Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

В любом обществе, где присутствуют разнообразные противоречивые интересы социальных слоев, классов, организаций и их взаимоотношения, возникает потребность в регулировании этих отношений между ними. Таким регулятором и выступает Государство. На определенной ступени развития общества, так сказать «его зрелости», зарождается Государство. Можно сказать, что: «Государство – продукт общественного развития». По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство – оно также преобразовывается, растет, становясь более совершенным, более цивилизованным.

Содержание

Введение. стр.1
Сущность государства и закономерности его развития. стр.3
Понятие о государстве. стр.5
Исторические типы государства. стр.6
Функции государства. стр.7
Формы государственного устройства. стр.10
Роль государства в политической системе общества. стр.12
Заключение. стр.19
Список используемой литературы. стр.21
Цитаты. стр.21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП Андрей.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Картина понятия  государства была бы не полной, если мы не рассмотрим вопрос об существовавших в истории типах государств.

 

    1. Исторические типы государства.

Государство представляет собой социальное явление, скованное  установленными историческими рамками. По историческим типам государственно-правовые системы подразделяются на первичные и развитые.

К первому типу относят  государства, возникшие в результате распада первобытнообщинного строя:

  1. Деспотии – сложившиеся в древности на Востоке (Египет);
  2. Рабовладельческие – государства Средиземноморья (Римская империя, древнегреческие полисы – Афины, Спарта);
  3. Феодальные – государственные образования (Азия, Европа, в том числе – Киевская Русь).

На смену им приходят цивилизованные типы государственно-правовых систем – капитализм, с характерными ему формами организации общества. Известен также тип государства, как коммунистический. Его утилитарное формулирование пока можно отмечать только в типе уже исчезнувших, либо наличествующих социалистических государств – государств, переходного периода, постройки коммунистического общества.

Известная нам марксистская теория обозначает четыре главных типа государства, в зависимости от форм собственности, доминирующих в них:

- рабовладельческое;

- феодальное;

- буржуазное (капиталистическое);

- социалистическое.

Кроме того, нам известны государства, так называемого азиатского типа, которые по своим признакам не отвечают установлению классового государства.

Для рабовладельческой  социально-экономической формации, согласно с теорией марксизма, присуще наличие двух главных классов общества – бесправных рабов и рабовладельцев, во власти которых находятся все средства производства, включая самих рабов.

Феодальное общество характеризуется наличием властвующего класса феодалов, во власти которых пребывает основное средство производства – земля, и класса крестьянства, лично зависимого от своих сеньоров (феодалов).

Стержневые классы капиталистического общества – пролетариат и буржуазия. Рабочие (пролетариат) лично свободны, но они не имеют собственности и вынуждены продавать свою рабочую силу собственникам – капиталистам.

Социалистическое общество, согласно с теорией марксизма-ленинизма, это коренной этап становления коммунистической формации, оригинальный переходный этап, цель которого – уничтожение классов. В отличие от всех предыдущих этапов формирования общества он, по размышлению классиков марксизма-ленинизма, исключает эксплуатацию человека человеком, так как средства производства в нем принадлежат трудящимся. Иначе говоря, располагаются в общенародной собственности и потому предназначаются для удовлетворения надобностей всех членов общества сообразно с принципом от каждого – по способностям, каждому – по труду.

Изучая историю государств со свойственными им политическими системами, необходимо разграничивать понятия, исторические типы государства и политическая система государства от таких понятий, как формы организации государственной власти (монархия, республика), политический режим государства (парламентский, фашистский, и т.п.): конечные могут быть свойственны всевозможным типам государства. В Истории, в частности, прославлены существовавшие в один исторический период:

- демократическая республика  Афин;

- государство аристократической  олигархии – Спарта;

- конституционная монархия (Великобритания);

- парламентская республика (Франция);

- диктаторские режимы – фашизм в Германии;

- государство диктатуры  пролетариата (СССР).

Все эти государства  на протяжении долгих времен и на сегодняшний  день представляют две основные формы  правления (Монархия и Республика) и  каждое государство прошло через разветвления этих форм на множество подразделений.

Рассмотрев  типы государств, я считаю, что необходимо понять, а для чего вообще нужно  государство, какие функции оно  выполняет и для чего.

 

    1. Функции государства.

Сущность государства  и его положение в политической системе определяет наличие ряда характерных функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства именуются главные линии его деятельности, соединенные с независимостью государственной власти.

Государство обеспечивает целостность и управляемость общества. Оно является политической организацией всего населения страны – общества. Без государства невозможен общественный прогресс, существование и развитие цивилизационного общества. Государство обеспечивает организованность и реализует народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности – считает С.С. Алексеев, с чем трудно не согласиться. Все это в значительной степени актуализирует проблему выбранной темы.

Функции государства можно классифицировать:

– по области общественной жизни: внутренние и внешние;

– по длительности воздействия: константные (реализовываемые на всех стадиях формирования государства) и временные (воссоздающие установ-ленный этап формирования государства);

– по смыслу: основные и не основные;

– по воздействию на общество: охранительные и регулятивные.

Важной систематизацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства можно отнести:

1. Политическая функция – снабжение политической стабильностью, исполнение деспотичных полномочий, формирование программно-страте-гических целей и задач развития общества.

2. Правовая функция – обеспечение правопорядка, определение правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

3. Организаторская функция – упорядочивание всей властной деятельнос-ти, реализация контроля над реализацией законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

4. Экономическая функция – учреждение, координация и урегулирование экономических процессов, при помощи налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической предприимчивости, осу-ществления санкций.

5. Социальная функция – обеспечение солидарных отношений в общест-ве, сотрудничества разных слоев общества, исполнения принципа социаль-ной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу беспристрастных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

6. Экологическая функция – гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

7. Культурная функция – создание условий для удовлетворения культур-ных требований людей, формирования высокой духовности, гражданствен-ности, гарантирование открытого информационного пространства.

8. Образовательная функция – деятельность по обеспечению демокра-тизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

1. Функция поддержания мирового строя – участие в созревании системы интернациональных отношений, деятельность по предупреждению войн, сокращению вооружений, участие в разрешении глобальных проблем человечества.

2. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, полити-ческой, культурной и других сферах с другими государствами.

3. Функция обеспечения национальной безопасности – поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориаль-ной целостности, суверенитета государства.

Общечеловеческое  предназначение государства состоит  в том, чтобы быть инструментом социального  компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечения обще социальной направленности осуществляемых им функций.

В современных условиях приоритет  отдается общечеловеческим ценностям. В связи с этим, государство соответствует уровню развития демократии и характеризуется развитием гласности, верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличием независимого суда и т.д. На сущность государства влияет конкретно-исторические условия развития отдельных стран – религиозный и национальный факторы.

Государство выступает важнейшим  интегрирующим фактором, связывающим  воедино политическую систему и  гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство  берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься обще-социальными проблемами – от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий, до энергетического, экологического обеспечения будущих поколе-ний людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр, оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата (полиция, тюрьма и т.д.) сохраняет целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

Для политической системы  общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной  власти. Только государство имеет  право выступать внутри и вне  страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.

Политическая система, в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении – государствен-ной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

И так, последним из вопросов, поставленных с целью раскрытия  понятия государство, но от этого  не менее важным, является Форма государственного устройства.

 

    1. Формы государственного устройства.

Под формой государственного устройства в юридической науке  понимается административно-территориальная  организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями (субъектами), а также между центральными и местными органами. Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарное государство (от латинского unitas – «единство») – это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Такое государство может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом. Органы власти административно-территориальных образова-ний подчиняются единым, общим для всей страны высшим органам государственной власти. В унитарном государстве – единое законодательст-во, единое гражданство для всей страны, единая денежная система, административно-территориальное управление осуществляется единым центром. Административно-территориальные единицы не обладают какой-либо политической самостоятельностью.

Разновидностью  унитарных государств можно считать  государства, в которых при наличии  единой территории имеются автономные образования.

Федеративное  государство характеризуется сложной  формой территориального устройства, при которой государственная  власть разделена между центральными, т.е. федеральными органами государственной  власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация (от латинского foedus – «союз») – это союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре. Субъекты федерации – территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами).

Современное понимание  федерации означает, что это такое  государство, в состав которого входят территориальные образования –  субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определен-ным суверенитетом, т.е. относительной самостоятельностью в осуществле-нии власти на собственной территории. Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения.

Все субъекты федерации  являются равноправными ее членами. Наряду с общими, для всех членов федерации, федеральными высшими органами государственной власти аналогичные органы власти имеются в каждом субъекте, входящем в федерацию. Соотношение между высшими органами государственной власти федерации в целом и высшими органами государственной власти каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяются на основе договора. Законодательство в таких государствах состоит из федерального законодательства и законодательства каждого субъекта федерации.

Информация о работе Государство в политической системе общества