Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:26, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении концепций гражданского общества. Необходимо решить следующие задачи:
- изучить исторические и современные концепции гражданского общества;
- проанализировать концепции гражданского общества;
- рассмотреть взаимосвязь, государства, права и гражданского общества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА………………………………………………………..……………………...5
1.1. История идей о гражданском обществе ……………………………………...5
1.2. Современные концепции гражданского общества………………………….10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО………….16
2.1. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества………………..16
2.2. Основные черты гражданского общества…………………………………....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..24
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………..26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
КОНЦЕПЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА……………………………………………………….
1.1. История идей о гражданском обществе ……………………………………...5
1.2. Современные концепции гражданского общества………………………….10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ГРАЖДДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО………….16
2.1. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества………………..16
2.2. Основные черты гражданского общества…………………………………....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Возрождение интереса к идее гражданского общества связано с необходимостью глобального социального переустройства, в процессе которого должны возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие действенную обратную связь между человеком, обществом и государством.
Изучение понятия «гражданское общество» имеет давнюю исследовательскую традицию и по настоящее время активно обсуждается различными специалистами: философами, экономистами, историками, социологами, политологами, и особенно российскими политиками. Многочисленные публикации последнего времени раскрывают понятие «гражданское общество» во множествах вариантах, при которых не учитываются типы общества и основные методологические традиции. О понятии «гражданское общество» существуют самые разные, а иногда и вовсе противоречивые представления.
Большинство аналитиков современности полагают, что гражданское общество – это система взаимоотношений в структурах негосударственной сферы общественной жизни, а также способы взаимодействия этой сферы с государством и его органами. Охватывая область личных, частных, бытовых и других интересов членов общества, негосударственная сфера структурно представляет собой совокупность объединений, ассоциаций, союзов по интересам (хозяйственным, профессиональным, творческим, культурным, конфессиональным, просветительским, досуговым и другим), связанных горизонтально-сетевыми взаимоотношениями. В частности, в данную сферу входят такие социальные институты, как семья, церковь, община, органы самоуправления, негосударственные рыночные институты, кооперативы и мелкие предприятия, землячества, трудовые коллективы, политические партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, творческие союзы и т.п.
Во взаимодействии с государством через эти структуры реализуются непосредственные потребности и интересы населения, осуществляется воздействие граждан на всю деятельность государства.
В связи с широким плюрализмом
мнений ученых относительно интерпретации
понятия «гражданское общество»
сложной является проблема классификации
имеющихся научных концепций
и моделей гражданского общества,
тем более что в настоящее
время исследователи склонны
выходить за узкие рамки либерального
и марксистских подходов, стремясь
синтезировать имеющиеся
Цель данной работы заключается в изучении концепций гражданского общества. Необходимо решить следующие задачи:
- изучить исторические и современные концепции гражданского общества;
- проанализировать концепции гражданского общества;
- рассмотреть взаимосвязь, государства, права и гражданского общества.
Объект работы - гражданское общество. Предмет – концепции гражданского общества.
Методы, используемые в данной курсовой работе: сравнительно-правовой, теоретический и исторический.
При написании курсовой работы использовались работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов по использованной проблеме, таких как Матузов Н.И., Малько А.В., Грудцына Л.Ю., Мелехин А.В., Сафронов А.В и др. Полный список использованной литературы включает в себя 12 наименований. Структура работы определена задачами и логикой проведенного исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Уже в политических воззрениях
древних мыслителей мы находим истоки
суждений о поставленной проблеме,
но она рассматривается тогда
исключительно в ракурсе
В политических воззрениях времен Античности, помимо названных правил отношений общества и государства, в социальное сознание внедряются идеи свободы, демократии, политического участия граждан в управлении делами. Аристотель обосновывает этические начала жизни общества, этику счастья, предполагающую утверждение разума, справедливости, добродетели.
Таким образом, первоначально концепция гражданского общества рассматривается только в сфере отношений власти и общества, предпринимаются лишь слабые попытки детализировать закономерности развития самого общества. В эпохи Средневековья и Возрождения главный акцент политических воззрений концентрируется на обосновании роли государства, политической власти, а обществу отводится чаще всего роль манипулируемого объекта, подчиненного либо сверхъестественной силе, либо воле правителя.
В ХVI-ХVII вв. утверждается естественно-правовая
концепция гражданского общества. Ей
дают глубокое обоснование Г. Гроций,
Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, Т. Джефферсон,
А. Гамильтон. Непременными аспектами
гражданского общества эти мыслители
считают свободу, приоритетность суверенитета
народа перед суверенитетом
Глубокое обоснование
общественному договору дает Ж-Ж. Руссо,
и мы вправе говорить об особой концепции
гражданского общества, сформулированной
этим мыслителем. Кратко говоря, эта
концепция впервые закладывает
классовые основы гражданского общества,
четко разграничивает права гражданина
и права индивида, обосновывает неизбежность
объединения, сплочения людей на
основе добровольного согласия, установления
общей воли с учетом гражданских
общесоциальных начал и интересов
гражданина как индивида, частного
лица. Руссо говорит о приоритетности
суверенитета народа как целостном
объединении граждан, о неделимости
и неотчуждаемости этого
Своеобразное толкование
гражданскому обществу дают
А Гамильтон обосновывал идею взаимоотношений большинства и меньшинства в обществе. Чтобы избежать конфронтации внутри общества, обеспечить компромисс между различными социальными слоями, Гамильтон предлагал возложить на государство право защиты интересов меньшинства, оградить его от анархии большинства.
Таким образом, отцы-основатели
США отходят от идеи естественного
права и пытаются придать концепции
гражданского общества преимущественно
социальный характер, разработать механизм
его взаимоотношений с
В конце ХVIII появляется книга английского автора А. Фергюсона «Очерк истории гражданского общества», в которой общественное разделение труда трансформируется на политическую жизнь и делается попытка ее детализации. Однако идеи гражданского общества в этом труде не получили сколько-нибудь плодотворного развития.
Новый этап в обосновании
концепции гражданского общества мы
встречаем в трудах Канта, Гегеля,
Маркса. Так И. Кант дает глубокое философское
обоснование гражданскому обществу,
развивает этические начала социальной
жизни, с помощью категорического
императива пытается утвердить приоритетность
уважения к нравственному закону
жизни общества. Исходным положением
концепции Канта является достигаемый
через убеждение внутренний мотив
личности в приверженности к морали,
добродетели. Внешним выражением этого
состояния является право, согласование
интересов всех членов общества. Кант
называет это коллективной волей. Совокупная
коллективная воля и есть гражданское
состояние общества, или, иначе говоря,
правовое его состояние. Причем каждый
член общества должен обладать правом
фактического владения внутренней моралью,
а не навязанным извне ее приобретением.
Таким образом, мораль выступает
как приоритетное начало по сравнению
с политикой. Отсюда следует, что
истинная гражданская свобода
Г. Гегель во многом углубил названные суждения и придал им дальнейшее развитие. Он обосновал идею о том, что в основе гражданского общества заложено экономическое начало, а в основе государства – политическое. Исходя из этого, он утверждал, что гражданскому обществу присущ прежде всего частный интерес, единичные потребности, которые неизбежно трансформируются в «формальные всеобщности» в виде ассоциаций, объединений граждан. По мысли Гегеля, гражданское общество – некое сочетание частных потребностей индивидов с такими общественными структурами, как судоустройство, полиция и корпорации (объединения граждан). Причем эти структуры являются исполнителями воли государства, монарха. Само по себе гражданское общество, рассуждает Гегель, состоит из трех сословий: субстанционального (землевладельцы, дворяне, крестьяне), промышленного (фабриканты, торговцы) и всеобщего (чиновники, профессора) Гегель впервые дал различие между государством и гражданским обществом.
Весьма жестко трактует гражданское
общество Маркс. Он рассматривает его
как основу государства, как выражение
материальных жизненных интересов
людей. Само же государство его «политический
строй и есть официальное выражение
гражданского общества». Отношения
между государством и гражданским
обществом проявляются как
Следовательно, в трудах
Канта, Гегеля и Маркса нетрудно обнаружить
новый философско-классовый
Концепция гражданского общества
приобретает новые аспекты во
второй половине ХIХ века, и особенно
в первой половине ХХ века. Она рассматривается
преимущественно через