Изучение особенностей группы молодежи, представленной студентами младших курсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить основные аспекты поведения студентов младших курсов.
Задачи исследования:
Изучить особенности поведения студентов на младших курсах
Проанализировать деятельную активность студентов младших курсов
Выявить психолого-педагогические особенности студентов младших курсов
Изучить модели и образцы поведения студентов 1 и 2 курсов направления «Организация работы с молодежью»

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_2.docx

— 107.64 Кб (Скачать файл)

Однако не все студенты настолько уверены в себе. Некоторые из них сдаются даже перед незначительными препятствиями на их пути, неспособны создать систему психологической защиты. Малейшие неприятности вызывают у них изменение настроения и чувство неполноценности, они плохо приспосабливаются к быстрым изменениям в жизни, а при длительном стрессовом воздействии незначительных негативных факторов их механизмы защиты и компенсации оказываются столь слабыми, что происходит дезинтеграция психической деятельности и развивается невроз. Невроз, как вы догадались, – это расстройство, связанное с психикой. Такое расстройство наступает в тех случаях, когда есть факторы, которые травмируют ваше внутреннее состояние, тем самым сбивая ваш мозг с нормальной работы. Всё это сопровождается тревогой, эмоциональной нестабильностью, что в свою очередь выражается в раздражительность, нервность и т. д.29 На фоне нервного перенапряжения, перегрузки на работе или в учебе, когда в короткие сроки надо сделать большой объем работы или овладеть новой информацией, возникает неврастения. Она характеризуется повышенной раздражительностью, возбудимостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью. Раздражительная слабость проявляется в чрезмерном реагировании по малозначительному поводу. Бурные эмоциональные проявления обычно непродолжительны, а повышенная возбудимость может без всякой причины перейти в слезы и истерики. Такие студенты не способны спокойно сидеть на лекциях, ерзают на месте, постоянно меняют позу, не могут сосредоточиться на учебной деятельности. У них резко падает трудоспособность, усиливается слабость, головная боль, недовольство собой и всеми вокруг. Им не хочется ни читать, ни смотреть телевизор, ни слушать музыку. Ощущается вялость, слабость, апатия, отсутствие аппетита, постоянное чувство усталости и подавленное настроение. Отмечается нарушение сна, трудности засыпания, а утром появляется разбитость и отсутствие чувства отдыха. На фоне метеочувствительности наблюдаются расстройства желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы и т.д. 30

Рассмотрим конкретные студенческие группы ОРМ-21 и ОРМ-22. По возрасту коллектив довольно однороден. Разница в возрасте составляет не более 1-2 года. Все имеют среднее школьное образование. Данный коллектив состоит из 36 человек. Из которых 25 девушек и 11 юношей. Традицией коллектива, как и всех студентов, является празднование "дня студента" и проведения такого события, как «экватор» (середина обучения в вузе).

Группа учебно-дисциплинирована, более слабые студенты стараются не отстать от остальных. Отстающим помогают более успевающие студенты, что характеризует сплоченность группы. Члены группы не ограничиваются общением только внутри своего коллектива, а общаются и с другими однокурсниками.

Чувство гражданственности и интереса к политической жизни почти не выражено. Стоит заметить, что скорее всего это связано с нехваткой времени на обсуждение таких проблем. Хорошая успеваемость на данный момент и является долгом и гражданской позицией студента. Отношение коллектива к нарушениям норм общественной морали в целом негативное. Студенты, склонные к нарушению этих норм, никак не проявляют себя внутри коллектива в учебной деятельности.

Уровень подготовки и общего развития студентов ближе к среднему. Иногда заметны пробелы в некоторых областях знаний и скорее это связано с недостатками школьного образования. Интересы студентов лежат в широкой области и это связано с большим количеством изучаемых предметов. Заметен повышенный интерес к компьютерному обучению и, видимо, это связано с востребованностью и популярностью таких знаний.

Недостатком учебного взаимодействия студентов является заимствование одними работ других. При наличии образца работа (проект, расчетная работа, самостоятельная работа, реферат, курсовая и т. п.) выполняется формально, без осмысления написанного. Зачастую одна и та же ошибка последовательно может встречаться у 5-6 человек. Но в целом такое взаимодействие дает положительный эффект.

Основным видом деятельности коллектива является профессиональная деятельность. Это выражается в участии части группы (к сожалению меньшей) в различных мероприятиях, акциях,  конференциях и олимпиадах. При наличии заинтересованности и стимула некоторые из студентов принимают участие в таких мероприятиях довольно охотно, понимая полезность и плюсы такого участия. На неудачи других студенты реагируют с сочувствием, хотя могут отнестись и с иронией или безразличием. При появлении трудностей не стараются от них уйти, а мобилизуют силы на их преодоление.

Для определения психологических характеристик используются такие способы анализа в процессе обучения: наблюдение, тестирование, диагностика. Все это можно выяснить с помощью анкетного опроса. В современной педагогике и психологии на сегодняшний день применяются различные методы психодиагностики личности, которые также могут применяться при анализе базовой характеристики личности.

Одно из значений диагностика определяется словом «диагноз», что в переводе с греческого языка означает распознание. Диагностика понимается как распознание чего-либо. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях психики человека.31

Для получения четко структурированной информации об объектах исследования необходимы количественные исследования. В результате них можно выявить не только мнения и предположения, но и точные числовые значения изучаемых объектов исследования. В данной курсовой работе был использован метод анкетирования.

Для проведения анкетного опроса интервьюер должен выполнить ряд условий:

- Предварительно  проконсультироваться с психологами, работающими в данной области  о том, какие именно методики  могут быть использованы для  решения поставленных задач.

- Взять на  себя обязательство по соблюдению  всех требований профессиональной  тайны.

В качестве испытуемых были выбраны студенты очного отделения группы ОРМ-21 и ОРМ-22 НОУ ВПО «Международный Институт Рынка» в возрасте от 18 до 20 лет. С помощью методики диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонда и опросника «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, были проведены исследования, с целью оценки различия показателей поведения у по-разному социально-психологически адаптированных студентов.

Анализ результатов исследования.

Целью предпринятого исследования выступало изучение проблемы влияния различных психологических аспектов на модели и образцы поведения студентов младших курсов.

Основными задачами, стоящими перед данным исследованием, выступали следующие:

  1. Изучить особенности поведения студентов на младших курсах;
  2. Проанализировать деятельную активность студентов младших курсов;
  3. Выявить психолого-педагогические особенности студентов младших курсов;
  4. Изучить модели и образцы поведения студентов 1 и 2 курсов направления «Организация работы с молодежью».

Результаты опроса:

По трем шкалам опроса «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой  уровень оказался меньше 0,05, что означает - различия являются статистически значимыми. По шкале «Общий уровень саморегуляции» было выявлено, что сумма рангов показателей саморегуляции в первой выборке (с высоким уровнем адаптивности) превосходит сумму рангов второй выборки (со средним уровнем адаптивности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были выявлены психолого-педагогические особенности студентов младших курсов  и были рассмотрены модели и образцы поведения студентов «Международного Института Рынка» на примере направления специальности «Организация работы с молодежью».

Модели и образцы поведения студентов в первую очередь зависят от их социально-психологических особенностей.

Были  выявлены следующие особенности, которые влияют на поведение студентов:

  • Физиологическая адаптация к учебному процессу
  • Психологическая адаптация
  • Социально-психологическая адаптация
  • Формирование мировоззрения и ценностных ориентаций
  • Выработка планов на будущее

В результате анализа теоретической литературы по теме исследования, мы пришли к следующим выводам:

Рассмотрение социальных аспектов адаптации студентов младших курсов к определенным условиям невозможно без определения понятий социально-психологическая адаптация и социализация. Ученые рассматривают эти процессы как близкие и взаимозависимые. Но эти понятия не являются одинаковыми. Социализация личности – это формирование и становление личности через овладение социальным опытом. А социальная адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности.

Процесс социальной адаптации студентов первого курса имеет различные направления в зависимости от групп студентов (иногородние, студенты из сельской местности и т. д.). На нее влияют внешние факторы: сформированные ранее целостные ориентации,  личные интересы, специфика факультета, социальный статус.

Переход вчерашних школьников от классно-урочной системы обучения к преимущественно самостоятельным занятиям нередко происходит довольно больно, а зачастую и с большими осложнениями. Не все из них справляются с преодолением этих трудностей и быстро перестраивают привычные формы учебной работы. Специфика вузовского обучения во многом обусловлена отсутствием систематического текущего контроля над качеством усвоения знаний. Поэтому стоит выделить ряд проблем, с которыми сталкиваются студенты на младших курсах:

  • Процесс восприятия и осмысления нового материала
  • Обучение
  • Общение с преподавателями
  • Режим учебной деятельности
  • Свобода от педагогического контроля
  • Организация самостоятельной деятельности

В ходе анализа  исследований различных ученых и по результатам анкетного опроса, удалось выяснить, что в основном целями и мотивами студентов младших курсов являются: стать хорошим специалистом, хорошо учиться, участвовать в общественной жизни университета, достигнуть определенных результатов в спорте или в некоторых других видах деятельности.

 

Список используемой литературы

 
1. В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, М.,:Изд-во Глас, 1995 г, с.119-120

2. Соколова Е.Т., Николаева  В.В. Особенности личности при  пограничных расстройствах и  соматических заболеваниях. - М.,:Изд-во Логос, 1975, с. 201 
3. «Современная психология: актуальные проблемы и тенденции развития»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (30 октября 2010 г.) 
4. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие, Изд-во С.-Петербургского университета, 1996, с. 217-221 
5. Электронная онлайн библиотека http://banauka.ru/307.html 
6. Лисовский В.Т., Дмитриев А,В. Личность студента. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. 
7. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов. Высшее образование в России, М.,:Изд-во Логос, 1996, с.87-90 
8. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. М.:Изд-во ПЕР СЭ, 2006. - 528 с. 
9. Романов К.М. Понимание преподавателем студентов как условие индивидуализации процесса обучения // Вестник Мордовского университета. 1993. № 3, с.14 
10.  Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю. А. Миславский. М.:Изд-во Педгогика, 1991. - 152 с.

11. Бреслав Т.Е. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. Педагогика. - М.:Изд-во Экспресс, 1990, с. 19 
12. Специфика досуга современной молодёжи / О. И. Понукалова , М.:Изд-во Элит, 2008, с.127 
13. Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М., 1974, с.34-36 
14. Щедровицкий Т.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности. Обучение и развитие. - М., 1966, с.104

15. Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы // Высшее образование в России. 1996. № 3, с.70

16. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М.:Изд-во Просвещение, 1988.,с.236

17. Бойко В.В. Диалог лектора со слушателями: психологические аспекты, Изд-во Знание, 1987, с.62 
18. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. - М.,:Изд-во Экс-пресс 1986, с.102-106

19. Абабков В. А. Адаптация к стрессу: основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. - СПб.:Изд-во Речь, 2004. - 166 с.

20. Безрукова В. С. Педагогика. - Екатеринбург, Изд-во ФБК-Пресс, 1994. с.56-57 
21. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие, СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996, с.361 22. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А. Бодалева и др. - М.,:Изд-во Знание, 1980, с. 127 
23. Гутник, И.Ю Педагогическая диагностика образованности школьников  / И.Ю. Гутник. –  СПб.,:Изд-во Теория, 2011, с.167.

24. В.И. Слободчиков, Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Основы психологической антропологии: Психология развития человека, Изд-во Логос, 2003, с.56

25. Т. Ю. Ахундова / Социальная педагогика, М.:Изд-во  Просвещение, 1992, с.157-159 
26.  Симаева И. Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности, Изд-во Калининград, 2002, с.218

27. А.Л. Свеницкий / Социальная психология, М.:Изд-во ЛГОЛУ, 2011, с.217 
28. Е.С.Калмыкова, Медико-психологические исследования, М.:Изд-во Кнорус, 1988, с.45

29. Кон И. С. Психология ранней юности. М.:Изд-во Просвещение, 1989, с.51 
30. Балл Г.А. Понятие адаптации // Вопросы психологии, М.:Изд-во Логос, 1989, с.74 
31. Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. - М.,:Изд-во Наука, 1984,с.71 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Опросник «Стиль саморегуляции поведения »

В.М.Моросанова, Р.Р.Сагиев

Уважаемый респондент!

Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Мы гарантируем полную конфиденциальность Ваших ответов, которые впоследствии будут использованы только в совокупности с ответами других респондентов.

Инструкция: Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения. Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: «Верно», «Пожалуй, верно», «Пожалуй, неверно», «Неверно» и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов.

Информация о работе Изучение особенностей группы молодежи, представленной студентами младших курсов