Законотворчество государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
рассмотреть основные принципы законотворческого процесса;
дать определение юридической технике;
определить признаки, характеризующие законы государства;
рассмотреть структуру закона;
проанализировать основные виды законов в Российской Федерации;

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие и стадии законотворчества 5
Основные принципы законотворческого процесса……………...5
Юридическая техника 14
Глава 2. Понятие и виды законов. Подзаконные нормативные акты 18
2.1 Признаки, характеризующие законы государства 18
2.2 Структура закона……………………………………………………20
2.3 Основные виды законов в Российской Федерации 21
Глава 3. Действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………..28
3.1 Пределы действия нормативно-правового акта во времени…..28
3.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве………..31
3.3 Действие юридических норм по кругу лиц ……………………….33
Заключение …35
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

понятие и виды подзаконных НПА.docx

— 53.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Кафедра «Уголовно-правовых дисциплин»

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Теория государства и права»

 

 

Тема: «Законотворчество государства»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2007

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1.Понятие и стадии законотворчества 5

    1. Основные принципы законотворческого процесса……………...5
    2. Юридическая техника 14

Глава 2. Понятие и виды законов. Подзаконные нормативные акты 18

2.1 Признаки, характеризующие законы государства 18

2.2 Структура закона……………………………………………………20

2.3 Основные виды законов в Российской Федерации 21

Глава 3. Действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………..28

   3.1 Пределы действия нормативно-правового акта во времени…..28

    3.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве………..31

    3.3 Действие юридических норм по кругу лиц ……………………….33

Заключение …35

Список литературы 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Формирование гражданского общества требует качественно нового уровня законности. Законность – фундаментальная  категория всей юридической науки  и практики. Даже самый совершенный  закон жив только тогда, когда  он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение  людей, то есть действенность права  характеризуется понятием “законность”.

Можно сказать, что законность –  это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных  актов.

Законность выражает общий принцип  отношения общества к праву в  целом.

Сущность законности заключается  в неуклонном и точном, строгом  соблюдении, исполнении и применении законов, подзаконных актов, действующих  на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными  организациями.

Закон – в широком смысле, это  все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила.

Законы составляют основу системы  права государства.

Под законотворчеством следует  понимать правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона, то есть нормативно-правового  акта, который регулирует важнейшие  общественные отношения.

Не имеет юридической силы закон, при принятии которого не был соблюден порядок его подписания и обнародования. Законодательный процесс складывается из ряда стадий. Стадии законотворчества представляют собой последовательные и взаимосвязанные правотворческие  действия, из которых складывается процесс создания нормативных актов.

Цель курсовой работы: проанализировать понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.

Из поставленной цели вытекают следующие  задачи:

рассмотреть основные принципы законотворческого  процесса;

дать определение юридической  технике;

определить признаки, характеризующие  законы государства;

рассмотреть структуру закона;

проанализировать основные виды законов  в Российской Федерации;

рассмотреть действие нормативно-правовых актов во времени;

рассмотреть действие нормативно-правовых актов в пространстве;

рассмотреть действие юридических  норм по кругу лиц.

В работе использованы данные официальных  документов, источников общетеоретического характера.

Особую помощь в рассмотрении вопроса  оказали работы  М. Б. Смоленского, М. И. Абдулаева, В. П. Шупленкова, С. В. Полениной.

При написании работы мною были использованы следующие методы: контент-анализ нормативно-правовых актов, конкретный исторический анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и стадии законотворчества

 

    1. Основные принципы законотворческого процесса

 

Законотворчество – это деятельность компетентных органов государственной  власти, которая представляет собой  особую правовую форму осуществления  функций государства, состоящую  в принятии, изменении или отмене правовых норм.[7]

Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов  государственной власти тем, что  здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы  права получают свое закрепление  в официальных документах – нормативно – правовых актах.

Важнейшей задачей государства  в области законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным  и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности. Содержательный аспект законотворческой деятельности государства состоит в установлении возведении в ранг законодательных  актов принципов и норм права.

Законодательная деятельность занимает важнейшее место в механизме  правового регулирования и управления обществом. Культура и уровень законотворческого  процесса, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов  – это показатель цивилизованности общества и демократичности государства.

В юридической литературе законотворческую деятельность государства обычно называют правотворчеством, что, конечно, не соответствует  природе права.[7]

Государство не творит право. Право  рождается в рамках гражданского общества. Оно изначально формируется  естественно, исторически независимо от деятельности законодателя.

Задача государства – признать реально существующие правовые отношения  и закрепить их в правовых нормах. Сложная структура социальной жизни  объективно обуславливает потребность  в юридическом регулировании  общественных отношений. Различные  экономические, социально-политические и иные общественные интересы, которые  вызывают потребность в общеобязательных правилах поведения, в конечном счете, находят свое выражение в законодательных  актах органов государственной  власти.[8]

Широко распространенный термин “правотворчество” связан с господствовавшим в отечественной юриспруденции позитивистским подходом в правопонимании, с отождествлением понятий “право” и “закон”. От такой практики следует отказаться, так как это не дает возможности правильно трактовать социальную природу этих категорий и показать их место в механизме правового регулирования общественных отношений.[8]

В законотворческой (нормотворческой) деятельности законодатель должен основываться на определенных общих принципах  – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает качество и  эффективность всей системы права. Основными принципами законотворческого  процесса выступают следующие исходные положения:

- во-первых, это научный характер  законотворчества и его связь  с правоприменительной практикой.  Принцип научности выражается  в использовании достижений науки,  приемов и методов научного  анализа в законотворческом процессе. Органы законодательной власти  при разработке и принятии  юридических норм изучают объективные  потребности развития социальной  жизни, обосновывают необходимость и целесообразность правового регулирования существующих общественных отношений. Только в этом случае юридические нормы будут весьма эффективными в механизме правового регулирования. Научная обоснованность законотворческой деятельности – необходимое условие повышения качества принимаемых законов и предпосылка эффективности содержащихся в них норм.

Во многом это зависит от высокого профессионализма и компетентности тех, кто занят разработкой и  научной экспертизой законопроектов. Научная экспертиза принимаемых  законопроектов дает возможность выявить, насколько они отвечают предъявляемым  требованиям.

Научная обоснованность принятия юридических  норм особенно возрастает в наши дни, когда общественная жизнь выдвигает  на передний план новые проблемы правового  регулирования социальных отношений. Это также вопросы, связанные  и с межнациональными конфликтами, и с религиозным экстремизмом, и с международным терроризмом  и прочим.

При разработке новых нормативно-правовых актов законодатель должен определить, какие юридические нормы необходимы для новых условий и как  они будут действовать. А для  этого нужна четкая научно обоснованная политика в области законодательного процесса, которая могла бы своевременно выявить недостатки существующей нормативно-правовой базы, избежать просчетов в процессе дальнейшей законодательной деятельности. Необходима научно обоснованная концепция  развития законодательства во взаимосвязи  с экономическими, политическими  и социальными реформами.

“Научное обеспечение законотворчества, - отмечает С. В. Поленина, - требует активного влияния науки на процесс создания как законодательных актов, так и издаваемых на их основе подзаконных нормативных актов, конкретизирующих и развивающих положения закона. Не последнюю роль играет при этом уровень использованной при подготовке закона законодательной техники”.1

Законодательная деятельность государства  должна быть тесно связана с правоприменительной  практикой.[16] Именно она дает возможность судить о качестве и эффективности принятых нормативно-правовых актов, информирует о необходимости их изменения или отмены. Тем самым корректируется и совершенствуется работа законодательных органов;

- во-вторых, это принцип законности, который предполагает строгий  учет иерархии правовых норм, соблюдение процессуальных правил  принятия нормативно-правовых актов  правомочными на то органами  государственной власти.

Конституция Российской Федерации  закрепляет принцип верховенства Конституции  и законов Российской Федерации  по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам. Подзаконные нормативные  акты, принимаемые органами государства, должны соответствовать законам. Верховенство законов обеспечивает строгое соответствие всех норм права иерархической структуре  системы права и их эффективную  реализацию;

- в-третьих, принцип демократизма, который проявляется в демократической  процедуре разработки и принятия  нормативно-правовых актов представительными  органами государственной власти, а также в широком привлечении  граждан к законотворческой деятельности.

Принцип демократизма предполагает непосредственное участие народа в законотворческой деятельности, а также учет общественного  мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов.

Народ участвует в законотворческом процессе через своих представителей (депутатов), а также через свои общественные организации, которые  выступают с законодательной  инициативой. Конституция Российской Федерации предусматривает возможность  принятия наиболее важных законопроектов (Конституция государства и другие) путем непосредственного всенародного голосования – референдума2, что является наиболее ярким проявлением демократизма законотворчества. Законы, принятые путем референдума, имеют высшую юридическую силу;

- в-четвертых, в процессе законотворчества  должен соблюдаться принцип системности,  который предусматривает внутреннюю  логику построения права и  изложения всей системы юридических  норм, в том числе отраслей  и институтов права.

Принцип системности также предполагает соответствие региональных законов  федеральным законам, их согласованность  и непротиворечивость, то есть единства всей системы законодательства страны.

Разработка законопроектов представляет собой сложный, многосторонний процесс, охватывающий изучение законодательства, практики его применения, общественных условий и потребностей, согласование проекта, редактирование его окончательного текста.

В ходе нормотворческой деятельности необходимо соблюдать конституционно установленную процедуру подготовки и согласования законодательных  актов, их принятия и вступления в  силу. Процедура законодательной  деятельности представляет собой процесс, состоящий из следующих стадий:[10]

1. законодательная инициатива;

2. обсуждение законопроекта;

3. принятие закона;

4. подписание и обнародование  закона.

Под законодательной инициативой  понимается деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по внесению в законодательный орган предложения  об издании нормативно-правового  акта или же подготовленного законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной  инициативы.

Информация о работе Законотворчество государства