Концепции гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении концепций гражданского общества. Необходимо решить следующие задачи:
- изучить исторические и современные концепции гражданского общества;
- проанализировать концепции гражданского общества;
- рассмотреть взаимосвязь, государства, права и гражданского общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА………………………………………………………..……………………...5
1.1. История идей о гражданском обществе ……………………………………...5
1.2. Современные концепции гражданского общества………………………….10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО………….16
2.1. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества………………..16
2.2. Основные черты гражданского общества…………………………………....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..24
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

концепции гр.о-ва1(2).docx

— 74.87 Кб (Скачать файл)

В гражданском обществе разрабатывается  единый комплекс основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентации, которыми руководствуются в своей жизни  все члены общества, какое бы место  в общественной пирамиде они не занимали. Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет основные характеристики как экономической, так и политической его подсистемы. Экономика и политика составляют функции гражданского общества. Экономическая и политическая свободы  считаются формой проявления более  фундаментальной свободы человека как члена общества, как самоценной личности.

Гражданское общество можно  представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Это сфера социальных отношений, существующих вне, помимо, а нередко и в противовес более строгим правилам, устанавливаемым государством в различных сферах.

Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно, что  сущность и качество общества зависят  от качества составляющих его личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

Возникновение гражданского общества обусловило разграничение  прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., то во втором случае - ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной и личной свободы каждого человека.

Говоря о признаках, свидетельствующих  о наличии гражданского общества, необходимо учитывать следующее  обязательное условие. Они должны быть пропитаны национальным содержанием  и колоритом, отражающими менталитет населения, систему экономических  отношений, существующие в обществе мораль и религию и другие поведенческие  факторы. Поэтому речь может идти только об основных признаках гражданского общества, которыми являются:

- наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих  его структур и различных групп  людей;

- свободно формирующееся  общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность  и, прежде всего, реальное осуществление  права человека на информацию;

- жизнедеятельность в  гражданском обществе базируется  на принципе координации.

В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. создания системы  строгого подчинения "младших старшим", существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения  действия которых специально создаются  учреждения и механизмы, не известные  традиционному обществу.

Это позволяет сказать, что  гражданское общество возникает  на определенном основании, которое  построено из материала, неизвестного традиционному обществу. В то же время некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества. В свою очередь, гражданское  общество стремится к тому, чтобы  каждый самостоятельно определился  в выборе жизненных целей и  ценностей.

Добиваясь этой цели, в складывающемся гражданском обществе отдельным  его элементам по разным причинам (мировоззренческие, несовершенство законодательства, эгоизм участников и т.д.) не всегда удается достигнуть согласия между  собой, избежать конфликтов, т.к. большинство  из нас хотят в основном одного и того же, "но для себя и добиваются желаемого по-своему".

Однако "зрелое" и сложившееся  гражданское общество всегда стремится  оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая  различных конфликтов. Все это  постепенно приводит к выделению  в качестве самостоятельной ценности в обществе гражданских прав и  свобод каждого индивида. В частности, речь идет о праве на жизнь, личную неприкосновенность, свободное выражение  своих мыслей, частную собственность, свободное объединение в союзы, партии.

Уже говорилось о том, что  общество специально не создается. Оно  возникает на определенном основании, но, в свою очередь, нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые  институты гражданского общества создаются  в интересах самого общества в  целом, для общественной пользы и  выгоды, для государственной целесообразности.

Исходя из сказанного, можно  добавить к вышеуказанным признакам  гражданского общества следующие:

- возникновение гражданского  общества на определенных основаниях  не исключает и того, что некоторые  институты гражданского общества  создаются в его интересах  в целом и государственной  рационализации;

- недопустимость гражданским  обществом конфликтов между самими  членами общества.

Политической характеристикой  гражданского общества, точнее, качеством, указывающим на его зрелость, выступает  его функционирование в правовом государстве.

Развитое демократическое  правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Практически правовое государство  на Западе сформировалось в достаточно завершенном виде к середине XX в., в основном в развитых индустриальных странах4.

Для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего  нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его  становления необходимо создать  гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и  правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией. Полное оформление правового государства  происходит после периода постиндустриального  общества.

Основой правового государства  служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы  экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Гражданское  общество и государство - не равнозначные понятия. С гражданским обществом  нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием  гражданского общества являются приобретающие  всеобщее социальное значение человек  как личность и его частные  интересы и потребности, свободная  реализация которых возможна лишь вне  политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы, и др.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ концепций гражданского общества позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, долгое время в политической науке понятия «государство» и «гражданское общество» не различались, использовались как синонимы. Однако, начиная с середины ХVII в., процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с неотъемлемыми правами и свободами актуализировали поиск сбалансированного представительства двух тенденций в историческом развитии: с одной стороны, стремления индивида к автономии и свободе и, как следствие, нарастания спонтанности и стихийности в социальном развитии, что в политической науке отразило понятие «гражданское общество», а с другой стороны, потребности в упорядочении, целостности, нейтрализации конфликтов в постоянно усложняющихся социальных взаимодействиях, что отразило понятие «государство». Чаще всего государство и гражданское общество противопоставлялись друг другу.

Во-вторых, гражданское общество (в основе своей буржуазное) приходит на смену традиционному, феодальному обществу. В западной политической науке при всех вариациях доминируют две интерпретации гражданского общества. Первая рассматривает гражданское общество как социальную универсалию, обозначающую пространство межличностных отношений, противостоящих государству в любой его форме. Как сфера реализации повседневных потребностей индивидов гражданское общество включает весь исторический комплекс взаимодействий частных лиц друг с другом.

Во второй интерпретации  гражданское общество предстает  как феномен западной культуры, как  конкретно-историческая форма существования  западной цивилизации. Особенностью западной культуры является удивительная адаптивность к меняющимся условиям и повышенная выживаемость в инокультурном окружении. Уникальность цивилизации обусловлена балансом трех сил: раздельных институтов власти, гражданского общества и автономной личности. В качестве основания для сбалансированного взаимодействия этих сил была признана идея прогресса, выраженная в направленности сознания на постоянное совершенствование человека, гражданского общества и государства.

В-третьих, современная политологическая интерпретация рассматривает гражданское общество как сложную и многоуровневую систему невластных связей и структур. Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему не зависимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом: базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т. д. удовлетворяют производственные отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Они реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации. Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т. д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающих религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей и протекают в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества.

Наконец, третий, высший уровень  межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, что связано с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений.

Если рассмотреть современное  гражданское общество в развитых странах, то оно предстанет как общество, состоящее из множества самостоятельно действующих групп людей, имеющих  различную направленность. Так, структура  гражданского общества в США представляет собой всеохватывающую сеть различных добровольных ассоциаций граждан, лоббистских групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих и кооперативных объединений, потребительских, спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.

Эти самостоятельные и  не зависимые от государства общественно-политические институты подчас напряженно противостоят друг другу, борясь за доверие граждан, остро критикуют и разоблачают социальное зло в политике, экономике, нравственности, в общественной жизни и на производстве.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

      1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Магистр-Пресс, 2004. - 410 с.
      2. Боярских А.В. Этапы становления теоретических концепций гражданского общества / А.В. Боярских  // Административное и муниципальное право. - 2012. - № 1. - С. 12 - 19.
      3. Гладышева Ю.Ю. Проблемы соотношения гражданского общества и государства, их взаимного функционирования / Ю.Ю. Гладышева // Общество и право. - 2011.- № 4. - С. 51 - 54.
      4. Грудцына Л.Ю. Государство, народ и гражданское общество в России / Л.Ю. Грудцына // Адвокат. - 2011. - № 6. - С. 54 - 61.
      5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004.- 512 с.
      6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с.
      7. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.
      8. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Маркет ДС, 2007. - 640 с.
      9. Сафронов А.В. Гражданское общество : классификация концепций и новейшие тенденции развития //  Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук / Тульский гос. ун-т. – 2012. – С.163-165.
      10. Струсь К.А. Развитие идеи гражданского общества в истории социально-философской и политической мысли / К.А. Струсь  // История государства и права. - 2010. - № 12. - С. 20 - 25.
      11. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Городец, 2003. - 544 с.
      12. Черноусова Л. Н. Основные концепции гражданского общества: методологический аспект  / Л.Н. Черноусова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2012. - № 4 (18): в 2-х ч. Ч. II. - C. 203-206.

Информация о работе Концепции гражданского общества