Источники (формы) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, таким как: нормативно-правовому акту, судебному (юридическому) прецеденту, нормативно-правовому договору и правовому обычаю, раскрытию понятий "источники права" и "формы права".
Следовательно, задачей и целью данной работы будет раскрытие понятия формы (источника) права. Более подробно будут рассмотрены, исследованы виды источников права, их особенности, а также принципы права как основополагающие идеи права, которые так же являются источниками права во многих правовых системах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие формы (источника) права. Классификация форм (источников) права……………………………………………………………………………….....4
Глава 2. Нормативно-правовой акт
2.1. Определение нормативно-правового акта.
Признаки нормативного правового акта. Виды нормативно-правовых актов…………………………………………………………………………...…......7
2.2. Действие нормативно правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………………………………..….....13
Глава 3. Судебный (правовой) прецедент………………………………………...19
Глава 4. Правовой обычай……………………………………………………….....22
Глава 5. Принцип права. Классификация принципов права……………………..24
Глава 6. Правовая доктрина. Религиозные тексты. Общие принципы права ….27
Глава 7. Нормативно-правовой договор…………………………………………………………………………..…..32
Заключение……………………………………………………………………….....34
Список используемой литературы………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Правовая  доктрина впервые  как официальный  источник права  оформилась в Древнем  Риме в силу необходимости устранения противоречий, неопределённости правовых норм, пробелов в позитивном праве, познании, обработки и издании  обычаев и законов Рима, а также  обеспечении защиты порядка в  общественной жизни путём соблюдения в правоприменительном процессе соответствующих формальных и ритуальных правил, неизвестных субъектам права.

Изучение  истории  различных правовых систем мира позволяют  сформулировать универсальные  закономерности возникновения и  эволюции правовой доктрины. Во-первых, признание государством или фактическое действие правовой доктрины как источника права во всех странах мира, связано с тем фактом, что вне корпуса профессиональных юристов право теряет свое социальное значение, духовный смысл, поскольку не имеет оправдания со стороны правоведов, и лишено механизмов создания, устранения противоречий, пробелов, толкования и реализации. Во-вторых, укоренённость правовой доктрины в духовности народа, выражающаяся в том, что познание права было уделом жрецов, старейшин, получавших от верховных богов наряду с откровением, божественной истиной правду - право - вечный и непреложный порядок мироздания, а юридическая профессия имела священный идеал служение божественным высшим началам - религии, нравственности народа, обеспечению единства, порядка и предсказуемости общественной жизни. В-третьих, автономность корпуса юристов по отношению к государственной власти с необходимостью влечет за собой признание правовой доктрины в качестве источника права обществом, а впоследствии государством. Напротив, подчинение корпорации правоведов государству, вмешательство власти в организацию и деятельность юридических сообществ обусловливает падение авторитета, роли правовой доктрины в системе источников права, порождает кризис творчества, парализует прогностические и регулятивные возможности правовой доктрины.

Отечественная правовая доктрина несёт в себе духовно-нравственные начала и образы, возникшие в эпоху  становления русского народа и государственности - V - VII вв. - идеал народной правды-прави - вечного и божественного закона, определяющего мироздание и смысл  жизни русского человека, соборности, державное™, единства права, религии  и нравственности, приоритет православных идеалов Добра, Любви к Красоты. Исторические данные и сравнение  русской правовой культуры и правовой культуры западных государств позволяют  утверждать самобытность, оригинальность права, правовой доктрины России как  государства, в котором не отрицаются юридические ценности, а превозносятся  духовно-нравственные основания права  как правды, а не юридического закона. Институциональный статус правовая доктрина приобрела в России во второй половине ХVIII в. в связи с европейскими по духу реформами и учреждением Московского университета в 1755 г. и появлением первых учёных-юристов. В течение столетия русская правовая доктрина отличалась не оригинальностью мысли, а заимствованием европейских правовых ценностей, отрывом от практической жизни, общим и абстрактным теоретизированием и как следствие бессмысленностью для права Российской империи. Лишь во второй половине XIX века зарождается самобытная юридическая мысль, не уступающая европейской правовой культуре, и занимающаяся поиском духовных доминант русского права и правовой культуры.

Правовая  доктрина в  России фактически сложилась  в XVI веке в практике деятельности русских  судов, приказов при применении русского права, систематизации права Руси и  его творческой разработки, что предопределило её прагматический характер, понятность и доступность юридического языка  и следование нравственным и православным идеалам при создании и реализации права. Своеобразие правовой доктрины России в данный исторически период нашло отражение в её религиозном  духе и исторической самобытности, поскольку Россия не восприняла достижений римского права.

Действие  правовой доктрины в юридической  практике связано с наличием следующих  обстоятельств:

- возникновение  пробелов, противоречий, неопределённости  в  позитивном праве;

- общепринятостью   доктринальных взглядов в корпорации  юристов и обществе;

- авторитетностью  и духовно-культурными основаниями  правовой доктрины.

Особую роль в качестве источника права религиозные тексты играли в древности.

В настоящее время  большинство государств являются светскими  и не используют религиозные тексты (священные книги) в качестве источников права. Роль священных книг в качестве источника права сохранилась в некоторых современных странах ислама, например, в Афганистане.

Религиозные тексты ислама (Шариат) представляют собой своеобразный "кодекс " воззрений мусульманина, подробно регламентирующий, как он (мусульманин) должен жить и во что верить. На основании тех постулатов, которые изложены в священных книгах Шариата (Кияс, Сунна, Иджма, Коран), судьи отправляют правосудие.     

В последнее время  многие страны ислама отходят от религиозных источников права (как, например, Турция) и более широко используют иные (светские) источники права.

Общие принципы права - это исходные, отправные начала конкретной правовой системы.

В некоторых странах  общие принципы права признаны в  качестве самостоятельного источника права. Так, например, Гражданский кодекс Испании называет среди источников права общие принципы, вытекающие из испанских кодексов и законов.

Признаются в качестве источников права общие принципы и в международном праве. Статья 38 Статуса Международного Суда гласит: «Суд, который обязан решить переданные ему споры на основании международного права, применяет ... общие принципы права, принятые цивилизованными нациями».

К общим принципам  права относятся, например, следующие: «более поздний закон отменяет более ранний», «никто не может выступать судьей в собственном деле», «все равны перед законом и судом» и другие.

Как уже подчеркивалось, каждое государство само решает, какие  формы объективирования права воспринимать в качестве источников права.

Отчасти выбор источников права конкретным государством происходит в ходе исторического развитая самого государства, отчасти на этот процесс  влияют общецивилизационные тенденции.

Многие современные  ученые отмечают, например, общецивилизационную тенденцию сближения правовых систем. Так, наблюдается возрастание роли нормативно-правового акта в странах общего права (во многом благодаря международному сотрудничеству и унификации права). А в странах романо-германской правовой семьи, напротив, возрастает удельный вес юридического прецедента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Нормативно-правовой договор.

Договор - это соглашение сторон (субъектов права), выражающее их волю к установлению, изменению  и прекращению их прав и обязанностей, к совершению либо воздержанию от юридических действий.

Нормативно-правовой договор - это соглашение сторон, создающее нормы права.

Нормативно-правовой договор  не только устанавливает права и  обязанности сторон на основе уже  существующих норм права. Он, в отличие  от простого соглашения, направлен на установление норм права, которым в будущем обязуются подчиняться его участники.

Однако для того чтобы  быть источником права, нормативно-правовой договор (в отличие от конкретно-индивидуальных договоров) должен быть рассчитан на широкий и заранее не персонифицированный круг адресатов, он должен порождать права и обязанности не только для договаривающихся сторон, но и для других физических (юридических) лиц.

Для нормативно-правовых договоров как особых видов договоров  характерны следующие  основные черты:

    - предназначены  регулировать наиболее  устойчивые  и типичные виды  общественных  отношений;

    - заключаются  в публичных интересах  для  достижения общественно полезных  целей;

    - охватывая  широкий круг общественных  отношений,  они носят комплексный  характер и могут выступать  в качестве самостоятельных источников  права;

    - распространяют  свое действие  на формально  неопределенный  круг лиц;

    - рассчитаны  на неоднократное  применение;

    - как правило,  не имеют фиксированного  срока  действия (если речь идет  о временной передаче полномочий, то нормативный договор носит  устанавливаемый в определенных  рамках временный характер);

    - содержащиеся  в них требования  обязательны  для исполнения;

    - продолжают  свое общее действие  независимо от возникновения  или прекращения предусмотренных  ими конкретных правоотношений;

    - содержат  правила поведения, юридически  значимые не только для непосредственных  участников договорных отношений  (внутреннее юридическое воздействие), но и для иных лиц (внешнее  юридическое воздействие);

    - при возникновении  спорных ситуаций, связанных с  их исполнением,  предусматривается  специальная  процедура разрешения  юридического  конфликта, связанная  с определением  уполномоченных  субъектов (Конституционный  Суд РФ, подобные суды в субъектах  Российской Федерации - конституционные  или уставные).

Среди договоров нормативного содержания можно выделить два основных вида: внутринациональный договор и  международный договор.

 Внутринациональный  договор заключается на государственном уровне и становится частью внутринационального законодательства. Это могут быть договоры между государством и государственными образованиями, между субъектами федерации, между правительствами, ведомствами, исполнительными органами субъектов федерации и так далее. Предметом таких договоров может быть сотрудничество, делегирование полномочий, программы совместной деятельности.

Для субъектов внутригосударственного договора их соглашение является источником права, поэтому они могут в  соответствии с данным договором издавать нормативно-правовые акты и совершать юридически значимые действия.

Международный договор есть соглашение между особыми субъектами права - государствами как сувереноносителями. Международный договор действует в иной системе права, нежели внутринациональный договор, - в системе международного права и является её источником.

Международные договоры могут приниматься в виде конвенций (например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года), деклараций (например, Всемирная  Декларация прав и свобод человека и гражданина 1948 года), соглашений (например, Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме 1973 года) и так далее. Название международного договора не меняет его суть: согласование воль самостоятельных и независимых (суверенных) субъектов.

Если внутринациональный договор имеет субординационную природу (по отношению к национальному  законодательству), то международный  договор имеет координационную  природу (определение взаимоотношений  равных правотворцев). Более того, международные договоры трансформируются сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют, как правило, приоритетное значение по отношению к национальному законодательству.

 

 

Заключение.

Таким образом, форма (источник) права есть внешняя форма объективизации правовой нормы, причем только объективизированная («в определенной форме») норма становится общеобязательной, правовой нормой, реализация которой обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия. Норма права не существует и не может существовать вне источника права — оболочки бытия правовой нормы.

Мы выяснили, что источниками  права являются официальные государственные  документы, в которых закрепляются юридические нормы, например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.

Выявление круга источников имеет важное значение для раскрытия  многих явлений правовой действительности. В частности от формы права  зависят такие факторы, как способы  правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической  силы различных правовых актов.

В свете вышеизложенного  можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно  большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве  России?

Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.

Во-вторых, назрела потребность  в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В  этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.

В-третьих, в нем полезно  нормативно зафиксировать «фундамент» регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них Конституция. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.

Информация о работе Источники (формы) права