Законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг. и ее роль в укреплении государственной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 11:30, контрольная работа

Краткое описание

Неоднократно учреждение выборных законодательных или, по крайней мере, законосовещательных учреждений входило и в намерения правительства. О введении конституции всерьез думал Александр I, но в итоге отказался от этого намерения. Некоторое время (в 1883 г.) подумывал о созыве законосовещательного земского собора и Александр III, но вскоре перешел к политике контрреформ и консервации самодержавия. Его наследник Николай II в одной из первых своих публичных речей назвал конституционные надежды земской оппозиции «бессмысленными мечтаниями». Высшая бюрократия, большая часть чиновничества, а также в консервативно настроенная часть общества была убеждена в необходимости самодержавия для России. Вступая на престол, российские монархи давали присягу в сохранении незыблемости самодержавной власти, которую они должны были передать своим наследникам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..…. 2
I.​ Причины и предпосылки появления Государственной Думы в России…………......3
1.1 Причины и предпосылки (возможности) создания Государственной Думы
1.2 Основные этапы создания Государственной думы (Будыгинская Государственная Дума)
II. Первая Государственная Дума (1906 г)………………………………………….……7
III. Вторая Государственная Дума (1907 г)………………………………………….……9
IV. Третья Государственная Дума (1907-1912 г)………………………………..……….11
V. Четвертая Государственная Дума (1912-1917 г)………………………………….…..13
VI. Прекращение деятельности Государственной Думы………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………………………19
Источники и литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый реферат по истории.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Юридический Факультет

Кафедра Истории Государства и Права

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «История Государства и  Права»

 

На тему: «Законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг. и ее роль в укреплении государственной безопасности»

 

 

 

 

 

Направление подготовки / Специальность: Правовое обеспечение национальной безопасности.

Выполнила: студентка группы ПСк-311

Лысова Юлия Васильевна

Научный руководитель:

Чернышова Анна Владимировна

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2013г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..…. 2

I.​ Причины и предпосылки появления Государственной Думы в России…………......3

1.1 Причины и предпосылки  (возможности) создания Государственной  Думы

1.2 Основные этапы создания  Государственной думы (Будыгинская Государственная Дума)

II. Первая Государственная Дума (1906 г)………………………………………….……7

III. Вторая Государственная Дума (1907 г)………………………………………….……9

IV. Третья Государственная Дума (1907-1912 г)………………………………..……….11

V. Четвертая Государственная Дума (1912-1917 г)………………………………….…..13

VI. Прекращение деятельности Государственной Думы………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………………………19

Источники и литература.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Введение

До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган.

Неоднократно учреждение выборных законодательных или, по крайней  мере, законосовещательных учреждений входило и в намерения правительства. О введении конституции всерьез  думал Александр I, но в итоге отказался от этого намерения. Некоторое время (в 1883 г.) подумывал о созыве законосовещательного земского собора и Александр III, но вскоре перешел к политике контрреформ и консервации самодержавия. Его наследник Николай II в одной из первых своих публичных речей назвал конституционные надежды земской оппозиции «бессмысленными мечтаниями». Высшая бюрократия, большая часть чиновничества, а также в консервативно настроенная часть общества была убеждена в необходимости самодержавия для России. Вступая на престол, российские монархи давали присягу в сохранении незыблемости самодержавной власти, которую они должны были передать своим наследникам.

Только революционные  события 1905 г. и тяжелые поражения  в ходе Русско-японской войны заставили  Николая II и государственных деятелей вступить на путь коренных преобразований государственного строя.

Толчком к началу массовых выступлений под политическими  лозунгами стало «Кровавое воскресенье» — расстрел императорскими войсками в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих во главе со священником Георгием Гапоном 9 (22) января 1905. Промышленный спад, расстройство денежного обращения, неурожай и огромный государственный долг, выросший со времен Русско-Турецкой войны, влекли обострение необходимости реформирования деятельности и органов власти. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии.

Итогом выступлений  стала дарованная монархом народу конституция — Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Был учреждён Парламент, состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы. Государственная Дума и Государственный Совет имели равные законодательные права. На рассмотрение императора представлялись только законопроекты, одобренные обеими палатами парламента.

 

 

 

      I. Причины и предпосылки появления Государственной Думы в России.

 

Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., которая раскрыла все недостатки бюрократического управления. Май 1905 г. был ознаменован непрекращающейся волной забастовок в 200 городах России, которая усилилась после цусимской катастрофы и превратилась в июне в широкомасштабную стачку в Иваново-Вознесенском промышленном районе. Участники развернувшейся в том же месяце петиционной кампании выступали за немедленное проведение государственных преобразований. Политически активные слои общества признавали уже недостаточными совещательные права будущего народного представительства — требование законодательных прав получило самое широкое распространение. Наиболее часто звучали призывы о том, что до созыва народного представительства всему населению необходимо предоставить политические и гражданские прав, а также о том, чтобы провести выборы на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

Принято считать, что начало процессу становления парламентаризма в  России было положено 18 февраля 1905 г., когда  царь подписал рескрипт (распоряжение) на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина (министра внутренних дел, выступившего автором большинства рассмотренных выше нормативных положений) , где выражалось намерение «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей» к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений. Одновременно был обнародован царский манифест «О призыве властей и населения к содействию самодержавной власти в одолении врага внешнего и искоренению крамолы и противодействии смуте внутренней».

А.Г.Булыгину поручалось возглавить комиссию по подготовке соответствующего законодательства. В мае Совещание завершило работу и сформулировало концептуальные основы будущих выборных правил и процедур. Главный принцип, проведенный данным совещанием - необходимость создания выборного представительного органа, постоянной палаты, в которой будут заседать депутаты, избранные населением. На следующем этапе бюрократического рассмотрения законопроекта он был скорректирован Советом министров. Здесь обсуждение проходило под председательством Д. М. Сольского. Следующей инстанцией изучения законопроекта должен был стать Государственный совет, но по инициативе графа Сольского для окончательного обсуждения проекта нового учреждения, названного в Совете Министров «Государственная дума», с 19 по 26 июля 1905 г. в Петергофе заседало Особое совещание под председательством Николая II.

На Совещании обсуждался ряд  спорных вопросов, связанных с  учреждением российского парламента. Правящая элита стремилась ввести такой  способ голосования, чтобы обеспечить преобладание в Думе депутатов, стоящих на консервативных, проправительственных позициях, то есть - сословную избирательную систему. В качестве электоральной базы монархии рассматривалось крестьянство и дворянство. Другая часть участников Совещания высказывалась за более широкую, всесословную систему представительства, хотя и ограниченную различными цензами.

В рескрипте 18 февраля 1905 года император  Николай II выразил обещание "отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения  людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений".

Николай II под давлением либерального крыла правительства преимущественно  в лице премьер-министра С.Ю.Витте  решил не накалять обстановку в России, дав подданным понять в августе 1905 о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо сказано в манифесте 6 августа: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов».

Однако, выработанное комиссией под  председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян.

Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.

17 октября 1905 года появился манифест "Об усовершенствовании государственного  порядка", в котором были намечены  основы новой конституционной  формы управления Россией:

1) населению дарованы незыблемые  основы гражданской свободы на  началах действительной неприкосновенности  личности, свободы совести, слова,  собраний и союзов;

2) установлено как незыблемое  правило, чтобы никакой закон  не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы;

3) обещано привлечь теперь же  по мере возможности к участию  в выборах в Государственную  думу те классы, которые лишены  были вовсе избирательных прав.

В развитие начал манифеста 17 октября  были изданы 11 декабря 1905 года дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим.

Как известно из манифеста, первоначально  предполагался только законосовещательный  характер нового органа. 23 апреля 1906 года Николай II утвердил «Свод основных государственных законов», который Дума вообще могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах, в частности, предусматривался целый ряд ограничений деятельности российского парламента.

Главным из них было то. что вся исполнительная власть в стране подчинялась только царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение.

Более того, в «Свод основных государственных  законов» был внесен специальный  параграф 87, который разрешал царю в  перерывах между сессиями Думы издавать новые законы от своего имени. В дальнейшем Николай II использовал этот параграф для того, чтобы распустить Думу на один день и именно в этот день провести закон, который Дума наверняка не приняла бы.

Государственная Дума создавалась  как самостоятельный орган государственной  власти. Однако Монарх сохранял по отношению  к ней полномочия, которые позволяли ему во многом контролировать деятельность такого представительного учреждения: он имел право распускать Думу до истечения пятилетнего срока, определять продолжительность ее ежегодных занятий и сроки их перерыва в течение года, за ним «всецело» сохранялась и «забота» о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной Думы. 
Для Думы положение осложнялось тем, что единственными критериями применения указанных полномочий служили лишь «собственное усмотрение» Монарха, а также положение Манифеста — «когда жизнь сама укажет необходимость изменений». С большей долей вероятности можно предположить, что перерывы заседаний Думы должны были соотноситься с аналогичными перерывами Государственного Совета, так как ее деятельность была непосредственно связана с Советом. В частности, это касалось летних перерывов собраний в Государственном Совете, но в Учреждении представительства данный вопрос не обсуждался. А что касается роспуска Думы до истечения пятилетнего срока или роспуска на неопределенный срок, то единственной гарантией от этого служило положение ст. 3 Учреждения, которое гласило, что новые выборы назначаются тем же Указом, каким Дума может быть распущена. К тому же Монарх имел право вмешиваться в ход заседаний представительного учреждения, назначая Думе определенный срок для заключения, когда «Императорскому Величеству благоугодно будет обратить внимание на медленность рассмотрения Государственной Думой внесенного в нее дела» (ст. 53 Учреждения Государственной Думы). 

 

 

                                    II. Первая Государственная Дума (1906 г)

Выборы в  Первую Государственную думу проходили  с 26 марта по 20 апреля 1906 г.

Выборы прошли в обстановке продолжающегося революционного подъема и высокой гражданской активности населения. Впервые в истории России появились легальные политические партии, стала проводиться открытая политическая агитация. Эти выборы принесли убедительную победу кадетам - Партии народной свободы, наиболее организованной и включившей в свой состав цвет российской интеллигенции. Крайне левые партии (большевики и эсеры) выборы бойкотировали. Часть крестьянских депутатов и радикально настроенных интеллигентов образовали в Думе «трудовую группу». Умеренные депутаты образовали фракцию «мирного обновления», но их было ненамного более 5% от общего состава Думы. Правые оказались в I Думе в меньшинстве.

Из 448 депутатов  Госдумы I созыва кадетов было 153, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп) — 63, октябристов — 13, трудовиков— 97, 105 беспартийных и 7 прочих.

Первое заседание  Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (в присутствии Николая II в Зимнем). Председателем Думы был практически единогласно избран С.А.Муромцев, профессор, видный юрист, представитель кадетской партии. Товарищами председателя — князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем — князь Д. И. Шаховской (кадет).

Основной деятельностью  депутатов Государственной Думы являлось обсуждение законов, представленных властью. Парламентская процедура (правила проведения обсуждений и принятия решений) должна была регламентироваться Наказом Государственной Думы. Думы первых двух созывов так и не приняли Наказа полностью: Первая Дума рассмотрела только три статьи Наказа, Вторая - четвертую и часть пятой (и эти статьи фактически исполнялись). Полностью Наказ был принят только Третьей Думой. За соблюдением процедурных норм следил Председатель.

Центральным вопросом Государственной думы был аграрный. Кадеты выдвинули идею "принудительного отчуждения" помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов ("проект 42-х"). Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель. Выступали за сохранение образцовых помещичьих хозяйств и отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду.

23 мая фракция  трудовиков (104 человека) предложила  свой законопроект, предусматривавший  образованию «общественного земельного  фонда», из которого предполагалось выделять землю в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, а также конфискацию земель у помещиков сверх «трудовой нормы» с выплатой последним установленного вознаграждения. Реализацию проекта предлагалось осуществить через выборные местные земельные комитеты.

Информация о работе Законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг. и ее роль в укреплении государственной безопасности