Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

В любом обществе, где присутствуют разнообразные противоречивые интересы социальных слоев, классов, организаций и их взаимоотношения, возникает потребность в регулировании этих отношений между ними. Таким регулятором и выступает Государство. На определенной ступени развития общества, так сказать «его зрелости», зарождается Государство. Можно сказать, что: «Государство – продукт общественного развития». По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство – оно также преобразовывается, растет, становясь более совершенным, более цивилизованным.

Содержание

Введение. стр.1
Сущность государства и закономерности его развития. стр.3
Понятие о государстве. стр.5
Исторические типы государства. стр.6
Функции государства. стр.7
Формы государственного устройства. стр.10
Роль государства в политической системе общества. стр.12
Заключение. стр.19
Список используемой литературы. стр.21
Цитаты. стр.21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП Андрей.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

– государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Оно располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения;

– государство выступает политической организацией экономически господствующего класса. Другими словами, в ряду факторов, обусловивших появление государства, занимает важное место социально-классовое расслоение общества. Ф. Энгельс писал о том, что в действительном мире метафизические популярные противоположности существуют лишь во время кризисов, что весь великий ход развития происходит в форме взаимодействия. Государство в силу своего социального назначения не может постоянно функционировать в режиме господства и насилия.

– государство – важный интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься обще социальными проблемами – от строительства домов для престарелых, средств связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону.

Кроме того, государство  призвано создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан.

В связи с  этим государство наделяется правомочиями:

1. Право устанавливать правовой режим организации и деятельности политической системы, в том числе и регламентации собствен-ной деятельности государства;

2. Осуществлять регистрацию общественных объединений, полити-ческих партий, религиозных организаций;

3. Привлекать к участию в делах государства общественные объединения и политические партии, органы местного самоуправления и трудовые коллективы;

4. Осуществлять надзор за законностью в деятельности обществен-ных объединений и других компонентов политической системы.

5. Применять меры государственного принуждения к обществен-ным объединениям и иным членам политической организации общества, нарушающим режим законности и посягающим на права и свободы граждан, организаций и иных лиц. Для этого оно обладает разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить последовательную реализацию его задач и воли.

Этими свойствами и функциями обладает только государство.

При рассмотрении вопроса о месте и роли государства  как главного звена политической системы общества важное значение имеет  анализ его взаимодействия с другими её элементами – политическими партиями, общественными организациями и др.

Исходя из практики, мы видим, что наличие хорошо развитой государственной формы собственности необходимо для нормального функционирования государства. Правоведы считают, необходимым условием стабильности общества и политической системы в целом, является сосуществование на равных правах самых различных форм собственности. Государство в этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.

Главным отличием государства от других политических институтов общества является то, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах – полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников и т.д. Политические партии и массовые общественные организации хоть и имеют свои постоянно действующие аппараты, призванные обеспечивать их нормальное функционирование, однако, в отличие от государственного аппарата, они не имеют в своей структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему.

По отношению к политическим партиям государство:

• устанавливает правовые рамки деятельности партий и политических объединений;

• регистрирует в установленном законом порядке;

• определяет их роль и место в политической системе;

• предъявляет требования к идеологии и программе партии, организационному строению и порядку деятельности, ее финансово-экономической базе и т.п.

Политические  партии в отношении государства:

• в ходе политической борьбы определяют принадлежность государственной власти, ее использование, способы и формы осуществления;

• в условиях авторитаризма правящая партия может сливаться с государством, быть выше закона;

• в условиях демократии существует многопартийная система: государство стоит на принципе департизации и деполитизации должностных лиц.

Рассмотрим  взаимосвязь между государством и общественно-политическими организациями:

• как и в отношениях с политическими партиями, государство взаимодействует с массовыми общественно-политическими организациями;

• контролирует их деятельность (включая финансовую), регистрирует в компетентных органах (Министерстве юстиции), разрешает проведение массовых мероприятий и т.п.;

• прислушивается к мнению наиболее влиятельных и массовых из них (профсоюзы);

• деятельность организаций, расходящуюся с требованиями закона, государство запрещает.

Взаимоотношения между государством и церковью:

• они были всегда важными, остаются таковыми и в современных условиях, в которых светское государство отделено от церкви, а церковь не выполняет политических функций и формально могла бы не считаться элементом политической системы;

• светское государство, не вмешиваясь во внутри-церковные вопросы, охраняет и гарантирует законные интересы и правомерную деятельность церкви, идет на сотрудничество с церковью по ряду направлений. Законодательство признает свободу совести, но в свободе исповедовать религию, устанавливает ограничения, необходимые для охраны общественной безопасности и порядка, здоровья и морали;

• в клерикальном (от лат. clericalis – церковный) государстве, церковь признается государственной и тесно сотрудничает с государствен-ными институтами, в теократическом (theos – бог, kratos – власть) государстве церковь доминирует, а глава государства (монарх) соединяет функции верховного священнослужителя.

Взаимоотношения государства с объединениями предпринимателей, торгово-промышленными палатами, союзами промышленников и т.п. регламентируются современным законодательством, предоставляя большие возможности для учета позиции капитала при разработке проектов законов и социально-экономических программ правительства.

Особенности взаимодействия государства с общественными  движения-ми объясняются, во многом, спонтанными действиями, плохой управляе-мостью массовых протестных акций (иногда на грани закона) по различным поводам: за предотвращение экологической катастрофы, устранение ядерной опасности, сохранение культурного наследия, бесплатное высшее образование, борьбу со СПИДом, против глобализации и т.п.

Совместная  деятельность государства и органов  местного самоуправле-ния проявляется в соотношении государства с местным управлением – управленческими структурами, назначаемыми вышестоящей властью на местах.

Обеспечивая свободу  информации, государство создает законодатель-ные возможности для деятельности средств массовой информации, которые могут выступать и эффективными инструментами осуществления демокра-тического процесса, и средством манипулирования сознания.

Конечно, названные  особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.

 

Заключение.

Итак, в результате реализации поставленных целей и  решения задач курсовой работы можно  сделать следующие выводы:

Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как  сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление;

Государство выступает  как особое звено в структуре  политической системы общества. Его  роль и место в этой системе глобально;

Демократическая политическая система – это организация  легальной, опирающейся на законы и  подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

Государство занимает центральное место в политической и обществен-ной жизни любой страны. Это подтверждается следующим:

  1. Государство выступает, прежде всего, в качестве регулятора (руководителя) в борьбе между различными социальными группами, слоями, классами, с их противоречивыми интересами. Оно, можно сказать, «дало» жизнь политической системе общества.
  2. Государство можно рассматривать как организационную форму, союз людей, и через государство каждый индивид включается в политическую систему общества.
  3. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким либо образом организованных и представляющих интересы определенных групп или слоев. Государственность – форма бытия классо-вого общества.
  4. Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.
  5. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. И когда приходит необходимость в изменении формы правления или политического режима, особая роль в реализации этой необходимости отводится государству. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Таким образом, в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает как политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты – такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические, культурные, социальные и т.п. Перечисленные мероприятия, хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

То же, можно сказать и об отдельных государственных органах – парламенте, правительстве, конституционном суде, различных министерст-вах и ведомствах и др. Будучи неотъемлемыми составными частями политического, по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и неполитические функции – экономические, финансовые и т.п.

Любая политическая деятельность, в конечном счете, так  или иначе, связана с государственной  властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

I. Официальные документы и нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст (с изменениями от 9 января 1996 г., 10 февраля 1996, и 9 июня 2001 г.).– М.: «Вече», «Поматур», 2004 С.48

II. Научные статьи:

  1. Авцинова Г. В. Политическое лидерство // Государство и право. 1993 №5. С.138-141
  2. Володина Н.В. Взаимоотношения государства и религиозных объединений. //Государство и право.1997 №3 С.84
  3. Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию Закона о партиях. //Журнал российского права. 2002.№1. С.74
  4. Марченко М. Н. Очерки теории политической системы современного буржуазного общества. – М.,1985. С.438

III. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты:

    1. Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. Элементарный курс. Учебное пособие. М.: КноРус, 2012 – 240с.
    2. Липинский Д.А., Малько А.В., Березовский Д.В., Мусаткина А.А. Теория государства и права. Учебник Гриф МО РФ. М.: КноРус, 2010 – 400с.
    3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. Изд. 8-е, стереотип. М.: Омега-Л, 2011 – 608с.
    4. Протасов В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций М.: Юрайт, 2011 – 155с.
  1. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник для вузов М.: Юрайт, 2010 - 634 с.
  2. Большой юридический словарь /под ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1999.
  3. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М., Зерцало, 1997г.
  4. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993.

Информация о работе Государство в политической системе общества