Источники (формы) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, таким как: нормативно-правовому акту, судебному (юридическому) прецеденту, нормативно-правовому договору и правовому обычаю, раскрытию понятий "источники права" и "формы права".
Следовательно, задачей и целью данной работы будет раскрытие понятия формы (источника) права. Более подробно будут рассмотрены, исследованы виды источников права, их особенности, а также принципы права как основополагающие идеи права, которые так же являются источниками права во многих правовых системах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие формы (источника) права. Классификация форм (источников) права……………………………………………………………………………….....4
Глава 2. Нормативно-правовой акт
2.1. Определение нормативно-правового акта.
Признаки нормативного правового акта. Виды нормативно-правовых актов…………………………………………………………………………...…......7
2.2. Действие нормативно правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………………………………..….....13
Глава 3. Судебный (правовой) прецедент………………………………………...19
Глава 4. Правовой обычай……………………………………………………….....22
Глава 5. Принцип права. Классификация принципов права……………………..24
Глава 6. Правовая доктрина. Религиозные тексты. Общие принципы права ….27
Глава 7. Нормативно-правовой договор…………………………………………………………………………..…..32
Заключение……………………………………………………………………….....34
Список используемой литературы………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Следующее место в  иерархии законов принадлежит конституционным законам. Они, как правило, определены в самой Конституции. Для них характерен более сложный порядок принятия, чем для обычных законов.

Промежуточное положение  между Конституцией и обычными законами занимают органические законы. Их принятие направлено на развитие конституционных норм.

Следующим по юридической  силе являются обычные законы. Они  регулируют на основе Конституции, конституционных  законов, органических законов те отношения, которые относятся к предмету законодательного регулирования.

По форме объединения  нормативного материала обычные  законы могут быть кодификационные (кодексы) и текущие (тематические).

По времени действия законы делятся на:

  • временные (действуют на определенный, указанный в законе срок)
  • постоянные (действуют с момента их принятия до последующей отмены, т.е. на неопределенный срок)
  • чрезвычайные (начинают действовать при наступлении определенных в законе обстоятельств, как правило, чрезвычайного, экстраординарного характера).

В соответствии с Конституцией РФ предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

  • По юридической силе;
  • По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
  • По порядку принятия;
  • По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ.

Классификация:

  • по юридической силе:

- Конституция РФ,

- Федеральный конституционный закон (ФКЗ) РФ,

- Федеральный закон  (ФЗ) РФ;

  • по территориальному действию:

- Федеральный закон  (ФЗ),

- законы субъектов РФ.

Федеральный закон – основной вид закона РФ – принимается Государственной Думой и Советом Федерации РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

Федеральный конституционный закон – регулирует наиболее важные вопросы государственного строительства, прямо указанные в конституции, и отличается повышенной стабильностью по сравнению с ФЗ. Для принятия и изменения ФКЗ предусмотрен более сложный порядок, чем при принятии ФЗ.

По вопросам исключительного  ведения субъектов РФ и федерации  конституцией РФ предусмотрена возможность принятия законов субъектов РФ. Законы субъектов принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

Подзаконный нормативный правовой акт - это такой вид нормативного правового акта, который издается полномочным органом на основе и во исполнение закона. В большинстве случаев подзаконные нормативные акты издаются исполнительными органами власти. Подзаконные нормативные акты характеризуются следующими признаками. Они:

  1. основываются на положениях законов и не должны им противоречить;
  2. данной группе актов присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом;
  3. они быстрее реагируют на потребности общественного развития;
  4. нормы подзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем имеют более узкое (видовое) значение, чем нормы законов, которые являются нормами родового значения.

Подзаконные нормативные  правовые акты делятся (дифференцируются) на указы, постановления, решения, регламенты, приказы, инструкции и др.

Основой классификации  подзаконных актов является принадлежность к органам, их издающим.

К подзаконным актам относятся акты центральных органов исполнительной власти - министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Федерации.

Соотношение различных  подзаконных нормативных актов строится по принципу иерархии — с учетом различной юридической силы разных видов подзаконных актов. При этом юридическая сила и сфера действия подзаконных нормативно-правовых актов определяется законодательно установленным местом и властно-функциональным значением соответствующего государственного органа (или должностного лица) в общей системе исполнительной ветви власти. Поэтому подзаконные нормативно-правовые акты нижестоящих государственных органов должны соответствовать нормативно-правовым актам вышестоящих органов государственной власти.

В РФ выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента  РФ. Обязательны для исполнения  на всей территории Российской  Федерации, не должны противоречить  Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

 В современный период  сфера правового регулирования,  охватываемая указами, весьма  широка. Нормативные указы издаются  обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

 2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти  акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

4. Решения и постановления  местных органов государственной  власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской  областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов  государственного управления (например, областных глав администраций,  губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты  муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные  акты. Это нормативные предписания,  принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

 Следовательно, законы  и подзаконные акты представляют  собой две большие группы нормативных  актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Действие нормативно правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Все нормативно-правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Действие нормативно-правовых актов — это их фактическое влияние на общественные отношения. Каждый нормативно-правовой акт предназначен для регулирования определенных социальных ситуаций, поэтому установление границ его действия является необходимым условием обеспечения правомерности использования и применения предписаний, которые составляют содержание этого акта.

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу ("обратная сила закона").

Во многих странах  действуют определенные правила  вступления в силу нормативных актов:

1. Акт вступает в  силу с момента его принятия правотворческим органом.

2. Акт начинает действовать  по истечении определенного срока  после его опубликования. В  России, например, законодательные  акты вступают в силу на  всей ее территории через 10 дней с момента их опубликования  в официальном издании законодательной власти. Нормативные акты центральных ведомств вводятся в действие с момента их принятия или после получения адресатами. Вступление в силу решений представительных органов на местах, решений и распоряжений местной администрации, приказов руководителей предприятий, организаций, учреждений наступает практически с момента их принятия.

3. Нормативно-правовой  акт вступает в силу со времени,  указанного в самом акте или  в специальном акте о введении  его в действие.

Установление точного  срока вступления в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению.

В Российской Федерации  нормативно-правовые акты вступают в  силу одним из следующих способов:

  • в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
  • в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа ("с момента подписания", "с момента опубликования" и т.д.);
  • согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования.

В настоящее время  в юридической литературе общепризнано, что опубликование нормативно-правового  акта есть самостоятельная стадия правотворческого процесса, существенный этап формирования государственной общеобязательной воли. Официальное опубликование (как и другие виды официального оглашения) информирует о вновь принятом акте. При этом происходит формальное подтверждение (удостоверение), что соответствующий акт принят и публикуемый текст является его официальным, аутентичным текстом, достоверным дубликатом оригинала, его точной копией.

Формой официального оглашения федерального конституционного закона, федерального закона, акта палат  Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Нормативно-правовые акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Они могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Нормативно-правовые акты передаются для внесения в эталонный  банк правовой информации научно-исследовательского центра правовой информации «Система». Впервые в нашей стране официальными считаются тексты актов, распространяемые в машиночитаемом виде НИЦ правовой информации «Система».

Официальное опубликование — это, прежде всего, объявление текста нормативно-правового акта для всеобщего сведения; первичное оглашение текста нового нормативно-правового акта после его утверждения; действие от имени и по поручению правотворческого органа; помещение в официальном издании полного текста нормативного акта; действие властно-юридическое с помещением всех требуемых атрибутов акта (наименование правотворческого органа, наименование вида акта; его название; дата принятия; номер; подписи соответствующих должностных лиц).

Акты министерств и  ведомств вступают в силу по истечение 10 дней со дня их официального опубликования  и подлежат государственной регистрации  в Министерстве юстиции (в этом заключается  предпосылка их законности).

Порядок вступления в  силу нормативно-правовых актов субъектов  Федерации, муниципальных органов  определяется ими самостоятельно.

Информация о работе Источники (формы) права