Гражданство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена также тем, что принятие Федерального закона о гражданстве ознаменовало новый подход к правовому регулированию отношений российского гражданства, следуя которому, за последние несколько лет оно претерпело значительное обновление и существенно отличается от прежнего. Кроме того, практика применения Федерального закона о гражданстве, постоянные изменения, происходящие в правовом регулировании вопросов гражданства, позволили выделить ряд новых проблем, связанных с реализацией гражданства, своевременное и качественное решение которых имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение.

Содержание

Введение 3
Понятие и принципы российского гражданства 6
Приобретение гражданства РФ 14
Прекращение гражданства РФ 21
Гражданство республик в составе Российской Федерации 29
Пробелы в законодательстве РФ в области гражданства 34
Заключение 42
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

гражданство рф.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 6 «Двойное гражданство» Закона «О гражданстве  Российской Федерации», гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации8.

7. Принцип сокращения  безгражданства. Безгражданство - правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. В ст. 3 Закона о гражданстве Российской Федерации содержится следующее понятие лица без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Безгражданство, как и многогражданство, как правило, порождается вследствие несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах.

Поскольку состояние  безгражданства с государственно-политической точки зрения является аномальным, государство предпринимает меры, направленные на его ограничение.

8. Принцип защиты  и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами. Существо этого принципа заключается в установлении обязательства государства оказывать всемерную защиту своим гражданам, находящимся за пределами его территории, покровительствовать им. В своей сущности данный принцип связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между последним и гражданином, что отражает природу гражданства.

Как следует из ст. 7 Закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г., гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

9. Принцип сохранения  гражданства при заключении или  расторжении брака. Данный принцип подчеркивает сущность гражданства как индивидуальной связи лица с государством, недопустимость прекращения отношений гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленной законом процедуры. Само по себе заключение или расторжение брака между гражданами различных государств, а равно рождение в таком браке детей либо их усыновление обусловливает возникновение довольно сложных правовых ситуаций, связанных с определением гражданства супругов (либо бывших супругов) и их детей.

Для Российской Федерации  данный принцип весьма актуален из-за большой распространенности международных браков. В связи с этим, в ст. 8 Закона о гражданстве Российской Федерации закреплено, что заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей9.

10. Принцип  предоставления почетного гражданства. При анализе института почетного гражданства возникает ряд вопросов, на которые нет однозначных ответов: поскольку не определен правовой статус почетных граждан, в частности, не ясно, будет ли он полностью совпадать с правовым статусом российских граждан или же отличаться от них; необходимо ли согласие государства, гражданину которого предоставляется почетное гражданство; должна ли Россия осуществлять защиту прав почетного гражданина. Из-за нерешенности указанных вопросов, институт почетного гражданства не нашел применения в Российской Федерации. Высказывалась целесообразность исключения почетного гражданства из закона о гражданстве Российской Федерации, с предложением оставить его как звание на муниципальном уровне10. Авторы нового Закона о гражданстве Российской Федерации разделяют последнее мнение, поскольку института почетного гражданства он не предусматривает.

11. Принцип  приоритета норм международного  права и международных договоров  по вопросам гражданства над национальным законодательством. Отдельной нормы, фиксирующей приоритет международных договоров в отношении внутригосударственного законодательства, в отличие от предыдущего закона о гражданстве в Законе о гражданстве Российской Федерации 2002 г. не содержится. В то же время, в ст. 2 нового Закона, определяющей законодательство о гражданстве Российской Федерации, установлено, что вопросы гражданства регулируются помимо Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального Закона, и принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации также международными договорами Российской Федерации. Кроме того, указание на общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации содержится также в ряде других статей (6, 7). Данный принцип является не специальным принципом гражданства, а общеправовым, в силу чего нет необходимости раскрывать подробно его содержание. В Конституции Российской Федерации он зафиксирован в ч. 4 ст. 4, где сказано, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

Приобретение гражданства РФ

 

В соответствии с международно-правовыми  стандартами каждый человек имеет право на гражданство11. Хотя в законодательстве современных государств устанавливаются разнообразные критерии, наиболее распространенными основаниями являются приобретение гражданства по рождению или путем натурализации.

Приобретение (получение) гражданства РФ (России) - сложнейшая процедура, строго регламентированная Конституцией РФ и федеральными законами.

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено  согласно статье 11 Федерального закона:

    • по рождению;
    • в результате приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;
    • в результате приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке;
    • в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
    • а также по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве РФ» или международными договорами Российской Федерации.

Гражданство по рождению означает, что ребенок приобретает гражданство родителей либо по факту рождения на определенной территории.

Для определения гражданства  по рождению применяются два принципа: а) принцип «права крови», согласно которому гражданство ребенка определяется гражданством его родителей, и б) принцип «права почвы», означающий, что гражданство в данном государстве предоставляется всякому лицу, родившемуся на его территории независимо от гражданства родителей. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» следующим образом регулирует вопросы гражданства детей:

1. если оба родителя (или единственный родитель ребенка) являются гражданами РФ, то родившийся у них ребенок является гражданином РФ независимо от места его рождения;

2. при различном гражданстве родителей, при условии, что один из них является гражданином РФ:

а) если другой родитель является лицом без гражданства, то ребенок признается гражданином РФ, независимо от места рождения;

б) если один из родителей - иностранец, то ребенок приобретает российское гражданство;

3. если оба родителя неизвестны, то находящийся на территории РФ ребенок признается гражданином РФ при условии, что его родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения;

4. если оба родителя состоят в гражданстве других государств, то ребенок признается гражданином РФ, если он родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ребенку своего гражданства (в этом находит отражение принцип сокращения безгражданства в РФ);

5. если ребенок родился на территории РФ, а его родители являются лицами без гражданства, то ребенок признается гражданином РФ.

В соответствии с вышеупомянутым Законом гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей; гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет определяется соглашением родителей; если родители лишены родительских прав, то с изменением их гражданства гражданство детей не изменяется; если оба родителя или единственный родитель приобретает гражданство РФ или у них прекращается гражданство РФ, то соответственно изменяется гражданство детей.

Федеральным законом  «О гражданстве РФ» (п. 1 ст. 13) право  приобретения российского гражданства  в общем порядке предоставлено дееспособным иностранным гражданам и лицам без гражданства при достижении ими 18-летнего возраста. Указанные лица могут обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ при условии, если они:

а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжает за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на 3 месяца (п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона «О гражданстве РФ»);

б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный  орган иностранного государства  с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

д) владеют русским  языком (порядок определения уровня знаний устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

Закон предусматривает  обстоятельства, смягчающие прием в  гражданство РФ, т.е. дающие право  на сокращение указанных требований, вплоть до полного их исключения. Так, лицо, имеющее особые заслуги перед РФ, может быть принято в гражданство РФ без соблюдения перечисленных условий. До 1 года сокращается обязательный срок проживания в РФ при наличии хотя бы одного из таких оснований, как: рождение лица на территории РСФСР и состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; состояние в браке с гражданином РФ не менее 3 лет; наличие у нетрудоспособного лица дееспособных и совершеннолетних сына или дочери, имеющих гражданство РФ; наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для РФ; получение политического убежища на территории РФ; признание лица беженцем12.

Упрощенный - это льготный порядок приобретения российского гражданства, исключающий в отношении определенной Законом категории лиц требование о 5-летнем сроке проживания на территории РФ.

В соответствии со статьей 14 в упрощенном порядке могут  быть приняты в российское гражданство  лица:

    • имеющие хотя бы одного родителя, имеющего российское гражданство и проживающего на территории Российской Федерации (пункт «а» части 1 статьи 14);
    • проживавшие и проживающие, в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств лица без гражданства, бывшие граждане СССР (пункт «б» части 1 статьи 14);
    • получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование после 1 июля 2002 года в российских образовательных учреждениях граждане государств, входивших в состав СССР (пункт «в» части 1 статьи 14);
    • родившиеся на территории РСФСР, и имевшие гражданство бывшего СССР (п. «а» ч. 2 ст. 14);
    • проживающие в Российской Федерации и состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (п. «б» ч. 2 ст. 14);
    • являющиеся нетрудоспособными и имеющие совершеннолетних дееспособных детей — граждан Российской Федерации (п. «в» ч. 2 ст. 14);
    • имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер, либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (п. «г» ч. 2 ст. 14);
    • имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер, либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (п. «д» ч. 2 ст. 14);
    • нетрудоспособные лица, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. (ч. 3 ст. 14);
    • ветераны Великой Отечественной войны (ч. 5 ст. 14);
    • дети и недееспособные лица (ч. 6 ст. 14).

Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут приобретать гражданство Российской Федерации также в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами, заключенными Российской Федерацией с указанными государствами. Процедура рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации сокращена и составляет три месяца со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Информация о работе Гражданство РФ