Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:02, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
рассмотреть основные принципы законотворческого процесса;
дать определение юридической технике;
определить признаки, характеризующие законы государства;
рассмотреть структуру закона;
проанализировать основные виды законов в Российской Федерации;
Введение 3
Глава 1.Понятие и стадии законотворчества 5
Основные принципы законотворческого процесса……………...5
Юридическая техника 14
Глава 2. Понятие и виды законов. Подзаконные нормативные акты 18
2.1 Признаки, характеризующие законы государства 18
2.2 Структура закона……………………………………………………20
2.3 Основные виды законов в Российской Федерации 21
Глава 3. Действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………..28
3.1 Пределы действия нормативно-правового акта во времени…..28
3.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве………..31
3.3 Действие юридических норм по кругу лиц ……………………….33
Заключение …35
Список литературы 37
Порядок опубликования и вступления
в силу нормативных актов органов
местного самоуправления определяется
уставом данной административно-
Весьма актуальной остается проблема
обеспечения соответствия нормативных
правовых актов, принимаемых органами
местного самоуправления, федеральному
законодательству и законодательству
субъекта в составе Российской Федерации.
Хотя органы местного самоуправления
не входят в систему органов
Глава 3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
3.1 Действие нормативно-правовых актов во времени
Нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.[17]
Правовые границы действия юридических норм устанавливаются либо путем непосредственного указания в законодательном акте, либо посредством общих установлений относительно времени действия, территории и круга лиц, на которых распространяются нормы права.
Установление пределов действия нормативных правовых актов имеет непосредственное значение в юридической практике для правильной реализации правовых норм.
Действие нормативных правовых актов во времени начинается с момента вступления их в силу. Установление момента вступления юридических норм в силу – важный элемент для процесса реализации права, поскольку вступление закона в силу означает, что с этого момента те субъекты права, кому адресованы правовые нормы, должны руководствоваться этими нормами, так как они становятся обязательными для исполнения всеми участниками правоотношений.
Российское законодательство12 устанавливает следующие способы вступления законодательных актов в силу.
Во-первых, нормативно-правовой акт вступает в силу со времени его опубликования. Так, нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу с момента их официального опубликования, если иное не установлено в самих актах.
Во-вторых, время вступления в силу
нормативно-правового
Например, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования в “Парламентской газете” “Российской газете” или “Собрании законодательства Российской Федерации”.
В-третьих, нормативно-правовые акты вступают в силу с того момента, когда это прямо указано в них самих.
Так, Семейный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 1996 года, что прямо указано в самом кодексе. В некоторых случаях срок введения в действие федерального закона указывается в специальном законе, утверждающем этот нормативно-правовой акт.
Так, Уголовный кодекс Российской Федерации введен в действие специальным Законом от 13 июня 1996 года “О введение в действие Уголовного кодекса Российской Федерации”, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) введен в действие Федеральным законом Российской Федерации “о введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” с 1 января 1995 года и так далее.
Пределы действия нормативно-правового акта во времени по общему правилу определяются с момента вступления его в силу и до момента прекращения его действия.
Действие законов и других нормативных актов прекращается: по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте; в результате прямого указания об отмене нормативно-правового акта в специальном решении компетентного органа; в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший акт.
Так, с принятием нового Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года утратил свое действие Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 года с последующими изменениями и дополнениями в период с 27 октября 1960 года до 1 января 1997 года.
Однако законодательная
Так, уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на тех лиц, которые совершили соответствующие деяния до вступления этого закона в силу. Данное правило подчеркивает гуманный характер российского уголовного законодательства по отношению к лицам, совершившим преступления до принятия нового уголовного закона.
В гражданском, семейном законодательстве
и других отраслях права, регулирующих
длящиеся отношения, по общему правилу
закон применяется к тем
Законом могут быть предусмотрены и случаи так называемой “ультраактивности старого закона”, то есть сохранения действия этого закона на отдельные правоотношения после его отмены. Например, ст. 4 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, закрепляет, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью первой Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку он не противоречат части первой Кодекса.
3.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве
Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает, что они имеют юридическую силу в пределах территории данного государства, то есть это связано с юрисдикцией государства.
Под территорией государства
Федеральные конституционные законы,
федеральные законы, указы Президента
Российской Федерации, действуют на
территориях этих субъектов, а нормативные
акты органов местного самоуправления
– в пределах соответствующих административно-
Экстерриториальное действие закона имеет место в тех случаях, когда законом признается возможность применения юридических норм данного государства к гражданам и организациям, находящимся за границей.
Так, форма и порядок совершения внешнеэкономических сделок определяются законодательством Российской Федерации независимо от места совершения сделок (ст. 162 ГК РФ). Уголовная ответственность российских граждан наступает по российским законам и в тех случаях, когда преступление совершено ими за границей и эти лица не были осуждены в иностранном государстве (ст. 12 УК РФ).
Внутри государства нормативно-
В связи с конституционным
3.3 Действие юридических норм по кругу лиц
Федеральные конституционные законы, федеральные законы распространяют свое действие в равной мере в отношении всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций.
В некоторых случаях закон прямо устанавливает круг лиц, на которых распространяется его действие. Так, одни юридические нормы действуют только в отношении граждан Российской Федерации, другие распространяются на должностных лиц (например, нормы Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за воинские и должностные преступления).
Из общего правила о распространении
закона на всех лиц сеть и исключения.
Так, иностранные граждане, пользующиеся
дипломатическим иммунитетом, не могут
быть привлечены к уголовной ответственности.
Ответственность этих лиц за совершенные
правонарушения разрешается дипломатическим
путем. Они также не могут быть
принудительно вызваны в суд
для дачи показаний. Неприкосновенность
дипломатических представителей иностранных
государств обусловлена необходимостью
обеспечения их свободы и независимости,
без которых немыслимо
Несмотря на то, что по российскому законодательству иностранцам и лицам без гражданства, наряду с гражданами, предоставляется широкий круг прав и свобод и на них возлагаются обязанности, в некоторых правоотношениях они не могут выступать носителями субъективных прав и исполнять юридические обязанности. Например, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, состоять на службе в Вооруженных Силах и органах внутренних дел. Однако Конституция Российской Федерации гарантирует им основные права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Заключение
Таким образом, изучив данную тему, проанализировав нормативные акты Российской Федерации, литературу ведущих правоведов можно сделать вывод о том, что важнейшим условием осуществления правовой реформы и совершенствования всей системы законодательства являются высокое качество принимаемых нормативных правовых актов и их эффективность в механизме правового регулирования общественных отношений. Качество и эффективность законодательных актов, в первую очередь, достигаются в ходе нормотворческой деятельности государства.
Нормативно-правовые акты – важнейшие источники права в Российской Федерации и играют исключительную роль в создании системы правовых норм, без участия которых не возникают другие источники права.
Посредством нормативно-правового акта государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества.
В Российской Федерации система нормативных актов включает в себя законы, указы, постановления, инструкции приказы и решения.
По юридической силе акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Конституция Российской Федерации – базовый правовой акт.
Для каждого государства количество
стадий законотворческого процесса
различно. Для Российской Федерации
характерны следующие стадии: законодательная
инициатива (внесение проекта на рассмотрение);
подготовка текста законопроекта; внесение
законопроекта в
Теоретическое значение данной работы заключается в раскрытии и изучении понятия и стадий законотворчества в Российской Федерации.
Практическое значение данной проблематики заключается в глубоком знакомстве и усвоении нормативной базы, литературы ведущих правоведов и юристов, законов, а также возможность практического применения нормативно-правовых актов в своей работе.
Список литературы