Источники (формы) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, таким как: нормативно-правовому акту, судебному (юридическому) прецеденту, нормативно-правовому договору и правовому обычаю, раскрытию понятий "источники права" и "формы права".
Следовательно, задачей и целью данной работы будет раскрытие понятия формы (источника) права. Более подробно будут рассмотрены, исследованы виды источников права, их особенности, а также принципы права как основополагающие идеи права, которые так же являются источниками права во многих правовых системах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие формы (источника) права. Классификация форм (источников) права……………………………………………………………………………….....4
Глава 2. Нормативно-правовой акт
2.1. Определение нормативно-правового акта.
Признаки нормативного правового акта. Виды нормативно-правовых актов…………………………………………………………………………...…......7
2.2. Действие нормативно правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………………………………..….....13
Глава 3. Судебный (правовой) прецедент………………………………………...19
Глава 4. Правовой обычай……………………………………………………….....22
Глава 5. Принцип права. Классификация принципов права……………………..24
Глава 6. Правовая доктрина. Религиозные тексты. Общие принципы права ….27
Глава 7. Нормативно-правовой договор…………………………………………………………………………..…..32
Заключение……………………………………………………………………….....34
Список используемой литературы………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

  • истечения срока, на который был принят юридический документ;
  • объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);
  • принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
  • устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативных актов во времени  нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Это правило — необходимый фактор правовой стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.

Принцип  «закон обратной силы не имеет»:

- гарантирует определённость  и прочность социалистического  правопорядка, препятствует произвольному применению юридических норм, обеспечивает надлежащее воспитательное воздействие норм права, прочную законность;

- не является абсолютным. Из него могут быть сделаны  исключения, которые, однако, допустимы  только по решению самих правотворческих органов, и прежде всего непосредственно в законе. Такого рода исключения обоснованы гуманными соображениями (например, обратная сила законов, смягчающих или устраняющих наказуемость данных деяний), необходимостью обеспечить единство в правоотношениях, в осуществлении определённых запретительных мер.

Во-вторых, нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные  его положения, нормы могут применяться  к фактам, имевшим место во время  его действия ("переживание закона"). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под  территорией Российской Федерации  понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относятся также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Российской Федерации. Органы субъектов Федерации не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов.

В пространстве нормативно-правовые акты действуют по-разному. Некоторые  действуют на всем пространстве, находящимся под юрисдикцией государства (например, конституция, уголовный, гражданский кодексы). Некоторые только на части территории (например, уставы, избирательные законы субъектов федерации, акты, принятые для совокупности территорий - например, Крайнего Севера России).

Но территориальный  принцип действия нормативных правовых актов не абсолютен. Некоторые из них могут иметь экстерриториальный характер. Так, нормативные правовые акты, изданные на территории одного государства, могут признаваться и действовать на территории другого, одной административно-территориальной единицы на территории другой. Это достигается путем заключения межгосударственных соглашений, либо принятием национального законодательства, регулирующего вопросы коллизий между нормами различных частей государства.

Принцип территориального действия нормативных правовых актов  предопределяет и их действие по лицам. То есть предписания нормативного правового  акта распространяются на всех указанных  в нем субъектах, и находящихся  на территории действия акта. Из этого общего правила есть исключения:

  • лица, пользующиеся правом экстерриториальности (например, главы государств, дипломатические представители и члены их семей), должны подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры государственного принуждения (санкции правовых норм) данной страны;
  • иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (например, избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).

Граждане и органы государства должны подчиняться  в полном объеме законам своего государства, даже если они находятся на территории иностранного государства (здесь территориальное  действие акта заменяется действием  по лицам). Указанные субъекты находятся одновременно под пространственным действием иностранного права и личностным действием своего национального права. Здесь действует принцип - право следует за лицом.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц предопределено по существу территориальным аспектом, так как они имеют силу в отношении всех физических и юридических лиц, находящихся на той или иной территории. Однако из этого правила есть исключения. Существуют такие общественные отношения, участниками которых могут быть только граждане Российской Федерации (служба в Вооруженных Силах, органах внутренних дел). Исключения делаются относительно иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом. На таких лиц (послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала и т. д.) в случае совершения ими правонарушений нормы, устанавливающие ответственность, не распространяются, данный вопрос решается по дипломатическим каналам.

Основания действия актов  различны:

  1. по принадлежности лица к государству (по гражданскому состоянию различают состояние гражданства данного государства, иностранного государства, состояние лица без гражданства);
  2. по признаку пола (мужской или женский);
  3. по возрастному цензу (несовершеннолетние, совершеннолетние);
  4. по профессиональной принадлежности (военнослужащие, специальные служащие и т. п.);
  5. иные основания (например, инвалидность, состояние студенчества).

На территории Российской Федерации нормативные акты действуют  в отношении всех ее граждан, государственных  органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц. Здесь важно иметь в виду принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать законы Российской Федерации. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в стране его пребывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Судебный (правовой) прецедент.

Прецедент представляет собой решение, принимаемое за образец  при последующем рассмотрении аналогичных  дел.

Признание прецедента источником права  позволяет суду выполнять правотворческие  функции, вне зависимости от того, существует соответствующий закон или нет. Данное положение характерно для правовых доктрин всех стран системы общего права. В XIX в. Произошло полное признание прецедента. Его установлению способствовала судебная реформа 1873-1875 гг. и все последующие реформы судебной системы. В результате реформ создается развитая система судов, определены высшие суды, создающие своими решениями судебные прецеденты.

Судебный прецедент – то судебное решение высшего органа судебной власти по конкретному делу, вынесенное в рамках определенной юридической процедуры, содержащее правоположение, опубликованное в официальных сборниках и служащее обязательным правилом применения для аналогичных дел в будущем 8.

Для судебного прецедента как источника  права характерны:

1. Казуистичность. Прецедент всегда максимально конкретен, максимально приближен к фактической ситуации, поскольку он вырабатывается на основе решения конкретных, единичных случаев, казусов.

2. Множественность. Существует  достаточно большое количество  инстанций, которые могут создавать прецеденты. Данное обстоятельство вместе со значительной продолжительностью действия последних (десятки, а иногда и сотни лет) обуславливает огромный объем прецедентного права.

3. Противоречивость и  гибкость. Ранее было отмечено, что  даже среди нормативных актов, издаваемых одним государственным органом, иногда встречаются несогласованность и противоречия. Тем более не удивительно, что решения разных судебных инстанций по сходным делам могут очень значительно отличаться друг от друга. Это определяет гибкость судебного прецедента как источника права. Во многих случаях существует возможность выбора одного варианта решения дела, одного прецедента из нескольких. Писаное право такого широкого простора выбора не представляет.

Итак, прецедент, во-первых – результат логики и здравого смысла, что приводит к наиболее точному урегулированию конкретного  случая; во-вторых, он имеет большую  силу убедительности, потому что аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств. И, наконец, прецедент имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный акт, потому что судья способен быстрее уловить изменения, происходящие в жизни, и отразить их в своем решении. Но в отличие от нормативного акта, прецедент не имеет такого авторитета, обязательности, которые присущи нормативному акту. В нем есть вероятность произвола, нетипичность ситуации. Не определен также и объем действия. Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Другое дело, что в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру.

Российская юридическая  практика не признает прецедент в  качестве официального источника права, поскольку исходит из того, что судебные и административные органы призваны применять нормы права, а не создавать их, но, тем не менее он играет немаловажную роль на практике.. В России и целом ряде других стан, в основном расположенных на европейском континенте (Италия, Германия, Франция) и относящихся к романо-германской семье судебная практика не рассматривается в качестве источника права. Здесь считается, что суды могут только рассматривать конкретные судебные дела, но они не могут создавать новые нормы права.

По мнению других авторов, судебный прецедент состоит из двух частей:

1) сути правовой позиции  судьи, высказанной в связи  с рассмотрением конкретного  дела и вошедшей в основу  решения суда по данному делу. Эта часть решения в английском  праве называется ratio decidendi. Практика вынесения определений о распространении правовых позиций Конституционного Суда РФ на аналогичные ситуации, повторяемые в других законах и иных нормативно-правовых актах, показывает, что она в последнее время превратилась «в одну из форм исполнения постановлений Конституционного Суда, основанных на прецеденте»[23]. Под правовой позицией принято понимать обобщенное представление суда по конкретным конституционно-правовым проблемам. Правовая позиция – ориентир в правовых проблемах, формируемый Конституционным Судом;

2) мнений, доводов судей,  которые обосновывают необходимость  и убедительность принятия решения  или его не принятие, не вошедших  в основу решения суда. Эти  доводы не являются обязательными  для судебного решения и обычно  именуются как «попутно сказанное» – obiter dictum. Рассматривая дело, судья по существу суммирует обстоятельства дела, аргументы и обсуждения соответствующих вопросов права. Однако не все сказанное судьей в его выводах по делу, образует судебный прецедент. Только его правовая аргументация. Все остальное будет «играть роль лишь руководства, но не нормы права»[24]. Слова, выражения судей, их особое мнение, не примененные к рассматриваемому делу, обычно называют внесудебными заявлениями, которые не имеют, как правило, никакой обязательной силы. Так, ст. 76 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» указывает, что судья не согласный с решением КС РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение. Впоследствии оно прилагается к материалам дела. Особое мнение судьи – добровольное, письменное несогласие судьи (в форме заявления), высказанное по ходу решения, но не вошедшее в основу решения, а потому не имеющее никакой обязательной силы.

Таким образом, судебный прецедент можно рассматривать: 1) с позиции различия моделей  судебного правотворчества (англо-американский прецедент и континентальная судебная практика); 2) с позиции терминологического различия (судебная практика и судебный прецедент); 3) с позиции лексического, обывательского, и юридического значения; 4) с учетом форм проявления судебного прецедента, 5) с позиции разграничения нормотворческой функции судов (правотворчества) и правозащитной роли судов (правоприменения); 6) с точки зрения его основных признаков (индивидуальность, нормативность, обязательность); 7) с точки зрения его структуры и содержания. Применительно к Российской правовой системе права необходимо рассматривать судебный прецедент с позиции роли судов в формировании права и ее основных проблем:

1)    влияние решений  высших судов по конкретным  делам. 

2)    влияние разъяснений Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

3)    значение  решений Конституционного Суда  РФ.

4)    значение  и влияние решений Европейского  Суда на правовую систему РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Правовой обычай.

Правовой обычай — исторически сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права.

 Обычное право представляет  собой одно из древнейших явлений  в истории человечества. Изучение  обычаев, их соотношения с другими  источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. В правовой науке, как отечественной, так и зарубежной, обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами.

Информация о работе Источники (формы) права