Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 18:58, курсовая работа
Цель данной работы заключается в выявлении механизма реализации права человека на образование.
В задачи исследования входит:
- рассмотрение сущности прав и свобод человека и гражданина;
- определение содержания права человека на образование;
- выявление роли Конституционного суда в защите прав человека.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Права и свободы человека и гражданина по Конституции России….5
1.1. Всеобщие права человека и конституционный статус личности………5
1.2. Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………….8
Глава 2. Образовательные права граждан: конституционное содержание и гарантии ……………………………………….………………………………...17
2.1. Право на образование как одно из прав в сфере культуры……………17
2.2. Конституционный суд РФ: проблемы и перспективы развития………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30
Список используемой литературы и нормативных актов………………32
Нельзя не сказать и о том, что в основу концепции конституционного строя Российской Федерации в действующей Конституции Российской Федерации положены в том числе и основы, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина.
Свойство неотчуждаемости, состоит в том, что ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания основных ограничений, и гражданин не может взять на себя обязательство перед кем бы то ни было не пользоваться своими правами.
Указанное фактически означает, что права и свободы отнять у человека нельзя. Однако в целях защиты государственных и общественных интересов права человека можно ограничить. Конституция России устанавливает критерии допустимости ограничения основных прав, допуская возможность их ограничения федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
В то же время, анализ содержания многих статей Конституции России свидетельствует, что в них прямо закреплена возможная "отчуждаемость" прав и свобод человека:
- ч. 1 ст. 20 закрепляет право каждого на жизнь, а ч. 2 закрепляет право государства применить смертную казнь;
- ч. 1 ст. 22 закрепляет право каждого на свободу и личную неприкосновенность, но в ч. 2 закрепляется право государственных органов на арест и заключение под стражу человека;
- ч. 2 ст. 23 закрепляет право каждого на тайну переписки. В этой же ч. 2 закреплено право государства ограничить право переписки;
- в ст. 25 закреплено право на неприкосновенность жилища и также закреплено право проникновения в жилище в установленном федеральным законом порядке.
По справедливому мнению А.И.Матвиенко целесообразно было бы дополнить формулировку ч. 2 ст. 17 Конституции РФ "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" указанием "кроме случаев, прямо предусмотренных в законе", либо поместить это указание в преамбулу Конституции14.
Важнейшим принципом, положенным в основу формирования всей системы правового положения личности, является равенство прав и свобод.
В 1948 г. Всеобщая декларация прав человека провозгласила равенство всех людей в их достоинстве и правах (ст. 1). Аналогичные формулировки содержатся и в других базовых международно-правовых документах.
Статья 19 Конституции РФ закрепляет три важнейшие гарантии принципа равенства прав и свобод человека и гражданина в России: 1) равенство всех перед законом и судом; 2) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; 3) равноправие мужчины и женщины.
Говоря о принципе равноправия Н.С. Бондарь указывает на то, что конституцией провозглашено построение правового, демократического (ст. 1) и социального государства (ст. 7). Российским государством взят курс на реальное воплощение в общественных отношениях свободы, равенства и справедливости, хотя оптимальный баланс между этими конституционными ценностями пока не найден.
Это, по мнению автора, объясняется не только несовершенством законодательства и правоприменительной практики, но и объективными, внутренними противоречиями между принципами правового государства (равноправие граждан), с одной стороны, и социального государства (справедливость и социальное равенство) - с другой. В теории и практике современного российского конституционализма пока лишь формируются концептуальные подходы к решению соответствующих проблем (которые в советский период развития в такой плоскости не стояли, и уже поэтому они являются для нас относительно новыми). Новая конституционная концепция социальной справедливости и равенства должна воплощать сплав теории и практики, отражать единство нормативной модели регулирования соответствующих отношений и практики - в том числе судебной - их защиты. И на этом уровне пока отсутствует единый концептуальный подход15.
Российская Федерация закрепляет действие на территории всех общепризнанных мировым сообществом прав и свобод человека и гражданина независимо от того, закреплены они непосредственно в Конституции России или нет.
Говоря об обеспечении государством прав и свобод человека и гражданина, пишет В.Н. Бутылин, можно вести речь о создании государством и его органами условий и предоставлении возможностей для их реализации16.
Исходя из сказанного, первое место в системе общечеловеческих ценностей должно быть предоставлено человеческой личности, а затем свободе, равноправию, справедливости; вершину же этого грандиозного сооружения логично будет венчать теория прав и свобод человека и гражданина.
В научной литературе выделяется классификация прав и свобод человека и гражданина по субъекту осуществления прав. По этому критерию принято разграничивать индивидуальные и коллективные права, включая права народов. Существует мнение об особом статусе прав народов17.
С точки зрения теории права принципиально важным для понимания смысла данной классификации является вопрос о соотношении индивидуальных и коллективных прав. В связи с этим следует подчеркнуть, что осуществление коллективных прав не должно в какой бы то ни было мере умалять индивидуальные права. Во имя общих интересов (общего блага) не должны ставиться под сомнение интересы отдельных личностей. Объясняется это тем, что носителями общего блага (общего интереса) и являются сами члены данного сообщества (каждый в отдельности и все вместе). Общее благо (в том числе народа, нации) не может быть отделено (отчуждено) от блага каждого индивида, а тем более ему противопоставлено18.
В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством - института гражданства (ст.6 Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.
Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными.
Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами. Во-первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально-экономическими правами и свободами; во-вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. И, наконец, в-третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами. Хотя это деление и нельзя признать исчерпывающим, оно тем не менее облегчает анализ конкретных прав и свобод.
1. Социально-экономические права и свободы определяют правовое положение личности как члена гражданского общества.
Важнейшим из этих прав является право на владение и распоряжение частной собственностью. Это фундаментальнейшее право обеспечено всеми средствами юридической защиты от посягательства со стороны как отдельных лиц, так и органов самого государства.
В указании перечня конституционных прав и свобод предполагается критерий социально-экономических прав, который выделяет культурные права человека.
Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедения, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям19.
2. Политические
права и свободы, которыми гражданин
наделяется как член
Важнейшим политическим правом является избирательная правосубъектность гражданина, состоящая из активного и пассивного избирательного права, открывающая для граждан не только возможность участвовать в формировании представительных учреждений, но и проводить в них своих представителей.
Особое значение имеют права, обеспечивающие свободу выражения мнений, - свобода слова, печати, право на получение информации, а также свобода распространения информации.
3. Личные права и свободы предоставляются человеку как физическому лицу вне зависимости от того, является он гражданином данной страны или нет20.
Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д21.
Кроме приведенных классификаций, права человека и гражданина могут разделяться на определенные виды и по другим критериям: по характеру тех потребностей человека, которые удовлетворяются реализацией прав; в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству; в зависимости от роли государства в их осуществлении и др. Следует также учитывать современный процесс детализации прав, увеличения их объема и т.п., обусловливающий эволюцию системы прав, а значит, и усложнение структуры прав.
Глава 2. Образовательные права граждан: конституционное содержание и гарантии
2.1. Право на образование как одно из прав в сфере культуры
Особое место в системе прав и свобод человека и гражданина занимает право на образование. Это право нашло свое закрепление в нормах законодательства довольно давно.
Важно обратить внимание на то, что в отечественных Конституциях право на образование провозглашалось всегда, но понималось учеными по-разному. В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции России каждый имеет право на образование. В преамбуле Закона об образовании оно именуется как основное и неотъемлемое конституционное право гражданина России. По мнению А. Зайцева, закрепленное в Конституции РФ право на образование (как право в объективном смысле) автоматически влечет возникновение одноименного субъективного права22.
Некоторые отечественные и зарубежные ученые-юристы (Н.И. Матузов, Е.А. Лукашева, Е.А. Флейшиц, И. Сабо и др.) действительно относят конституционные права и свободы к определенной разновидности субъективных прав23. Права и юридические обязанности, закрепленные в объективном праве как указывалось ранее составляют важнейшие элементы правового статуса личности и при возникновении необходимых юридических фактов (составов) могут превращаться в субъективные права и субъективные юридические обязанности. Так и право российских граждан на образование, например высшее профессиональное, не действует автоматически, а предполагает прохождение конкурсных процедур и издание компетентным органом (ректором) административного акта, что вызывает возникновение соответствующих правоотношений, субъективных прав и субъективных юридических обязанностей.
Как указывает Т.П.Курпатова, конституционное право на образование в субъективном смысле - реально существующая, гарантированная государством и международным сообществом фактическая возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего культурного уровня в личных интересах и в интересах всего общества24.
Следует указать, что образование осуществляется в интересах человека, общества, государства. Рассматривая механизм возникновения интереса личности в сфере образования, целесообразно обратиться к изучению ее конституционно-правового интереса. Интересное и содержательное исследование данного вопроса осуществлено Д.М. Евстифеевым25. Соглашаясь с ним в главном - осознание и воля выступают в качестве основных элементов субъективной стороны конституционно-правового интереса личности, а цели и эмоции в качестве факультативных, - заметим, что интеллектуальный момент субъективной стороны интереса, "замешанный" на субъективно-психологических свойствах личности, включает в себя не только осознание, но и предвидение, а волевой момент - соответственно желание (нежелание).
Изложенное говорит о том, что реализация права на образование во многом зависит от субъективного интереса личности в реализации данного права.
В то же время нельзя не сказать о том, что образование существует и как потребность личности в социализации и развитии, и как вид творчества человека, и как способ формирования и развития его культуры, и как элемент гражданского общества. Право на образование занимает центральное место среди культурных прав человека. Без права на образование другие культурные права, такие как право на пользование достижениями культуры, свобода культурного, технического и научного творчества, не могут быть всесторонне реализованы. Основными элементами права на образование являются: право на получение образования каждым; право на получение знаний в объеме различных уровней образования; установление не только права, но и обязанности получения основного общего образования; право на получение образования в различных формах; свобода и плюрализм в образовании; право на свободный выбор языка обучения; приоритетное право родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Таким образом, можно утверждать что право на образование является составляющей прежде всего культурных прав человека. Действующее законодательство регулирующее вопросы реализации права на образование должно закреплять нормы прежде всего стимулирующего характера. Исходя из чего важность приобретают задачи образовательной системы закрепленные в законодательстве.
Информация о работе Конституционное право граждан на образование