Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:21, курсовая работа
В любом обществе, где присутствуют разнообразные противоречивые интересы социальных слоев, классов, организаций и их взаимоотношения, возникает потребность в регулировании этих отношений между ними. Таким регулятором и выступает Государство. На определенной ступени развития общества, так сказать «его зрелости», зарождается Государство. Можно сказать, что: «Государство – продукт общественного развития». По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство – оно также преобразовывается, растет, становясь более совершенным, более цивилизованным.
Введение. стр.1
Сущность государства и закономерности его развития. стр.3
Понятие о государстве. стр.5
Исторические типы государства. стр.6
Функции государства. стр.7
Формы государственного устройства. стр.10
Роль государства в политической системе общества. стр.12
Заключение. стр.19
Список используемой литературы. стр.21
Цитаты. стр.21
Картина понятия государства была бы не полной, если мы не рассмотрим вопрос об существовавших в истории типах государств.
Государство представляет собой социальное явление, скованное установленными историческими рамками. По историческим типам государственно-правовые системы подразделяются на первичные и развитые.
К первому типу относят государства, возникшие в результате распада первобытнообщинного строя:
На смену им приходят цивилизованные типы государственно-правовых систем – капитализм, с характерными ему формами организации общества. Известен также тип государства, как коммунистический. Его утилитарное формулирование пока можно отмечать только в типе уже исчезнувших, либо наличествующих социалистических государств – государств, переходного периода, постройки коммунистического общества.
Известная нам марксистская теория обозначает четыре главных типа государства, в зависимости от форм собственности, доминирующих в них:
- рабовладельческое;
- феодальное;
- буржуазное (капиталистическое);
- социалистическое.
Кроме того, нам известны государства, так называемого азиатского типа, которые по своим признакам не отвечают установлению классового государства.
Для рабовладельческой
социально-экономической
Феодальное общество характеризуется наличием властвующего класса феодалов, во власти которых пребывает основное средство производства – земля, и класса крестьянства, лично зависимого от своих сеньоров (феодалов).
Стержневые классы капиталистического общества – пролетариат и буржуазия. Рабочие (пролетариат) лично свободны, но они не имеют собственности и вынуждены продавать свою рабочую силу собственникам – капиталистам.
Социалистическое общество, согласно с теорией марксизма-ленинизма, это коренной этап становления коммунистической формации, оригинальный переходный этап, цель которого – уничтожение классов. В отличие от всех предыдущих этапов формирования общества он, по размышлению классиков марксизма-ленинизма, исключает эксплуатацию человека человеком, так как средства производства в нем принадлежат трудящимся. Иначе говоря, располагаются в общенародной собственности и потому предназначаются для удовлетворения надобностей всех членов общества сообразно с принципом от каждого – по способностям, каждому – по труду.
Изучая историю государств со свойственными им политическими системами, необходимо разграничивать понятия, исторические типы государства и политическая система государства от таких понятий, как формы организации государственной власти (монархия, республика), политический режим государства (парламентский, фашистский, и т.п.): конечные могут быть свойственны всевозможным типам государства. В Истории, в частности, прославлены существовавшие в один исторический период:
- демократическая республика Афин;
- государство аристократической олигархии – Спарта;
- конституционная монархия (Великобритания);
- парламентская республика (Франция);
- диктаторские режимы – фашизм в Германии;
- государство диктатуры пролетариата (СССР).
Все эти государства на протяжении долгих времен и на сегодняшний день представляют две основные формы правления (Монархия и Республика) и каждое государство прошло через разветвления этих форм на множество подразделений.
Рассмотрев типы государств, я считаю, что необходимо понять, а для чего вообще нужно государство, какие функции оно выполняет и для чего.
Сущность государства и его положение в политической системе определяет наличие ряда характерных функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства именуются главные линии его деятельности, соединенные с независимостью государственной власти.
Государство обеспечивает целостность и управляемость общества. Оно является политической организацией всего населения страны – общества. Без государства невозможен общественный прогресс, существование и развитие цивилизационного общества. Государство обеспечивает организованность и реализует народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности – считает С.С. Алексеев, с чем трудно не согласиться. Все это в значительной степени актуализирует проблему выбранной темы.
Функции государства можно классифицировать:
– по области общественной жизни: внутренние и внешние;
– по длительности воздействия: константные (реализовываемые на всех стадиях формирования государства) и временные (воссоздающие установ-ленный этап формирования государства);
– по смыслу: основные и не основные;
– по воздействию на общество: охранительные и регулятивные.
Важной систематизацией является деление функций государства на внутренние и внешние.
К внутренним функциям государства можно отнести:
1. Политическая функция – снабжение политической стабильностью, исполнение деспотичных полномочий, формирование программно-страте-гических целей и задач развития общества.
2. Правовая функция – обеспечение правопорядка, определение правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
3. Организаторская функция – упорядочивание всей властной деятельнос-ти, реализация контроля над реализацией законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
4. Экономическая функция – учреждение, координация и урегулирование экономических процессов, при помощи налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической предприимчивости, осу-ществления санкций.
5. Социальная функция – обеспечение солидарных отношений в общест-ве, сотрудничества разных слоев общества, исполнения принципа социаль-ной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу беспристрастных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
6. Экологическая функция – гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
7. Культурная функция – создание условий для удовлетворения культур-ных требований людей, формирования высокой духовности, гражданствен-ности, гарантирование открытого информационного пространства.
8. Образовательная функция – деятельность по обеспечению демокра-тизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
К внешним функциям государства относятся:
1. Функция поддержания мирового строя – участие в созревании системы интернациональных отношений, деятельность по предупреждению войн, сокращению вооружений, участие в разрешении глобальных проблем человечества.
2. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, полити-ческой, культурной и других сферах с другими государствами.
3. Функция обеспечения национальной безопасности – поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориаль-ной целостности, суверенитета государства.
Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечения обще социальной направленности осуществляемых им функций.
В современных условиях приоритет отдается общечеловеческим ценностям. В связи с этим, государство соответствует уровню развития демократии и характеризуется развитием гласности, верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличием независимого суда и т.д. На сущность государства влияет конкретно-исторические условия развития отдельных стран – религиозный и национальный факторы.
Государство выступает важнейшим
интегрирующим фактором, связывающим
воедино политическую систему и
гражданское общество. В силу своего
социального происхождения
Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.
Политическая система, в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении – государствен-ной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.
И так, последним из вопросов, поставленных с целью раскрытия понятия государство, но от этого не менее важным, является Форма государственного устройства.
Под формой государственного
устройства в юридической науке
понимается административно-
Унитарное государство (от латинского
unitas – «единство») – это единое
государство, не имеющее в своем составе
иных государственных образований на
правах его субъектов. Такое государство
может делиться только на административно-
Разновидностью унитарных государств можно считать государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования.
Федеративное
государство характеризуется
Современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования – субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определен-ным суверенитетом, т.е. относительной самостоятельностью в осуществле-нии власти на собственной территории. Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения.
Все субъекты федерации являются равноправными ее членами. Наряду с общими, для всех членов федерации, федеральными высшими органами государственной власти аналогичные органы власти имеются в каждом субъекте, входящем в федерацию. Соотношение между высшими органами государственной власти федерации в целом и высшими органами государственной власти каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяются на основе договора. Законодательство в таких государствах состоит из федерального законодательства и законодательства каждого субъекта федерации.
Информация о работе Государство в политической системе общества