Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 01:43, дипломная работа
Цель – изучение и анализ избирательной системы и избирательного права в Республике Беларусь. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- изучит принципы избирательного права;
- рассмотреть основные виды избирательных систем;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I Понятие, основные виды и принципы избирательного права и избирательных систем…………………………………………………………….9
1.1 Понятие и основные принципы избирательного права……………...9
1.2 Понятие и виды избирательных систем……………………………..11
Глава II Особенности избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь…………………………………………………………….22
2.1 Общая характеристика избирательного права и его основные принципы…………………………………………………………………………22
2.2 Правовая основа избирательной системы Республики Беларусь....25
Глава III Особенности избирательного процесса в Республике Беларусь. (На примере организации избирательных кампаний в Круглянском районе)……………………………………………………………………………36
3.1 Выборы Президента Республики Беларусь………………………....36
3.2 Организация и проведение выборов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики…………………………………52
3.3 Основные требования к организации и проведению выборов в местные Советы депутатов……………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Идеологическое обеспечение выборов сегодня в центре особого внимания. Это стало основной темой дня информирования. Многое говорится о предстоящих выборах и на полюбившихся уже сельчанам выездах агитпоезда, автоклуба и библиобуса. В помещении каждого избирательного участка развернуты красочно оформленные уголки избирателей. В организациях и на предприятиях готовятся к выходу тематические календари. Здесь все заинтересованные могут найти всю необходимую информацию по данной теме.
-- Большое внимание мы
уделяем работе с молодежью, --
подчеркнул Сергей
Претерпело изменения и законодательство по выборам. Избирательный кодекс пополнился важными поправками. Введены нормы «аккредитации наблюдателей», запрещено бойкотирование выборов, также нововведения затронули некоторые финансовые вопросы. Обо всем этом присутствующим рассказала начальник отдела организационно-кадровой работы райисполкома, председатель районной избирательной комиссии А.М.Макаревич. Более подробно остановилась она на том, как обстоят дела по подготовке к ответственному политическому мероприятию на Круглянщине:
- На данный момент созданы окружная, районная и 5 сельских избирательных комиссий. Все они выполняют возложенные на них обязанности. Определены и участки для голосования. Идет выдвижение кандидатов. В районной комиссии зарегистрировано 39 инициативных групп, а в сельских – 94.
Интересовало участников семинара и проведение досрочного голосования. Анна Михайловна разъяснила, что открыто оно будет за 5 дней до официальной даты выборов. Проголосовать заранее можно будет на всех участках, кроме того, который расположен в здании центральной районной больницы. Он примет избирателей только 23 марта [9, с. 35].
Также в ходе учебы идеологов рассматривался вопрос о работе РО РОО «Белая Русь». Перед собравшимися выступила лидер данной организации В.Э.Гапаева. Она акцентировала внимание на том, что члены «Белой Руси» всегда принимают активное участие в общественно-политической жизни района. И в избирательной кампании-2014 они не останутся в стороне.
Содержательным стало выступление и библиографа отдела обслуживания и информации центральной библиотечной системы М.М. Никитенко. Она представила обзор журнальной периодики, с которой можно ознакомиться в читальном зале. Все предложенные к вниманию издания тему выборов не обходят стороной и могут послужить хорошим информационным ориентиром для граждан.
И уже 20 января по данным комиссии, избирательными комиссиями аккредитовано 253 наблюдателя на выборах депутатов местных Советов Беларуси двадцать седьмого созыва.
Больше всего наблюдателей - 150 - на данный момент направили общественные объединения.
Как сообщалось, в Беларуси появился институт обязательной аккредитации для национальных наблюдателей.
Иностранных наблюдателей на местные выборы приглашать не планируется, поскольку международные обязательства Беларуси не предполагают такой обязанности.
И так, 11 февраля в Беларуси начался очередной этап избирательной кампании - регистрация кандидатов в депутаты. После проверки поступивших документов, в том числе подписных листов и деклараций о доходах, до 20 февраля включительно кандидаты будут зарегистрированы и смогут проводить агитационную работу.
Как стало известно из компетентных источников, в областной Совет депутатов на один мандат претендуют три человека. В районном Совете депутатов все 30 избирательных округов также альтернативные. Кандидатами в депутаты сельских Советов депутатов выдвинуто 117 человек на 63 избирательных округа (54 - альтернативные кандидатуры).
Гражданами путем сбора подписей было выдвинуто 133 человека, трудовыми коллективами - 43, политическими партиями (Коммунистической партией Беларуси) - 3 человека.
По данным
районной избирательной комиссии всего
выполнили свой конституционный и гражданский
долг 10098 человек - 90,5 процента избирателей
от общего числа внесенных в списки для
голосования.
Депутаты избраны практически
на всех избирательных округах (в сельские,
районный и областной Советы депутатов).
Надо отметить, что
многие граждане, у кого не получалось
по уважительным причинам посетить избирательный
участок в основной день выборов воспользовались
своим правом досрочного голосования.
В нашей стране уже
традиционно день выборов становится
поистине праздничным событием. В горпоселке
и сельских населенных пунктах в воскресенье,
23 марта, с самого утра люди, нарядно одетые,
в приподнятом настроении спешили на избирательные
участки. И даже совсем пожилые сельчане
не дожидались, чтобы к ним пожаловали
на дом члены комиссии, а сами посещали
места голосования. К слову, в райцентре
избирательных участков было 6, на селе
– 15. Слаженно поработали члены избирательных
комиссий. На высоте были все организации,
предприятия и службы, задействованные
в обслуживании избирателей.
В итоге подсчетов комиссией в Круглянском районе на сегодняшний день среди 111 депутатов, из которых 41,4% , а депутаты в возрасте до 30 лет составляет 4,5%.
В состав депутатов вошли работники промышленности, торговли, транспорта, строительства (8,1%), сельского хозяйства (30,6%), образования (14,4%), здравоохранения и социальной защиты (8,2%), военнослужащие и работники правоохранительных органов (8,1%), служащие государственных органов (14,4%), иных сфер деятельности (16,2%).
В Беларуси сформировалась практика работы депутатов местных Советов депутатов в избирательных округах в соответствии с Законом Республики Беларусь «О статусе депутата местного Совета депутатов»:
В законодательстве установлены определенные требования, предъявляемые к гражданам, которые намерены выдвигаться кандидатами в депутаты местных Советов депутатов:
1) гражданство Республики Беларусь;
2) достижение возраста 18 лет;
3) место жительства или место работы на территории местного Совета депутатов;
4) отсутствие судимости.
Кандидатами в депутаты местных Советов депутатов вправе выдвигаться граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь.
Депутатами местных Советов депутатов не могут быть председатели областных, Минского городского, районных, городских (кроме городов районного подчинения) исполнительных комитетов, а также судьи и прокуроры.
Депутат местного Совета депутатов не может быть одновременно депутатом Палаты представителей.
Гражданин может выдвигаться кандидатом в депутаты местного Совета депутатов по одному избирательному округу по выборам в местный Совет депутатов соответствующего территориального уровня.
Право выдвижения кандидатов в депутаты местных Советов депутатов принадлежит трем субъектам: политическим партиям, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей [8, с. 27].
Выдвижение кандидатов в депутаты местных Советов депутатов от политических партий осуществляется соответствующими организационными структурами, созданными в установленном порядке до назначения выборов.
Выдвижение кандидатов в депутаты областных, Минского городского, районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов от политических партий осуществляется соответственно руководящими органами областных, Минских городских, районных, городских организационных структур.
Выдвижение кандидатов в депутаты городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов депутатов от политических партий осуществляется соответственно руководящими органами районных, городских организационных структур. Кандидатов в депутаты городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов депутатов могут также выдвигать созданные на территории этих местных Советов депутатов первичные организации политических партий.
Политическая партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу по выборам в соответствующий местный Совет депутатов только одного кандидата в депутаты из числа членов этой политической партии.
Выдвижение кандидатов в депутаты местных Советов депутатов от трудовых коллективов осуществляется на собраниях избирателей в трудовых коллективах.
Выдвижение кандидатов в депутаты местных Советов депутатов путем сбора подписей избирателей осуществляется инициативными группами граждан в количестве от 3 до 10 человек. Регистрацию инициативных групп проводят соответствующие территориальные, окружные комиссии.
При выдвижении кандидатом в депутаты местного Совета депутатов путем сбора подписей инициативу должны поддержать избиратели, проживающие на территории избирательного округа, в количестве:
Лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты местного Совета депутатов, представляет в территориальную, окружную комиссию документы, необходимые для его регистрации кандидатом. Перечень этих документов содержится в Избирательном кодексе.
Территориальная, окружная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов в депутаты местных Советов депутатов требованиям избирательного законодательства и принимает решение о регистрации кандидатов в депутаты или решение об отказе в регистрации. Решение территориальной, окружной комиссии об отказе в регистрации кандидатом, равно как и решение об отказе в регистрации инициативной группы, может быть обжаловано в вышестоящую территориальную комиссию, а решение вышестоящей территориальной комиссии об отказе в регистрации кандидатом либо об отказе в регистрации инициативной группы – соответственно в областной, Минский городской, районный суд.
Порядок проведения предвыборной агитации подробно регламентирован в Избирательном кодексе. Агитация может проводиться в следующих формах: выпуск и распространение агитационных печатных материалов, проведение встреч с избирателями, в том числе массовых мероприятий.
Кандидат в депутаты областного, Минского городского, районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов имеет право на одно бесплатное выступление по местному государственному радиовещанию.
Кандидаты и их доверенные лица в целях осуществления предвыборной агитации могут проводить массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) в уведомительном порядке.
Государство берет на себя расходы по изготовлению общих плакатов с биографическими данными о кандидатах, баллотирующихся в одном избирательном округе, и информационных материалов о кандидатах, бесплатно предоставляет кандидатам помещения для встреч с избирателями.
Завершает избирательную кампанию по выборам депутатов местных Советов депутатов голосование и подсчет голосов избирателей.
Для обеспечения избирательных прав граждан, которые не будут иметь возможности в день выборов прибыть на участок для голосования, избирательным законодательством предусмотрено досрочное голосование, не ранее чем за пять дней до выборов, а также голосование по месту нахождения граждан (инвалидов, больных и др.).
В целях обеспечения открытости избирательного процесса в Избирательном кодексе предусмотрено, что при проведении всех видов голосования и при подсчете голосов вправе присутствовать наблюдатели, доверенные лица кандидатов, представители средств массовой информации. На участках для голосования при подсчете голосов могут присутствовать и кандидаты в депутаты местных Советов депутатов.
Местное самоуправление способствует развитию справедливого и социально ориентированного государства, является одной из основ демократии, способствует дальнейшему развитию гражданского общества, обеспечивает стабильность материальных и финансовых условий развития территорий.
Необходимо отметить, что, следуя опыту проведения выборов в местные органы управления в европейских странах, на предстоящих местных выборах отменен порог явки избирателей. Другими словами, выборы депутатов в местные Советы будут признаны состоявшимися при любой явке избирателей. Данное нововведение коснется только местных выборов и не затронет парламентские и президентские кампании. Избранным считается кандидат в депутаты местного Совета депутатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При проведении голосования по одной кандидатуре кандидат считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Будущее созидается сегодня. Возводятся здания новых предприятий и учреждений, современные жилые микрорайоны, прокладываются новые магистрали, реализуются масштабные инвестиционные проекты, молодое поколение претворяет в жизнь новые планы и проекты – не менее грандиозные, чем свершенные их предшественниками. Поэтому нельзя оставаться безучастным при выборе кандидатов в Советы депутатов. Это должны быть люди, обладающие глубокими знаниями и богатым практическим опытом работы, высокой гражданской ответственностью за благополучие каждого человека и положение дел в стране, способные откликаться на заботы и просьбы тех, чьи интересы они представляют, то есть народа.
Информация о работе Избирательная система и избирательное право в Республике Беларусь