Концепции гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении концепций гражданского общества. Необходимо решить следующие задачи:
- изучить исторические и современные концепции гражданского общества;
- проанализировать концепции гражданского общества;
- рассмотреть взаимосвязь, государства, права и гражданского общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА………………………………………………………..……………………...5
1.1. История идей о гражданском обществе ……………………………………...5
1.2. Современные концепции гражданского общества………………………….10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО………….16
2.1. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества………………..16
2.2. Основные черты гражданского общества…………………………………....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..24
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

концепции гр.о-ва1(2).docx

— 74.87 Кб (Скачать файл)

И, наконец, о возможности  создания гражданского общества в условиях современной глобализации. Современная  концепция гражданского общества, по нашему мнению, вряд ли осуществима. Слишком  интегрирован современный мир и  влиятельны его финансово-экономические  и политические структуры, которые  под тем или иным благовидным  предлогом стараются вмешиваться  в дела других стран, осуществлять так  называемую гуманитарную помощь, устраивать «цветные» революции, насаждать  угодные им марионеточные режимы. К тому же чрезвычайно велика стала  международная роль могущественных транснациональных корпораций, для  которых важнее прибыль, чем благополучие национального общества и собственной  страны. А роль внутренних агентов  влияния, так рельефно проявившаяся при развале СССР и государственных  переворотах последнего десятилетия? Коллаборационизм стал надежным троянским  конем развала любого государства, не говоря уже о гражданском обществе. Иначе говоря, национальные интересы, национальная независимость той или иной страны пришли в непримиримое противоречие с имперским глобализмом стран «золотого миллиарда», прежде всего США, а также международным финансовым монстром типа МВФ и ему подобных структур.

Таким образом, эволюция концепции  гражданского общества на рубеже ХХI века подверглась радикальным коррективам, поставив под сомнение саму идею его  реализации. Конечно, можно рассуждать о тех или иных нишах, сегментах  становления гражданского общества, особенно в развитых странах. Однако в век глобальных информационных технологий, изощренного искусства  манипулирования массовым сознанием  и так невозможно функционирование цивилизованного гражданского общества как того феномена, о котором говорили мыслители прошлого.

 

 

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ГРАЖДДАНССКОЕ ОБЩЕСТВО

 

          2.1. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества

 

Государство и право являются продуктом развития общества. Именно этим объясняются их взаимосвязь  и взаимозависимость. Каждое из этих понятий имеет отличительные  признаки. На протяжении всей истории  развития цивилизации лучшие умы  человечества в силу переживаемой эпохи  пытались в виде учений или практической деятельности создать общество справедливости и равных возможностей. Всемирный  опыт революций, социальных открытий, народовластия, новых систем управления обществом аккумулировался буквально  по крупицам. Его разумное использование  с учетом системных условий в  виде форм государства и национальных систем права является гарантом постоянного  прогресса человечества в настоящем  и будущем.

Государство, руководя обществом, обязано считаться с законами природы, закономерностями социального  развития, общественной моралью, уровнем  развития экономики и множеством других необходимых для обязательного  учета обстоятельств. В противном  случае, как свидетельствует зарубежный и богатый отечественный опыт в период строительства социализма, ее действия обречены на неудачу. Отрицательный  результат может быть известен сразу  или спустя определенный исторический период времени.

Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей. Основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности.

Частная собственность, как  свидетельствует исторический опыт, побудила человека к развитию производства. Она способствовала созданию финансово-экономических  условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению  к государственной власти.

Основным политическим признаком  гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства. Правовое государство, как отмечают исследователи, фактически является политической ипостасью гражданского общества, соотносясь друг с другом как форма и содержание. Их единство олицетворяет целостность  общества как системы, в которой  прямые и обратные связи находят  нормальное и прогрессивное проявление.

В духовной сфере гражданское  общество характеризуется приоритетом  общечеловеческих ценностей. Одним  из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Именно отсюда проистекает возрастающее значение прав и свобод личности.

Законодательно закрепленных универсальных критериев содержания гражданского общества на международном  и национальном уровнях нет и  не должно быть. Это нормальное явление. Также не может быть и единого  подхода к понятию демократии. Поэтому обречены на неудачу попытки "сверхдержав" насильственно навязать другим народам демократию собственного приготовления и понимания.

Наличие гражданского общества может проявляться, по крайней мере, трояким образом. С одной стороны - инициативное выступление граждан в виде поддержки или защиты государства (его государственного строя, территориальной целостности или защиты суверенитета). Наиболее ярким примером может служить массовое стремление населения СССР защитить страну от нападения фашистской Германии в 1941 - 1945 годах. В определенной степени показателем наличия гражданского общества являются и протестные выступления населения против проводимой политики государства.

С другой стороны - выступлением (в том числе и вооруженным) против государства. Наиболее ярко это проявляется в революционные периоды. Например, атаманщина в годы гражданской войны в России (1917 - 1922 гг.) далеко не обычное низменное "своеволие любителей половить рыбку" в мутной войне на фоне массового беззакония. Это также один из способов самосохранения и вариант самоорганизации некоторых групп населения и народностей в условиях смуты. Авторитет и сила атаманов заключались в их близости к народным массам. Каждый атаманский отряд представлял собой локальное явление со своей социальной базой. Белые атаманы Восточной Сибири Семенов, Калмыков, Анненков и Красильников формировали свои отряды из бурят, калмыков, казаков, других народностей и сословий.

С третьей стороны - создание государством населению реальных условий и возможностей для самовыражения в виде предоставления прав и свобод, а также гарантий (политических, правовых, организационных, экономических, идеологических и иных) их осуществления.

В этой связи представляется не лишенным глубокого смыслового содержания афористичное выражение о том, что  гражданское общество - это самодеятельность общества, но обязательно под контролем государства. Степень самостоятельности общества, равно как и степень самостоятельности государства, обязательно должны находиться в состоянии динамического равновесия, предусматривающего учет взаимных интересов.

По-настоящему гражданским  обществом можно считать такую  общность людей, где достигнуто оптимальное  соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. В различных источниках понятие "гражданское общество" представлено по-разному.

При существовании гражданского общества государство выступает  выразителем компромисса различных  сил в обществе. Экономической  основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается  ситуация, когда каждый гражданин  вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует  государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как  государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям  осуществлять свои права и обязанности  граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно  оказывать влияние на принятие политических решений.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом  режиме оно взаимодействует с  государством, при тоталитарном - стоит  в пассивной или активной оппозиции  к государству. Согласно этатической  модели гражданское общество разделено  с государством и ему подчиняется. В либерально-демократической - оно  независимо от государства и в  определенных сферах имеет перед  ним приоритет. Общепризнаваемыми  типовыми признаками высокоразвитого  гражданского общества являются:

1. Наличие собственности  в распоряжении людей (индивидуальное  или коллективное владение).

2. Наличие развитой многообразной  структуры, отражающей многообразие  интересов различных групп и  слоев, развитой и разветвленной  демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального,  психологического развития членов  общества, их способность к самодеятельности  при включенности в тот или  иной институт гражданского общества.

4. Законообеспеченность  населения, т.е. функционирование  правового государства.

 

 

 

 

2.2. Основные черты гражданского общества

 

Гражданское общество выполняет  ряд функций как по отношению  к личности, так и по отношению  к государству. Принято в основном выделять следующие функции гражданского общества:

1. Посредством институтов  гражданского общества создается  определенный баланс личных и  общественных интересов. Экономическая  самостоятельность лица, принадлежащего  к гражданскому обществу, его  автономность и самодисциплина, их гарантии порождают определенную  моральную обязанность перед  другими членами гражданского  общества и заставляют его  воздерживаться от противоправных  поступков.

2. Гражданское общество  является тем социальным пространством,  в котором реализуется большая  часть прав и свобод, а также  обязанностей человека, формируется  общественно-активный индивид.

3. Функция стабилизации  социального развития.

4. Продуцирование норм  и ценностей, которые затем  закрепляет государство.

5. Гражданское общество  выступает в качестве посредника  между личностью и государством. С одной стороны, позволяет  личности, скоординировавшись с  другими людьми, воздействовать  на государство с целью обеспечить  реализацию своих интересов и  потребностей. С другой стороны,  посредством гражданского общества  охраняется частная жизнь граждан  от излишнего вмешательства и  регулирования государством.

6. Функция воздействия  на государство, формирование  его в соответствии с демократическими  устремлениями граждан.

Характеризуя современное  гражданское общество, следует выделить также и условия, которые необходимы для его успешного функционирования.

Первым и основным условием становления гражданского общества является существование и развитие права, максимально адекватно выражающего  общественные потребности и интересы.

Второе условие - это собственность, экономическая свобода и свобода  труда. Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть  собственностью, которая делает его  независимым гражданином.

Третье условие предполагает достаточную развитость многообразной  социально-политической общественной структуры, выражающей все множество  интересов в обществе.

Четвертое условие - развитие личности, активное, сознательное участие  в общественном самоуправлении.

Пятое - воспитание глубокой гражданской ответственности и  формирование высокой правовой культуры в каждом члене общества, а особенно в представителях власти.

Гражданское общество включает всю совокупность межличностных  отношений, развивающихся вне рамок  и без вмешательства государства. Оно имеет разветвленную систему  независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим  образом. Базовые человеческие потребности  в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют  производственные отношения. Они составляют как бы первый уровень межличностных  взаимосвязей. Эти потребности реализуются  через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские  и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении  рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют уже второй уровень межличностных  взаимосвязей. Потребности данного  уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень  межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые  способствуют реализации потребности  в политическом участии, связанных  индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов  и групп реализуются с помощью  групп интересов, политических партий, движений и т.д.

Информация о работе Концепции гражданского общества