Гражданство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Институт гражданства - значимый аспект связи государства с отдельной личностью. Он важен как для самой страны, так и для жителя данной страны, так как связь гражданства объединяет отдельную личность и государство, по правилу, через первоначальное интегрирование индивида в общество. Гражданство объединяет население и государство при помощи оформления правового состояния проживающего на территории народа. Тем самым гражданство делает возможным существование государства и обеспечивает его суверенитет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Гражданство Российской Федерации…………………………………6
Понятие гражданства……………………………………………………...6
Развитие законодательства о гражданстве
Российской Федерации…………………………………………………………...7
Принципы гражданства Российской Федерации……………………….12

Глава 2. Приобретение гражданства Российской Федерации………………...17
2.1 Приобретение гражданства РФ
по рождению и в результате приема в гражданство РФ………………………17
2.2 Приобретение гражданства Российской Федерации
в результате восстановления в гражданстве…………………………………...20
2.3 Приобретение гражданства РФ по иным основаниям,
предусмотренным указанным ФЗ или
международным договором РФ………………………………………………...22

Глава 3. Прекращение гражданства Российской Федерации…………………25
3.1 Основания прекращения гражданства Российской Федерации…………..25
3.2 Порядок изменения гражданства детей…………………………………….26
3.3 Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
в Российской Федерации......................................................................................28

Заключение……………………………………………………………………….31
Нормативно-правовые акты ……………………………………………...........34
Список используемой литературы ……………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

В последующие годы принимались различные акты, непосредственно связанные с решением отдельных вопросов получения гражданства СССР и восстановления в гражданстве. К таким документам относятся указы Президиума Верховного Совета СССР «О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик» (1940 г.), «О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной Буковины» (1941 г.), «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Маньчжурии» (1945 г.) и ряд других актов, подобных последнему, в отношении лиц, проживающих на территории Франции, Югославии, Болгарии, Японии, Чехословакии, Бельгии10.

Закон от 1 декабря 1978 г. «О гражданстве СССР» подтвердил единое союзное гражданство, в очередной раз акцентировал, что советское гражданство является равным независимо от оснований его приобретения. Этот закон также внес запрещение выдачи гражданина СССР иностранному государству, четко закрепил непризнание двойного гражданства за гражданами СССР. Остался тем же институт лишения советского гражданства, но уже с более точным перечнем оснований для лишения гражданства. 

В последнем Законе СССР «О гражданстве СССР» от 23 мая 1990 г. правовое регулирование гражданства приняло направление в сторону  демократии. Демократичность проявилась в том, что в  законе появились разделы о конкретных органах, которые принимают решения по вопросам, касающихся гражданства, занимаются производством по рассмотрению этих вопросов, об исполнении и обжаловании решений. Последний Закон Советской эпохи заполнил некоторые пробелы, которые были в предыдущих законодательных актах и которые, оставили широкий простор для произвольного применения правовых установлений11. Полномочия принятия решений по вопросам гражданства, которые прежде возлагались на Президиум Верховного Совета СССР, согласно, закону 1990 г. перешли к Президенту СССР.

Таковы общие аспекты правового регулирования отношений гражданства в России, предшествовавшие становлению собственного законодательства о гражданстве Российской Федерации. Декларация о государственном суверенитете России предопределила потребность формирования Закона о гражданстве Российской Федерации, который был принят 28 ноября 1991 г. Данный закон впервые за достаточно длительный процесс развития института гражданства в России обстоятельно упорядочил все отношения, связанные с российским гражданством.

 

1.3 Принципы гражданства Российской Федерации.

Конституция РФ и Закон о гражданстве регламентируют, первоначально только те общие критерии, которые определяют первоосновные признаки отношений гражданства. Среди них важными являются следующие12:

1) Принцип единства.

Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России данный принцип является одним из значимых и закреплен статьей 6 Конституции РФ.

Единое гражданство - есть неотъемлемое условие суверенного статуса и сохранения целостности федеративного государства.

2) Принцип равенства.

Гражданство Российской Федерации независимо от оснований приобретения является равным. Законом не установлено никаких особенностей в правовом положении лиц, ставших гражданами РФ по разным причинам: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Также не имеет правового значения и время принятия гражданства.

3) Гражданство Российской  Федерации имеет открытый и  свободный характер. Во-первых, согласно  Закону, в РФ абсолютно все люди имеют право на гражданство; в наличии такого вида получения гражданства, как прием, осуществляемый на доступных для человека основаниях.

В Законе регламентировано, что новорожденный в пределах Российского государства от лиц, не имеющих гражданства РФ, является гражданином России.

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон фиксируют право гражданина поменять гражданство. Такого права никто не может быть лишен. Свойственная гражданству устойчивость взаимосвязи индивида и государства не означает насильственного, принудительного удерживания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу13.

4) Гражданин Российской  Федерации не может быть лишен  своего гражданства.

Лишение гражданства в советском законодательстве являлось прекращением гражданских связей, инициатором которого было государство, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990г. Лишение гражданства как форма утраты широко применялось на протяжении всего исторического развития советского государства, пропагандировалось как способ борьбы с инакомыслием, вид репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за территорией СССР. Характерно то, что законы о гражданстве до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких предписаний на причины, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полную «свободу» в решении данных вопросов компетентным органам.

Закон о гражданстве СССР 1978 г. впервые регламентировал такие основания. К ним относились «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР»14.

 Гражданства лишались  не только  конкретные лица, но и отдельные категории граждан. Советское гражданство утратили подданные бывшей Российской империи, которые  покинули территорию государства без разрешения на то компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы, и др. И только когда полностью поднялся «железный занавес», подобного рода основания для массового лишения гражданства утратили значение.

В настоящее время запрет лишать отдельную личность гражданства следует из права человека на гражданство, обоюдного характера связи человека с государством, что подразумевает прекращение такой взаимосвязи только по взаимному согласию.

5) Гражданин Российской  Федерации может иметь гражданство  иностранного государства (двойное  гражданство). Данная возможность устанавливается, согласно федеральному закону либо международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ).

В СССР принципа двойного гражданства не было, такое право граждан отвергалось. В сущности, двойное гражданство в жизненных условиях возникает достаточно часто. Например, рождение в пределах государства, которое признает только родившихся своими гражданами, распространение гражданства мужа на его жену. Но в рамках закона данные естественные обстоятельства приобретения гражданства автоматически появиться не могут, соответственно аналогичного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращения гражданства российского гражданства15.

6) Также одной из важных особенностей российского законодательства о гражданстве является принцип сохранения гражданства Российской Федерации теми лицами, которые проживают за пределами территории РФ. Согласно, ст. 27 Конституции РФ основой данной принципа является естественное право каждого человека, беспрепятственно выезжать за пределы страны и свободно возвращаться. Отрицание такого принципа в советском законодательстве представляло собой грубую дискриминацию прав и свобод человека.

7) Следующий принцип российского гражданства базируется на отрицании его изменения автоматически при заключении или расторжении брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом.

8) Российская Федерация  обеспечивает своим гражданам защиту и покровительство, как на территории РФ, так и за ее пределами. Конституцией установлено, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан из страны или выдан другому государству. За преступления, содеянные гражданином РФ за границей, он подлежит уголовной ответственности, предусмотренной  российским законодательством16.

Статья 11 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» утверждает основания приобретения гражданства РФ по таким критериям:

  • по рождению;
  • в результате приема в гражданство Российской Федерации;
  • в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
  • по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Соответственно следующая глава приурочена к  подробному рассмотрению условий приобретения Гражданства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Приобретение гражданства Российской Федерации.

 

2.1 Приобретение  гражданства РФ

по рождению и в результате приема в гражданство РФ.

Вопросы приобретения российского гражданства по рождению утверждены  статьей 12 ФЗ №62 «О гражданстве РФ». Частью 1 этой статьи регламентировано, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

  1. оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
  2. один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
  3. один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
  4. оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство17.

Следует отметить, что в отличие от предыдущего действовавшего законодательства о гражданстве в данной статье ФЗ представлены все возможные случаи приобретения детьми российского гражданства, как по «праву крови», так и по «праву почвы».

Значимым  в данной статье является положение о том, что ребенок, который находится в пределах России, родители которого неизвестны, автоматически становится гражданином Российской Федерации в том случае, когда родители не объявят о себе в течение шести месяцев со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 12). Основным принципом в данном случае считается соблюдение права ребенка на гражданство.

Новизной является внедрение Федеральным законом понятий рассмотрения вопросов гражданства, таких как «общий порядок», согласно статье 13 и «упрощенный порядок», соответственно статье 14 данного закона.

Общим порядком получения либо прекращения российского гражданства является анализ вопросов гражданства и принятия по ним решений Президентом РФ в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные Федеральным законом «О гражданстве РФ».                    

 Упрощенным порядком приобретения или прекращения гражданства РФ является порядок исследования вопросов гражданства и принятия по ним решений в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, согласно Федеральному закону.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, имеют право обратиться с заявлениями о приеме их в гражданство Российской Федерации в общем порядке при соблюдении следующих условии18:

а) проживают в пределах Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13 ФЗ № 62 «О гражданстве РФ». Период проживания в пределах Российского государства является непрерывным, если лицо выезжало с территории Российской Федерации в течение одного года не более чем на три месяца. Срок проживания в пределах России для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства.19.

Владение русским языком - требование, регламентированное той же статьей и необходимое условие для будущего гражданина в целях адаптации и интеграции в общество.

Частью 2 статьи  13 обусловлено, что период проживания на территории Российского государства, утвержденный  пунктом «а» части 1 той же статьи, уменьшается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства бывшего СССР (ранее данная категория лиц приобретала гражданство РФ в порядке регистрации);

Информация о работе Гражданство РФ