Б.М. "Разделение властей" и опыт Советского государства // Коммунист. 1988
  15. Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах / А.В. Малько – М.: Юристъ, 2006
  16. М.М.Сперанский Проекты и записки. М., Л., 1961.
  17. Монтескье Ш. О духе законов / Сост., пер. и коммент. А.В. Матешук. - М.: 2009.
  18. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955
  19. Погосян, Н.Д. Счётная палата Российской Федерации. / Н.Д. Погосян – М.: Юристъ, 2006.
  20. Проблемы теории государства и права: Учебник 2-е издание; Марченко М.Н.; 2009
  21. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА·М), 2002. –с.598
  22. Руссо Ж.Ж.Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.:1998
  23. Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
  24. Тихомиров Ю.А. Власть в обществе: единство и разделение/ Советское государство и право. 1990, № 2. С.37
  25. Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. M., 1993
  26. Чиркин, В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. / В.Е. Чиркин – М.: Издательство "Зерцало", 2004.
  27. Чиркин, В.Е. Государствоведение: учебник. / В.Е. Чиркин – М.: Юристъ, 2005.
  28. Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989-1995 гг.). М., 1997г.

 

 

 

 


Информация о работе Анализ реализации разделения и применения властей в Российской Федерации