Конституционное право граждан на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении механизма реализации права человека на образование.
В задачи исследования входит:
- рассмотрение сущности прав и свобод человека и гражданина;
- определение содержания права человека на образование;
- выявление роли Конституционного суда в защите прав человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Права и свободы человека и гражданина по Конституции России….5
1.1. Всеобщие права человека и конституционный статус личности………5
1.2. Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………….8
Глава 2. Образовательные права граждан: конституционное содержание и гарантии ……………………………………….………………………………...17
2.1. Право на образование как одно из прав в сфере культуры……………17
2.2. Конституционный суд РФ: проблемы и перспективы развития………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30
Список используемой литературы и нормативных актов………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по КПР.Конституционное право граждан на образование.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

По мнению Г.Г. Ахмедова в законодательстве перед образовательной системой должны быть поставлены следующие  главные задачи образовательной системы: воспитание человека, обладающего глубокими и всесторонними знаниями, практической подготовкой, высокой культурой, чувством ответственности, владеющего общечеловеческими ценностями, уважающего права и свободы человека, способного превратить Российское государство в одно из демократических и развитых государств мира26.

Для определения сущности права на образование важное значение имеет также раскрытие содержания понятия «образование».

Под образованием понимается "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства" (преамбула от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании")27.

Так как право на образование является разновидностью культурных прав, в юридической литературе понятие образования, рассматривается как первостепенный фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. По многим позициям оно созвучно творчеству28.

 В связи  с этим право на образование  оказывает большое содействие  в реализации права на свободу  литературного, художественного, научного, технического и других видов  творчества. Для того чтобы полноценно  реализовать данное право, необходимо получить соответствующее образование. Кроме того, Конституция РФ (ч. 1 ст. 44) закрепляет право на свободу преподавания, которое связано с образованием и образовательной деятельностью. Педагогическая деятельность возможна как в качестве индивидуально-трудовой деятельности, так и в рамках образовательных учреждений .

Свобода преподавания понимается как вид творческой деятельности, включающий в себя как выбор педагогом индивидуальной методики обучения и воспитания, так и соблюдение установленных государственным образовательным стандартом правил и требований.

Право на образование - право человека на включение в этот процесс и на участие в нем в качестве обучающегося. Оно гарантирует гармоничное духовное развитие индивида и помогает ему стать полезным и полноценным участником социального, политического, духовного и культурного прогресса. В настоящее время все больше распространяется мнение о том, что право на образование не следует сводить только к общему базовому образованию, оно должно длиться всю жизнь и рассматриваться как непрерывное.

Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно.

Законом «Об образовании» конкретизируются дополняются положения Конституции, в отношении обеспечения государствам реализации прав граждан на образование.

Так, пунктом 5 ст. 5 Закона «Об образовании» установлена обязанность государства оказывать содействие гражданам, нуждающимся в социальной помощи, в получении образования. Эта норма носит весьма общий характер, так как только фиксирует обязанность государства полностью или частично нести расходы на содержание в период получения образования указанной категории граждан.

Пунктом 6 ст. 5 Закона РФ "Об образовании" установлены нормы, обязывающие государство создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Следует обратить внимание на то, что в рассматриваемом пункте статьи законодатель особо фиксирует такие цели названных выше категорий граждан, как коррекция развития и социальная адаптация обучающихся, и даже в определенной мере регулирует "технологию" достижения этих целей, указывая на необходимость специальных педагогических подходов. Все это предъявляет специфические требования как к соответствующим образовательным учреждениям, так и к участникам образовательного процесса, что, естественно, должно быть урегулировано на законодательном уровне29.

6 октября 2009 г. в  целях реализации национального  проекта "Образование" и развития  образовательной системы начального  общего образования Министерством образования и науки РФ был издан Приказ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"30, вступивший в действие с 1 января 2010 г. По своей сути он представляет собой один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на получение образования.

Гарантиями реализации гражданином права на образование должны выступать не только определение в законодательстве об образовании перечня органов государственной власти и органов местного самоуправления, ответственных за обеспечение организационно-управленческих и финансовых условий для такой реализации, а также рамочное закрепление обязанностей этих органов, корреспондирующих с правом гражданина на образование (ст. 28, 28.1, 29, 31 Закона об образовании; ст. 24 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании). Главное, по мнению Т.А. Владыкиной, обеспечить максимальную конкретизацию вышеназванных обязанностей и определить порядок их исполнения, усилить ответственность органов власти и их должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, повлекшее нарушение права гражданина России на образование31.

В принципе, ст.5 Закона Российской Федерации «Об образовании» как бы раскрывает п.1 ст. 43 Конституции Российской Федерации о том, что «каждый имеет право на образование».

Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В  части  1  статьи  43  Конституции  Российской  Федерации  признается  право каждого человека на образование в соответствии со статьей 13 Всеобщей декларацией прав человека.

Под системой образования понимается совокупность сети реализующих и образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются в статье 9 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом. В части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования  в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации государство гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5 Закона об образовании).32

Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего и профессионального образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.

Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Вместе с тем статья 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее.

Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со статьи 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» может быть увеличен. По взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший четырнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.

Часть 5 статьи 43 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством в соответствии со статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании». Государственные образовательные стандарты являются основой оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.33

Таким образом, в Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

 Стоит обратить внимание на то, что бесплатность образования гарантируется в пределах государственных стандартов.

Таким образом, можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что право на образование, является наиважнейшим правом отражающим основы правовой культуры и общества. Без должной реализации данного права не возможно развитие государства как социального и как правового.

 

 

 

 

2.2. Конституционный суд РФ: проблемы  и перспективы развития

Общеизвестно, что обеспечение прав и свобод человека является обязанностью всех органов государства, особое значение среди которых отводится Конституционному суду.

Определяя сущность Конституционного Суда РФ, В.Д. Зорькин подчеркивал, что это национальный судебный орган, осуществляющий защиту прав и свобод человека и гражданина посредством конституционного судопроизводства согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ34. Статус, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ урегулированы Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"35.

Особенность юридической природы Конституционного Суда РФ определена в ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 28.12.2010 г.)"О Конституционном Суде Российской Федерации". Являясь судебным органом конституционного контроля, Суд самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Из этого следует, что, будучи органом судебной власти, Конституционный суд РФ одновременно (в силу своих функциональных и институционных характеристик) - это больше, чем суд36.

. Конституционный Суд РФ занимает особое положение в судебной системе. В отличие от других федеральных судов, которые подчиняются Конституции РФ и федеральным законам, Конституционный Суд при осуществлении своих полномочий руководствуется только Конституцией. Решения его действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ не может быть преодолена повторным принятием акта, признанного неконституционным. Официальное толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан. В отличие от других судов Конституционный суд РФ не только применяет конституционные нормы, но и интерпретирует их. В результате их нормативное содержание может подвергаться значительному изменению.

Информация о работе Конституционное право граждан на образование