Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:21, курсовая работа
В любом обществе, где присутствуют разнообразные противоречивые интересы социальных слоев, классов, организаций и их взаимоотношения, возникает потребность в регулировании этих отношений между ними. Таким регулятором и выступает Государство. На определенной ступени развития общества, так сказать «его зрелости», зарождается Государство. Можно сказать, что: «Государство – продукт общественного развития». По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство – оно также преобразовывается, растет, становясь более совершенным, более цивилизованным.
Введение. стр.1
Сущность государства и закономерности его развития. стр.3
Понятие о государстве. стр.5
Исторические типы государства. стр.6
Функции государства. стр.7
Формы государственного устройства. стр.10
Роль государства в политической системе общества. стр.12
Заключение. стр.19
Список используемой литературы. стр.21
Цитаты. стр.21
– государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Оно располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения;
– государство выступает политической организацией экономически господствующего класса. Другими словами, в ряду факторов, обусловивших появление государства, занимает важное место социально-классовое расслоение общества. Ф. Энгельс писал о том, что в действительном мире метафизические популярные противоположности существуют лишь во время кризисов, что весь великий ход развития происходит в форме взаимодействия. Государство в силу своего социального назначения не может постоянно функционировать в режиме господства и насилия.
– государство – важный интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься обще социальными проблемами – от строительства домов для престарелых, средств связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону.
Кроме того, государство призвано создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан.
В связи с этим государство наделяется правомочиями:
1. Право устанавливать правовой режим организации и деятельности политической системы, в том числе и регламентации собствен-ной деятельности государства;
2. Осуществлять регистрацию общественных объединений, полити-ческих партий, религиозных организаций;
3. Привлекать к участию в делах государства общественные объединения и политические партии, органы местного самоуправления и трудовые коллективы;
4. Осуществлять надзор за законностью в деятельности обществен-ных объединений и других компонентов политической системы.
5. Применять меры государственного принуждения к обществен-ным объединениям и иным членам политической организации общества, нарушающим режим законности и посягающим на права и свободы граждан, организаций и иных лиц. Для этого оно обладает разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить последовательную реализацию его задач и воли.
Этими свойствами и функциями обладает только государство.
При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как главного звена политической системы общества важное значение имеет анализ его взаимодействия с другими её элементами – политическими партиями, общественными организациями и др.
Исходя из практики, мы видим, что наличие хорошо развитой государственной формы собственности необходимо для нормального функционирования государства. Правоведы считают, необходимым условием стабильности общества и политической системы в целом, является сосуществование на равных правах самых различных форм собственности. Государство в этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.
Главным отличием государства от других политических институтов общества является то, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах – полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников и т.д. Политические партии и массовые общественные организации хоть и имеют свои постоянно действующие аппараты, призванные обеспечивать их нормальное функционирование, однако, в отличие от государственного аппарата, они не имеют в своей структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему.
По отношению к политическим партиям государство:
• устанавливает правовые рамки деятельности партий и политических объединений;
• регистрирует в установленном законом порядке;
• определяет их роль и место в политической системе;
• предъявляет требования к идеологии и программе партии, организационному строению и порядку деятельности, ее финансово-экономической базе и т.п.
Политические партии в отношении государства:
• в ходе политической борьбы определяют принадлежность государственной власти, ее использование, способы и формы осуществления;
• в условиях авторитаризма правящая партия может сливаться с государством, быть выше закона;
• в условиях демократии существует многопартийная система: государство стоит на принципе департизации и деполитизации должностных лиц.
Рассмотрим
взаимосвязь между государством
и общественно-политическими
• как и в отношениях с политическими партиями, государство взаимодействует с массовыми общественно-политическими организациями;
• контролирует их деятельность (включая финансовую), регистрирует в компетентных органах (Министерстве юстиции), разрешает проведение массовых мероприятий и т.п.;
• прислушивается к мнению наиболее влиятельных и массовых из них (профсоюзы);
• деятельность организаций, расходящуюся с требованиями закона, государство запрещает.
Взаимоотношения между государством и церковью:
• они были всегда важными, остаются таковыми и в современных условиях, в которых светское государство отделено от церкви, а церковь не выполняет политических функций и формально могла бы не считаться элементом политической системы;
• светское государство, не вмешиваясь во внутри-церковные вопросы, охраняет и гарантирует законные интересы и правомерную деятельность церкви, идет на сотрудничество с церковью по ряду направлений. Законодательство признает свободу совести, но в свободе исповедовать религию, устанавливает ограничения, необходимые для охраны общественной безопасности и порядка, здоровья и морали;
• в клерикальном (от лат. clericalis – церковный) государстве, церковь признается государственной и тесно сотрудничает с государствен-ными институтами, в теократическом (theos – бог, kratos – власть) государстве церковь доминирует, а глава государства (монарх) соединяет функции верховного священнослужителя.
Взаимоотношения государства с объединениями предпринимателей, торгово-промышленными палатами, союзами промышленников и т.п. регламентируются современным законодательством, предоставляя большие возможности для учета позиции капитала при разработке проектов законов и социально-экономических программ правительства.
Особенности взаимодействия государства с общественными движения-ми объясняются, во многом, спонтанными действиями, плохой управляе-мостью массовых протестных акций (иногда на грани закона) по различным поводам: за предотвращение экологической катастрофы, устранение ядерной опасности, сохранение культурного наследия, бесплатное высшее образование, борьбу со СПИДом, против глобализации и т.п.
Совместная деятельность государства и органов местного самоуправле-ния проявляется в соотношении государства с местным управлением – управленческими структурами, назначаемыми вышестоящей властью на местах.
Обеспечивая свободу информации, государство создает законодатель-ные возможности для деятельности средств массовой информации, которые могут выступать и эффективными инструментами осуществления демокра-тического процесса, и средством манипулирования сознания.
Конечно, названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.
Заключение.
Итак, в результате реализации поставленных целей и решения задач курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Понимание государства,
его сущности и закономерности развития
позволяют определить его как
сложное и исторически
Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его роль и место в этой системе глобально;
Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.
Государство занимает
центральное место в
Таким образом,
в различных сферах жизни общества
государство неизменно выступае
То же, можно сказать и об отдельных государственных органах – парламенте, правительстве, конституционном суде, различных министерст-вах и ведомствах и др. Будучи неотъемлемыми составными частями политического, по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и неполитические функции – экономические, финансовые и т.п.
Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.
Список используемой литературы:
I. Официальные документы и нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст (с изменениями от 9 января 1996 г., 10 февраля 1996, и 9 июня 2001 г.).– М.: «Вече», «Поматур», 2004 С.48
II. Научные статьи:
III. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты:
Информация о работе Государство в политической системе общества