Законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг. и ее роль в укреплении государственной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 11:30, контрольная работа

Краткое описание

Неоднократно учреждение выборных законодательных или, по крайней мере, законосовещательных учреждений входило и в намерения правительства. О введении конституции всерьез думал Александр I, но в итоге отказался от этого намерения. Некоторое время (в 1883 г.) подумывал о созыве законосовещательного земского собора и Александр III, но вскоре перешел к политике контрреформ и консервации самодержавия. Его наследник Николай II в одной из первых своих публичных речей назвал конституционные надежды земской оппозиции «бессмысленными мечтаниями». Высшая бюрократия, большая часть чиновничества, а также в консервативно настроенная часть общества была убеждена в необходимости самодержавия для России. Вступая на престол, российские монархи давали присягу в сохранении незыблемости самодержавной власти, которую они должны были передать своим наследникам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..…. 2
I.​ Причины и предпосылки появления Государственной Думы в России…………......3
1.1 Причины и предпосылки (возможности) создания Государственной Думы
1.2 Основные этапы создания Государственной думы (Будыгинская Государственная Дума)
II. Первая Государственная Дума (1906 г)………………………………………….……7
III. Вторая Государственная Дума (1907 г)………………………………………….……9
IV. Третья Государственная Дума (1907-1912 г)………………………………..……….11
V. Четвертая Государственная Дума (1912-1917 г)………………………………….…..13
VI. Прекращение деятельности Государственной Думы………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………………………19
Источники и литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый реферат по истории.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Бюджет на 1914 год фактически был утверждён правительством и  опубликован не как закон, "одобренный Государственной думой и Государственным  советом" (обычная в таких случаях формула), а как документ, подписанный императором и составленный "согласно постановлениям Государственной думы и Государственного совета".

В 1913--1914 годах поддержало кадетские законопроекты о свободе  печати, собраний, союзов и др. Однако практического значения это не имело: законопроекты либо застревали в комиссиях, либо блокировались Государственным советом.

На чрезвычайной сессии 1914 года все фракции, кроме социал-демократов, проголосовали за военные кредиты. 3-я сессия была созвана для принятия бюджета.

Поражения русских войск  весной и осенью 1915 года вызвали  резкую критику правительственной  политики со стороны Государственной  думы.

С началом 4-й сессии (19 июля 1915 года) выступивший с декларацией  правительства И.Л. Горемыкин, вместо оценки политического положения (которого требовала Государственная дума), предложил Государственной думе обсудить 3 малозначительных законопроекта. Крайне правые поддержали правительство, однако другие фракции от кадетов до националистов выступили с критикой правительства, требуя создания кабинета, пользующегося "доверием страны" (т.е. Государственной думы).

Вокруг этого лозунга  объединилось большинство фракций  Государственной думы и часть  групп Государственного совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 августа 1915 года соглашения о создании "Прогрессивного блока", в состав которого вошли 236 депутатов Государственной думы ("прогрессивные националисты", группа центра, земцы-октябристы, октябристы, прогрессисты, кадеты) и 3 группы Государственного совета (академическая, центр и внепартийные). Вне блока остались правые и националисты; трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его.

Программа блока сводилась  к требованиям создания "правительства  доверия", частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены ряда ограничений в правах национальных меньшинств (прежде всего евреев), восстановлении деятельности профсоюзов и др.

Программа не могла  устроить правительство, и 3 сентября 1915 года Государственная дума была распущена  на каникулы, после выделенных правительством кредитов на войну.

На 5-й сессии Государственная дума пошла на прямой конфликт с правительством, отказавшись от "деловой работы", приступила к обсуждению общего положения в стране. "Прогрессивный блок" потребовал отставки Б.В. Штюрмера и А.Д. Протопопова, обвиняя их в симпатиях к Германии. 10 ноября 1916 года Штюрмер получил отставку.

Новый глава  правительства А.Ф. Трепов предложил Государственной думе несколько законопроектов, касавшихся просвещения и местного самоуправления. В ответ Дума выразила недоверие правительству (к ней присоединился Государственный совет). 16 декабря 1916 года Государственная дума вновь была распущена на каникулы.

В разное время  были выдвинуты основные законопроекты:

- Коренное преобразование  местного управления и самоуправления, изменение земской избирательной  системы с расширением круга  избирателей; распространение земского  самоуправления на Прибалтийские и Привислинские губернии, на Западную Сибирь.

- Законопроекты  по вопросам «...народного здравия,  общественного призрения, страховому, пожарному и дорожному... по борьбе  со стихийными бедствиями... санитарно-врачебный  по образцу западноевропейских государств, по оживлению церковных приходов».

- Законопроекты  по правовым нормам, обеспечивающим  осуществление полномочий власти  и неприкосновенность отдельных  лиц; по упорядочению паспортной  системы, упрощающей паспортные  оформления и облегчающей сношения с иностранными государствами; по новому уставу о печати, с заменой административных репрессий на судебный порядок расследования правонарушений в области печатного слова и изыскание таких гарантий, которые ограждали бы государственный и общественный порядок, равно как и честь и достоинство отдельных лиц.

- В области  гражданских прав: разработка гражданского  уложения, содержащего постановление  об обязательном праве, с распространением  его на всю территорию Империи.

- В деле народного  образования: обеспечение преподавательского состава церковно-приходских школ; пересмотр общего университетского устава и разработка устава средних учебных заведений; открытие политехнических институтов в Самаре и Екатеринбурге, высшего сельскохозяйственного заведения в Западной Сибири.

- Законопроекты  по поддержке народного труда  в конкуренции его на всемирном  рынке (при этом сельское хозяйство  и быт сельского населения  должны служить предметом особой  заботы законодательства); по улучшению  переселенческого дела и ограничению допуска иностранцев в дальневосточные владения России; по таможенным тарифам, с целью поддержки своей развивающейся промышленности; по всемерному содействию личной инициативе; в области хлебной торговли - по созданию сети элеваторов и зернохранилищ, для сохранения зерна и уменьшения колебаний сезонных закупочных цен на него; законопроекты по кредитам вообще и на сельскохозяйственные улучшения в частности.

- Законопроекты  по вопросам государственной  обороны и организации вооруженных  сил.

В целом в  Думу четвертого созыва было внесено (к 9 декабря 1916 года) 2625 законопроектов, но рассмотрено было лишь 1239.

 

 

 

                      VI. Прекращение деятельности Государственной Думы.

 

После событий 3 сентября 1915 года Государственная  дума была распущена на каникулы.

Думская оппозиция  заняла выжидательную позицию, рассчитывая  на компромисс с правительством. Члены  Государственной думы активно сотрудничали с правительством, принимая участие  в работе "особых совещаний".

9 февраля 1916 года возобновились занятия Государственной думы. Хотя правительственная декларация не отвечала требованиям "Прогрессивного блока", Государственная дума занялась обсуждением бюджета. И 16 февраля её снова отправляют на каникулы.

В день возобновления  заседаний, 14 февраля 1917 года, представители буржуазных партий с помощью меньшевиков и эсеров пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе. Однако демонстрации и забастовки рабочих Петрограда носили революционный характер.

Царским указом от 26 февраля 1917 года деятельность Государственной думы как официального органа государственной власти была временно приостановлена.

27 февраля 1917 года частным совещанием членов  Думы был создан Временный  комитет Государственной думы, который  в ночь на 28 февраля 1917 года принял решение "взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка".

В результате 2(15) марта в результате переговоров  с Исполкомом Петроградского совета (эсерами и меньшевиками) комитет  сформировал Временное правительство.

Временное правительство  не отменило распоряжение о временной  приостановке деятельности, но и не распустило Думу. С этого времени  она существовала как "частное  учреждение", причем депутаты продолжали получать государственное денежное содержание.

После создания Временного правительства роль Государственной  думы ограничивалась деятельностью  Временного комитета и проведением  частных совещаний членов Думы, на которых обсуждалась политическая обстановка в стране: финансовое положение, будущее Царства Польского, установление хлебной монополии, деятельности почт и телеграфов и т.д.

Наиболее активно "частные совещания" Думы действовали  при первом составе Временного правительства, когда они собирались четыре раза. Депутаты этих и последующих совещаний демонстрировали всяческую поддержку Временному правительству.

Самой значительной акцией в этом плане было "частное  совещание" бывших депутатов Государственной  думы всех четырех созывов, состоявшееся 27 апреля 1917 года. Участники совещания  говорили о необходимости установления в стране единовластия и оказания Временному правительству ("своей народной власти") - "возможного содействия", поскольку оно отвечает "тем идеалам, которые себе народ поставил"…

6 (19) октября  1917 года Государственная дума  четвертого созыва была распущена Временным правительством в связи с назначением выборов в Учредительное собрание на 12 ноября и началом избирательной кампании. Его, как известно, в январе 1918 года разогнали большевики при деятельном участии своих партнеров по правительственному блоку -- левых эсеров.

18 (31) декабря  1917 декретом СНК были упразднены  канцелярии Государственной думы  и Временного комитета.

Так в России закончилась эпоха «буржуазного»  парламентаризма.

 

 

 

 

                                               Заключение

Учреждение  Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления.

В XX в. законодательный  процесс в России существенно  изменился. Российскому государству  и раньше, во времена сословно-представительной монархии, было известно участие представительных органов в законодательстве. Однако два с половиной века абсолютной монархии исключили всякое участие населения в законотворчестве.

После насильственного  свержения царизма в России не осталось ни одного легитимного законодательного органа. Даже когда Государственная  Дума и Государственный Совет  не были еще упразднены, их законодательная деятельность уже фактически прекратилась.

Государственная Дума первого - четвертого созывов в 1906-1917 гг. не смогла значительно изменить природу существовавшего тогда  в России государственного устройства власти. Однако появились такие важные политические институты, как выборы, фракции, парламентская трибуна и гласность. Следующий этап становления российского парламентаризма относится к современному периоду в составе СССР с 20-х до 90-х гг. XX столетия.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  • Государственная Дума Российской империи 1906—1917: Энциклопедия / РОССПЭН; Ред. Иванов Б. Ю., Комзолова А. А., Ряховская И. С. — М.: РОССПЭН, 2008. — 735 с.
  • Государственная Дума и политические партии России, 1906–1917: Кат. выст. Гос. обществ.-полит. б-ка. М., 1994
  • Новиков Ю. Выборы в I–IV Государственные думы // Право и жизнь.1996, № 9
  • Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской Империи, 1906–1917: Ист.-прав. Очерк. М.: Кн. и бизнес, 1998
  • Козицкий Н.Е. Идеи автономизма в России в начале XX века // Государственное управление: история и современность: Междунар. науч. конф., 29–30 мая 1997 г. М., 1998
  • Гостев Р.Г. Государственная Дума Российской империи в борьбе за власть // Российская цивилизация: история и современность: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 1999.
  • Кошкидько В.Г. Личный состав Государственной Думы и Государственного Совета в первую сессию 1906 года // Проблемы политической истории России: Сб. ст. к 70-летию заслужен. проф. МГУ Кувшинова В.А. М., 2000
  • Кузьмина И.В. Профессиональный состав прогрессивного блока в IV Государственной Думе (по материалам РГИА) // Историки размышляют: Сб. ст. Вып. 2. М., 2000
  • Государственная Дума: К 95-летию I Гос. Думы. М.: Госдума РФ, 2001
  • I Государственная Дума: история создания и деятельность: Библиогр. указ. / Северо-Запад. акад. гос. службы. СПб.: Образование – культура, 2001
  • Историко-биографический сайт А. И. Шингарева. - URL: http://ibyu.narod.ru/swh.html
  • Алескеров Ф. Т., Кравченко А. С. Распределение влияния фракций в Государственный думах Российской империи (1906--1917). -- М.: ГУ ВШЭ, 2005. - С. 20.
  • Голубева Е.И. Представительное учреждение в системе государственного управления России (начало и конец ХХ в. Сравнительный анализ). - М.:Издательство Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 1995.- С. 112.
  • Ильин А.В., Хохлов Е.Б. Первый закон о выборах в государственную думу Российской Империи: опыт историко-правового анализа// Правоведение. - 2006. - № 1. - С. 4-30.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

МАНИФЕСТ  ОТ 6 АВГУСТА 1905 г. Об учреждении Государственной  Думы

(БУЛЫГИНСКОЙ)

[...] Объявляем  всем нашим верноподданным:

Государство Российское созидалось и крепло неразрывным  единением Царя с народом и  народа с Царем. Согласие и единение Царя и народа – великая нравственная сила, созидавшая Россию в течение веков, отстоявшая ее от всяких бед и напастей, и является доныне залогом ее единства, независимости и целости материального благосостояния и развития духовного в настоящем и будущем.

В Манифесте  Нашем, данном 26-го февраля 1903 г., призывали  Мы к тесному единению всех верных сынов Отечества для усовершенствования государственного порядка установлением  прочного строя в местной жизни. И тогда озабочивала нас мысль о согласовании выборных общественных учреждений с правительственными властями и об искоренении разлада между ними, столь пагубно отражающегося на правильном течении государственной жизни. О сем не переставали мыслить Самодержавные Цари, Наши Предшественники.

Ныне настало  время, следуя благим начинаниям Их, призвать выборных людей от всей земли Русской  к постоянному и деятельному  участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и разсмотрение росписи государственных доходов и расходов.

В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон  Российской Империи о существе Самодержавной  Власти, признали Мы за благо учредить Государственную Думу и утвердили Положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на все пространство Империи, с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, ее окраин.

О порядке участия  в Государственной Думе выборных от Великого Княжества Финляндского по вопросам общих для Империи  и сего края узаконений будет Нами указано особо.

Вместе с  сим повелели Мы Министру Внутренних Дел безотлагательно представить  Нам к утверждению правила о приведении в действие Положения о выборах в Государственную Думу, с таким разсчетом, чтобы члены от 50 губерний и области Войска Донского могли явиться в Думу не позднее половины января 1906 г.

Мы сохраняем  всецело за Собою заботу о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной Думы, и когда жизнь сама укажет необходимость тех изменений в ее учреждении, кои удовлетворяли бы вполне потребностям времени и благу государственному, не преминем дать по сему предмету соответственные в свое время указания.

Информация о работе Законодательная деятельность Государственной Думы в 1906-1917 гг. и ее роль в укреплении государственной безопасности