Изучение особенностей группы молодежи, представленной студентами младших курсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить основные аспекты поведения студентов младших курсов.
Задачи исследования:
Изучить особенности поведения студентов на младших курсах
Проанализировать деятельную активность студентов младших курсов
Выявить психолого-педагогические особенности студентов младших курсов
Изучить модели и образцы поведения студентов 1 и 2 курсов направления «Организация работы с молодежью»

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_2.docx

— 107.64 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важнейших общетеоретических проблем и является традиционным предметом дискуссий многих учёных. Вопросы вузовской адаптации рассмотрены в психолого-педагогических трудах Е.А.Ямбурга, С.В.Красикова, М.М.Безруких, А.А.Реана, Е.В.Вигенберга, Г.Г.Овчинникова, А.Д.Глоточкина и др.

Именно начальный этап обучения играет особую роль в формировании личности будущего специалиста. Чем эффективнее пройдет адаптация первокурсников к вузовскому обучению, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах. Поэтому такие задачи, как ускорение процесса "вхождения" студента в систему вузовских отношений, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными и актуальными.

Процесс поступления в высшее учебное заведение, освоение в новых условиях, приспособление к новому коллективу - все это вызывает большие страхи у девушек и юношей, поступающих в вуз. Студенту, как правило, приходится отказываться от старых привычек и установок. Он должен не только привыкнуть к другой обстановке, к новым людям, но и установить с ними разносторонние контакты. Этот процесс очень сложен и требует больших усилий от первокурсника. 
                    Так же хочется отметить, что возникает  проблема адаптации студентов к учебному процессу.

Степень социальной адаптации первокурсника в вузе определяется множеством факторов: индивидуально-психологическими особенностями человека, его личностными, деловыми и поведенческими качествами, ценностными ориентациями, академической активностью, состоянием здоровья, социальным окружением, статусом семьи.1  
                   В зависимости от индивидуальных особенностей студентов, от того, насколько они подготовлены к такому переходу, адаптация к вузовским условиям у каждого из них происходит по-разному. Вместе с тем имеется ряд  причин, тормозящих протекание этого процесса. Одной из причин является  приспособление учащегося к учебному труду, к умственным нагрузкам на организм, и к новому ритму жизни. Так же существует еще одна проблема, связанная с принятием и освоением первокурсником ценностей, традиций и норм поведения, которые поддерживаются в данном вузовском коллективе.  
                    Различия между средней общеобразовательной школой и вузом очень значительны. В вузе вместо урочной системы применяются различные виды учебных занятий – лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторные работы – которые характеризуются обилием учебной информации. Возникает необходимость обобщать и осмысливать знания, применять их на основе изучения общих взаимосвязей и закономерностей. 
                       Овладение вузовской учебной программой требует от студента умения самостоятельно работать, думать, осмысливать учебный материал, воспринимать новое, усваивать его и уметь применять свои знания на практике, что по началу очень затруднительно для студентов младших курсов. Поэтому, для решения вопроса успешной адаптации вчерашних школьников к новым условиям, необходимо выявить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год обучения, и причины их возникновения.

Так же время учебы студента в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).2 Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений. 3

Исходя из всего вышеперечисленного, выявление моделей и образцов поведения младших курсов является актуальной темой.

 

Объект и предмет данного исследования:

 Объектом данного исследования  является поведение студентов младших курсов. 
Предметом данного исследования являются модели и образцы поведения студентов младших курсов.

Цель исследования: определить основные аспекты поведения студентов младших курсов.

Задачи исследования:

  1. Изучить особенности поведения студентов на младших курсах
  2. Проанализировать деятельную активность студентов младших курсов
  3. Выявить психолого-педагогические особенности студентов младших курсов
  4. Изучить модели и образцы поведения студентов 1 и 2 курсов направления «Организация работы с молодежью»

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которой два параграфа, заключения, списка используемой литературы и приложений. Во введении указываются различные труды исследователей и ученых, занимавшиеся данной проблематикой, а так же отмечаются основные темы, которые затронуты в курсовой работе. Первая глава посвящена изучению психолого-педагогических особенностей личности студентов младших курсов и анализу их деятельностной активности. Вторая глава посвящена анализу поведения студентов на младших курсах, а так же описанию моделей  поведения студентов и их активности на примере студентов 1, 2 курсов направления «Организация работы с молодежью» НОУ ВПО Международного Института Рынка. В заключении подводятся итоги изучаемой проблемы и приведены основные аспекты работы. Список используемой литературы состоит из 31 источника. В приложении представлена анкета, предлагавшаяся респондентам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Изучение особенностей группы молодежи, представленной студентами младших курсов

    1. Психолого-педагогические особенности студентов младших курсов

Известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Сложность его заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений.4 Некоторые исследователи выделяют три этапа адаптации студентов: физиологическая адаптация к учебному процессу (занимает около 2 недель), психологическая адаптация (длится до 2 месяцев), социально-психологическая адаптация (продолжается до 3 лет).5 Если процесс адаптации не происходит вовремя, то развивается и накапливается неудовлетворенность обучением в ВУЗе, возникают нарушения со стороны высших психических функций (мышления, внимания, памяти, восприятия), что приводит к дезадаптации вообще. Кроме того, искаженное или недостаточно развитое представление о себе также ведет к нарушению адаптации, что может проявляться в повышенной конфликтности, непонимании своей социальной роли, снижении работоспособности, ухудшении состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам.6

Трудности возникают уже на этапе подготовки будущего первокурсника к поступлению в вуз. Выпускные экзамены, подготовительные курсы, занятия с репетиторами связаны с напряженной умственной деятельностью в стрессовых для молодого человека условиях, что, в свою очередь, ведет к утомлению и переутомлению. Когда период поступления оказывается позади, первокурсник погружается в мир опасной свободы. Кроме того, это связано и с тем, что в школе и дома ребята находятся под постоянным контролем родителей и учителей. В настоящее время многие студенты приезжают учиться из области (поселка, деревни, села) и, живя в городе, они уходят из-под опеки родителей и начинают свою самостоятельную жизнь. Поэтому контроль со стороны родителей невозможен, а сами студенты не привыкли к самоконтролю. Еще одна проблема, с которой сталкиваются студенты, это разные системы обучения в школе и в ВУЗе. Значительная роль в учебном процессе в высшей школе отводится самостоятельной работе учащегося и его поисковой активности.

Время учебы в вузе совпадает с периодом юности, который отличается сложностью становления личностных черт.  
Изучением этого возрастного периода занимались такие ученые как: Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, З.Ф. Исаева, В.Т. Лисовский, И.С. Кон и другие.  
Юношеский возраст является периодом жизни человека, обозначающий переход от зависимого детства к самостоятельной взрослости, что предполагает с одной стороны завершение физического, в частности полового созревания, а с другой – достижение социальной зрелости. Юность является этапом формирования самосознания, этапом человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, могут быть первостепенными. 
Период юности – это период самоопределения. Самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое – составляет основную задачу студенческого возраста.7 Юношеское самоопределение – исключительно важный этап формирования личности. В этом возрасте человек является взрослым и в биологическом и в социальном отношении. Общество видит в нем уже не столько объект социализаций, сколько ответственного субъекта общественно – производственной деятельности, оценивая ее результаты по «взрослым» стандартам. В качестве главного результата самоопределения психологи  выделяют потребность студента занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. 8

Рассмотрение социальных аспектов адаптации студентов младших курсов к определенным условиям невозможно без определения понятий социально-психологическая адаптация и социализация. Ученые рассматривают эти процессы как близкие и взаимозависимые. Но эти понятия не являются одинаковыми. Социализация личности – это формирование и становление личности через овладение социальным опытом. Социальная адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности.

Процесс социальной адаптации студентов первого курса имеет различные направления в зависимости от групп студентов (иногородние, студенты из сельской местности и т. д.). На нее влияют внешние факторы: семья, сформированные ранее целостные ориентации,  личные интересы, специфика факультета, социальный статус. 
Согласно возрастному периоду к студентам младших курсов относят молодых людей в возрасте от 17 до 20 лет. Специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-20 лет развита не в полной мере. Часто встречается необдуманный риск и неумение предвидеть последствия своих поступков. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений. Юношеский возраст принято считать порой самоанализа и самооценок. Молодые люди встречают противоречия в развитии своей личности, которые могут вызывать внутреннюю неуверенность в себе и иногда сопровождаться  внешней агрессивностью, развязностью или чувством того, что их не поняли.

В адаптации первокурсников к вузу обычно выделяются следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов, поиск оптимального режима дня  и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями. 
Социальная адаптация студентов в вузе делится на: 
а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; 
б) социально-психологическую адаптацию - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.9

Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой»10.

Адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. 11 
Так же исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза: 
1) дидактическая, связанная с приспособлением к новой дидактической ситуации, которая отличается от школьной формами и методами организации учебного процесса. Эта новизна и связанные с ней трудности создают своего рода  барьер, который надо преодолеть. Главной трудностью данного аспекта является рост объема и сложности учебного материала, увеличение удельного веса самостоятельной работы, а также неумение работать самостоятельно, планировать и распределять свое время и прочее;

2) профессиональная, предусматривающая формирование  любви к выбранной специальности, постепенное приобретение профессиональных  умений и навыков;

3) социально-психологическая, связанная с трудностями в усвоении новых социальных норм, установлении и поддержании студентом определенного социального статуса в новом коллективе. Социально-психологическая адаптация нередко усложняет дидактическую, поскольку требует переключения внимания по обучению на общение.12

Все эти стороны одного процесса тесно связаны между собой. Каждая из них имеет свои характерные черты и особенности и играет важную роль в жизни первокурсника.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном уже завершен.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что психолого-педагогические особенности студентов младших курсов зависят от видов адаптации к учебному процессу.

1.2 Анализ деятельной активности  студентов младших курсов

Информация о работе Изучение особенностей группы молодежи, представленной студентами младших курсов