Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 01:43, дипломная работа
Цель – изучение и анализ избирательной системы и избирательного права в Республике Беларусь. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- изучит принципы избирательного права;
- рассмотреть основные виды избирательных систем;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I Понятие, основные виды и принципы избирательного права и избирательных систем…………………………………………………………….9
1.1 Понятие и основные принципы избирательного права……………...9
1.2 Понятие и виды избирательных систем……………………………..11
Глава II Особенности избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь…………………………………………………………….22
2.1 Общая характеристика избирательного права и его основные принципы…………………………………………………………………………22
2.2 Правовая основа избирательной системы Республики Беларусь....25
Глава III Особенности избирательного процесса в Республике Беларусь. (На примере организации избирательных кампаний в Круглянском районе)……………………………………………………………………………36
3.1 Выборы Президента Республики Беларусь………………………....36
3.2 Организация и проведение выборов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики…………………………………52
3.3 Основные требования к организации и проведению выборов в местные Советы депутатов……………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Подписные листы должны быть сданы не позднее, чем за 50 дней до выборов соответствующей комиссии, которая в десятидневный срок должна проверить достоверность подписей избирателей. Проверке подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей, сданных в соответствующую комиссию. Проверить достоверность подписей избирателей в подписных листах при необходимости могут также областные и Минская городская комиссии по выборам Президента Республики Беларусь.
По результатам проверки
достоверности данных в
Недостоверными подписями считаются:
Участие администрации
в сборе подписей, равно как
и принуждение в процессе
Ответственность за достоверность данных, содержащихся в подписных листах, несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей.
Регистрация кандидатов является следующим этапом избирательного процесса. В Республике Беларусь порядок регистрации кандидатов в Президенты предусмотрен статьей 68 Избирательного кодекса.
Регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь Центральной избирательной комиссией начинается за 35 дней и заканчивается за 25 дней до выборов.
Центральная избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата в Президенты:
Решение о регистрации кандидатов в Президенты и депутаты принимается, если поданы все необходимые документы.
Центральная комиссия
по выборам, соответствующая
После регистрации
кандидатам предоставляется
Кандидат в Президенты
может быть арестован, иным образом
лишен личной свободы лишь
с предварительного согласия
Генерального прокурора
Избирательный кодекс
Республики Беларусь, прежде всего,
закрепляет положение о
Так, отмечается, что в
Президенты Республики
Кандидат в Президенты может иметь до 30 доверенных лиц, доверенные лица могут и должны помогать кандидату в проведении избирательной кампании, вести агитацию за его избрание, представлять кандидата и его интересы в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, избирателями и в избирательных комиссиях.
Завершением для граждан является голосование.
Процедура голосования обычно подробно описывается в избирательных законах. Порядок голосования в белорусском законодательстве закреплен в главе 13 Избирательного кодекса.
Организацию голосования граждан по выборам Президента избирательное законодательство возлагает на соответствующие комиссии и обязывает государственные органы, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации содействовать избирательным комиссиям в реализации их полномочий.
Голосование проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые комиссии оповещают избирателей, не позднее, чем за 10 дней до выборов.
Так как голосование
в нашей стране тайное, избиратели
голосуют при помощи
Статья 52 Избирательного
кодекса определяет проведение
процедуры голосования на
Голосование на избирательных участках в день выборов в 2010 году проходило в основном без значительных нарушений. На ряде участков были обнаружены заход в кабинку по нескольку человек, голосование не личное, а за родственников по предъявлении их паспортов и прочее. Как и во время досрочного голосования, на ряде участков наблюдателям не предоставляли сведений об общем количестве избирателей в списке, =о количестве полученных бюллетеней и прочее.
Как и в 2006 году, подсчет голосов был нетранспарентным. Несмотря на то, что наблюдатели были допущены к наблюдению за подсчетов голосов, расстояние, с которого им было разрешено наблюдать, в большинстве случаев не позволяло видеть содержание бюллетеней. При этом члены комиссий в большинстве случаев плотно стояли вокруг стола и не давали возможности наблюдателям реально видеть процедуру расчета.
На большинстве случаев избирательных участков подсчет голосов осуществлялся всеми членами комиссии одновременно. При этом каждый член комиссии подсчитывал только свою пачку бюллетеней, передавая результаты подсчета на бумажном листе председателю комиссии.
Также в Российской Федерации были образованы участки для голосования по выборам Президента Республики Беларусь на территории Посольства Республики Беларусь и его отделений в г. Санкт-Петербурге, г. Калининграде и г. Краснодаре образованы участки для голосования и участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь в 2010 году.
Выборы состоялись 19 декабря 2010 г. Голосование проводилось с 8 до 20 часов по местному времени.
Граждане Республики Беларусь, которые не могли иметь возможности прийти на участок для голосования в день выборов, могли проголосовать досрочно в период с 14 по 18 декабря 2010 г. с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов по местному времени.
В список граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах Президента Республики Беларусь, на участке для голосования включались граждане Республики Беларусь, проживание которых на территории Российской Федерации подтверждено на момент составления списка, а также граждане, находящиеся в длительной заграничной командировке.
В этот список при обращении в участковую комиссию включаются граждане Республики Беларусь, не включенные в список по какой-либо причине, подтвердившие свое пребывание на территории Российской Федерации в период выборов, а также граждане Республики Беларусь, прибывшие в Российской Федерации в связи с частной, служебной, деловой или туристической поездкой. Включение в список, в том числе в день голосования, производилось на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Республики Беларусь.
Результаты подсчета голосов обсуждаются на заседании участковой комиссии, объявляются и заносятся в протокол, в котором указывается и число полученных участковой комиссией, и число испорченных, и неиспользованных бюллетеней. Подписывается этот документ председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, затем немедленно представляется в соответствующую районную, окружную, территориальную избирательную комиссию и в орган, образовавший комиссию.
Результаты подсчета голосов обсуждаются на заседании участковой комиссии, объявляются и заносятся в протокол, в котором указывается и число полученных участковой комиссией, и число испорченных, и неиспользованных бюллетеней. Подписывается этот документ председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, затем немедленно представляется в соответствующую районную, окружную, территориальную избирательную комиссию и в орган, образовавший комиссию.
К протоколу могут прилагаться особые мнения членов комиссии, заявления доверенных лиц, кандидатов и других лиц о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, и принятые по ним решения комиссии.
Результатом подсчета голосов является подведение итогов выборов. Территориальная или окружная избирательная комиссия суммирует данные, содержащиеся в протоколах участковых избирательных комиссий, и не позднее чем через 4 дня после выборов устанавливает итоги голосования на соответствующей территории.
При обнаружении ошибок, несоответствий в протоколах, а также других нарушений Центральная комиссия может принять решение о повторном подсчете голосов.
Согласно закрепленной в Республике Беларусь мажоритарной системе, избранным в первом туре выборов считается кандидат в Президенты Республики Беларусь, получивший больше половины голосов избирателей.
Если никто из кандидатов не набрал нужного количества голосов, то не позже, чем в двухнедельный срок проводится второй тур голосования, в котором будут участвовать только два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Сообщение о проведении второго тура голосования публикуется в печати и других средствах массовой информации на следующий день после его назначения.
Выборы Президента при повторном голосовании (второй тур голосования) считаются состоявшимися, если в голосовании также приняло участие больше половины избирателей, включенных в избирательные списки. Для победы во втором туре нужно получить не просто больше голосов, чем иной кандидат, а обязательно более половины голосов избирателей [10, с176].
Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов и ни одного из них не избрали, или, если выбыли все кандидаты или выборы признаны несостоявшимися, или, если второй тур не дал результатов, то Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов. Они должны проводиться: в течение трех месяцев после основных выборов в Президенты; в срок, установленный Центральной комиссией – при выборах в Национальное собрание; в срок, установленный территориальной избирательной комиссией – при выборах в местные Советы.
Информация о работе Избирательная система и избирательное право в Республике Беларусь