Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:26, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении концепций гражданского общества. Необходимо решить следующие задачи:
- изучить исторические и современные концепции гражданского общества;
- проанализировать концепции гражданского общества;
- рассмотреть взаимосвязь, государства, права и гражданского общества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА………………………………………………………..……………………...5
1.1. История идей о гражданском обществе ……………………………………...5
1.2. Современные концепции гражданского общества………………………….10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО………….16
2.1. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества………………..16
2.2. Основные черты гражданского общества…………………………………....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..24
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………..26
Несколько видоизмененное толкование получает интерпретация гражданского общества в трудах российских мыслителей. Так декабрист П. Пестель горячо отстаивает идею о народном суверенитете и его праве на участие в управлении. Анархист М. Бакунин предлагает создавать в городах общинное самоуправление в форме рабочих ассоциаций, которым бы подчинялись заводы и фабрики, а на селе учреждать крестьянские общины,
распоряжающиеся земельными
богатствами. Б. Чичерин, известный
теоретик российского либерализма,
рассматривает гражданское
Проблемы гражданского общества на рубеже ХIХ и ХХ веков как теоретический постулат не находят своего продолжения. И это неудивительно в период острых социальных антагонизмов: серия революций, войн, колониальных захватов, первая мировая война, Октябрьская революция. Тема гражданского общества теряет свою актуальность. На смену ей приходит учение о народовластии, единстве интересов государства, власти и народа.
Впервые это проявляется в опыте Парижской Коммуны, затем находит свое развитие в интернациональном опыте Советов и законченное воплощение получает в опыте СССР и стран народной демократии, в социалистических государствах Европы, Азии, Америки. О том, насколько правомерно существование гражданского общества в условиях социализма нужно говорить отдельно. Здесь же мы только подчеркнем, что развитие гражданских начал в социалистическом обществе имело широкие масштабы, но оно носило целенаправленный характер, нередко инициировалось сверху, шло в русле общенародных приоритетов, единства интересов правящих коммунистических партий и народа. Иными словами говоря, просто не существовало антагонизма между властью и большинством общества. Социальная консолидация общества была ведущей закономерностью его развития, но это не исключало действий явных или скрытых определенных социальных групп и личностей, не разделявших установленные принципы общественного устройства и образа жизни. Поэтому проблема гражданского общества в условиях социализма рассматривалась не в плоскости отношений власти и общества, а в сфере взаимодействия большинства и меньшинства Скрепляющими началами общества были социалистические производственные отношения и господство социалистической идеологии.
В связи с широким плюрализмом мнений ученых относительно интерпретации понятия «гражданское общество» сложной является проблема классификации имеющихся научных концепций и моделей гражданского общества, тем более что в настоящее время исследователи склонны выходить за узкие рамки либерального и марксистских подходов, стремясь синтезировать имеющиеся теоретические воззрения с выводами практических социально-политических исследований и основываясь на современных особенностях и тенденциях общественно-политического развития. Тем не менее, представляется возможным типологизировать большинство имеющихся подходов по критерию «соотношение государства, гражданского общества и личности». Условно можно выделить четыре группы подходов. Первая группа теорий, так или иначе, признает доминирование государства над гражданским обществом, отводя последнему вспомогательную роль в общественно-политических процессах. Интересы личности здесь являются предметом совместной заботы гражданского общества и государства. Вторая группа концепций основана на том, что гражданское общество выступает посредником во взаимоотношениях личности и государства, где гражданское общество является самостоятельным образованием, базируется на частных интересах, и отлично от государства. Третья группа моделей ставит во главу угла противостояние между государством и гражданским обществом, где гражданское общество защищает и представляет интересы и права личности от государственного посягательства. Последняя часть концепций выводит гражданское общество на надгосударственный и мировой уровень, делая его субъектом международной политики2.
Можно условно выделить две концепции: теория мирового гражданского общества и теория транснациональных сетей гражданского общества.
Первая теория акцентирует внимание на том, что гражданское общество сформировать в одной стране невозможно, т.к. религиозный фундаментализм и национализм, особенно в крайних его проявлениях, препятствует формированию развитого гражданского общества с его ценностями гуманизма, толерантности, свободы совести и т.п. Необходимо создание мирового гражданского общества, которое позволит на основе современных социальных конфликтов эффективно бороться с возникающей в обществе аномией, а также религиозной и национальной нетерпимостью. Важнейшей функцией мирового гражданского общества называют борьбу с рисками, экономическими и социальными вызовами глобализации. Государству, которое в условиях глобализации теряет свое прежнее влияние и рычаги управления, необходимо теснее сотрудничать локальными, национальными и международными некоммерческими организациями, которые составляют основу глобального гражданского общества. Именно диалог с гражданским обществом обеспечит сохранение влияния государства как института и поможет его демократизации.
Вторая концепция
С данных позиций можно рассмотреть функционирование гражданского общества в новых условиях и на новом наднациональном уровне, который дает ему возможность больше влиять на государство в целях защиты личностных и общественных интересов.
Однако надо отметить, что не все исследователи разделяют точку зрения о такой новой стадии развития гражданского общества. В частности, сторонники концепций информационного общества полагают, что гражданское общество преобразуется в общество «общественного мнения», в котором осуществляется основное право граждан иметь всю информацию о том, что касается их жизни, и свободно обсуждать то, что влияет на их жизнедеятельность.
С нашей точки зрения, представляется целесообразным сделать акцент, на информационной составляющей общественного развития, которая в настоящее время вышла на первый план. Однако перед этим важно определиться с тем, что же такое «гражданское общество». Это система взаимосвязанных (опосредованно и непосредственно) горизонтально и вертикально интегрированных, формальных и неформальных негосударственных организаций и объединений экономического, политического, социально-культурного характера, которые в своей деятельности преследуют отстаивание частных и групповых интересов и могущие эффективно функционировать (или функционирующие) независимо от государственных органов власти. Внимание на потенциальной возможности функционировать независимо от государства - это следствие того, что многие некоммерческие организации пользуются финансовой помощью от государства, как своего, так и зарубежного, что, однако, не делает их государственными институтами3.
Приведенные концепции развития гражданского общества в условиях постиндустриальной эпохи во многом ставят под вопрос ранее доминировавшие формационные (особенно в отечественной науке) и цивилизационные подходы к интерпретации феномена гражданского общества. И если цивилизационный подход, признающий гражданское общество как неотъемлемый атрибут современной политической системы общества, нуждается лишь в определенной коррекции с учетом новый реалий; то формационная модель гражданского общества, в части постулата об отмирании самого гражданского общества с развитием социально-экономических отношений и перехода к коммунистическому обществу, явно не соответствует действительности.
Очевидно, что гражданское
общество в большей степени
Рост влияния виртуальных горизонтальных и вертикальных социальных связей, формирование электронного гражданского общества, стало следствием не только повсеместного распространения интернета, цифровых технологий, увеличения скорости передачи и объемов информации в геометрической прогрессии, но и ростом дегуманизации государственного управления как на Западе, так и на Востоке. Это происходит с той лишь разницей, что в западных странах только в последнее десятилетие в связи с террористической угрозой и экономическим кризисом началось наступление на частную сферу граждан, ущемление их прав, тогда как во многих странах «третьего мира» такое и даже большее ущемление свобод граждан считалось до недавнего времени нормой. В этом же контексте надо отметить стремление государств поставить под прямой или косвенный контроль институты гражданского общества (например, профсоюзы, партии), что естественно снижает эффективность их деятельности в отстаивании общественных интересов (в т.ч. и в сознании граждан), которые нередко идут вразрез с интересами господствующих политических элит. Отсюда растущая неудовлетворенность граждан и социальных групп (страт) традиционными способами и институтами отстаивания своих интересов и их (граждан) выход в виртуальное пространство, где они могут найти единомышленников, привлечь внимание к своей проблеме (вызвать общественный резонанс), организовать массовое мероприятия различного уровня сложности (от флэшмоба до революции). Социальные сети мобилизуют людей по принципу разделения ими убеждений, а не по межличностным связям, где участники могут быть и не знакомы друг другу или же иметь минимум информации о партнерах.
Важной стороной электронного
гражданского общества является информация.
Попытка государства и крупных
медиа-холдингов фильтровать
Другой важной стороной электронного
гражданского общества является интернационализация
гражданского общества, его выход
за рамки какого-то определенного
государства. Причем здесь речь идет
не только о физическом присутствии
представительств какой-либо международной
организации (например, правозащитной)
втой или иной стране, но и о возможности
данной организации при помощи Всемирной
сети налаживать взаимную коммуникацию
с гражданами различных стран, преумножать
своих сторонников. Очевидно, что
посредством Интернета можно
создать и виртуальное
В целом, надо отметить, что
электронное гражданское
Что касается условий и
предпосылок образования в
Среди предпосылок образцового общества следует выделять многочисленные социальные, политические и экономические факторы. Среди социальных можно назвать набор ценностей (индивидуально-конкурентных, группово-кооперативных, эгалитарно-коллективистских). Среди политических предпосылок отмечают характер власти, роль и реализация ее решений, легитимность действий. Среди экономических предпосылок назовем свободное предпринимательство, условия его деятельности, регулируемая рыночная экономика, наличие инвестиций, ноу-хау. Подытоживая сказанное, отметим, что легитимным решением в гражданском обществе можно считать такое, в обсуждении которого приняло участие возможно большее число граждан, осуществилась бы демократия рационального дискурса.