Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 23:57, курсовая работа
Цель и задачи данной работы
Цель данной работы попытаться выяснить конституционный статус Правительства РФ.
Задачами работы являются:
- определить состав и порядок формирования Правительства РФ
- разобраться в полномочиях Правительства РФ.
Введение…………………………………………………………3
1. Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти…………………………………………….5
2. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации……………………………………………………………6
2.1 Полномочия Правительства Российской Федерации………….9
2.2Организация деятельности Правительства Российской Федерации…………………………………………………………..18
3. Акты Правительства Российской Федерации…………………23
4. Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты…………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………..…39
Список литература…………………………………………….41
Социально-экономическая
Правительство России становится одним
из основных участников законотворческой
деятельности. Ему, естественно, должна
принадлежать ведущая роль и в
обеспечении научных основ
Правовую базу участия Правительства России в законотворческой деятельности составляют прежде всего нормы Конституции Российской Федерации. Положения Конституции предусматривают не только участие Правительства России в деятельности Федерального Собрания по созданию законов, но и позволяют ему активно воздействовать на законотворческий процесс как на "допарламентском" этапе, так и в ходе исполнения принятых законов, анализа их эффективности с целью возможных последующих корректировок содержания.
Правительство выступает, кроме того, в качестве составного звена законотворческой деятельности других субъектов законодательной инициативы. Конституция Российской Федерации (ч.3 ст.104) уполномочила его давать письменные заключения финансово-экономического характера по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и по другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Данное полномочие направлено на оказание серьезной помощи Федеральному Собранию в "отсечении" законопроектов, не обеспеченных финансовыми средствами.
Однако следует иметь в виду,
что для внесения законопроекта
необходим сам факт представления
заключения Правительства, а не его
содержание. Заметим, что в ряде стран
установлены более жесткие
В ст.75 Конституции Греции установлено,
что законопроекты, влекущие расходы
или уменьшающие доходы, не обсуждаются,
если они не сопровождаются специальным
докладом, указывающим средства для
покрытия дефицита, и если они не
подписаны соответствующим
На парламентских стадиях
Значительную часть достаточно
большого массива правовых актов, с
помощью которых регулируется законотворческий
процесс на федеральном уровне, составляют
решения Правительства
Правительство России своими решениями формулирует "идеологию" своей законопроектной деятельности. Так, в интересах достижения большей системности в законотворческом процессе 15 апреля 2000 г. было принято Постановление № 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации"1, а в августе 2001 г. Постановлением № 576 утвержден документ комплексного характера - "Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов"
Для более действенного участия Правительства Российской Федерации в законотворчестве создаются специальные механизмы. Одним из них является Комиссия по законопроектной деятельности, также созданная на основе соответствующего Постановления. Главной целью ее создания было обеспечение взаимодействия с палатами Федерального Собрания и совершенствования законопроектной деятельности Правительства.13
Разрабатывая Положение о
Правительство России организует исполнение законов, принимаемых парламентом (ст.4 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"). Известно, что эффективное осуществление законов связано с принятием подзаконных актов, обеспечивающих их действие и реализующих установленную законодательством компетенцию Правительства. Это особенно важно, поскольку до настоящего времени вопрос о реализации законодательства зачастую остается на втором плане. А ведь сам факт принятия федерального закона не является самодостаточным. Именно от его реализации зависит, будет ли достигнут ожидаемый результат. В целях организации более эффективного исполнения федеральных законов Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 11 ноября 2002 г. № 803 "О совершенствовании организации исполнения федеральных законов"1. Однако для полного решения названных выше вопросов необходимы планомерная работа и согласованные действия парламента и Правительства Российской Федерации - с тем чтобы одновременно с законом готовились проекты подзаконных актов, обеспечивающих его применение.
Конституционный принцип разделения
властей предполагает не только их
самостоятельность и
Усиление роли Правительства в законодательной деятельности является условием эффективного осуществления законодательных полномочий Федерального Собрания, что крайне важно для реализации одной из основных задач парламентаризма.
Результаты прошедших выборов
депутатов Государственной Думы
свидетельствуют о все большей
структурированности
Заслуживает внимания позиция ряда
ученых, согласно которой в основу
законопроектной и
Как представляется, большинство проектов
федеральных законов должно исходить
от Правительства Российской Федерации.
Практика, фактические отношения
сегодня зачастую "опережают"
федеральное законодательство. Правительство
Российской Федерации, обладая значительными
возможностями, способно отслеживать
такие процессы, своевременно готовить
изменения в действующее
Необходимо подчеркнуть
Анализ законопроектов, внесенных в Государственную Думу первого и второго созывов, показывает, что большинство их исходило не от Правительства России, а от других субъектов права законодательной инициативы. Между тем зарубежный опыт подсказывает совсем другие пропорции: большинство законопроектов исходит именно от высшего исполнительного органа власти государства. Такая практика, как уже отмечалось, характерна для большинства стран. В одной из работ по зарубежному парламентаризму приводились такие цифры: в 33-х из 69-ти государств правительства вносят от 90 до 100 процентов законопроектов, еще в 22-х - более 50 процентов законопроектов1. В Российской Федерации еще не так давно картина была совершенно иной. Бесспорными лидерами в законотворчестве в 1994-1998 гг. являлись депутаты Государственной Думы, которыми вносилось в среднем около половины всех законодательных инициатив. Правительство России вносило в среднем не больше 20 процентов законопроектов. Конечно же, такое его участие в законодательном процессе нельзя было считать достаточным. Отрадно, что в настоящее время эти пропорции изменяются в сторону все более активного участия Правительства в законотворческой деятельности.
Правительство России постепенно выходит
в лидеры по законодательным инициативам.
Это свидетельствует не только об
усилении его роли, но и о приближении
российского законотворческого
процесса к общемировой практике.
Зарубежный опыт показывает, что результативность
прохождения через парламент
правительственных
Информация о работе Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты