Конституционное право граждан на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении механизма реализации права человека на образование.
В задачи исследования входит:
- рассмотрение сущности прав и свобод человека и гражданина;
- определение содержания права человека на образование;
- выявление роли Конституционного суда в защите прав человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Права и свободы человека и гражданина по Конституции России….5
1.1. Всеобщие права человека и конституционный статус личности………5
1.2. Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………….8
Глава 2. Образовательные права граждан: конституционное содержание и гарантии ……………………………………….………………………………...17
2.1. Право на образование как одно из прав в сфере культуры……………17
2.2. Конституционный суд РФ: проблемы и перспективы развития………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30
Список используемой литературы и нормативных актов………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по КПР.Конституционное право граждан на образование.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Права и свободы человека и гражданина по Конституции России….5

    1. Всеобщие права человека и конституционный статус личности………5
    2. Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………….8

Глава 2. Образовательные права граждан: конституционное содержание и гарантии ……………………………………….………………………………...17

2.1.    Право на образование как одно из прав в сфере культуры……………17

2.2.    Конституционный суд РФ: проблемы и перспективы развития………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30

Список используемой литературы и нормативных актов………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В связи с происходящими в Российской Федерации глубокими переменами, в условиях интеграции страны в русло демократических процессов мирового развития большое значение приобретают вопросы обеспечения конституционных прав и исполнения обязанностей личности.

Права человека — одна из фундаментальных концепций человеческой цивилизации, она играла и продолжает играть роль одного из векторов в развитии общества. В свою очередь юридические обязанности и должное их исполнение способствуют реализации прав и свобод граждан.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права  и свободы. Особое значение в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина придается праву на образование

Актуальность данной темы обоснована необходимостью важностью конституционного закрепления права человека на образование. Право на образование является несущей конструкцией в восприятии иных прав личности, определяющих стабильность общественных устоев и национальную безопасность государства.

Российская Федерация провозглашает область образования одним из приоритетов государственной политики (п. 1 статьи 1 Закона РФ "Об образовании"), что непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (статья 2 Конституции РФ).

Государство заинтересовано в неуклонном развитии сферы образования, так как с этим напрямую связаны не только вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина, но и успешное развитие российской экономики, социальное благополучие нации, а также состояние национальной безопасности.

Таким образом, сфера образования представляет собой объект правового регулирования не только в связи с реализацией конституционного права на образование и иных основных прав и свобод человека и гражданина, но и как отрасль экономики, от состояния которой во многом зависит будущее государства, одна из важнейших составляющих социально-культурной жизни общества, а также как фактор национальной безопасности.

Некоторые авторы справедливо отмечают недостаточную разработанность права человека на образование.

Проблемам правового обеспечения и закрепления прав человека в том числе и права на образование посвящено большое количество работ, притом мнения авторов весьма разнообразны. Среди работ советского периода можно назвать работы С.С. Алексеева, В.С. Нерсесянца, Р.А. Мюллерсона, Б.Н. Чичерина, Л.Д. Воеводина, Е.Н. Трубецкого, А.К. Дживелегова и др.

Среди современных авторов, внесших свою лепту в развитие теории прав, человека можно назвать таких авторов как  В.И. Крусс, О.О. Васильченко,  Б.С. Эбзеев, Е.Г.Лукьянова, С.М. Оганесян, В.Ю. Юшин, Н.И. Матузов, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.

Объектом исследования являются правовые отношения во всём их многообразии, существующие и возникающие между государством и человеком, как носителем конституционных прав.

Предмет исследования, являясь элементом обозначенного объекта, представляет содержание конституционного права на образование.

Цель данной работы заключается в выявлении механизма реализации права человека на образование. 

В задачи исследования входит:

- рассмотрение  сущности прав и свобод человека  и гражданина;

- определение  содержания права человека на образование;

- выявление роли  Конституционного суда в защите  прав человека.

 

 

Глава I. Права и свободы человека и гражданина по Конституции России

    1. Всеобщие права человека и конституционный статус личности

В отечественной юридической науке усилиями нескольких поколений талантливых ученых фундаментально разработана общая теория конституционного статуса личности.

Традиционным и наиболее распространенным является такой подход к пониманию правового института "конституционный статус личности", при котором в его содержание включаются не только правовые возможности индивида в виде субъективных прав, свобод и обязанностей, которые непосредственно закреплены в нормах действующей Конституции, но и смежные с ними правовые явления в виде условий возникновения этих конституционно-правовых возможностей, например общая правосубъектность и гражданство, а также условия их реализации, в частности принципы основных прав и свобод человека и гражданина и гарантии осуществления конституционных прав1.

В теоретическом отношении в структуре конституционного статуса личности, по мнению А.А.Югова важно разграничивать три составные части: 1) общие начала правовой свободы личности; 2) всеобщий универсальный конституционно-правовой модус (состояние) личности; 3) специальные конституционно-правовые модусы отдельных групп людей2.

Более широкое понимание статуса личности дает Н.А. Михалева. По утверждению автора под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность юридических норм, закрепляющих принципы правового статуса личности; основные права, свободы и обязанности граждан, гарантии их защиты. В Федеральной Конституции к этому перечню относятся также нормы, составляющие институт гражданства, а также основы правового положения иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев3.

В свою очередь, по мнению В.В. Андриановой,  права и свободы составляют первооснову правового статуса человека и гражданина, являются важнейшим элементом всей системы прав и свобод и во многом характеризуют степень цивилизованности общества и государства4. Следует отметить, что наиболее важные права человека принадлежат ему от рождения. К этим правам относится прежде всего право на жизнь, другие права и свободы, базирующиеся на основе этого права: на свободу и личную неприкосновенность, равенство перед законом и судом, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища, на определение национальной принадлежности и выбор языка общения, свобода передвижения и выбора места пребывания и жительства, свобода совести и вероисповедания, мысли и слова, указанное свидетельствует о важности законодательного закрепления и защиты прав человека.

Всеобщая декларация заложила основы унификации в сфере прав человека. В преамбуле Декларации было отмечено: «всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства», то есть решено было добиваться положения, при котором права человека понимались и трактовались бы одинаково в государствах с разными политическими системами, экономическим развитием и культурно-нравственными основами.

Вместе с тем, как указывает С.М. Оганесян мировые стандарты, которые, должны быть предельно общими, абстрактными, не определяющими конкретный объем прав и свобод. Всеобщая декларация прав человека - это именно декларация, и отношение к ней должно быть соответствующее. Общие принципы, закрепленные в ней, наполняются различным конкретным содержанием в контексте отдельной цивилизации. Нельзя пытаться силой навязать свои стандарты прав человека иной культурной общности5.

Основополагающее значение должен иметь всеобщий стандарт свободы и справедливости, базирующийся на принципе, согласно которому человек свободен только тогда, когда может жить согласно пониманию свободы, принятому в его обществе. 

Переломным моментом в процессе утверждения в российской правовой системе международных и европейских стандартов в области прав человека стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г6., основные положения главы 2 которой («Права и свободы человека и гражданина») опираются на базовые принципы и нормы международных пактов 1966 г. (Международный пакт о гражданских и политических правах7, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах8) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конституция Российской Федерации, включив в свои статьи общепризнанные международные нормы, предоставила им особый статус, поскольку согласно ст. 15 конституционные нормы имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны. Конституция РФ закрепила положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15), а также то, что в Российской Федерации «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17).

Рассматривая права человека и гражданина следует четко разграничивать широкие всеобщие права и субъективные права и субъективные.

Всеобщие основные права, это права которые принадлежат всем гражданам, вне зависимости от национальности, расы, пола и других составляющих.

"Субъективное  право - это возникающая в пределах  статутного права на основе  конкретных юридических фактов  мера возможного поведения субъекта" 9. Те права и свободы, которые "вытекают" из закона (иной формы права), являются важнейшими элементами общего правового статуса личности. Они носят общий, формально-определенный характер и рассчитаны на неопределенный круг субъектов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что права и свободы человека и гражданина являются неотъемлемым наиважнейшим элементов входящим в содержание правового статуса личности.

 

    1. Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина

Как было показано выше основной комплекс прав закреплен в Конституции. Более того, согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Права человека, как отмечает А.И.Матвиенко,  играют особую роль во взаимоотношениях человека и государства, поскольку они контролируют и регулируют осуществление государственной власти над отдельным человеком, предоставляют свободы гражданам в отношениях с государством и требуют от государства удовлетворения основных потребностей людей, подпадающих под его юрисдикцию10.

Нельзя не сказать о том, что указанное положение конституциировано в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации а следовательно, защита прав и свобод отдельно взятой личности должна служить интересам общества и государства в целом, поскольку человеческая устремленность к ценностям, включающим ценность достойной человеческой жизни, невозможна (бессмысленна) помимо общенародной солидарности и духовной связанности11.

Таким образом,  признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство тем самым берет на себя обязательство создавать все условия для реализации прав. Государство, таким образом, предоставляет и средства для их охраны, а в случае необходимости и для их защиты.

Хотелось бы указать и на то, что наряду с правами Конституция РФ оперирует понятием «свободы». Даже в преамбуле Основного Закона говорится, что многонациональный народ Российской Федерации принял эту Конституцию, "утверждая права и свободы человека...". Анализ текста Конституции напрямую указывает, что законодатель стоит на позиции, согласно которой свобода людей не является абсолютной, она всегда относительна и конкретна и представляет собой возможность выбора и предпочтения, которая объективно соответствует их интересам. Будучи урегулирована юридическими установлениями, свобода людей выступает в форме правовой свободы личности.

В то же время как отмечает А.А.Югов правовая свобода личности - это свобода индивида в пределах, определенных правовыми нормами на основе принципа "Разрешено все, что не запрещено законом"12.

Таким образом, свобода человека и  гражданина, по мимо свойственно ее нормативного закрепления имеет естественный характер, и по сути неотделима от человека. По справедливому утверждению З.П.Номоконова естественная свобода человека «заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы». В государстве свобода не уничтожается, а конкретизируется в гражданских законах: «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека»13.

Информация о работе Конституционное право граждан на образование