Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи данной работы
Цель данной работы попытаться выяснить конституционный статус Правительства РФ.
Задачами работы являются:
- определить состав и порядок формирования Правительства РФ
- разобраться в полномочиях Правительства РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1. Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти…………………………………………….5
2. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации……………………………………………………………6
2.1 Полномочия Правительства Российской Федерации………….9
2.2Организация деятельности Правительства Российской Федерации…………………………………………………………..18
3. Акты Правительства Российской Федерации…………………23
4. Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты…………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………..…39
Список литература…………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

Lyudin_kursovik.docx

— 60.82 Кб (Скачать файл)

Заместители Председателя Правительства  участвуют с правом решающего  голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации его  политики, участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства  и обеспечивают их исполнение; координируют в соответствии с распределением обязанностей работу министерств и  иных федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность; предварительно рассматривают  предложения и проекты постановлений  и распоряжений, внесенные в Правительство.

Федеральные министры участвуют с  правом решающего голоса в заседаниях Правительства; принимают участие  в подготовке постановлений и  распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение; принимают участие  в выработке и реализации политики Правительства и издаваемых им постановлений  и распоряжений; обладают установленными законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Правительство решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к компетенции Президента Российской Федерации, подотчетны Президенту.

Правительство Российской Федерации  - орган коллегиальный. Его заседания проводятся систематически, не реже одного раза в месяц.

Исключительно на заседаниях Правительства  принимаются решения о представлении  Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных  внебюджетных фондов; рассматриваются  проекты программ экономического и  социального развитии, связанных  с созданием свободных экономических  зон; устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых  применяется государственное регулирование  цен; устанавливаются объемы выпуска  государственных ценных бумаг; принимаются  решения о внесении законопроектов в Государственную Думу; рассматриваются  проекты программ приватизации федеральной  государственной собственности; рассматриваются  вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной  основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более  двух лет; рассматриваются вопросы  приобретения государством акций; рассматриваются  вопросы заключения подлежащих ратификации  международных договоров Российской Федерации; принимаются решения  о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; образуется Президиум Правительства  РФ; утверждаются положения о федеральных  министерствах и об иных федеральных  органах исполнительной власти; устанавливается  порядок создания и обеспечения  деятельности территориальных органов  федеральных органов исполнительной власти; утверждаются Регламент Правительства РФ и Положение об Аппарате Правительства РФ.9

На заседаниях Правительства Российской Федерации имеет право председательствовать Президент РФ. Члены Правительства  участвуют в его заседаниях лично. В случае невозможности участия  в заседании члены Правительства  информируют об этом Председателя Правительства.

Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства в соответствии с  федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством РФ.

Правительство Российской Федерации  в своей деятельности руководствуется  принципами верховенства Конституции  РФ, федеральных конституционных  законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности  и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Заседания Правительства носят  открытый характер. Однако Правительство  может рассматривать отдельные  вопросы и на закрытых заседаниях.

Подготовка и проведение заседаний  Правительства осуществляются в  соответствии с Регламентом Правительства1. Материалы к заседанию Правительства, ход их рассмотрения непосредственно на заседании и принятое протокольное решение относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства Российской Федерации, если иное не определено федеральными законами.

Правительство информирует граждан  через средства массовой информации о рассмотренных на заседании  Правительства вопросах и о принятых решениях.

Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению

Заседания Президиума Правительства  проводятся по мере необходимости. Решения  Президиума Правительства принимаются  большинством голосов от общего числа  членов Президиума и не должны противоречить  актам, принятым на заседаниях Правительства.

Правительство РФ вправе отменить любое  решение Президиума.

Правительство Российской Федерации  для содействия своей работе вправе создавать координационные и  совещательные органы-комиссии и советы. Комиссии являются координационными органами. Они образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти и решения определенных задач. Советы - совещательные органы, их цель - предварительное рассмотрение вопросов и подготовка по ним предложений рекомендательного характера.

По проблемам, имеющим межотраслевое  или межтерриториальное (межрегиональное) значение, создаются межведомственные комиссии и советы.

Названные комиссии и советы не являются органами исполнительной власти.

Расходы на содержание Правительства  РФ определяются в федеральном бюджете. В случае необходимости могут  быть образованы органы и учреждения при Правительстве, финансирование которых осуществляется в пределах ассигнований на содержание Правительства.10

Для обеспечения деятельности Правительства  РФ и организации контроля над выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образуется Аппарат Правительства РФ. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания.

Аппарат Правительства возглавляет  Руководитель Аппарата — заместитель  Председателя Правительства РФ или  федеральный министр.

Заместители Руководителя Аппарата Правительства, руководители основных структурных  подразделений Аппарата Правительства  назначаются на должность и освобождаются  от должности Правительством.

Финансирование расходов на содержание Аппарата Правительства производится в пределах расходов на содержание Правительства Российской Федерации.

Положение об Аппарате Правительства  утверждается Правительством1.

Полномочия Правительства Российской Федерации реализуются посредством его актов - постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ (ст. 115 Конституции). Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Акты Правительства Российской Федерации

Акты Правительства РФ, имеющие  нормативный характер, издаются в  форме постановлений. Акты по оперативным  и другим текущим вопросам, не имеющие  нормативного характера, издаются в  форме распоряжений.

Порядок принятия актов Правительства  устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.

Согласно Положению о подготовке проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ, утвержденному  постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г.1, проекты актов Правительства вносятся в Правительство его членами, руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти, главами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Поступающие в Правительство предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства направляются для предварительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти.

Проекты актов Правительства РФ вносятся в Правительство с приложением  пояснительной записки, содержащей обоснования и прогнозы ожидаемых  социально-экономических и иных последствий их реализации. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными  органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными  и другими организациями. Проекты  актов Правительства Российской Федерации нормативного характера  должны в обязательном порядке согласовываться  с Министерством юстиции РФ.

При внесении в Правительство предложений, требующих принятия закона Российской Федерации или решения Президента Российской Федерации, одновременно с  предложением представляются проекты  соответствующих актов и необходимые  документы к ним.

Постановления и распоряжения Правительства  подписываются Председателем Правительства  РФ.11

Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства определяется Президентом Российской Федерации. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования  и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации и нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти", акты Правительства  подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или  отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную  тайну, или сведения конфиденциального  характера.

Акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию  в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение 10 дней после дня их подписания. Официальным опубликованием актов Правительства считается  публикация их текстов в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Официальными являются также тексты актов Правительства, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром  правовой информации "Система".

Акты Правительства могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего  сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным  лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

Контроль над правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства осуществляет Аппарат Правительства.

Постановления Правительства, за исключением  постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при  необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

         Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Постановления и распоряжения Правительства  в случае их противоречия Конституции  РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Правительство Российской Федерации  вправе принимать обращения, заявления  и иные акты, не имеющие правового  характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты

Проводимая в стране административная реформа, направленная на прекращение  избыточного государственного регулирования  и создание благоприятных условий  для реализации субъектами предпринимательства  своих прав и интересов, вышла  на важный и ответственный этап: определена новая система и структура  федеральных органов исполнительной власти. Оптимизирована структура Правительства  Российской Федерации, изменено предназначение министерств и иных ведомств. Все  это должно отразиться и на роли Правительства Российской Федерации  в системе исполнительной власти и в целом в системе государственной  власти. Проведение административной реформы настоятельно требует изменения  значительного числа действующих  федеральных законов, и именно Правительство  России должно сыграть в этом основную роль.

Участие Правительства Российской Федерации в законотворчестве является одним из приоритетных направлений  деятельности этого органа государственной  власти. Это объективно вытекает из конституционного статуса Правительства, уполномоченного при осуществлении  исполнительной власти решать важнейшие  вопросы управления страной. Современная  роль Правительства России характеризуется  тем, что этот государственный орган, реализуя конституционные полномочия в законотворческой деятельности, конкретизирует и воплощает их на практике как  самостоятельно, так и совместно  с другими субъектами, наделенными  такими полномочиями. Самостоятельная  деятельность Правительства обусловлена  его положением как органа, представляющего  особую ветвь государственной власти (исполнительную власть). Координация  его деятельности с другими субъектами законодательной инициативы обеспечивает всесторонний подход к содержанию законопроектов, соблюдению должной процедуры.

Среди форм участия Правительства  России в законотворческом процессе можно выделить стандартную, когда  полномочиями совершить то или иное действие обладают несколько субъектов (например, реализация Правительством права законодательной инициативы в соответствии с ч.1 ст.104 Конституции Российской Федерации), а также исключительную, когда соответствующие полномочия возложены только на Правительство. Так, в соответствии с ч.3 ст.104 Конституции Правительство дает заключения по законопроектам, которые вносятся в Государственную Думу другими субъектами права законодательной инициативы.

Информация о работе Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты