Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:02, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
рассмотреть основные принципы законотворческого процесса;
дать определение юридической технике;
определить признаки, характеризующие законы государства;
рассмотреть структуру закона;
проанализировать основные виды законов в Российской Федерации;
Введение 3
Глава 1.Понятие и стадии законотворчества 5
Основные принципы законотворческого процесса……………...5
Юридическая техника 14
Глава 2. Понятие и виды законов. Подзаконные нормативные акты 18
2.1 Признаки, характеризующие законы государства 18
2.2 Структура закона……………………………………………………20
2.3 Основные виды законов в Российской Федерации 21
Глава 3. Действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………..28
3.1 Пределы действия нормативно-правового акта во времени…..28
3.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве………..31
3.3 Действие юридических норм по кругу лиц ……………………….33
Заключение …35
Список литературы 37
Высшее место в иерархической структуре нормативных правовых актов государства занимают законы. Законы государства характеризуются следующими признаками:
- они создаются в процессе
законотворчества
- законы имеют высшую
- законы принимаются при
- законы регулируют наиболее значимые сферы общественной и государственной жизни. К ним относятся:
1) принципы организации и
2) основные права и обязанности граждан, способы их охраны и обеспечения;
3) вопросы уголовной
4) основные положения правового
статуса партий и других
5) федеральные налоги и сборы,
порядок формирования и
6) правовой статус средств
7) вопросы обороны и
8) международные отношения.
Итак, закон – это нормативно-
2.2 Структура закона
Закон имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы:[12]
- закон имеет название, указывающее
на предмет правового
- закон должен содержать
1) от го места в иерархической
структуре системы
2) от органа, в компетенцию которого
входит принятие
- каждый закон имеет номер
и дату его принятия, которые
помогают индивидуализировать
- закон имеет нормативно-
- закон должен быть подписан
соответствующим должностным
2.3 Основные виды законов в Российской Федерации
Основными видами законов в Российской Федерации являются:
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- законы субъектов Федерации.
Конституция – это основной закон
государства, который принимается
в особом порядке, имеет высшую юридическую
силу и прямое действие. Он принимается
референдумом или же Конституционным
Собранием. Конституционные нормы
обладают верховенством по отношению
к другим законодательным актам.
Это означает, во-первых, что нормы
всех иных правовых актов должны соответствовать
конституционным нормам и не противоречить
им. Во-вторых, что в случае расхождения
норм Конституции и норм иных нормативно-правовых
актов действуют
Правовое значение прямого действия
Конституции состоит в том, что
ее нормы непосредственно
Федеральные конституционные законы
– это такие законы, которые
вносят изменения и дополнения в
Конституцию, а также законы, которые
принимаются для регулирования
вопросов, прямо предусмотренных
Конституцией РФ (ч.1 ст. 108). Они занимают
особое место в российском законодательстве,
так как имеют высшую юридическую
силу и призваны обеспечить стабильность
Конституции, закрепляющей основы его
конституционного строя. В Конституции
указаны конкретные предметы ведения
России, подлежащие регулированию федеральными
конституционными законами. Путем издания
федеральных конституционных
Федеральные конституционные законы
имеют прямое действие (применяются
непосредственно всеми
Верховенство федеральных
Федеральные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Обязательное издание некоторых федеральных законов предусмотрено в самой Конституции. Это, например, законы о гражданстве Российской Федерации, об условиях и порядке пользования землей, о сведениях, составляющих государственную тайну, об альтернативной военной службе, о государственных займах, об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, о полномочиях, организации и порядке деятельности прокуратуры РФ и так далее.
Федеральные законы не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам и должны строго им соответствовать.
Федеральные законы, принятые в сфере ведения Российской Федерации, действуют непосредственно и подлежат применению на всей ее территории.
Законы субъектов Федерации принимаются представительными (законодательными) органами субъектов Федерации. Порядок и процедура принятия данных законов определяются конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а также регламентами представительных (законодательных) органов субъектов Федерации.
Для федеративной государственности непреложным является принцип, согласно которому законодательные акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать общефедеральным законам.
Недопустимым является тот факт,
когда в федеративном государстве
нормативные правовые акты составляющих
его субъектов находятся в
противоречии с федеральным
Подзаконный нормативно-правовой акт. В научной литературе подзаконный акт – это правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.10
К подзаконным нормативно-
Все подзаконные нормативные акты
издаются на основе Конституции Российской
Федерации и федеральных
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации как акты главы государства издаются по широкому кругу полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Указы Президента Российской Федерации являются нормативными правовыми актами, а распоряжения, как правило, - актами индивидуального характера, касающимися конкретных отношений либо определенных лиц.
Указы Президента Российской Федерации
не могут противоречить
Это означает, что нормативные акты Президента носят подзаконный характер. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 90 Конституции РФ), имеют прямое действие и приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.
Если нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, изданные по предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречат нормативным актам Президента Российской Федерации, то действуют акты Президента Российской Федерации.
Если же нормативные акты президента
Российской Федерации противоречат
нормативно-правовым актам субъектов
Российской Федерации, изданным по предметам
исключительного ведения
Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда самим нормативным актом установлен другой срок введения его в действие.11
Указы Президента Российской Федерации
наряду с федеральными конституционными
законами служат нормативной базой
для стабильного
Постановления Правительства Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов президента Российской Федерации и регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни.
Они обязательны для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации.
Акты правительства Российской Федерации носят подзаконный характер и не могут противоречить федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
В случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в “Российской газете” и в “Собрании законодательства Российской Федерации” в течение десяти дней после их подписания.
Нормативные акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней со дня их опубликования.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти обычно определяют порядок деятельности внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и работников учреждений и предприятий данного ведомства.
В некоторых случаях федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями. Они регулируют межотраслевые, межведомственные отношения. Эти акты обычно называют “надведомственными актами”. Например, нормативные правовые акты Министерства финансов, Министерства транспорта, Налоговой службы и ряда других органов. Помимо этих актов существуют так называемые “межведомственные акты”, которые регулируют межведомственные отношения, то есть отношения, связанные с деятельностью только этих ведомств.
Нормативные правовые акты органов
местного самоуправления по вопросам
их ведения обязательны для