Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:26, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении концепций гражданского общества. Необходимо решить следующие задачи:
- изучить исторические и современные концепции гражданского общества;
- проанализировать концепции гражданского общества;
- рассмотреть взаимосвязь, государства, права и гражданского общества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА………………………………………………………..……………………...5
1.1. История идей о гражданском обществе ……………………………………...5
1.2. Современные концепции гражданского общества………………………….10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО………….16
2.1. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества………………..16
2.2. Основные черты гражданского общества…………………………………....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..24
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………..26
В гражданском обществе разрабатывается
единый комплекс основополагающих, осевых
принципов, ценностей, ориентации, которыми
руководствуются в своей жизни
все члены общества, какое бы место
в общественной пирамиде они не занимали.
Этот комплекс, постоянно совершенствуясь,
обновляясь, скрепляет воедино общество
и определяет основные характеристики
как экономической, так и политической
его подсистемы. Экономика и политика
составляют функции гражданского общества.
Экономическая и политическая свободы
считаются формой проявления более
фундаментальной свободы
Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Это сфера социальных отношений, существующих вне, помимо, а нередко и в противовес более строгим правилам, устанавливаемым государством в различных сферах.
Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно, что сущность и качество общества зависят от качества составляющих его личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.
Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., то во втором случае - ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной и личной свободы каждого человека.
Говоря о признаках, свидетельствующих о наличии гражданского общества, необходимо учитывать следующее обязательное условие. Они должны быть пропитаны национальным содержанием и колоритом, отражающими менталитет населения, систему экономических отношений, существующие в обществе мораль и религию и другие поведенческие факторы. Поэтому речь может идти только об основных признаках гражданского общества, которыми являются:
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- самоуправляемость;
- конкуренция образующих
его структур и различных
- свободно формирующееся
общественное мнение и
- всеобщая информированность
и, прежде всего, реальное
- жизнедеятельность в
гражданском обществе
В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. создания системы строгого подчинения "младших старшим", существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу.
Это позволяет сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, неизвестного традиционному обществу. В то же время некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества. В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей.
Добиваясь этой цели, в складывающемся гражданском обществе отдельным его элементам по разным причинам (мировоззренческие, несовершенство законодательства, эгоизм участников и т.д.) не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в основном одного и того же, "но для себя и добиваются желаемого по-своему".
Однако "зрелое" и сложившееся гражданское общество всегда стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению в качестве самостоятельной ценности в обществе гражданских прав и свобод каждого индивида. В частности, речь идет о праве на жизнь, личную неприкосновенность, свободное выражение своих мыслей, частную собственность, свободное объединение в союзы, партии.
Уже говорилось о том, что
общество специально не создается. Оно
возникает на определенном основании,
но, в свою очередь, нельзя упускать
из вида тот факт, что некоторые
институты гражданского общества создаются
в интересах самого общества в
целом, для общественной пользы и
выгоды, для государственной
Исходя из сказанного, можно добавить к вышеуказанным признакам гражданского общества следующие:
- возникновение гражданского
общества на определенных
- недопустимость гражданским
обществом конфликтов между
Политической характеристикой гражданского общества, точнее, качеством, указывающим на его зрелость, выступает его функционирование в правовом государстве.
Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Практически правовое государство на Западе сформировалось в достаточно завершенном виде к середине XX в., в основном в развитых индустриальных странах4.
Для полного формирования
правового государства, помимо провозглашения
конституционного принципа, прежде всего
нужен определенный уровень материальной
обеспеченности людей, развитая экономика,
определенный культурный уровень населения.
Отсталая страна не в состоянии сформировать
правовое государство. В условиях отсутствия
демократии правовое государство немыслимо.
Правовое государство нельзя установить
одним каким-либо актом. Для его
становления необходимо создать
гражданское общество с достаточно
высоким уровнем политической и
правовой культуры населения и государственного
аппарата, с развитой демократией. Полное
оформление правового государства
происходит после периода
Основой правового государства
служит развитое гражданское общество,
где действует принцип свободы
экономической деятельности, основанной
на верховенстве правовых законов. Гражданское
общество и государство - не равнозначные
понятия. С гражданским обществом
нельзя смешивать политическое общество
(государство и другие институты),
ибо основной фигурой и содержанием
гражданского общества являются приобретающие
всеобщее социальное значение человек
как личность и его частные
интересы и потребности, свободная
реализация которых возможна лишь вне
политического контроля. Эти интересы
и потребности выражаются и осуществляются
через такие институты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ концепций гражданского общества позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, долгое время в политической науке понятия «государство» и «гражданское общество» не различались, использовались как синонимы. Однако, начиная с середины ХVII в., процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с неотъемлемыми правами и свободами актуализировали поиск сбалансированного представительства двух тенденций в историческом развитии: с одной стороны, стремления индивида к автономии и свободе и, как следствие, нарастания спонтанности и стихийности в социальном развитии, что в политической науке отразило понятие «гражданское общество», а с другой стороны, потребности в упорядочении, целостности, нейтрализации конфликтов в постоянно усложняющихся социальных взаимодействиях, что отразило понятие «государство». Чаще всего государство и гражданское общество противопоставлялись друг другу.
Во-вторых, гражданское общество (в основе своей буржуазное) приходит на смену традиционному, феодальному обществу. В западной политической науке при всех вариациях доминируют две интерпретации гражданского общества. Первая рассматривает гражданское общество как социальную универсалию, обозначающую пространство межличностных отношений, противостоящих государству в любой его форме. Как сфера реализации повседневных потребностей индивидов гражданское общество включает весь исторический комплекс взаимодействий частных лиц друг с другом.
Во второй интерпретации гражданское общество предстает как феномен западной культуры, как конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Особенностью западной культуры является удивительная адаптивность к меняющимся условиям и повышенная выживаемость в инокультурном окружении. Уникальность цивилизации обусловлена балансом трех сил: раздельных институтов власти, гражданского общества и автономной личности. В качестве основания для сбалансированного взаимодействия этих сил была признана идея прогресса, выраженная в направленности сознания на постоянное совершенствование человека, гражданского общества и государства.
В-третьих, современная политологическая интерпретация рассматривает гражданское общество как сложную и многоуровневую систему невластных связей и структур. Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему не зависимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом: базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т. д. удовлетворяют производственные отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Они реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации. Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т. д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающих религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей и протекают в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества.
Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, что связано с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений.
Если рассмотреть современное гражданское общество в развитых странах, то оно предстанет как общество, состоящее из множества самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность. Так, структура гражданского общества в США представляет собой всеохватывающую сеть различных добровольных ассоциаций граждан, лоббистских групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих и кооперативных объединений, потребительских, спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.
Эти самостоятельные и
не зависимые от государства общественно-
БИБЛИОГРАФИЯ