Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 22:24, курсовая работа
Цель нашего исследования - проанализировать разделение властей как принцип деятельности демократического государства.
Исходя из темы и цели исследования, в своей работе мы решали следующие задачи:
Изучить зарождение и развитие теории разделения властей;
Проанализировать, как реализуется теория разделения властей в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Зарождение и развитие теории разделения властей…………………….5
Исторические предпосылки возникновения теории разделения властей…………………………………....................................................................5
Современное развитие теории разделения властей…………………...…13
Глава 2. Анализ реализации разделения и применения властей в Российской Федерации…………………………………………………………………………18
2.1 Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России……………………………………………………………………………..18
2.2 Отражение принципа развития власти в Конституции РФ………………...21
Заключение………………………………………………………………………..47
Список использованной литературы…………………………………………….49
Концепцию порядка, направленную против осуществления власти одним или несколькими, проект «конституции свободы» хотел представить Монтескье. При этом он осуществляет функциональное различение властей, связывал его с организационным и встраивал в социальное. Результатом является переплетение властей (а вовсе не деление их) внутри смешанной конституции, чтобы установить правильную меру, обеспечить сбалансированность.
Умеренность, сдерживание – это ключевые понятия, а цель – умеренное правление, с помощью которого должна быть установлена и обеспечена свобода. В соответствии с этим Монтескье разрабатывает учение, о равновесии властей, об их взаимозависимости и взаимоограничении. Автономные социальные власти решающим образом содействуют тому, чтобы одна власть ограничивала другую: власть останавливает власть.
Разделение власти в Европе происходило неравномерно. Наиболее ранней классической формой разделения стало образование парламента Англии, в конце XVII века. Особую роль сыграло создание американской структуры разделенных властей и революционных структур парламентских французской революции. В XIX веке в Бельгии, Голландии, Италии, а затем в большинстве остальных стран Европы создание парламентской власти было завершено. В XX веке по крайней мере формально структуры разделения власти стали практически повсеместными.
Разделение власти на государственном уровне сопровождалось целой эпохой организации отношений между различными властями, которая началась с острых конфликтов и даже войн между королевской абсолютистской властью и парламента («Славная революция» 1688 год в Англии, переросшая в войну короля и парламента, смену династий; Французская революция, сопровождавшаяся почти столетней эпохой упразднения монархии, империи, затем устранения парламента и смены конституции) и длительной, многовековой борьбой за право участия народа в правлении – избирательные права, иначе говоря, разделение власти между государством и обществом, властью и народом. Всеобщее избирательное право без изъятия из него каких – либо сословий, женщин, без цензов оседлости или других ограничений – достижение лишь XX века, и отнюдь не повсеместное.
Остается сложной социальной и политической проблемой и взаимодействие разделенных властей. Как бы удачно не регулировалось оно законами и конституцией, реальное соотношение удельного веса исполнительной и законодательной властей и контрольно – регулятивной деятельности судебной власти может колебаться в пользу одной из властей, особенно в странах, которые только начинают осваивать систему разделения власти. Опыт истории показывает, насколько ослабляют государство и опасны попытки одной из ветвей власти доминировать или вообще свести разделение власти к чисто формальной процедуре. В этом последнем случае реальной правящей властью оказывается какая – либо иная сила, строящая вне структуры официальной власти либо заменяющая ее (в странах с однопартийной системой, авторитарным, диктаторским, тоталитарным правлением).
Немаловажно разделение власти и внутри самих автономных властей распределение функций и компетенций внутри правительства, разделение парламентов на палаты (не более двух) представляющих либо разные интересы (национальные и общенародные), партийные и социальные ориентации, либо разделенные по уровню компетенции, функциям, представительству и т.д. Решающее значение в системе разделения власти имеет выделение в сфере судебной власти внешнего контрольного органа – конституционного суда, играющего роль арбитра в отношениях между властями.
Легальным разделение власти этот процесс не ограничивается. Власть разделяется также между легальными и открытыми структурами и скрытыми, хотя и легальными. Это деление происходит двояким образом:
Далее, существуют или могут существовать нелегализованные политические и неполитические структуры, неформализованные или оформленные, но не признанные группировки, общественные движения, всевозможные «фронты», не только конкурирующие с официальными властями, но нередко реально владеющие властью в весьма широких масштабах.
1.2 Современное развитие теории разделения властей
Все более распространенной в политической науке становится мысль об изменчивости и даже стирании границ между и полномочиями отдельных органов. Так английские государствоведы Э.Уэйд и Дж.Филлипс отмечают, что не всегда легко разграничить законодательство и управление. «Законодательная функция заключается в создании общих норм. Многие парламентские законы, в особенности законы частного и местного характера, разрешая социальные вопросы, не формулируют общих норм. В этом случае парламент осуществляет управленческую функцию, пользуясь законодательными формами». По мнению английского юриста А.Дженнингса, в настоящее время совершенно невозможно провести различия между судебными и административными функциями по особенностям природы и сущности функций, осуществляемых ныне судами и административными органами в данном государстве. Точно также невозможно провести четкое различие и между функциями парламента и административных органов.
Новое толкование теории разделения властей дает английский политолог М.Вайл. Он отмечает, что развитие политической мысли и конституционной практики доказало ее непреходящее значение, которую, однако, необходимо «адаптировать» к сложившимся реалиям политической системы современных государств. При рассмотрении проблем организации и осуществления государственной власти он не ограничивается формально юридическим объяснением взаимоотношений законодательных, исполнительных и судебных органов, и исследует также взаимодействие конституционных и политических институтов и социальных сил (политических партий, СМИ, «групп давления» и др.). Особое внимание он уделяет проблемам ограничения госвласти и контроля за ее реализацией для предотвращения произвола и злоупотреблений со стороны бюрократии. Решение этих принципиальных проблем он видит в достижении «равновесия» между государством и обществом. [Проблемы теории государства и права: Учебник 2-е издание; Марченко М.Н.; 2009]
В настоящее время либеральные американские политологи (К.Джейнер, Б.Такмэн) считают, что традиционная система разделения властей в условиях США нуждается в коррективах и даже реформах, поскольку не соответствует современному состоянию американского общества. Это связано с увеличением объема государственной работы, с распределением между властями множества новых полномочий, с усилением роли президента.
Следует отметить,
что концепция разделения
Во-первых, концепция разделения властей, зародившись как идейно-политическое отрицание абсолютной монархии и тоталитарной централизации, привела к установлению конституционной монархии и учреждению новой формы правления - республиканской.
Во-вторых, переход к республиканской форме правления сопровождался утверждением помимо унитарного также и федеративного устройства.
Применительно к федерациям концепция разделения властей начинает обогащаться чрезвычайно важным и приобретающим все большее значение аспектом: определением отношения между федерацией и е составными частями. В эпицентре оказывается вопрос о принадлежности государственного суверенитета в федерации: является ли его носителем федерация в целом или каждая составляющая ее часть в отдельности?
Исторически этот вопрос был решен в пользу федерации. Однако в конце 20-го столетия проблема принадлежности суверенитета в федеративных государствах стала весьма актуальной и послужила причиной многих вооруженных конфликтов (Грузия, Россия, Югославия), которые неразрешены и по сей день. Даже в США, стране имеющей устойчивую политическую систему и более чем двухсотлетний опыт федеративного устройства, в 1995 году была создана организация «Республика Техас», выступавшая за отделение этого штата от федерации.
В-третьих, вплоть до середины 19-го века суверенные государства рассматривались как единственные и равноправные субъекты международного права. Но в дальнейшем начали возникать все нарастающим темпом (особенно в послевоенные годы) всевозможные международные организации, которые стали выполнять особую и самостоятельную роль в процессе межгосударственных отношений. Особенно важными среди них являются во главе с ООН так называемые межправительственные организации, которых к настоящему моменту насчитывается свыше 300. На таком фоне в политико-правовой лексикон вошли такие понятия как «мировое правительство», «надгосударственная власть» и т.д.
Однако с крушением биполярного мира (наличие двух систем - социалистической (СССР) и капиталистической (США) - являлось своеобразной системой сдержек и противовесов на международном уровне) и переходом к монополярному миру (во главе с США) произошло значительное снижение роли международных организаций. К сожалению. Они уже не выступают гарантом безопасности мира на Земле (о чем свидетельствует Балканский кризис, война в Ираке) и не в состоянии призвать всех членом мирового сообщества к соблюдению международных норм. Это вызывает большую тревогу и опасения за будущее нашей планеты. В связи с этим высказываются предположения о пересмотре структур и членства Совета Безопасности в силу невыполнения им своих непосредственных функций.
Выводы по 1 главе. а) Разделение власти может быть присущ только демократическому государству, - ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника, - основного представителя общества, обладающего и политическими правами.
б) Для фактического осуществления этого принципа необходимы определенные объективные условия – достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные – уровень политического сознания общества.
Разделение властей является одним из главнейших демократических принципов, направленных на предотвращение узурпации государственной власти и использования ее в ущерб публичным интересам. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Конституционный принцип разделения властей выступает в качестве правовой структуризации государственной власти в Российской Федерации и включает в себя разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что не лишает государственную власть ее основного качества - целостности и единства. В свою очередь, полномочия разделенной власти представляют собой формы структуризации государственной власти согласно рассматриваемому принципу разделения властей.
В юридической науке термин «разделение» применительно к государственной власти употребляется в двух значениях: согласно одному из них, наиболее распространенному, он используется для обозначения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, второе значение термин употребляется в отношении разделения государственной власти между федеративным государством и его составляющими государственными образованиями, то есть в теории федерализма - как «разделение власти».
По отношению к данному принципу в классическом понимании, где идет речь о трех ветвях государственной власти, существует два противоположных подхода: разграничение властей и разделение властей, которые соответствуют двум различным концепциям демократии: президентской и парламентской. Под «разграничением властей» понимается строгое, абсолютное отделение трех ветвей власти; ни одна власть не может взять на себя функции другой, поэтому в таких системах, запрещается совмещение должностей в органах, относящихся к различным ветвям власти.
Сущность «разделения властей» состоит в том, что ветви власти в основных составляющих отделены друг от друга и независимы, но данная концепция допускает и признает отдельные сферы пересечения, в которых ветви власти выполняют чуждые им функции в той мере, в какой сохраняется принципиальное отделение властей друг от друга. Диссертант отмечает, что закрепление принципа разделения властей в качестве основы организации государственной власти является важным показателем признания Россией общедемократических ценностей.
Информация о работе Анализ реализации разделения и применения властей в Российской Федерации