Конституционное право граждан на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении механизма реализации права человека на образование.
В задачи исследования входит:
- рассмотрение сущности прав и свобод человека и гражданина;
- определение содержания права человека на образование;
- выявление роли Конституционного суда в защите прав человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Права и свободы человека и гражданина по Конституции России….5
1.1. Всеобщие права человека и конституционный статус личности………5
1.2. Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………….8
Глава 2. Образовательные права граждан: конституционное содержание и гарантии ……………………………………….………………………………...17
2.1. Право на образование как одно из прав в сфере культуры……………17
2.2. Конституционный суд РФ: проблемы и перспективы развития………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30
Список используемой литературы и нормативных актов………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по КПР.Конституционное право граждан на образование.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Эти особенности юридической природы Конституционного Суда РФ дают основание рассматривать его как федеральный орган государственной власти, находящийся на одном уровне с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ37.

Для определения правовой природы и назначения Конституционного Суда РФ несомненное значение имеет выяснение целей его деятельности. Согласно статье 3 Закона о Конституционном Суде РФ к числу таковых отнесены:

- защита основ  конституционного строя;

- защита основных  прав человека и гражданина;

- обеспечение  верховенства и прямого действия  Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Для достижения указанных целей Конституционному Суду РФ предоставлены урегулированные законом полномочия.

Существенное значение в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на образование имеют и Конституционные (уставные) суды субъектах Российской Федерации. Это подтверждается результатами многочисленных научных исследований и судебной практики. Так, на сегодняшний день, пожалуй, никого не надо убеждать в том, что в деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации большую часть дел составляют те, в которых рассматриваются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. Профессор В.А. Кряжков вполне обоснованно отмечает, что конституционные (уставные) суды субъектов представляются структурой, в которой стремятся найти защиту прежде всего граждане и их объединения (их жалобы составили 53% от общего числа рассмотренных данными судами обращений), находящиеся в меньшинстве или в оппозиции депутаты (16,2% обращений). Всего же региональными конституционными (уставными) судами было рассмотрено 1065 обращений38.

При этом, как отмечает М.А.Цалиев, при защите прав и свобод человека и гражданина конституционные (уставные) суды субъектов применяют не только нормы национального законодательства, но и очень часто (в большинстве дел) обращаются к нормам международного и европейского права, ориентируются на европейские и международно-правовые стандарты в области защиты прав человека39.

Возвращаясь к роли Конституционного суда в защите прав человека и гражданина, хотелось бы уделить внимание вопросу защиты Конституционным судом права человека и гражданина на образование.

Конституционный Суд Российской Федерации принял большое количество решений, имеющих принципиальное значение для развития конституционных положений об образовании (в период с 1993 по 2011 год - около большое количество постановлений и определений, касающихся разграничения полномочий в сфере образования между уровнями публичной власти; реализации прав в сфере образования в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения; льгот в сфере образования для отдельных категорий граждан; льгот и гарантий для граждан, получающих второе высшее образование; ограничений по возрасту на занятие должностей в образовательных учреждениях; пенсионных прав граждан в сфере образования). При этом среди решений Конституционного Суда в сфере образования следует отметить весьма невысокий процент постановлений.

В ряде постановлений Конституционный Суд признал прямо противоречащими Конституции Российской Федерации отдельные положения законодательства Российской Федерации в сфере образования. Однако в настоящее время только некоторые из них приведены в соответствие с решениями Конституционного Суда.

Так, в Постановлении от 27 декабря 1999 г. N 19-П по делу о проверке конституционности положений п. 3 ст. 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда города Казани Конституционный Суд Российской Федерации признал положения п. 3 ст. 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", предусматривающие возрастные ограничения для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. ст. 19 (ч. ч. 1 и 2) и 37 (ч. 1).

Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (п. 3 ст. 2). При этом были исключены возрастные ограничения для лиц, замещающих должности не только заведующих кафедрами в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, но и деканов факультетов таких заведений.

Однако в Постановлении от 24 октября 2000 г. N 13-П по делу о проверке конституционности положений п. 13 ст. 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", ст. 1 Федерального закона "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и п. 7 ст. 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи с запросом Майнского районного суда Ульяновской области, а также жалобы граждан Е.Е. Насоновой и Н.П. Ярушиной Конституционный Суд постановил признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. ст. 19 (ч. ч. 1 и 2) и 55 (ч. ч. 2 и 3), положения п. 13 ст. 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", ст. 1 Федерального закона "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и п. 7 ст. 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части, содержащей запрет на приватизацию расположенных в сельской местности жилых помещений, которые закреплены за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также высшими учебными заведениями.

В отдельных решениях Конституционного Суда было отмечено право федерального законодателя урегулировать соответствующий вопрос в сфере образования.

В Определении от 11 июля 2006 г. N 213-О по жалобе гражданина Щеренко Александра Павловича на нарушение его конституционных прав положениями ч. 4 ст. 332 и п. 3 ст. 336 Трудового кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения ч. 4 ст. 332 и п. 3 ст. 336 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что в федеральных государственных высших учебных заведениях должности деканов факультетов замещаются лицами не старше шестидесяти пяти лет и что достижение этого возраста является основанием освобождения от указанной должности и прекращения с ними трудового договора, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие ст. ст. 19 (ч. ч. 1 и 2) и 37 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.

Это, однако, особо подчеркнул Конституционный Суд, не препятствует федеральному законодателю - при изменении основного содержания деятельности лиц, замещающих должности деканов факультетов, их реального правового положения и функций в системе руководства федеральными государственными высшими учебными заведениями - решить и вопрос о наличии оснований для того, чтобы и далее относить должность декана факультета к категории профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения.

В отдельных случаях Конституционный Суд Российской Федерации не мог полноценно рассмотреть жалобы граждан в сфере образования, поскольку выполнение их требований не входит в компетенцию Конституционного Суда, а относится к полномочиям законодателя.

Так, в Определении от 16 ноября 2006 г. N 512-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чеховой Зои Михайловны на нарушение ее конституционных прав п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Конституционным Судом Российской Федерации было отмечено, что требования заявительницы, по существу, сводятся к необходимости изменения условий зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, периода работы в должности педагога дополнительного образования, что не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, а относится к полномочиям законодателя.

В свете изложенного трудно не согласится с мнением А.В. Павлушкин, о том до настоящего времени большинство рекомендаций Конституционного Суда по совершенствованию федеральных законов в сфере образования законодателем не восприняты. Более того, многие положения федеральных законов в сфере образования, признанные неконституционными, также не приведены в соответствие с решениями Конституционного Суда40.

По-видимому, в настоящее время есть необходимость и в законодательном установлении ответственности федеральных органов государственной власти за неисполнение, ненадлежащее исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, данная работа посвящена исследованию сущности права человека на образование и его значимости в системе прав и свобод человека и гражданина.

Анализируя, права и свободы человека и гражданина мы отметили, что  конституция гарантирует и защищает права и свободы граждан. Выявление значимости гарантированных конституцией прав и свобод дает возможность понять важность установленных Конституцией положений, содержащих нормы в области прав и свобод человека и гражданина. Однако конституционные права человека не содержат в себе лишь основные фундаментальные права человека, которые не отражают всей сущности прав человека.

Исследование показало, что право на образование - одно из важнейших неотъемлемых социальных культурных прав человека. Оно необходимо для всестороннего развития как самого гражданина, так и общества в целом. Поэтому практически во всех современных конституциях закреплено право человека на образование. В Конституции Российской Федерации имеется специальная ст. 43, посвященная праву на образование. Однако конституционное закрепление права человека на образование не ограничивается одной этой статьей. Существенное влияние на реализацию данного права оказывает также закон "Об образовании", который подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования, т.е. право на уважение человеческого достоинства; свободу совести и информации; свободное выражение собственных мнений и убеждений; свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов; охрану здоровья.

Можно констатировать, что современное российское образовательное законодательство обладает огромным потенциалом, который, к сожалению, остается пока недостаточно реализованным. Далеко не все декларированные нормы удалось осуществить в полном объеме. Основные причины такого положения общеизвестны: это неудовлетворительное финансирование системы образования, а также неотработанность механизма реализации законодательных норм.

В заключение следует отметить, что конституционное право граждан на образование решает двуединую задачу. С одной стороны, получение образования обеспечивает гражданину его жизненное благополучие, положение в обществе, статус, а с другой - обеспечивает общество и государство образованными кадрами, что определяет темпы развития государства, является определяющим фактором ускорения научно-технического прогресса и усиления экономической мощи страны, фактором стабильности общества и демократии.

В рамках данной работы были рассмотрены также решения Конституционного Суда Российской Федерации в области реализации прав в сфере образования в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения, а также решения, в которых Конституционный Суд высказывал рекомендации по совершенствованию федеральных законов в сфере образования.

В связи с изложенным важно, чтобы в настоящее время государство направила основные усилия на борьбу с принятием неконституционных законов, которые нарушают конституционные права и свободы граждан, или усложняют процесс реализации основных прав и свобод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы и нормативных актов

  1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. N 237. 25 дек
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах // Бюллетень международных договоров. 1993. N 1
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
  4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Конституционном Суде Российской Федерации"// СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447
  5. Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании"// СЗ РФ 1996. N 3. Ст. 857
  6. Приказ от 1 января 2010 г. "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"// Бюллетень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 12.
  7. Федеральный закон от 25.06.2002 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон ".
  8. Федеральный закон от 22.08.96 N 125-ФЗ (ред. от 06.10.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
  9. Андрианова В.В. Право на личную неприкосновенность в России (теоретико-правовые основы)//Государственная власть и местное самоуправление. 2011.  N 7
  10. Ахмедов Г.Г  Реализация права на образование как одного из прав и свобод человека и гражданина//Социальное и пенсионное право. 2009. N 1
  11. Бондарь Н.С. Конституционные ценности - категория действующего права//Журнал конституционного правосудия.  2009. N 6
  12. Бондарь Н.С. Конституционный Суд России: не "квазисуд", а больше, чем суд // Журнал конституционного правосудия. 2010. N 3
  13. Бахин С.В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. 1991. N 2
  14. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 2007 г.
  15. Владыкина Т.А. Реализация гражданином Российской Федерации права на образование: вопросы теории, законотворчества и правоприменения//Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 9
  16. Гравина А.А. Акты Конституционного Суда РФ и законодательство о судебной власти//Журнал российского права. 2011.  N 10
  17. Евстифеев Д.М. Конституционно-правовые интересы личности в Российской Федерации: теоретико-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007 г.
  18. Зайцев А. Субъективное право гражданина на образование. - Самара, 2005 г.
  19. Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в европейском правовом поле // Журнал российского права. 2005. N 3
  20. Крусс В.И. Теория конституционного правопользования. М., 2007 г.
  21. Конституция Российской Федерации. Комментарий/ Под общей редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. – М.: Юрид. Лит., 2004 г.
  22. Конституция Российской Федерации. Комментарий/ Под общей редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. – М.: Юрид. Лит., 2004 г.
  23. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации. Краткий курс лекций. – М.: Издательство НОРМА 2012 г.
  24. Кряжков В.А. Региональная конституционная юстиция в Российской Федерации: состояние и пути развития // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. N 3
  25. Куртапова Т.П. Конституционные основы права человека и гражданина на образование в Российской Федерации//Социальное и пенсионное право. 2009. N 2
  26. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (постатейный)/Сытинская М.В., Шкатулла В.И..  отв. ред. В.И. Шкатулла. – М.: "Юстицинформ", 2009 г.
  27. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 2008 г.
  28. Михалева Н.А. Понятие и конституционные принципы правового статуса человека и гражданина в демократическом государстве. – М.: "ЮРКОМПАНИ", 2010 г.
  29. Матвиенко А.И.  Право на защите прав и свобод человека и гражданина//Конституционное и муниципальное право. 2009. N 18
  30. Номоконова З.П. Права человека в философско-правовой доктрине//Юридический мир. 2010. N 2.
  31. Нерсесянц В.С. Проблема общего блага в постсоциалистической России // Российское правосудие. 2006. N 4
  32. Оганесян С.М. Понятие международных стандартов прав человека//Международное публичное и частное право. 2008.  N 2
  33. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций / Под ред. Ю.В. Анохина, В.Н. Бутылина. М.: ЦОКР МВД России, 2008 г.
  34. Павлушкин А.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в сфере образования//Юридическая литература. 2007 г.
  35. Селиванова О.Ю. Субъективное право: сущность, структура, ценность: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001 г.
  36. Шапорева Д.С. Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в России. – М.: «Статут», 2008 г.
  37. Цалиев А.М. Конституционные суды и уполномоченные по правам человека: общие задачи, проблемы образования и взаимодействия// Государственная власть и местное самоуправление. 2010.  N 4.
  38. Югов А.А. Конституционный статус личности - ядро правовой свободы личности//Конституционное и муниципальное право.  2011.  N 5
  39. Югов А.А .Конституционный статус личности - ядро правовой свободы личности//Конституционное и муниципальное право. 2011. N 5

Информация о работе Конституционное право граждан на образование