Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 13:10, курсовая работа
Цель исследования: определить основные аспекты поведения студентов младших курсов.
Задачи исследования:
Изучить особенности поведения студентов на младших курсах
Проанализировать деятельную активность студентов младших курсов
Выявить психолого-педагогические особенности студентов младших курсов
Изучить модели и образцы поведения студентов 1 и 2 курсов направления «Организация работы с молодежью»
Введение
Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важнейших общетеоретических проблем и является традиционным предметом дискуссий многих учёных. Вопросы вузовской адаптации рассмотрены в психолого-педагогических трудах Е.А.Ямбурга, С.В.Красикова, М.М.Безруких, А.А.Реана, Е.В.Вигенберга, Г.Г.Овчинникова, А.Д.Глоточкина и др.
Именно начальный этап обучения играет особую роль в формировании личности будущего специалиста. Чем эффективнее пройдет адаптация первокурсников к вузовскому обучению, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах. Поэтому такие задачи, как ускорение процесса "вхождения" студента в систему вузовских отношений, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными и актуальными.
Процесс поступления в высшее
учебное заведение, освоение в новых условиях,
приспособление к новому коллективу -
все это вызывает большие страхи у девушек
и юношей, поступающих в вуз. Студенту,
как правило, приходится отказываться
от старых привычек и установок. Он должен
не только привыкнуть к другой обстановке,
к новым людям, но и установить с ними разносторонние
контакты. Этот процесс очень сложен и
требует больших усилий от первокурсника.
Так же хочется отметить, что возникает
проблема адаптации студентов к учебному
процессу.
Степень социальной адаптации
первокурсника в вузе определяется множеством
факторов: индивидуально-психологическими
особенностями человека, его личностными,
деловыми и поведенческими качествами,
ценностными ориентациями, академической
активностью, состоянием здоровья, социальным
окружением, статусом семьи.1
В зависимости от индивидуальных особенностей
студентов, от того, насколько они подготовлены
к такому переходу, адаптация к вузовским
условиям у каждого из них происходит
по-разному. Вместе с тем имеется ряд
причин, тормозящих протекание этого процесса.
Одной из причин является приспособление
учащегося к учебному труду, к умственным
нагрузкам на организм, и к новому ритму
жизни. Так же существует еще одна проблема,
связанная с принятием и освоением первокурсником
ценностей, традиций и норм поведения,
которые поддерживаются в данном вузовском
коллективе.
Различия между средней общеобразовательной
школой и вузом очень значительны. В вузе
вместо урочной системы применяются различные
виды учебных занятий – лекции, семинары,
коллоквиумы, лабораторные работы – которые
характеризуются обилием учебной информации.
Возникает необходимость обобщать и осмысливать
знания, применять их на основе изучения
общих взаимосвязей и закономерностей.
Овладение вузовской учебной программой
требует от студента умения самостоятельно
работать, думать, осмысливать учебный
материал, воспринимать новое, усваивать
его и уметь применять свои знания на практике,
что по началу очень затруднительно для
студентов младших курсов. Поэтому, для
решения вопроса успешной адаптации вчерашних
школьников к новым условиям, необходимо
выявить наиболее типичные проблемы, с
которыми сталкивается большинство студентов
в первый год обучения, и причины их возникновения.
Так же время учебы студента в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).2 Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений. 3
Исходя из всего вышеперечисленного, выявление моделей и образцов поведения младших курсов является актуальной темой.
Известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Сложность его заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений.4 Некоторые исследователи выделяют три этапа адаптации студентов: физиологическая адаптация к учебному процессу (занимает около 2 недель), психологическая адаптация (длится до 2 месяцев), социально-психологическая адаптация (продолжается до 3 лет).5 Если процесс адаптации не происходит вовремя, то развивается и накапливается неудовлетворенность обучением в ВУЗе, возникают нарушения со стороны высших психических функций (мышления, внимания, памяти, восприятия), что приводит к дезадаптации вообще. Кроме того, искаженное или недостаточно развитое представление о себе также ведет к нарушению адаптации, что может проявляться в повышенной конфликтности, непонимании своей социальной роли, снижении работоспособности, ухудшении состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам.6
Трудности возникают уже на этапе подготовки будущего первокурсника к поступлению в вуз. Выпускные экзамены, подготовительные курсы, занятия с репетиторами связаны с напряженной умственной деятельностью в стрессовых для молодого человека условиях, что, в свою очередь, ведет к утомлению и переутомлению. Когда период поступления оказывается позади, первокурсник погружается в мир опасной свободы. Кроме того, это связано и с тем, что в школе и дома ребята находятся под постоянным контролем родителей и учителей. В настоящее время многие студенты приезжают учиться из области (поселка, деревни, села) и, живя в городе, они уходят из-под опеки родителей и начинают свою самостоятельную жизнь. Поэтому контроль со стороны родителей невозможен, а сами студенты не привыкли к самоконтролю. Еще одна проблема, с которой сталкиваются студенты, это разные системы обучения в школе и в ВУЗе. Значительная роль в учебном процессе в высшей школе отводится самостоятельной работе учащегося и его поисковой активности.
Время
учебы в вузе совпадает с периодом юности,
который отличается сложностью становления
личностных черт.
Изучением этого возрастного периода
занимались такие ученые как: Б.Г. Ананьев,
А.В. Дмитриев, З.Ф. Исаева, В.Т. Лисовский,
И.С. Кон и другие.
Юношеский возраст является периодом
жизни человека, обозначающий переход
от зависимого детства к самостоятельной
взрослости, что предполагает с одной
стороны завершение физического, в частности
полового созревания, а с другой – достижение
социальной зрелости. Юность является
этапом формирования самосознания, этапом
человеческой близости, когда ценности
дружбы, любви, могут быть первостепенными.
Период юности – это период самоопределения.
Самоопределение – социальное, личностное,
профессиональное, духовно-практическое
– составляет основную задачу студенческого
возраста.7
Юношеское самоопределение – исключительно
важный этап формирования личности. В
этом возрасте человек является взрослым
и в биологическом и в социальном отношении.
Общество видит в нем уже не столько объект
социализаций, сколько ответственного
субъекта общественно – производственной
деятельности, оценивая ее результаты
по «взрослым» стандартам. В качестве
главного результата самоопределения
психологи выделяют потребность студента
занять внутреннюю позицию взрослого,
осознать себя в качестве члена общества,
определить себя в мире, то есть понять
себя и свои возможности наряду с пониманием
своего места и назначения в жизни. 8
Рассмотрение социальных аспектов адаптации студентов младших курсов к определенным условиям невозможно без определения понятий социально-психологическая адаптация и социализация. Ученые рассматривают эти процессы как близкие и взаимозависимые. Но эти понятия не являются одинаковыми. Социализация личности – это формирование и становление личности через овладение социальным опытом. Социальная адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности.
Процесс
социальной адаптации студентов первого
курса имеет различные направления в зависимости
от групп студентов (иногородние, студенты
из сельской местности и т. д.). На нее влияют
внешние факторы: семья, сформированные
ранее целостные ориентации, личные
интересы, специфика факультета, социальный
статус.
Согласно возрастному периоду к студентам
младших курсов относят молодых людей
в возрасте от 17 до 20 лет. Специалисты в
области возрастной психологии и физиологии
отмечают, что способность человека к
сознательной регуляции своего поведения
в 17-20 лет развита не в полной мере. Часто
встречается необдуманный риск и неумение
предвидеть последствия своих поступков.
Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет
- это возраст бескорыстных жертв и полной
самоотдачи, но и нередких отрицательных
проявлений. Юношеский возраст принято
считать порой самоанализа и самооценок.
Молодые люди встречают противоречия
в развитии своей личности, которые могут
вызывать внутреннюю неуверенность в
себе и иногда сопровождаться внешней
агрессивностью, развязностью или чувством
того, что их не поняли.
В адаптации
первокурсников к вузу обычно выделяются
следующие главные трудности: отрицательные
переживания, связанные с уходом вчерашних
учеников из школьного коллектива с его
взаимной помощью и моральной поддержкой;
неопределенность мотивации выбора профессии,
недостаточная психологическая подготовка
к ней; неумение осуществлять психологическое
саморегулирование поведения и деятельности,
усугубляемое отсутствием привычки к
повседневному контролю педагогов, поиск
оптимального режима дня и отдыха в
новых условиях; налаживание быта и самообслуживания,
особенно при переходе из домашних условий
в общежитие; наконец, отсутствие навыков
самостоятельной работы, неумение конспектировать,
работать с первоисточниками, словарями,
справочниками, указателями.
Социальная адаптация студентов в вузе
делится на:
а) профессиональную адаптацию, под которой
понимается приспособление к характеру,
содержанию, условиям и организации учебного
процесса, выработка навыков самостоятельности
в учебной и научной работе;
б) социально-психологическую адаптацию
- приспособление индивида к группе, взаимоотношениям
с ней, выработка собственного стиля поведения.9
Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой»10.
Адаптация
- это предпосылка активной деятельности
и необходимое условие ее эффективности.
В этом положительное значение адаптации
для успешного функционирования индивида
в той или иной социальной роли. 11
Так же исследователи различают три формы
адаптации студентов-первокурсников к
условиям вуза:
1) дидактическая, связанная с приспособлением
к новой дидактической ситуации, которая
отличается от школьной формами и методами
организации учебного процесса. Эта новизна
и связанные с ней трудности создают своего
рода барьер, который надо преодолеть.
Главной трудностью данного аспекта является
рост объема и сложности учебного материала,
увеличение удельного веса самостоятельной
работы, а также неумение работать самостоятельно,
планировать и распределять свое время
и прочее;
2) профессиональная,
предусматривающая
3) социально-психологическая, связанная с трудностями в усвоении новых социальных норм, установлении и поддержании студентом определенного социального статуса в новом коллективе. Социально-психологическая адаптация нередко усложняет дидактическую, поскольку требует переключения внимания по обучению на общение.12
Все эти стороны одного процесса тесно связаны между собой. Каждая из них имеет свои характерные черты и особенности и играет важную роль в жизни первокурсника.
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном уже завершен.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что психолого-педагогические особенности студентов младших курсов зависят от видов адаптации к учебному процессу.
1.2 Анализ деятельной активности студентов младших курсов
Информация о работе Изучение особенностей группы молодежи, представленной студентами младших курсов