Изучение особенностей группы молодежи, представленной студентами младших курсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить основные аспекты поведения студентов младших курсов.
Задачи исследования:
Изучить особенности поведения студентов на младших курсах
Проанализировать деятельную активность студентов младших курсов
Выявить психолого-педагогические особенности студентов младших курсов
Изучить модели и образцы поведения студентов 1 и 2 курсов направления «Организация работы с молодежью»

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_2.docx

— 107.64 Кб (Скачать файл)

Ко второй группе относятся студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сферах учебной деятельности. Для этой группы характерно увлечение многими видами деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных предметов и учебных дисциплин. Вот почему они нередко ограничиваются поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности - лучше всего понемногу. Они не затрачивают много усилий на конкретные дела. Как правило, хорошо учатся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам, которые их не интересуют.

К третьей группе относятся студенты, которые проявляют интерес только к своей профессии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются узкопрофессиональными рамками. Для этой группы студентов характерно целенаправленное, избирательное приобретение знаний, и только необходимых (по их мнению) для будущей профессиональной деятельности. Они много читают дополнительной литературы, глубоко изучают специальную литературу, эти студенты на хорошо и отлично учатся по предметам, связанным со своей специальностью.

К четвертой группе относятся студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся избирательно, проявляют интерес только к тем предметам, которые им нравятся. Они не систематически посещают учебные занятия, часто пропускают лекции, семинарские и практические занятия, не проявляют интереса к каким-либо видам учебной деятельности и дисциплинам учебного плана, так как их профессиональные интересы еще не сформированы.

К пятой группе относятся лодыри и лентяи. В вуз они пришли по настоянию родителей или "за компанию" с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и не попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, постоянно пропускают занятия, имеют "хвосты", им помогают товарищи, и зачастую они дотягивают до диплома.25

Если рассматривать отличников отдельно, то можно выделить лишь три подтипа: "разносторонний", "профессионал", "универсал". Наиболее распространен среди отличников первый подтип. Это студент любознательный, инициативный, с широким кругозором. Он изучает не только первоисточники, рекомендованные учебными программами, но систематически читает литературу сверх программы и по смежным дисциплинам. Мотивом деятельности данной категории отличников, как правило, служит неудержимое стремление к познанию, им нравится сам процесс узнавания нового, неизведанного, решения сложных задач.

Отличники, ориентирующиеся на профессию, концентрируют свое внимание главным образом на профилирующих предметах, осваивая общеобразовательные предметы более поверхностно, хотя и стараются не опускаться ниже "5". Выделяют "узкого" отличника, изучающего программный материал только в объеме лекций, учебника и обязательных первоисточников. Как правило, к последнему варианту относятся студенты со средними способностями, но с сильно развитым чувством долга. Такие студенты нередко очень хорошо осознают значение разносторонних знаний для полноценной профессиональной деятельности, но им просто не хватает времени для того, чтобы изучать еще что-то сверх программы. Среди "узких" отличников могут встретиться иногда и такие студенты, учебно-познавательная деятельность которых стимулируется эгоистическими интересами (самоутверждение, карьера).

К категории "отличников-универсалов" относятся студенты, сочетающие положительные стороны "разностороннего" и "профессионала". К сожалению, таких студентов, отличающихся огромным трудолюбием и вместе с тем исключительно одаренных, талантливых, с блестящими природными способностями (в первую очередь с отличной памятью, обогащенной в школьные годы), встречается не так уж много.

Среди "хорошистов" можно выделить два подтипа:

1) студенты с  хорошими способностями, но недостаточно  трудолюбивые.  
В большинстве случаев они учатся неровно, по профилирующим предметам у них могут быть и отличные оценки, в то время как по общеобразовательным иногда даже "три";  
2) студенты со средними способностями, но с большим трудолюбием. 
Как правило, они учатся ровно по всем предметам. Представители этого подтипа старательно записывают все лекции, но нередко отвечают только по конспектам, учебнику или обязательному первоисточнику.26

В зависимости от успеваемости среди троечников можно выделить несколько подтипов:  
1) не адаптировавшиеся к специфическим условиям вузовского обучения первокурсники; 
2) не способные к восприятию качества или логики изложения предлагаемого материала; Ключи помощи таким студентам в руках кафедр и преподавателей - применение научной организации учебного процесса, совершенствование качества преподавания, осуществление индивидуального подхода к обучению и т.д.;

3) допустившие  ошибку в выборе профессии;

4) недобросовестно  относящиеся к учебе.

 Как  правило, это студенты, представляющие  свою будущую деятельность легкой и беззаботной, не требующей особых знаний и умений. Поэтому в вузе они настроились не на труд, а на отдых и развлечения, стремятся "прийти к диплому" с наименьшим напряжением сил. Они нерационально используют время, ловчат, занимаются только во время сессии, стараются обмануть преподавателя во время экзаменов (с помощью шпаргалок, телефонов, специальных гаджетов и т.д.).

Взяв за отправную точку анализа практическую деятельность, были выделены разработанные В. Т. Лисовским основные типологии студентов, которые выглядят следующим образом:

1. "Гармоничный". Выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно  участвует в научной и общественной  работе. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.

2. "Профессионал". Выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследовательской  работе участвует редко, так как  ориентирован на послевузовскую практическую деятельность. Принимает участие в общественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется литературой и искусством, главное для него - хорошая учеба. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется уважением в коллективе.

3. "Академик". Выбрал свою специальность осознанно. Учится только на "отлично". Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.

4. "Общественник". Ему свойственна ярко выраженная  склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает  над другими интересами и порой  отрицательно сказывается на  учебной и научной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере досуга.

5. "Любитель  искусств". Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует  редко, так как его интересы  направлены в основном в сферу  литературы и искусства. Ему свойственны развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция.

6. "Старательный". Выбрал специальность не совсем  осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя  не обладает развитыми способностями, но задолженностей, как правило, не имеет. Малообщителен в коллективе. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.

7. "Середняк". Учится "как получится", не прилагая  особых усилий. И даже гордится  этим. Его принцип: "Получу диплом  и буду работать не хуже  других". Выбирая профессию, особенно  не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно  закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает  удовлетворения.

8. "Разочарованный". Человек, как правило, способный, но  избранная специальность оказалась  для него малопривлекательной. Однако  убежден, что раз поступил, то  вуз нужно закончить. Старается  учиться хорошо, хотя от учебы  не испытывает удовлетворения. Стремится  утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спорте.

9. "Лентяй". Учится, как правило, слабо, по принципу "наименьшей затраты сил". Но вполне доволен собой. О своем профессиональном признании не задумывается всерьез. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В коллективе студенческой группы к нему относятся как к "балласту". Иногда норовит словчить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в основном в сфере досуга.

10. "Творческий". Ему свойствен творческий подход  к любому делу - будь то учеба  или общественная работа, или  сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его  не увлекают. Поэтому, как правило, учится неровно, по принципу "мне  это интересно" или "мне это  не интересно". Занимаясь научно-исследовательской  работой, ищет оригинальное самостоятельное  решение проблем, не считаясь  с мнением признанных авторитетов.

11. "Богемный". Как правило, успешно учится на так называемых престижных факультетах, свысока относится к студентам, обучающимся массовым профессиям. Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным же студентам относится пренебрежительно. "Обо всем" наслышан, хотя знания его избирательны. В сфере искусства интересуется главным образом "модными" течениями. Всегда имеет "свое мнение", отличное от мнения "массы". Завсегдатай кафе, модных дискоклубов.27

В деятельности и развитии студентов большую роль играет мировоззрение - система представлений, идей, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы.

Существенные особенности в поведении и деятельности студентов вызываются различиями в темпераментах. Темперамент влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение студентов на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки. Темперамент влияет на ход и результаты различных видов деятельности. В деятельности студентов проявляется и их характер - относительно устойчивый психический склад человека. Это совокупность черт, влияющих на все его поведение. Характер студента представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам. Во-первых, группа интеллектуальных черт - наблюдательность, рассудительность, гибкость ума. Во-вторых, группа эмоциональных черт - уверенность, жизнерадостность, бодрость. В-третьих, группа волевых черт - целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, мужество. Четвертая группа это нравственные черты - чувство долга, честность, правдивость и др.28

Характеры делятся на слабые и сильные, замкнутые и эгоистичные, цельные и противоречивые. Главное, что раскрывает характер студента - это поступки и действия, особенно поведение в коллективе, успеваемость и общественная работа. Характер формируется в процессе деятельности в зависимости от ее мотивов и общего отношения студента к окружающей действительности.

В деятельности студентов ярко проявляются способности, т.е. такие их психологические особенности, которые позволяют успешно овладеть программой вуза, эффективно совершенствоваться как будущим специалистам. В структуру способностей входят внимательность, наблюдательность, определенные качества мышления, памяти и т.д. Способности студентов развиваются вместе с совершенствованием их внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности, а также путем компенсации недостающих качеств. Способности складываются на основе закрепления проявлений психических процессов, мотиваций поведения и свойств человека в связи с особенностями его деятельности.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что в результате самого общего подхода к анализу учебно-познавательной деятельности студентов выделяются три типологические группы, каждая из которых имеет свои модели поведения. А так же выделяются основные типологии студентов, темпераменты и характеры.

2.2 Модели и образцы поведения  студентов 1, 2 курсов направления «Организация работы с молодежью» НОУ ВПО «Международный Институт Рынка»

 

Учебное поведение студентов определяется их учебным статусом. Успеваемость прямо зависит от подготовки к экзаменам, зачетам, работ с литературой. Использования шпаргалок обычно является нормой для всех групп. Есть зависимость между ценностными ориентациями студентов и их успеваемостью. Поведение студентов в учебном процессе определяют мотивы: «стать образованным и культурным», «получить образование и профессию, стать квалифицированным специалистом» (для групп хорошо успевающих студентов); «получить диплом об образовании», «уклониться от призыва в армию»,  «доставить удовольствие родителям»  (для   групп троечников и успевающих на «три» и «два»). Таким   образом,  мотивация   учебного поведения находится в зависимости от учебного статуса и мотивационных типов. Можно  также  говорить о зависимости  учебного  поведения  от качества преподавания, организации учебного процесса, бытовых условий и т.д.

Одни студенты достаточно устойчивы ко многим стрессовым воздействиям и «хорошо держат удар», могут «выйти сухими из воды». А другие – имеют совершенно иные черты характера.  И даже небольшая неприятность может оказать существенное отрицательное воздействие на их психику, «выбить из седла» и вызвать различные психические нарушения.

Студенты, обучающиеся в Международном институте рынка направления «Организация работы с молодежью», в основном отличаются стремлением к новым впечатлениям, они быстро адаптируются в учебной обстановке, легко заводят новые знакомства и связи. В основном у всех преобладает живая речь, мимика, общая подвижность и энергичность, преимущественно быстрый темп деятельности, особенно в освоении нового материала. Умея преодолевать трудности и неудачи в учебной деятельности, они способны быстро оправиться и мобилизовать себя, самостоятельны в поступках, проявляют настойчивость и упорство в достижении поставленных целей. Многие из них обладают психической устойчивостью и сопротивляемостью, им удается побеждать отрицательные эмоции, преодолевать психические травмы большой силы, сохраняя при этом душевное спокойствие.

Информация о работе Изучение особенностей группы молодежи, представленной студентами младших курсов