Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:02, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
рассмотреть основные принципы законотворческого процесса;
дать определение юридической технике;
определить признаки, характеризующие законы государства;
рассмотреть структуру закона;
проанализировать основные виды законов в Российской Федерации;
Введение 3
Глава 1.Понятие и стадии законотворчества 5
Основные принципы законотворческого процесса……………...5
Юридическая техника 14
Глава 2. Понятие и виды законов. Подзаконные нормативные акты 18
2.1 Признаки, характеризующие законы государства 18
2.2 Структура закона……………………………………………………20
2.3 Основные виды законов в Российской Федерации 21
Глава 3. Действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………..28
3.1 Пределы действия нормативно-правового акта во времени…..28
3.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве………..31
3.3 Действие юридических норм по кругу лиц ……………………….33
Заключение …35
Список литературы 37
Кафедра «Уголовно-правовых дисциплин»
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория государства и права»
Тема: «Законотворчество государства»
Выполнила:
Хабаровск
2007
Содержание
Введение 3
Глава 1.Понятие и стадии законотворчества 5
Глава 2. Понятие и виды законов. Подзаконные нормативные акты 18
2.1 Признаки, характеризующие законы государства 18
2.2 Структура закона……………………………………………………20
2.3 Основные виды законов в Российской Федерации 21
Глава 3. Действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………..28
3.1 Пределы действия нормативно-правового акта во времени…..28
3.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве………..31
3.3 Действие юридических норм по кругу лиц ……………………….33
Заключение …35
Список литературы 37
Введение
Формирование гражданского общества требует качественно нового уровня законности. Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей, то есть действенность права характеризуется понятием “законность”.
Можно сказать, что законность – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.
Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом.
Сущность законности заключается в неуклонном и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов, подзаконных актов, действующих на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.
Закон – в широком смысле, это все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила.
Законы составляют основу системы права государства.
Под законотворчеством следует понимать правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона, то есть нормативно-правового акта, который регулирует важнейшие общественные отношения.
Не имеет юридической силы закон,
при принятии которого не был соблюден
порядок его подписания и обнародования.
Законодательный процесс
Цель курсовой работы: проанализировать понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
рассмотреть основные принципы законотворческого процесса;
дать определение юридической технике;
определить признаки, характеризующие законы государства;
рассмотреть структуру закона;
проанализировать основные виды законов в Российской Федерации;
рассмотреть действие нормативно-правовых актов во времени;
рассмотреть действие нормативно-правовых актов в пространстве;
рассмотреть действие юридических норм по кругу лиц.
В работе использованы данные официальных документов, источников общетеоретического характера.
Особую помощь в рассмотрении вопроса оказали работы М. Б. Смоленского, М. И. Абдулаева, В. П. Шупленкова, С. В. Полениной.
При написании работы мною были использованы следующие методы: контент-анализ нормативно-правовых актов, конкретный исторический анализ.
Глава 1. Понятие и стадии законотворчества
Законотворчество – это
Законотворческая деятельность отличается
от других форм деятельности органов
государственной власти тем, что
здесь устанавливаются
Важнейшей задачей государства
в области законодательной
Законодательная деятельность занимает
важнейшее место в механизме
правового регулирования и
В юридической литературе законотворческую деятельность государства обычно называют правотворчеством, что, конечно, не соответствует природе права.[7]
Государство не творит право. Право рождается в рамках гражданского общества. Оно изначально формируется естественно, исторически независимо от деятельности законодателя.
Задача государства – признать реально существующие правовые отношения и закрепить их в правовых нормах. Сложная структура социальной жизни объективно обуславливает потребность в юридическом регулировании общественных отношений. Различные экономические, социально-политические и иные общественные интересы, которые вызывают потребность в общеобязательных правилах поведения, в конечном счете, находят свое выражение в законодательных актах органов государственной власти.[8]
Широко распространенный термин “правотворчество” связан с господствовавшим в отечественной юриспруденции позитивистским подходом в правопонимании, с отождествлением понятий “право” и “закон”. От такой практики следует отказаться, так как это не дает возможности правильно трактовать социальную природу этих категорий и показать их место в механизме правового регулирования общественных отношений.[8]
В законотворческой (нормотворческой) деятельности законодатель должен основываться на определенных общих принципах – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает качество и эффективность всей системы права. Основными принципами законотворческого процесса выступают следующие исходные положения:
- во-первых, это научный характер
законотворчества и его связь
с правоприменительной
Во многом это зависит от высокого
профессионализма и компетентности
тех, кто занят разработкой и
научной экспертизой
Научная обоснованность принятия юридических норм особенно возрастает в наши дни, когда общественная жизнь выдвигает на передний план новые проблемы правового регулирования социальных отношений. Это также вопросы, связанные и с межнациональными конфликтами, и с религиозным экстремизмом, и с международным терроризмом и прочим.
При разработке новых нормативно-правовых
актов законодатель должен определить,
какие юридические нормы
“Научное обеспечение законотворчества, - отмечает С. В. Поленина, - требует активного влияния науки на процесс создания как законодательных актов, так и издаваемых на их основе подзаконных нормативных актов, конкретизирующих и развивающих положения закона. Не последнюю роль играет при этом уровень использованной при подготовке закона законодательной техники”.1
Законодательная деятельность государства
должна быть тесно связана с
- во-вторых, это принцип законности,
который предполагает строгий
учет иерархии правовых норм,
соблюдение процессуальных
Конституция Российской Федерации закрепляет принцип верховенства Конституции и законов Российской Федерации по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам. Подзаконные нормативные акты, принимаемые органами государства, должны соответствовать законам. Верховенство законов обеспечивает строгое соответствие всех норм права иерархической структуре системы права и их эффективную реализацию;
- в-третьих, принцип
Принцип демократизма предполагает непосредственное участие народа в законотворческой деятельности, а также учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов.
Народ участвует в законотворческом
процессе через своих представителей
(депутатов), а также через свои
общественные организации, которые
выступают с законодательной
инициативой. Конституция Российской
Федерации предусматривает
- в-четвертых, в процессе
Принцип системности также предполагает соответствие региональных законов федеральным законам, их согласованность и непротиворечивость, то есть единства всей системы законодательства страны.
Разработка законопроектов представляет собой сложный, многосторонний процесс, охватывающий изучение законодательства, практики его применения, общественных условий и потребностей, согласование проекта, редактирование его окончательного текста.
В ходе нормотворческой деятельности
необходимо соблюдать конституционно
установленную процедуру
1. законодательная инициатива;
2. обсуждение законопроекта;
3. принятие закона;
4. подписание и обнародование закона.
Под законодательной инициативой
понимается деятельность компетентных
органов государственной власти
и должностных лиц по внесению
в законодательный орган