Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:45, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что институт местного самоуправления в РФ является неотъемлемой частью общественно-политической и экономической жизни страны, являясь одновременно основой конституционного строя и формой народовластия в РФ. Между тем, современный этап становления местного самоуправления составляет не многим более пятнадцати лет. Это обусловило отсутствие в теории и практике единых воззрений на местное самоуправление, его место в системе властеотношений.
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность местного самоуправления в РФ 5
1.1. Понятие и сущность местного самоуправления 5
1.2. Общие черты и различия государственной и муниципальной власти 9
Глава 2. Основы взаимоотношения государственной власти и органов местного самоуправления 13
2.1. Понятие и принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления 13
2.2. Модели взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления 15
2.3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 19
Глава 3. Проблемы реализации самостоятельности местного самоуправления в современных условиях 25
Заключение 42
Приложение………………………………………………………………………45
Список нормативно-правовых актов и литературы 47
Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии – как непосредственной, так и представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.
Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.
Таблица 1
Особенности местного самоуправления
№ |
Особенность |
Пояснения |
1 |
Правовая оформленность |
Система местного самоуправления, компетенция, границы осуществления и гарантии определяются законом. |
2 |
Осуществление управления в интересах населения |
Любое правительство декларирует, что оно осуществляет управление для народа и в его интересах. В данном случае речь идет о совпадении источника власти и носителя власти |
3 |
Разрешение местных дел для удовлетворения потребностей населения |
Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается, или предметы ведения местного самоуправления |
4 |
Собственные предметы ведения и собственные ресурсы |
Гарантией самостоятельности местного самоуправления является наличие собственных предметов ведения и ресурсов в виде самостоятельного местного бюджета и муниципальной собственности |
5 |
Реальная возможность принимать участие в управление делами общества |
Граждане должны обладать реальной и обеспеченной законом возможностью участвовать в решении вопросов местного значения |
6 |
Баланс государственных и местных интересов |
Наиболее действенным
рычагом обеспечения этого |
7 |
Развитие у граждан чувства принадлежности к одному сообществу |
Здесь необходимо, прежде всего, учитывать национальную, региональную, историческую и иную специфики организации местного самоуправления |
8 |
Сознательное участие граждан в управлении |
Под «сознательностью» понимается готовность лично действовать в соответствии с интересами местного сообщества, подчинять при необходимости свои интересы групповым интересам |
9 |
Необходимый уровень правосознания граждан |
Это предполагает наличие системы негосударственных институтов, принимающих участие в управлении делами общества, а также создание механизмов взаимодействия негосударственных институтов и органов местного самоуправления |
10 |
Наличие способности к активной корректирующей деятельности |
Каждый отдельный гражданин и все местное сообщество в целом должны не только понимать, что такое ответственность, но и быть готовыми и способными взять ее на себя в случае неадекватного использования власти теми, кому она доверена. Это, в частности, реализуется посредством действия института отзыва выборных лиц местного самоуправления |
11 |
Совпадения объекта и субъекта управления |
Субъектом управления являются не государственные органы или должностные лица, назначаемые сверху, а выборные представители местных сообществ |
12 |
Превращение местного самоуправления из участников управления в его первичных субъектов |
Если речь идет о местном самоуправлении, налицо воздействие управляющей системы самой на себя. Таким образом, существуют не две системы – управляющая и управляемая, а одна - самоуправляемая |
Нормативно-правовые акты
Научная литература
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Спарк, 2004. – С.694.
2 См.: Европейская хартия местного самоуправления. Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. №55-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - №36. - Ст.4466.
3 Собрание законодательства РФ. – 2003. – №40. – Ст.3822.
4 Муниципальное право. Учебное пособие / Под ред. С.Е.Чаннова. – М.: Омега-Л, 2008. – С.25.
5 Муниципальное право / Под ред. Н.С.Бондаря. – М.: Норма, 2012. – С.138.
6 Шугрина Е.С. Муниципальное право. – М.: Проспект, 2011. – С.7-9.
7 Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 13-19.
8 Шугрина Е.С. Муниципальное право. – М.: Проспект, 2011. – С.11-12.
9 Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. – Обнинск, 1995. – С.114.
10 Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М.: Норма, 2012. – С.57.
11 Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. – 2003. – №4 – С.13-19.
12 Чихладзе Л.Т. Муниципальное право России. – М.: Юридическая литература, 2007. – С.92.
13 Чихладзе Л.Т. Муниципальное право России. – М.: Юридическая литература, 2007. – С.92.
14 Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
15 Бабун Р. Современные проблемы местного самоуправления // Муниципальная власть. - 2008. - №4. –С.18.
16 Пешин Н.Л. Проблемы реализации принципа самостоятельности местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – №4. – С.32.
17 Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: правовая теория и социальная практика // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. - М., 2004. - С.47.
18 Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: правовая теория и социальная практика // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. - М., 2004. - С.53.
19 Марченко О.В. Метод муниципально-правового регулирования общественных отношений. Автореферат дисс. канд. наук. - Екатеринбург, 2004. - С.8.
20 Мокрый В.С. Комментарий к концепции разграничения полномочий в системе публичной власти в России // Управа. - 2002. - №7. – С.11.
Информация о работе Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления