Законотворчество государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
рассмотреть основные принципы законотворческого процесса;
дать определение юридической технике;
определить признаки, характеризующие законы государства;
рассмотреть структуру закона;
проанализировать основные виды законов в Российской Федерации;

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие и стадии законотворчества 5
Основные принципы законотворческого процесса……………...5
Юридическая техника 14
Глава 2. Понятие и виды законов. Подзаконные нормативные акты 18
2.1 Признаки, характеризующие законы государства 18
2.2 Структура закона……………………………………………………20
2.3 Основные виды законов в Российской Федерации 21
Глава 3. Действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………..28
3.1 Пределы действия нормативно-правового акта во времени…..28
3.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве………..31
3.3 Действие юридических норм по кругу лиц ……………………….33
Заключение …35
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

понятие и виды подзаконных НПА.docx

— 53.28 Кб (Скачать файл)

Право законодательной инициативы означает, что законопроекты и  законопредложениия, вносимые субъектами этого права, законодательный орган  обязан рассматривать независимо от того, будут они приняты или  нет. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен в Конституции РФ. Лишь они могут официально вносить  законопроекты на рассмотрение законодательного органа Российской Федерации.

В соответствии со ст. 104 Конституции  РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной  Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам  субъектов Российской Федерации.

Эти органы пользуются правом законодательной  инициативы в полном объеме, то есть они могут вносить законопроекты  и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению Российской Федерации и совместному ведению  Российской Федерации и ее субъектов.

 Право законодательной инициативы  принадлежит также Конституционному  Суду Российской Федерации, Верховному  Суду Российской Федерации и  Высшему Арбитражному Суду Российской  Федерации по вопросам их ведения.

Таким образом, Конституция РФ различает  две группы субъектов права законодательной  инициативы. Первую группу составляют субъекты, которые имеют право  законодательной инициативы в полном объеме, а вторую – субъекты, которые  пользуются правом законодательной  инициативы лишь по вопросам их ведения.

Перед внесением законопроекта  в законодательный орган проводится большая работа по его подготовке. Принимается решение о подготовке законодательного акта и разрабатывается  общая концепция будущего закона. Необходимо четко определить, имеется  ли в действительности проблема, требующая  принятия законодательного акта, и  каков при этом должен быть объем  правового регулирования. После  этого осуществляется подготовка проекта  нормативно-правового акта.

Согласно Регламенту Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации3 право законодательной инициативы осуществляется путем внесения в Государственную Думу:

а) проектов законов Российской Федерации  о поправках к Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов;

б) законопроектов о внесении изменений  и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании  этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства СССР;

в)   поправок к законопроектам.

Вносимый законопроект в соответствии с Регламентом должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к его  оформлению.

После регистрации этот законопроект передается для предварительного рассмотрения в один или несколько комитетов  согласно их предметной компетенции. Завершением стадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы.

Обсуждение законопроекта 4 - это весь процесс его рассмотрения законодательным органом, определяемый Конституцией Российской Федерации и Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

На этой стадии заслушиваются доклад о законопроекте, выступления депутатов, вносятся поправки в проект. После  предварительного рассмотрения законопроекта  в комитетах его выносят на рассмотрение Государственной Думы.

Процедура официального рассмотрения и принятия федеральных законов  осуществляется в трех чтениях, после  каждого из которых Государственная  Дума своим постановлением решает, принять или отклонить законопроект. Законопроект становится федеральным  законом после того как будет  принят Государственной Думой в  третьем чтении.

Термин “чтение” означает определенную стадию законодательной процедуры, то есть этап обсуждения законопроекта. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции и общепризнанным принципам и нормам международного права, рассматриваются его актуальность и практическая значимость, соответствие содержания законопроекта предмету регулирования соответствующих общественных отношений.

При втором чтении проводится обсуждение законопроекта с внесенными поправками и решается вопрос о принятии проекта  за основу.

В третьем чтении проводится только голосование законопроекта для  принятия его в качестве федерального закона.

Принятие законопроекта происходит путем голосования его в законодательном  органе. Закон считается принятым, когда он получает установленное  Конституцией большинство голосов  от общего числа депутатов. Законы Российской Федерации принимаются раздельным голосованием по палатам законодательного органа. Принятый Государственной Думой  федеральный закон в течение  пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом  Федерации федеральный закон  в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для  подписания и обнародования.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование  закона. Эта стадия определяет порядок  опубликования и вступления закона в силу. В соответствии с Конституцией принятый федеральный закон подписывает  Президент Российской Федерации  и обнародует его.

Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом  Российской Федерации и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении  десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием, согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 14 июня 1994 года “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”5, считается первая публикация полного текста федерального закона в “Российской газете” или “Собрании законодательства Российской Федерации”.

На территории Российской Федерации  применяются только те законы, которые  официально опубликованы, то есть пока закон не будет официально опубликован, он не может вступить в силу, а  следовательно, не может и применяться.

В ходе законотворческой деятельности принимаются нормативные акты как  единичного характера, так и систематизированные (кодифицированные) нормативные правовые акты. Наиболее развитым видом является кодифицированное нормотворчество, с  помощью которого закладываются  основы законодательной системы  страны (например, Гражданский, Уголовный, Семейный кодексы РФ и другие). Путем  издания единичных нормативных  актов вносятся дополнения и изменения  в кодифицированное законодательство. В ходе текущего нормотворчества  устраняются противоречия и пробелы  в действующем законодательстве.

 

    1. Юридическая техника

 

Действенность изданного закона во многом зависит от уровня законодательной  техники, от конкретности содержащихся в данном законодательном акте нормативных  предписаний. Эффективность юридических  норм как раз и зависит от качества принимаемых законодательных актов, что достигается с помощью  соответствующих правил и приемов  законодательной техники. Для того чтобы обеспечить внутреннюю гармонию и согласованность всей системы  законодательной деятельности, нужен  хорошо разработанный юридический  механизм, регламентирующий все стадии принятия законодательных решений. Без совершенного механизма законодательной  техники трудно обеспечить объективность  и устойчивость существующих законов, их социальную ценность.

Совокупность правил, методов и  средств, используемых при издании  и систематизации нормативных правовых актов в законотворческом процессе, называется юридической техникой.6

Уровень юридической техники свидетельствует  о юридической культуре и совершенстве нормотворческого процесса.

В современных условиях знание законодательных  процедур и приемов юридической  техники имеет очень большое  значение в нормотворческой и  правоприменительной деятельности. Это во многом связано с признанием прав и свобод человека и гражданина высшей социальной ценностью, с их реализацией  и обеспечением, признанием приоритета международного права над национальным законодательством, с новым подходом в правопонимании, связанным с  различием “права” и “закона”.

К основным приемам и средствам  юридической техники можно отнести: юридические конструкции и фикции, законодательные оговорки, отсылки  и примечания, правовые дефиниции  и понятия.

При издании юридических норм большое  значение имеют их правильная формулировка и изложение в тексте закона. Юридические  понятия и термины должны быть точными и ясными, чтобы не было двусмысленности и истинный смысл  не расходился с текстуальными формулировками.

Юридическая терминология представляет собой словесное обозначение  определенных понятий, используемых законодателем  при нормотворческой деятельности.

К средствам юридической техники  также относятся юридические  конструкции – построение норм права  по особому типу связей составляющих его элементов (например, состав преступления).  При издании кодифицированных нормативно-правовых актов выделяют Общую и Особенную  части. Первичным элементом структуры  текста закона является статья с подразделениями на пункты и части. Статьи объединяются в главы и разделы.

Законодательная техника используется на всех стадиях жизнедеятельности  закона: в процессе разработки первоначального  варианта законопроекта, в ходе его  обсуждения и рассмотрения, при оформлении и принятии закона, в процессе его  толкования и реализации.

Вся совокупность правовых норм, образующих систему права, требует  единства, согласованности и логической последовательности их изложения. А это возможно только  при наличии эффективно разработанного юридического механизма законотворческой техники, регламентирующей все стадии принятия нормативно-правовых актов. Поэтому  представляется целесообразным принятие специального закона о нормативных  правовых актах, который определил  бы единый порядок и необходимое  единообразие в работе органов, готовящих  и утверждающих законопроекты.[18]

Такой закон обеспечил бы самые  высокие требования к содержанию и обоснованности нормативно-правовых актов. Нормативное закрепление  в федеральном законе важнейших  аспектов нормотворческой процедуры, связанных с порядком подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования  нормативных правовых актов, позволит совершенствовать всю систему законодательной  деятельности государства.

В юридической науке и практике, помимо понятия “юридическая техника”, применяется также другое понятие – “юридическая технология”.

Юридическая технология понимается в  двух смыслах:

- во-первых, это основанный на  определенных принципах, планах  и прогнозах процесс подготовки, оформления и обнародования разнообразных  правовых решений (актов), в ходе  которого используются необходимые средства, приемы, способы и методы юридической деятельности.

- во-вторых, под юридической технологией  понимается наука, система знаний  о средствах, способах и методах  наиболее эффективной и планомерной  юридической практики.

Главная задача юридической технологии как науки – выявление экономических, политических, социальных, юридических  и других закономерностей с целью  определения и использования  наиболее качественных и эффективных  юридических действий и операций, требующих минимальных средств  и методов, временных, людских и  иных ресурсов в целом7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие и виды законов. Подзаконные нормативные акты

 

2.1 Признаки, характеризующие законы  государства

 

В современных условиях наиболее совершенными юридическими формами выражения  права, позволяющими достигнуть наиболее широких нормативных обобщений, являются нормативно-правовые акты. Среди  них важнейшее место занимают законы (конституционные, кодифицированные, текущие).[11]

Основными требованиями, предъявляемыми к законодательным актам, являются, во-первых, правильный выбор формы  закона (кодекс и другое) и возможный  круг регулируемых им отношений, во-вторых, отражение в нем конституционных  идей и принципов, в-третьих, единство и согласованность всей системы  законодательства.

Законы государства должны строго отвечать правовым принципам, предъявляемым  к ним конституцией. Поэтому и  принято говорить о правовом характере  закона, под которым понимается закон, соответствующий основным свойствам  права, признанным цивилизованными  народами. С этой точки зрения рассматривается  и принцип верховенства правового  закона как один из важнейших признаков  правовой государственности.

Информация о работе Законотворчество государства