Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:21, курсовая работа
В любом обществе, где присутствуют разнообразные противоречивые интересы социальных слоев, классов, организаций и их взаимоотношения, возникает потребность в регулировании этих отношений между ними. Таким регулятором и выступает Государство. На определенной ступени развития общества, так сказать «его зрелости», зарождается Государство. Можно сказать, что: «Государство – продукт общественного развития». По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство – оно также преобразовывается, растет, становясь более совершенным, более цивилизованным.
Введение. стр.1
Сущность государства и закономерности его развития. стр.3
Понятие о государстве. стр.5
Исторические типы государства. стр.6
Функции государства. стр.7
Формы государственного устройства. стр.10
Роль государства в политической системе общества. стр.12
Заключение. стр.19
Список используемой литературы. стр.21
Цитаты. стр.21
Важным признаком федеративного государства является также наличие двойного гражданства: гражданства федерации и гражданства данного субъекта в составе федерации. Понятие «федерация» шире, чем просто форма государственного устройства.
Выделяют различные виды федераций:
Основной проблемой любой федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит правовой статус субъектов в составе федерации и характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Эти отношения определяются конституцией федерации или федеративными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В зависимости от этого в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип государственного устройства.
Конфедерация (от латинского confoederatio – «сообщество») – представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных или экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер.
Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов. В конфедеративных государствах для достижения поставленных целей создаются необходимые органы управления. Однако здесь нет центрального государственного аппарата, отсутствует единая система права. Все государства, объединившиеся в конфедерацию, обладают суверенитетом и имеют полную политическую самостоятельность. Конфедерация в основном носит временный характер.
В современной
юридической литературе выделяют и
содружество как форму
Истории известна
также такая форма
Всякое политически оформленное общество имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. Понятие «политическая система» позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть социально-политическую природу общества, существующие в нем политические отношения, институты, нормы и принципы организации власти.
В зарубежной и
отечественной научной
Такое разнообразие мнений само по себе естественно, так как с одной стороны, отражает закономерный процесс постоянного накопления и развития научных данных о политической системе, подчеркивает её сложный и противоречивый характер, а с другой – выделяет различные субъективные методологические позиции авторов. В трактовке понятия системы тоже немало разночтений.
На мой взгляд, наиболее понятное определение представил К.С. Гаджиев: «Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства».[4] Основным ее назначением является обеспечение целостности, единство действий людей в политике.
Под политической системой принято понимать сложный комплекс политических взаимоотношений, политического сознания, политических и правовых норм, государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть и управление.
Выделяют четыре вида подсистем: институциональная, нормативная, функциональная, идеологическая.
1. институциональная – включает в себя государство, политические партии и иные общественные объединения, организации. Они образуют политическую структуру общества;
2. нормативная – состоит из правовых политических норм и ценностей, с помощью которых регулируется политическая деятельность и через них оказываются организующие воздействия на участников политической жизни;
3. функциональная – включает в себя методы политической деятельности, составляющие основу политического режима, а так же способы осуществления власти;
4. идеологическая – содержит политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология.[5]
В научных кругах бытует мнение, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Каждая из этих подсистем выполняет определенные функции, в результате которых обеспечивается жизнедеятельность общества в целом.
Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах, функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение. Социальная подсистема обеспечивает поддержание устоявшегося образа жизни, передачу новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения, а духовная подсистема осуществляет интеграцию общества.
Важным фактором является то, что организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми характерными чертами:
Государство здесь, выступает центральным элементом политической системы. Именно государство служит основным звеном управления в политике, выступает главным инструментарием реализации важнейших задач политической системы, а также обеспечивает единство ее разнообразных компонентов. В основе политической функции, выполняемой государством, есть авторитарное распределение ценностей, в качестве которых могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга.
В характеристике политической системы особое значение имеет вопрос о её функциях. В научной литературе существует большое количество разнообразных мнений в понимании функций политической системы. Исходя из того, что последняя призвана обеспечить стабильность общества, его прогресс, через сбалансированность различных групп интересов, можно определить следующие функции современных политических систем:
– определение целей, задач и путей развития общества;
– организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;
– распределение материальных и духовных ценностей;
– формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;
– контроль над соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы;
– согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;
– разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;
Также в научной литературе выделяют и другие функции политической системы: экстракционную – связанную с извлечением из гражданского общества его ресурсов; политическое рекрутирование и символизацию – выражающуюся в формировании лозунгов, правил, символов, направляющих поведение людей в политике.[6]
Распределительная функция ясно показывает пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь: оно начинается с влияния на сферу распределения, а не производства. Именно в этой сфере сталкиваются интересы, как социальных групп, так и социальной целостности. Политическая регламентация всех экономических отношений влечет за собой ограничение производственной инициативы, сковывает предпринимательскую активность, что также оборачивается стагнацией и крахом социальной системы, устанавливающей жесткую степень зависимости экономики от политики.
Контроль в сфере распределения ценностей – предпосылка реализации такой функции политической системы, как интеграция общества, обеспечение взаимосвязи и единства действий различных компонентов его структуры. Интеграция подразумевает наличие развитой способности политической системы разными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, разрешать конфликты, локализовать и тушить очаги социальной напряженности.
Неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызывает ее кризис: установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его членами в качестве авторитетных; деятельность государственного аппарата, ограничена рамками его специфического интереса и не способствует улучшению состояния социального организма, а структура государственных институтов создается попреки традициям и историческому опыту народа.
Рассмотренные функции присущи стабильным, сформировавшимся политических системам. Если политическая система еще не сформировалась и находится в переходном состоянии, то ей будут присущи и некоторые другие функции (как, например, в России – преодоление кризисов, особенно политических).
Важную теоретическую и практическую значимость имеет рассмотре-ние проблемы, связанной с понятием взаимоотношений политической системы общества и государства, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.
В историческом
плане государство можно
Характеризуя место государства в политической системе общества исходить, следует, прежде всего, из того, что оно – в любой стране и на любом этапе развития общества – выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя различные слои населения.
– государство играет роль в совершенствовании общества. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает его, и по сей день. Государство выступало и выступает, не только, как агрессор, отражающий интересы господствующих слоёв, классов, общества, но и как защитник, оно зачастую выражает общенародные интересы;
– государство выступает организацией всех граждан, представляет общество в целом, и только им и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории «гражданство». Как гражданин индивид приобретает устойчивые политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и др.
Информация о работе Государство в политической системе общества