Анализ реализации разделения и применения властей в Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 22:24, курсовая работа
Краткое описание
Цель нашего исследования - проанализировать разделение властей как принцип деятельности демократического государства. Исходя из темы и цели исследования, в своей работе мы решали следующие задачи: Изучить зарождение и развитие теории разделения властей; Проанализировать, как реализуется теория разделения властей в Российской Федерации.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3 Глава 1.Зарождение и развитие теории разделения властей…………………….5 Исторические предпосылки возникновения теории разделения властей…………………………………....................................................................5 Современное развитие теории разделения властей…………………...…13 Глава 2. Анализ реализации разделения и применения властей в Российской Федерации…………………………………………………………………………18 2.1 Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России……………………………………………………………………………..18 2.2 Отражение принципа развития власти в Конституции РФ………………...21 Заключение………………………………………………………………………..47 Список использованной литературы…………………………………………….49
С принятием Конституции России
12 декабря 1993 г. в развитии,
точнее, применении теории разделения
властей в нашей стране начался
новый, третий период, который продолжается
вплоть до настоящего времени.
Конституция РФ 1993
г. не только декларировала
принцип разделения властей, но и довольно
четко закрепила за каждой из них круг
относящихся к их ведению вопросов,
их компетенцию.
Согласно Конституции,
законодательным и представительным
органом Российской Федерации является
Федеральное Собрание - парламент.
Он состоит из двух палат - Совета Федерации
и Государственной Думы (ст. 94, 95).
Исполнительную власть
в стране осуществляет Правительство
Российской Федерации (ст. 110).
Судебная власть
осуществляется «посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства» (ст. 118).
В системе государственных органов,
осуществляющих судебную
власть, в конституционном порядке
выделяются следующие.
Конституционный Суд
Российской Федерации выступает
как судебный орган конституционного
контроля, «самостоятельно и
независимо осуществляющий судебную
власть посредством конституционного
судопроизводства».
Верховный Суд Российской
Федерации является «высшим судебным
органом по гражданским, уголовным,
административным и иным делам,
подсудным судам общей юрисдикции»
(ст. 126 Конституций РФ).
Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации выступает
как высший судебный орган «по
разрешению экономических споров
и иных дел, рассматриваемых
арбитражными судами» (ст. 127 Конституции
РФ).
В системе высших
властных структур современного
российского государства особое место
занимает институт президентства.
Согласно Конституции
РФ, президент является главой
государства. Он выступает как гарант
Конституции, а также «прав
и свобод человека и гражданина».
В установленном Конституцией РФ
порядке президент принимает меры
по охране суверенитета России,
ее независимости и государственной
целостности; определяет основные направления
внутренней и внешней политики
государства; обеспечивает «согласованное
функционирование и взаимодействие органов
государственной власти" (ст.
80 Конституции РФ).
В соответствии со
своими конституционными
полномочиями президент назначает
с согласия Государственной
Думы Председателя Правительства
России; принимает решение
об отставке правительства;
имеет право председательствовать
на заседаниях правительства;
по предложению Председателя
Правительства РФ назначает
на должность и освобождает
от должности заместителей Председателя
Правительства и министров; представляет
Государственной Думе кандидатуру для
назначения на должность председателя
Центрального банка России, а также ставит
вопрос о его освобождении.
Выводы по 2 главе.
Принцип разделения властей
воплощен в Российской Федерации в ходе
радикальных демократических реформ.
Главное содержание этого
принципа состоит в том, что только при
условии разделения функций государственной
власти между самостоятельными органами
может быть установлен демократический
режим правления. Как известно, существуют
три основные функции государственной
власти - законодательная, исполнительная
и судебная, поэтому каждая из этих функций
и должна исполняться предназначенными
для нее органами государства.
Заключение
В данной работе рассмотрены
вопросы, касающиеся теории разделения
властей, концепция разделения властей
в российской науке, рассмотрены роль
и функции ветвей российской власти, а
также проблемы связанные с взаимодействием
властей и принципом разделения властей.
Современное Российское государство,
позаимствовав из мировой конституционной
практики общедемократические и общеправовые
принципы, сохранило многие традиции и
институты советского государства и даже
возродило некоторые дореволюционные
традиции. Россия закрепила в своей Конституции
общепризнанный принцип разделения властей,
но в его реализации предпочитает идти
своим путём, строить свою «систему сдержек
и противовесов», учитывая свои исторические
традиции и национальные особенности.
На основании данного
исследования можно сделать вывод
о том, что период становления
российской государственной власти
продолжается и в настоящее
время.
Необходимо отметить,
что система разделения властей
постоянно совершенствуется: осуществляются
работы по судебной реформе, введен
институт полномочных представителей
президента России в федеральных
округах с целью повышения
эффективности деятельности федеральных
органов государственной власти
и совершенствования системы
контроля за исполнением их
решений (Указ Президента РФ от
13 мая 2000 года №849), и т.д.
В связи с выше
изложенным можно надеяться, что
со временем возрастет эффективность
функционирования государственной
власти и принцип разделения
властей приобретет более четкие
очертания.
Разделение властей
является одним из важнейших
гарантов сохранения общества
права, государственной стабильности
и социального благополучия. Все
системы принципов и институтов разделения
властей направлены на то, чтобы исключить
злоупотребление властью, ограничить
вмешательство властных структур в определенные
сферы общественной жизни.
Каковы же результаты? Прежде
всего, теория разделения властей явилась
одним из основных гарантов прав и свобод
человека, именно в тех странах, где реализация
данной концепции имеет наиболее прочные
традиции, демократические принципы нашли
самое широкое применение. Второе преимущество
государственной системы, основанной
на принципе разделении властей - это относительная
стабильность внутриполитического положения
государства, потому что разделение властей
позволяет выходить из критических ситуаций
на основе норм конституции, посредством
консенсуса социальных сил. Вообще,
сейчас трудно судить о результатах применения
теории разделения властей в России на
практике, потому что применение этого
принципа невозможно отделить от других
тенденций в развитии государств: стремление
к демократии, созданию гражданского общества
и правового государства. Поэтому некоторые
перечисленные мной «результаты применения
теории разделения властей» относятся,
скорее, к результатам применения всех
новых, прогрессивных государственно-правовых
концепций, органично взаимосвязанных
друг с другом
Список использованной
литературы.
1. Нормативно-правовые акты
и другие официальные документы
1. Конституция Российской
Федерации. Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская
газета, 1993, 25 декабря.
2. Федеральный конституционный
закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О
Конституционном Суде РФ" (редакция
от 05.04.2005) // СЗ РФ, 1994, №13.
3. Федеральный конституционный
закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ
"О Правительстве РФ" (редакция
от 01.06.2005 г.) " // СЗ РФ, 1997, №51, ст.5712,
1998, №1.
4. Федеральный конституционный
закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ
"О судебной системе РФ" (редакция
от 05.04.2005) // 1997, №1.
5. Федеральный закон от
5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О порядке
формирования Совета Федерации
ФС РФ" // СЗ РФ, 2000, № 32.
6. Федеральный закон от
17 января 1992 года № 2202-I "О прокуратуре
РФ" (в редакции от 4 ноября 2005 года
№ 138 ФЗ) // Ведомости СНД и ВС
РФ, 1992, №8, Российская газета, 2005, 7 ноября.
7. Декларация от 12 июня 1990
г. N 22-1 «О Государственном Суверенитете
Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики»
8. Указ Президента РФ
от 09 марта 2004 года №314 "О структуре
федеральных органов исполнительной
власти" (в редакции от 23.12.2005) //
Российская газета, 2004, 12 марта.
9. Указ Президента РФ
от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной
конституционной реформе в Российской
Федерации"
10. Указ Президента РФ
"О Конституционном Суде Российской
Федерации" от 7 октября 1993 г.
11. Указ Президента РФ
"О реформе представительных
органов власти и органов местного
самоуправления в Российской
Федерации" от 9 октября 1993
12. Федеральный конституционный
закон "О Конституционном Суде Российской
Федерации".- М., 1994. Ст. 1.]
Научная литература
Азаркин Н.М. Из истории политической
и правовой мысли. — М., 1988. С.78
Баглай, М.В. Конституционное
право Российской Федерации: учебник для
вузов./ М.В. Баглай – М.: ИНФРА-М-НОРМА,
2005.
16 Барнашев А.Ш. Теория разделения властей: Становление, развитие, применение. — Томск, 1988. С.55
Бережнов А.Г. Принцип разделения
властей в контексте теории и практики
советской и современной российской государственности
/ Разделение властей: история и современность
/ Отв. Ред. М.Н. Марченко –М., 1996. С. 357, 359
Два трактата об управлении
– 2-ой трактат // Дж. Локк.
Дружинин Н. М. Декабрист Никита Муравьев. — М.: 1933.
Законодательство эпохи империализма и буржуазно-демократических революций // Российское законодательство Х-ХХ вв. М.. 1994
Кашанина, Т.В. Основы российского права: учебник для вузов. / Т.В. Кашанина – М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 2004.
Козлова, Е.И. Конституционное
право России: учебник. / Е.И. Козлова –
М.: Юристъ, 2000.
Комментарий к Конституции
Российской Федерации (под общ. ред. Карповича
В. Д. ) – М.: 2002 г.
Комментарий к Конституции РФ Общ.ред. Кудрявцева М.1996
Конституция Российской Федерации.
Принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 года. // Российская газета, 1993, 25 декабря.
Конституционный суд как гарант
разделения властей: сборник документов.
– М.: Институт права и публичной политики,
2004. – с.24
Лазарев Б.М. "Разделение
властей" и опыт Советского государства
// Коммунист. 1988
Малько, А.В. Теория государства
и права в вопросах и ответах / А.В. Малько
– М.: Юристъ, 2006
М.М.Сперанский Проекты и записки. М., Л., 1961.
Монтескье Ш. О духе законов / Сост., пер. и коммент. А.В. Матешук. - М.: 2009.
Монтескье Ш. Избранные произведения.
М., 1955
Погосян, Н.Д. Счётная палата Российской Федерации. / Н.Д. Погосян – М.: Юристъ, 2006.
Проблемы теории государства
и права: Учебник 2-е издание; Марченко
М.Н.; 2009
Проблемы общей теории права
и государства: Учебник для вузов / Под
общ. Ред. Академика РАН, д. ю. н., проф. В.
С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА
(Издательская группа НОРМА-ИНФРА·М), 2002.
–с.598