Избирательная система и избирательное право в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 01:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение и анализ избирательной системы и избирательного права в Республике Беларусь. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- изучит принципы избирательного права;
- рассмотреть основные виды избирательных систем;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I Понятие, основные виды и принципы избирательного права и избирательных систем…………………………………………………………….9
1.1 Понятие и основные принципы избирательного права……………...9
1.2 Понятие и виды избирательных систем……………………………..11
Глава II Особенности избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь…………………………………………………………….22
2.1 Общая характеристика избирательного права и его основные принципы…………………………………………………………………………22
2.2 Правовая основа избирательной системы Республики Беларусь....25
Глава III Особенности избирательного процесса в Республике Беларусь. (На примере организации избирательных кампаний в Круглянском районе)……………………………………………………………………………36
3.1 Выборы Президента Республики Беларусь………………………....36
3.2 Организация и проведение выборов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики…………………………………52
3.3 Основные требования к организации и проведению выборов в местные Советы депутатов……………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Тема ДИПЛОМ.doc

— 2.50 Мб (Скачать файл)

Проведение выборов  членов   Совета   Республики   обеспечивают областные, Минский городской исполнительные комитеты.

Контроль за  соблюдением  законодательства  о  выборах   членов Совета  Республики,  а  также  его  разъяснение  в целях обеспечения единообразного  применения  осуществляются   Центральной   комиссией Республики   Беларусь   по   выборам  и  проведению  республиканских референдумов.

Подготовка и   проведение   выборов  членов  Совета  Республики осуществляются открыто и гласно.

На совместных заседаниях  президиумов местных Советов депутатов базового  уровня  и   соответствующих  исполнительных  комитетов  по выдвижению  кандидатов  в  члены   Совета  Республики,  а  также  на совместных  собраниях депутатов  местных Советов  депутатов базового уровня  по выборам  членов Совета  Республики от  областей и  города Минска имеют право присутствовать депутаты местных Советов депутатов первичного  и  областного  уровней,  представители  средств массовой информации, а также наблюдатели от других государств и международных организаций.  Полномочия  указанных  лиц  должны  быть  удостоверены соответствующим документом.

Средства массовой   информации   освещают   ход   подготовки  и проведения  выборов  членов  Совета  Республики,  их  представителям гарантируется  доступ  на  все  заседания  и  собрания,  связанные с выборами.  Президиумы  местных  Советов  депутатов,   исполнительные комитеты  представляют  им  информацию,  связанную  с  подготовкой и проведением выборов.

Право   выдвижения   кандидатов   в   члены  Совета  Республики принадлежит президиумам местных Советов  депутатов базового уровня и города   Минска   совместно   с   соответствующими   исполнительными комитетами.

Членами Совета Республики не могут  быть  Президент  Республики Беларусь,  депутаты  Палаты  представителей  Национального  собрания Республики Беларусь, члены Правительства Республики Беларусь, судьи.

Расходы, связанные  с  подготовкой и проведением выборов членов Совета   Республики,   производятся   за   счет    государства    из республиканского   бюджета   в  размере,  утверждаемом  Национальным собранием Республики Беларусь.

На подготовку  и  проведение  выборов  членов Совета Республики могут быть использованы  также  средства  общественных  объединений, предприятий,  учреждений, организаций, граждан. Указанные средства в добровольном порядке перечисляются Центральной  комиссии  Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

Порядок распределения   и   использования   денежных   средств, выделенных   на   проведение  выборов,  устанавливается  Центральной комиссией   Республики   Беларусь   по    выборам    и    проведению республиканских   референдумов   по   согласованию  с  Министерством финансов Республики Беларусь.

Областные, Минский     городской     исполнительные    комитеты представляют Национальному  собранию  Республики  Беларусь  отчет  о расходовании  выделенных  из  бюджета  средств  на выборы не позднее шести месяцев  со  дня  избрания  членов  Совета  Республики.  Копии указанного отчета в этот же срок представляются Центральной комиссии Республики  Беларусь  по  выборам   и   проведению   республиканских референдумов и Министерству финансов Республики Беларусь.

Предприятия, учреждения,   организации,    государственные    и общественные   органы  предоставляют  для  подготовки  и  проведения выборов  членов  Совета   Республики   помещения,   оборудование   и транспортные средства [7, с. 75].

Государственные средства    массовой    информации    бесплатно обнародуют   материалы,   представленные  соответствующими  местными Советами депутатов и собраниями депутатов местных Советов  депутатов по выборам членов Совета Республики от областей и города Минска.

Запрещается какое-либо прямое или косвенное участие иностранных организаций   и   иностранных  граждан  в  финансировании  и  другой материальной помощи избирательной кампании.

Лица, препятствующие путем принуждения,  обмана, угроз или иным способом  свободному  осуществлению   депутатами   местных   Советов депутатов  базового уровня права избирать членов Совета Республики и быть  избранными  членами  Совета  Республики,  вести   предвыборную агитацию,  мешающие  работе совместных заседаний президиумов местных Советов депутатов  базового уровня и соответствующих  исполнительных комитетов  по  выдвижению  кандидатов  в члены Совета Республики,  а также работе собраний депутатов местных Советов  депутатов  базового уровня  по  выборам  членов  Совета  Республики от областей и города Минска, либо должностные лица государственных и общественных органов и иные лица,  совершившие подлог избирательных документов,  заведомо неправильный  подсчет  голосов,  нарушившие  тайну  голосования  или допустившие  другие нарушения законодательства,  несут установленную законодательством ответственность.  К  ответственности  привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие ложные сведения,  порочащие кандидатов в члены Совета Республики,  публично призывающие к бойкотированию выборов.

Заявления о нарушениях законодательства о выборах членов Совета Республики,  поступившие  в  государственные  и общественные органы, должны рассматриваться в трехдневный  срок,  а  поступившие  в  день выборов - немедленно.

Выборы членов   Совета   Республики   назначаются   Президентом Республики Беларусь не позднее чем за три месяца до истечения  срока полномочий Совета Республики.

Сообщение о  дне  выборов  обнародуется  в  средствах  массовой информации не позднее трех дней после назначения выборов.

Выдвижение кандидатов  в члены Совета Республики осуществляется на   совместных  заседаниях  президиумов  местных  Советов  депутатов базового уровня и соответствующих исполнительных комитетов.

Сроки выдвижения   кандидатов   в   члены   Совета   Республики определяются Указом Президента Республики Беларусь.

Кандидатуры в члены Совета Республики  предлагаются  депутатами соответствующего     местного    Совета    депутатов    и    членами соответствующего исполнительного комитета.

Кандидатом в   члены   Совета   Республики   может  выдвигаться гражданин,  проживший на территории соответствующей области  (города Минска) не менее пяти лет.

Совместное заседание  президиума  местного   Совета   депутатов базового  уровня  и  соответствующего  исполнительного  комитета  по выдвижению  кандидатов   в   члены   Совета   Республики   считается правомочным,  если  в  нем  приняло  участие  не  менее  двух третей соответственно от состава президиума и исполнительного комитета.

Решение совместного   заседания   президиума   местного  Совета депутатов  базового  уровня  (города  Минска)   и   соответствующего исполнительного  комитета  о  выдвижении  кандидатов  в члены Совета Республики принимается путем консенсуса.

Президиум местного Совета депутатов базового уровня совместно с соответствующим исполнительным  комитетом  вправе  выдвинуть  только одного кандидата в члены Совета Республики.

Президиум Минского  городского  Совета  депутатов   и   Минский городской исполнительный комитет выдвигают восемь кандидатов в члены Совета Республики.

Совместное решение   президиума   местного   Совета   депутатов базового уровня (города Минска) и  соответствующего  исполнительного комитета   о   выдвижении   кандидатов  в  члены Совета  Республики подписывается   председателями   местного   Совета    депутатов    и соответствующего   исполнительного  комитета  и  не  позднее  чем  в двухдневный  срок  передается  в  Центральную  комиссию   Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

В Центральную  комиссию  Республики  Беларусь  по   выборам   и проведению  республиканских  референдумов  в трехдневный срок со дня выдвижения  представляется  заявление  кандидата  в   члены   Совета Республики о его согласии баллотироваться в состав Совета Республики с  указанием  времени  проживания  на  территории  области   (города Минска), от которой он выдвигается кандидатом[10, с. 204].

Центральная комиссия   Республики   Беларусь   по   выборам   и проведению республиканских референдумов в двухдневный срок проверяет материалы,  поступившие от  президиумов  местных  Советов  депутатов базового  уровня  (города  Минска)  и соответствующих исполнительных комитетов, и дает заключение о правомочности выдвижения кандидатов в члены Совета Республики от областей и города Минска.

И так, в последствии проведения выборов членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь центральная избирательная комиссия подвела итоги. Всего было избрано 56 членов: по восемь человек от каждой области и г. Минска, а также восемь сенаторов назначает Президент Республики Беларусь. И так,5 сентября 2012 года Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в соответствии со статьей 101 Избирательного кодекса Республики Беларусь зарегистрированы кандидаты в члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва от Могилевской области:

Иванов Валерий Николаевич, 1955 года рождения, генеральный директор закрытого акционерного общества «Белорусская калийная 6 компания», проживает в г. Минске, беспартийный, на территории Могилевской области прожил 51 год;

Костогоров Виталий Геннадьевич, 1969 года рождения, директор закрытого акционерного общества «Политекс», проживает в г. Могилеве, беспартийный, на территории Могилевской области прожил 32 года;

Костян Нина Федоровна, 1961 года рождения, директор учреждения образования «Бобруйский государственный профессионально-технический художественный колледж имени А.Е. Ларина», проживает в г. Бобруйске, беспартийная, на территории Могилевской области прожила 51 год;

Крутько Елена Алексеевна, 1958 года рождения, главный врач учреждения здравоохранения «Кировская центральная районная больница», проживает в г. Кировске, беспартийная, на территории Могилевской области прожила 14 лет;

Марзалюк Игорь Александрович, 1968 года рождения, заведующий кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова», проживает в г. Могилеве, беспартийный, на территории Могилевской области прожил 41 год;

Пантюхов Владимир Иванович, 1952 года рождения, председатель Могилевского областного Совета депутатов, проживает в г. Могилеве, беспартийный, на территории Могилевской области прожил 43 года;

Пинчук Виктор Федорович, 1951 года рождения, директор открытого акционерного общества «Агрокомбинат «Восход» Могилевского района, проживает в агрогородке Восход Могилевского района, беспартийный, на территории Могилевской области прожил 54 года;

Рудник Петр Михайлович, 1957 года рождения, председатель Могилевского областного исполнительного комитета, проживает в г. Могилеве, беспартийный, на территории Могилевской области прожил 27 лет.

Подводя общий итог выборов в верхнюю и нижнюю палаты Парламента нашей страны секретарь Центральной избирательной комиссии Николай Лозовик уточнил цифры по ходу голосования и другие сопутствующие данные.

И так, всего в выборах приняли участие 74,61% избирателей от списочного состава, или 7030430 человек.

Несмотря на то, что все этапы избирательной компании прошли в полном соответствии с избирательным законодательством и  рамках установленного календарного плата, по словам Николая Лозовика, не обошлось без спорных моментов. В результате  в Центризбирком поступило 159 жалоб и обращений. Большинство из них уже разрешены.

Члены Центральной  избирательной комиссии приняли два постановления, касающиеся начала работы вновь избранных плат Парламента [7, с. 67].

Первая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва откроется 18 октября. А Совет Республики приступит к работе на следующий день – 19 октября.

В соответствии с Конституцией нашей страны первую после выборов сессию Палаты представителей и Совета Республики созывает Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов. Парламент нового созыва должен начат работу не позднее чем через 30 дней после окончания голосования.

 

3.3 Основные требования  к организации и проведению  выборов в местные Советы депутатов

 

С момента принятия 15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь и признания страны суверенным государством начался новый этап развития правовой системы республики, органичной частью которой является местное управление и самоуправление, правовая основа которого содержится в разделе V Конституции «Местное управление и самоуправление», а также в Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Местное управление и самоуправление являются неотъемлемым условием создания гражданского общества и критерием демократичности государства, способом привлечения граждан к участию в решении общегосударственных и местных задач. Процессы демократизации и децентрализации в системе управления, характерные для ряда высокоразвитых стран, присущи и Республике Беларусь.

Информация о работе Избирательная система и избирательное право в Республике Беларусь