Гражданство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Институт гражданства - значимый аспект связи государства с отдельной личностью. Он важен как для самой страны, так и для жителя данной страны, так как связь гражданства объединяет отдельную личность и государство, по правилу, через первоначальное интегрирование индивида в общество. Гражданство объединяет население и государство при помощи оформления правового состояния проживающего на территории народа. Тем самым гражданство делает возможным существование государства и обеспечивает его суверенитет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Гражданство Российской Федерации…………………………………6
Понятие гражданства……………………………………………………...6
Развитие законодательства о гражданстве
Российской Федерации…………………………………………………………...7
Принципы гражданства Российской Федерации……………………….12

Глава 2. Приобретение гражданства Российской Федерации………………...17
2.1 Приобретение гражданства РФ
по рождению и в результате приема в гражданство РФ………………………17
2.2 Приобретение гражданства Российской Федерации
в результате восстановления в гражданстве…………………………………...20
2.3 Приобретение гражданства РФ по иным основаниям,
предусмотренным указанным ФЗ или
международным договором РФ………………………………………………...22

Глава 3. Прекращение гражданства Российской Федерации…………………25
3.1 Основания прекращения гражданства Российской Федерации…………..25
3.2 Порядок изменения гражданства детей…………………………………….26
3.3 Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
в Российской Федерации......................................................................................28

Заключение……………………………………………………………………….31
Нормативно-правовые акты ……………………………………………...........34
Список используемой литературы ……………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

2) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (предыдущий закон такого требования не содержал, что в отдельных случаях явилось злоупотреблением в виде заключения фиктивных браков в целях получения российского гражданства без всяких условий);

3) наличие у недееспособного лица трудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, являющихся гражданами РФ -  это новая норма, не имевшая аналогов в предыдущих законах;

4) наличие у лица высоких достижений в сфере науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

5) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

6) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом20.

Итак, статьи 13, 14 действующего Федерального закона «О гражданстве РФ» отвечают правовым интересам российских граждан, которые  оказались после распада СССР за территорией Российского государства, а нормы международного договора отражают нормы, закрепленные в статье 11.1 Закона РФ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»21.

Таким образом, вопросы приобретения гражданства Российской Федерации урегулированы и закреплены в основных нормативно-правовых актах, регламентирующих правовое регулирование отношений  в сфере гражданства РФ.

 

2.2 Приобретение  гражданства Российской Федерации

в результате восстановления в гражданстве.

С учетом практики осуществления предшествующего Закона и международного опыта в законопроекте регулирования гражданских вопросов процесс восстановления уравнен к процессу приобретения гражданства, согласно статье  15 ФЗ № 62. При этом соблюдены все нормы, установленные частью 1 статьи 13 Федерального закона, кроме срока их проживания в пределах Российской Федерации, который уменьшен до трех лет.

Статьей 16 Федерального закона конкретизирован и существенно преобразован и расширен  список оснований не принятия заявлений о приобретении гражданства.

Главным образом это сопряжено с недопущением приобретения гражданства РФ нежелательными лицами, в том числе и криминальными, охраной государственных интересов России.

Этой статьей Федерального закона регламентировано, что не принимаются заявления о приеме в гражданство РФ и в восстановлении в гражданстве РФ, поданные лицами, которые:

1) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

2) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

3) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

4) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

6) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

7) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания)22.

Из вышеперечисленного следует, что процесс восстановления в гражданстве Российской Федерации приравнен в законопроекте к приобретению гражданства.

 

2.3 Приобретение  гражданства Российской Федерации  по иным основаниям, предусмотренным  указанным Федеральным законом  или международным договором РФ.

К другим основаниям приобретения гражданства Российской Федерации, закрепленным Федеральным законом, следует причислить выбор гражданства при изменении Государственной границы РФ. Согласно международному договору РФ лица, которые проживают в пределах государственной границы, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и период, которые предусмотрены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Основания приобретения гражданства Российской Федерации также закреплены в главе V Федерального закона «Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц»23.

В части 1 статьи 24 данного Закона утверждено, что ребенок получает российское гражданство, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации. Также утвержден следующий порядок приобретения гражданства РФ ребенком при приобретении гражданства РФ одним из его родителей.

Если один из родителей, имеющих иное гражданство, получает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации (ч. 1 ст. 25).

Если один из родителей, имеющих иное гражданство, получает гражданство Российской Федерации, их ребенок, который проживает за пределами территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей (ч. 2 ст. 25).

Если один из родителей, имеющий другое гражданство, получает российское гражданство, а другой является лицом, не имеющим гражданства РФ, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя (ч. 3 ст. 25).

Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей (ч. 4 ст. 25).24.

В 26 статье того же Федерального закона преведены основания приобретения гражданства Российской Федерации детьми при усыновлении (удочерении).

Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином РФ, либо супругами, которые являются гражданами РФ, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой – лицом, не имеющим гражданства, получает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) никак независимо от места проживания ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации (ч. 2 ст. 26).

Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является российским гражданином, а другой имеет другое гражданство, может приобрести гражданство Российской государства в более простом порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка (ч. 3 ст. 26). В этом случае при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок получает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают в пределах государственной границы Российской Федерации (ч. 4 ст. 26).25.

Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя (ч. 1 ст. 27).

Итак, во второй главе данного исследования были рассмотрены условия приобретения гражданства Российского государства.

Соответственно, следующая глава полностью раскрывает условия утраты российского гражданства.

 

 

Глава 3. Прекращение гражданства Российской Федерации.

 

3.1 Основания прекращения гражданства

Российской Федерации.

Утрата Гражданства Российской Федерации может быть по различным причинам. В главе III действующего законодательства о гражданстве установлены:

  1. выход из гражданства;
  2. основания отрицательного решения в выходе из гражданства РФ;
  3. оптация при изменении государственной принадлежности территории и другим основаниям, предусмотренным международными договорами России.

Выход из гражданства Российского государства самое главное основание его утраты. Так же в Конституции РФ, согласно статье 6 установлено право на изменение гражданства26.

Законопроект о гражданстве устанавливает две формы выхода из него: по заявлению гражданина Российской Федерации и в ходе регистрации.

Решение о выходе из гражданства по ходатайству гражданина Российской Федерации принимается Президентом РФ. А вот во втором случае – завершение  гражданской взаимосвязи РФ и отдельной личности фиксируется соответствующими органами внутренних дел. В таком упрощенном порядке ходатайствовать о планировании выйти из российского гражданства может лицо, хотя бы один из родителей которого, супруг или ребенок имеют гражданство другой страны, или если лицо уехало на постоянное жительство в иное государство в установленном законом порядке, при отсутствии препятствий, определенных Законом.

Действующее законодательство также установило две группы оснований, препятствующих выходу из гражданства: при наличии одних в выходе из гражданства следует отказ; других – вообще элиминируют возможность выхода (ст. 23).

Первая группа оснований включает в себя наличие у гражданина РФ имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации либо невыполненных обязательств перед страной, которые вытекают из оснований, определенных в законе Российской Федерации.

Вторая группа оснований исключает возможность выхода из гражданства. Выход не разрешается:

а) после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

б) если гражданин, заявляющий о выходе из гражданства, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или в отношении него существует вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Существенным поводом для прекращения гражданства является также отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации (ст. 24)27.

Причина этого основания - получение гражданства на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов.

 

3.2 Порядок изменения  гражданства детей.

Отдельную главу законодательство о гражданстве отводит регулированию гражданства детей при модифицировании гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, наиболее всесторонне принимая во внимание интересы ребенка в разных возможных жизненных ситуациях. Исходным положением при этом является стремление предоставить абсолютно идентичное гражданство всех членов семьи, учитывая желание детей, в соответствующем возрасте сделать осознанный выбор, устранить положение безгражданства детей, и по возможности сберечь российское гражданство детей в их интересах28.

В статье  25 содержатся общие положения о том, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей; гражданство детей в возрасте от 14 лет до 18 лет изменяется при наличии их письменного согласия; гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей. Эти положения относятся ко всем ситуациям, когда необходимо решить вопрос о гражданстве ребенка при изменении гражданства родителей, опекунстве, усыновлении.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство РФ, то при соблюдении вышеуказанных положений соответственно и меняется гражданство детей. В случае если один из родителей приобретает гражданство РФ, то ребенку дается российское гражданство по заявлению этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. Если утрачивается гражданство РФ только у одного родителя, то за ребенком все равно сохраняется гражданство. По заявлению данного родителя и при письменном согласии другого гражданство РФ ребенка прекращается, но только если он не останется лицом без гражданства.

Законом также  установлено то, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.

Споры между родителями, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

 

 

3.3 Правовой статус  беженцев и вынужденных переселенцев

в Российской Федерации.

Распад Советского союза привел к тому, что достаточно большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, которые входили в состав ранее существовавшего государства и являлись союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно больших объемах началось переселение русскоязычного населения в Россию29.

Информация о работе Гражданство РФ